Технологическая карта по окружающему миру " Земля - кормилица"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

ДЫМБРЫЛОВА ЕЛИЗАВЕТА НАЦОГДОРЖИЕВНА

Технологическая карта по окружающему миру "Земля-кормилица"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта  по окружающему миру.

    Предмет:   Окружающий мир

    Тема урока: Земля – кормилица

     Класс: 4 класс

    Тип урока: Открытие новых знаний.

     Цели урока: 

  • Познакомить учащихся с различными видами почв и их составом, деятельностью человека, показать значение почвы для растений, живых организмов воспитывать любовь к своему краю, бережное отношение к природе.
  • сформировать у обучающихся представление о природной зоне тундре.
  • развивать познавательный интерес обучающихся, умение сравнивать и обобщать.

Планируемый результат:  

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять доброжелательность, доверие, внимательность, помощь в конкретных ситуациях;

Регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, оценивать свои достижения;

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, добывать новые знания, используя учебник, дополнительную литературу, ресурсы интернет и информацию, полученную на уроке; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах, в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

 Материалы к уроку: учебник А. А. Плешакова, Е. А. Крючкова «Окружающий мир» 4 класс, 1 часть. Электронное приложение к учебнику, схема «Состав почвы».

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

I.Мотивация к учебной деятельности.

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

 Мотивирует учащихся.  Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

Приветствуют учителя, настраиваются на предстоящую работу.

Личностные: развитие доброжелательности, привить интерес к новому виду деятельности.

 Регулятивные: осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества  с учителем и  со сверстниками

II. Актуализация опорных знаний

Организует работу по актуализации ранее полученных знаний с помощью загадки.

- Вспомним, о каких полезных ископаемых мы говорили на прошлом уроке?

- А теперь проверим, насколько хорошо вы знаете тему предыдущего урока.  Тест по теме «Наши подземные богатства»

1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают

            а) археологи

            б) строители

            в) геологи

2. К полезным ископаемым относятся

           а) кирпич, бетон, бензин

           б) станки, вазы, ножницы

           в) нефть, глина, гранит

3.В строительстве используют

          а) торф, железная руда, самоцветы

          б) песок, глина, гранит

          в) мрамор, каменный уголь, малахит

4.Металлы получают из

        а) каменного угля, янтаря, мела

        б) жемчуга, известняка, торфа

        в) железной руды, медной руды

5.При помощи буровых установок добывают

        а) нефть, природный газ

        б) калийную соль, алмазы

        в) мрамор, гранит

6.В шахтах добывают

       а) известняк, ракушечник, гранит

       б) каменный уголь, антрацит, железную руду

       в) поваренную соль, жемчуг, графит

7.В карьерах добывают

      а) известняк, песок, глину.

      б) золото, малахит, мрамор

      в) нефть, торф, бурый уголь

8.Полезные ископаемые, обладающие к горению- это а) алмаз, известняк, графит

      б) железная руда, поваренная соль, мел

       в) каменный уголь, нефть, торф.

       

Ответы учащихся.

Дети выполняют  тест, проверяют эталону.

Познавательные: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия)

Коммуникативные: вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками;

 

III.Выявление места и причины затруднений (4-5 мин.)

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

III. Постановка учебной задачи

 Создает проблемную ситуацию. Ребята, послушайте внимательно текст и догадайтесь о чем говорится.

- Мы ходим по ней, бьем, колотим, ворочаем, режем, а она все терпит и добром платит. Резко задумываемся над тем, какую великую роль она играет в жизни каждого человека. Ее называют чудесной кладовой.

- Да, это земля. Люди часто ее называют кормилицей.

-Почему ее называют кормилицей?

-Сформулируйте тему урока. Какая цель урока может быть поставлена в связи с данной темой.

-Что будем делать для достижения этой цели?

- Что вам хотелось узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

  1. - Что такое почва?
  2. - Какой состав имеет почва?
  3. – От чего зависит плодородие почвы?

  

Ответы учащихся. (земля) 

Ответы учащихся.

Формулируют тему и цели урока.

Ответы детей (работать в группах, парах, работать по учебнику, выполнять задания в тетради,)

Вопросы учащихся, фиксируется на доске.

Познавательные: умение структурировать   знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Выражение своих мыслей, аргументирования своего мнения, учет мнений одноклассников.

Регулятивные: определять, формулировать цель деятельности на уроке;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

V. Открытие нового знания

Цель: получение знаний в практической деятельности

 Нам предстоит выяснить, почему землю называют кормилицей.

Практическая работа в парах

-Рассмотрите образцы почвы на ваших столах. Что вы видите?

- Какого цвета почва?

- Давайте выясним, что входит в состав почвы.

Опыт 1.

-Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что видите? (Из почвы идут пузырьки)

- О чем это говорит? (В почве есть воздух)

Опыт 2.

- Возьмем бумажную салфетку, положим на нее немного почвы и сильно сожмем. Стряхнем почву в  в лоток. Что осталось на салфетке? (Влажное пятно)

Вывод: в почве есть вола.

Опыт 3.

- В стакан с водой положите комочек почвы. (Вода в стакане стало мутной)

- Что видите на дне стакана? (Видны песчинки, а сверху глина)

Какой делаем вывод? В состав почвы входят песок и глина.

Опыт 4. Нагреем немного почвы. Что видите?

