урок окружающего мира по теме "Умеешь ли ты дружить?"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Риттет Евгения Яковлевна

Данный урок проводится во 2 классе по программе "Школа 21 века", окружающий мир.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

У, Р, Д, А, Ж, Б

Слайд 3

ДРУЖБА

Слайд 5

Дружная работа



Предварительный просмотр:

Тема урока окружающего мира: «Умеем ли мы дружить?» 

УМК:         «Начальная школа 21 века»

учебник        Н.В. Виноградова «Окружающий мир»

                              М. Изд. центр «Вентана – Граф», 2011

Класс: 2

Форма проведения: проблемный урок

Цель: учить детей ценить дружбу.

Задачи: 

  • учить детей дорожить друзьями и дружескими отношениями со всеми одноклассниками;  
  • выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;  
  • помочь в приобретении положительного социального опыта, необходимого для эффективной социальной адаптации;  
  • развивать умения работать в группе,  общаться, вести рассуждение

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока:

Личностные УУД:

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками  в разных социальных поступках  и умение находить выходы из спорных ситуаций
  • способность к самооценке

Регулятивные УУД:

  • умение планировать свои действия в соответствии с поставленной целью

Познавательные УУД:

  • уметь  сопоставлять разные точки зрения  и разные источники информации
  • уметь осуществлять анализ объектов  с выделением существенных признаков по теме

Коммуникативные УУД:

  • умение  отвечать на вопросы, строить понятные высказывания
  • умение работать в группе, вести диалог, учитывать разные мнения  и приходить к общему решению
  • умение формулировать собственное мнение  и свою позицию к оценке героя
  • умение договариваться и приходить к общему решению  в совместной деятельности
  • Технические средства обучения: медиапроектор; экран; компьютер

Необходимое оборудование и материалы:

  • Учебник Н.В. Виноградовой «Окружающий мир» - М. Изд. центр «Вентана – Граф», 2011
  • мультимедийная презентация;
  • наглядность для практической работы;

Ход урока:

Ι. Организационный момент.

Дети , в классе светло?

Да!

Дети, вам тепло?

Да!

Прозвенел уже звонок?

Да!

Уже закончился урок?

Нет!

Только начался урок?

Да!

Хотите учиться

Да!

Значит прошу всех садиться!

1.Мотивация

       - Иногда случается так, что буквы, как и люди, ссорятся. Тогда они могут меняться местами  и … слово теряет свое значение и даже всяческий смысл. Так и произошло сегодня.

В одном прекрасном слове буквы стали спорить, кто важнее. Они шумели, толкали друг друга, кричали до хрипоты, никто не желал уступать другому, даже слушать другие буквы никто не хотел. И вот что из их спора получилось.

- Прочитайте рассыпавшиеся буквы.

 у, р, д, а, ж, б

 - Эти буквы отделены друг от друга запятыми. Невозможно догадаться, что когда-то они были очень дружны и обозначали замечательное и очень важное понятие.

- Давайте подумаем, что нужно сделать, чтобы буквы опять объединились и стали словом.

 (-Нужно расположить буквы в правильной последовательности)

 - Чтобы получилось слово, буквам нужно подружиться. Давайте найдем место каждой букве.

(Дети собирают из букв слово)

-Какое слово вы получили?

(-ДРУЖБА)

- Можете ли вы определить, если в этом слове главная буква?

(- Главной буквы нет, потому что каждая буква в слове важна.)

-Как вы считаете, нужно было буквам затевать спор и ссориться?

(- Буквы спорили совершенно напрасно.)

- Молодцы, ребята, вы преподали буквам хороший урок: ссориться и выяснять отношения некрасиво, неправильно. Важно уметь находить друг с другом общий язык, дружить.

- Предположите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

2. Совместное открытие нового знания.

- Простое слово «дружба», всего 6 букв! А  какой же смысл в этом слове!  

- Если бы вам довелось составлять словарь русского языка, то как бы вы объяснили значение слова «ДРУЖБА»?   (работа со словарём Ожегова)

- Из всего того, что обозначает дружба сыграем  игру «Ваши ощущения»

Игра «Ваши ощущения»

- Какая она на ощупь?

- На вкус?

- С какими животными можно связать слово «дружба»?

- С какой погодой вы бы сравнили это слово?

-Какие краски вы возьмете, чтобы «нарисовать» дружбу?

3. Проблемная ситуация. Работа в группах

- Вы так много знаете о дружбе, помогите разобраться с ситуациями, которые произошли с ребятами. Откройте учебник. (закладки)

 Работа по учебнику с текстом на96 - 97 (86-87) странице.

Учебный диалог. Умеешь ли ты дружить?

Один ученик читает историю. (из 1 группы)

- Выскажите свое мнение о поведении детей.