(Над почвой появился дым, чувствуется неприятный запах)

- Почему это происходит? (Горят старые листья, остатки травы и вымерших насекомых)

- Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус.

Вывод: в почве есть перегной-гумус

Опыт 5. Несколько капель воды, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что видите? (На стекле образовался белый налет)

-Кто догадался, что это такое? (Соль)

  Это соли- питательные вещества, необходимые

растениям.

В ходе практической работы открывается схема

«Состав почвы»

Выполняют практическую работу в группах.

Остатки сухих листьев, старой травы, останки живых организмов.

Дети рассматривают образцы почв.

Ответы детей.

(Почва темного цвета)

 

Работают в парах над выводом: из чего состоит почва?

-От количества перегноя

.

Познавательные: 

моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

Коммуникативные: владеть диалогической формой речи в заданной ситуации;

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью;

получают информацию из текста учебника, обсуждать её;

Личностные: осознавать собственные достижения при изучении темы;

ценить и принимать базовые ценности.

Физкультминутка

Работа по учебнику.

Цель : познакомить с новыми видами почвы.

Знакомства с видами почв.

 - Как вы думаете почва везде одинаковая?

    В природе существует большое число типов

почв. Тип почвы зависит от места расположения

на территории страны, от состава почвы.

Изучением почв занимаются ученые - почв

Работа по учебнику (с.160).  

- Рассмотрите изображения образцов почвы в учебнике (стр.160)

- Сравните их между собой.

- Какие из них самые плодородные? Чтение текста «Какие бывают почвы»

-Проанализируйте и обобщите все, что узнали с соседом по парте.

Мы познакомились с типами почв, их свойствами, но не ответили на вопрос «Почему люди называют кормилицей». Послушайте сказку о волшебной кладовой.

Положишь в волшебную кладовую горстку зерна-получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами.  И зовется-земля. Да, только она тогда добра и щедра, когда людей к ней добры и когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют и поливают.

И правильно.  Как это так: все у земли брать, а взамен ничего не давать?  Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она таит в себе.

 Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки. Потом люди догадались, что можно садить собранные зерна около жилья.  Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.

-  Что называют волшебной кладовой?

-  Что издавна делает земля-матушка?

И не только человека кормит земля, но и насекомых, птиц, зверей. Как можно назвать землю?

Ответы учащихся.

.

Работа в паре.  Сообщения учащихся о видах почв.

Ответы детей.

Коммуникативные: оценивать качества своей работы и общей учебной деятельности.

 Работа по новой теме.

1.Кроссворд.

  1. Слой земли, на котором растут растения.
  2. Одна из составных частей почвы.
  3. Вещество, повышающее плодородие почвы.
  4. Основное свойство почвы.

- Как вы думаете, что произойдет, если почвы вдруг не станет?

- Какой из этого можно сделать вывод?

2. Работа по учебнику. (стр.162-163)

-Прочитаем текст «Охрана почвы». Составьте памятку для работников сельского хозяйства.

«Как защитить почву на полях»

Учитель прикрепляет на доску по их ответам  памятки

  • Сажать лесополосы.
  • Правильно пахать.
  • Проводить снегозадержание.
  • Правильно поливать.
  • Беречь растения.
  • Правильно удобрять.
  • Бороться с оврагами.
  • Не засорять.

Высказывания детей.

Ученики работают в парах.

Представители каждой пары зачитывают свои варианты, другие ребята дополняют.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; построение логической цепи рассуждения.

VIII Рефлексия.

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания.

Организует подведение итогов урока.

Какой материал урока вызвал наибольший интерес?

Где могут пригодиться в жизни новые знания?

Что на уроке у вас хорошо получилось?

Над чем еще надо поработать?

Отвечают на поставленные вопросы.

Коммуникативные: оценивать качества своей работы и общей учебной деятельности

VIV Домашнее задание

 1.Прочитать тест на стр.160 – 163;

2. Выполнить задание 1 на стр.74 рабочей тетради.

3. Подобрать стихи, пословицы о почве, земле- кормилице.

Познавательные: умение структурировать знания; оценивание процессов и результатов деятельности.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Земля - кормилица"

Интегрированный урок природоведение-химия. Проведён в кабинете химии. Объём материала расчитан на 2 часа....

Конспект и презентация к уроку окружающего мира "Земля- кормилица"

Урок к  УМК "Школа России". Помогает познакомить учащихся с различными видами почв, их образованием, составом, с природоохранной деятельностью человека, объяснить почему землю называют кормилицей...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Холодные районы Земли: Северный ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов."

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Холодные районы Земли: Северный ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов." разработана  для 1 класса УМК "Школа России"...

Технологическая карта по окружающему миру по теме "Сокровища Земли под охраной человечества. Красная книга"

Второй урок по теме "Сокровища Земли под охраной человечества". Урок проходит по разделу Красная книга. Работа проводится в группах по 6-7 человек....

Технологическая карта урока окружающего мира «Озёра – краса Земли» (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель урока: формирование представлений об озёрах России и Челябинской области.Задачи урокаДидактические:Формировать знания об окружающей среде, об озёрах нашей Родины;Формировать умения пользоваться т...

Технологическая карта урока окружающего мира «Земля на карте» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Земля на карте» Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока: формирование представлений о понятии «физическая карта мира»; знакомство с океанами и мат...