       1. Маша поделилась с Леной своей тайной, и Лена узнала, что по секрету от своей мамы Маша вяжет шарф в подарок к маминому дню рождения. Очень хотелось Лене всем об этом рассказать. Но она сдержала слово, данное подруге.

- Выскажите свое мнение о поведении детей.

- Как бы вы поступили. Почему?

Читает (2 группа)

        2. Витя хорошо учится, но сегодня за диктант получил «3». Вова засмеялся: «Тоже мне отличник! Так тебе и надо!»

- Кто из вас поступит так же? Почему?

- А кто считает по – другому?

Читает (1 группа)

        3. Лена пришла в новую школу. К ней подошла Ира и сказала: «У нас в классе все девчонки плохие: Оля плохо учится, Мила жадная, а Света некрасивая... Будешь со мной дружить?»

- Стали бы вы дружить с такой девочкой?

- Что она сделала неправильно?

Читает (2 группа)

       4.Алёша опрокинул компот на платье Милы. «Балбес», — крикнула девочка и выбежала из буфета.   Алёша  обиделся  и  перестал  дружить с Милой.   

- Почему Алеша перестал дружить с Милой?

- Кто из ребят прав?

- Что можно им предложить?

- К чему может привести такое поведение ребят?

       

           Учитель. Молодцы. Вы хорошо поработали. Я надеюсь, что вы никогда не поступите так, как эти ребята.

А сейчас давайте  немного отдохнем.

4. Физ.минутка «У оленя дом большой».

--А как вы думаете, ребята, почему именно эту физ. минутку мы проиграли? (дружба между животными)

  5. Работа в группах.

А) Моделирование. «Дом дружбы». «Цветок дружбы».

Одна группа работает над цветком дружбы, а другая над  домом дружбы.

- Наверно, ребята, вы со мной согласитесь, что самое лучшее в жизни – это дружба. Дружбу надо ценить.

-  Ребята двух групп попробуют сейчас  выполнить своё задание: составить  ЦВЕТОК ДРУЖБЫ и построить Дом дружбы.

(каждой группе раздаются карточки  с заданиями)

Надпись на лепестках:

(Помощь, преданность, доброта, внимание, отзывчивость, жадность, трусость, доверие, честность, радость, злость, хвастовство, грубость, равнодушие, зависть, искренность)  

- Ребята, в мультфильме, который очень любят дети крокодил Гена и Чебурашка построили «Дом Дружбы». Я предлагаю вам  построить такой дом из кирпичиков. Но у вас разные кирпичики и вам надо подумать, какие из них подойдут для нашего дома. Для каждого дома очень важен фундамент,  это то на чем держится весь дом.  

- Подумайте, что же будет лежать в основе вашего дома. (Дети  работают у доски)

Из кирпичиков дети составляют «Дом Дружбы».

Согласие

Счастье

Мир

Радость

Любовь

Доверие

Добро

Понимание

Горе

Злость

Жадность

Зависть

Проверка работы в группе:

- Вот и получился цветок дружбы,

- А какие слова вы не выбрали для цветка? Почему?  (ответы детей)

- Чтобы цветок дружбы не завял, надо его посадить около Дома дружбы, который построила  другая команда.

- А какие кирпичики вам  не пригодились? Почему?

- Ваш дом дружбы построен. Вы хотели бы поселить в нем? Почему?

( Дети  высказывают свои мнения.)

 Чтобы жить в таком прекрасном доме и с таким чудесным палисадником, нужно знать золотые правила дружбы.

Золотые правила дружбы. ( на слайде )

1. Помогай другу в беде.

2. Умей разделить с другом радость.

3. Не смейся над недостатками друга.

4. Останови друга, если он делает что-то плохое.

5. Умей принять помощь, совет.

6. Не обманывай друга.

7. Не предавай друга.

8. Умей признавать свои ошибки.

9. Относись к другу как к себе.

- Какие из этих правил ты уже выполняешь, а каким тебе нужно научиться?

- Какое правило тебе кажется самым легким?

- Какое правило тебе кажется самым сложным?

(Высказывания детей).

- Вывод. Обобщение учителя.

Дружба – дело нелегкое дело. Нужно быть искренним с другом, уметь сказать правду, а это не всегда просто.

   

7.  Рефлексия деятельности.

- Ребята, оцените себя! С помощью смайликов, на которых вы нарисуете свои ощущения после нашего урока (улыбка или грусть), мы смастерим крепкие бусы, как символ крепкой дружбы.

. Подведение итогов урока.

 - Интересно вам было на уроке?

 - Возьмитесь за руки по кругу, передайте тот заряд энергии, который вы получили во время урока, улыбнитесь друг другу. Если вам понравилась наша работа на уроке, то похлопайте.

Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой. Давайте не будем никогда ссориться и скажем друг другу слова известного мультипликационного героя, кота Леопольда: « Ребята, давайте жить дружно!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...