урок окружающего мира по теме "Лес - природное сообщество"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Панфилова Елена Алексеевна

 Урок на темй "Лес - природное сообщество". На уроке - работа в группах: географы, ботаники, зоологи, экологи. Группы получают задание - о какой продной зоне пойдёт речь. Объект исследования - лес. Работа по плану на доске. Составление церей питания. Лес нашего края. Работа с рубрикой "Проверь себя". Обобщение - составляем сему взаимосвязи живой и неживой природы в лесу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_4_klass.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Лес — природное сообщество».

Цель: формирование представления о лесе как о сообществе; разъяснение термина природное сообщество; развитие умения находить взаимосвязи в сообществе, распознавание растений и животных; знакомство с характерными растениями и животными леса Кольского полуострова; развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» для IV класса, рабочая тетрадь к учебнику (тетрадь «Проверим себя», атлас-определитель «От земли до неба», карта растительности Кольского полуострова; иллюстрации животных, грибов, карточки с изображением растений леса, карточки для составления цепей питания; рисунки березы и ели; кадр из видеофильма «Жуки-рекордсмены» (жук-могильщик).

            Ход урока.

1. Организационный момент.

—  Сегодня мы продолжим нашу работу по разделу «Родной край — часть большой страны.

2. Актуализация опорных знаний.

— Прежде чем приступить к рассмотрению новой темы, вспомним одну из природных зон, с которой познакомились на предыдущих уроках. Для этого поработаем в группах (группы географов, ботаников, зоологов и экологов). Каждая группа получает задание и определяет, о какой природной зоне идет речь.

Географы. Эта зона расположена севернее зоны степей. Лето теплое, зима короче, чем в тундре, и мяте. В течение года выпадает большое количество осадков.

Ботаники. Вот могучий красавец дуб, белоствольная береза, осина с дрожащими листьями, раскидистая липа, сосна и ель растут вперемешку. Их ветви часто образуют густой навес, а внизу — подлесок из орешины и других кустов.

Зоологи. В этой зоне обитают бурый медведь, куница, рысь, лось, филин, кукушка, иволга, дрозд, сорока, ворона, дятел.

Экологи. Население этой зоны занимается заготовкой древесины, пушнины. Здесь очень много пастбищ. А еще эту зону называют легкими нашей планеты.

После обсуждения в группах учащиеся приходят к выводу, что речь идет о лесной зоне.

3. Постановка учебных задач урока.

— Итак, мы с вами уже познакомились с природой лесной зоны.

Есть у меня зеленый друг,

Хороший друг, веселый.

 Он к нам протянет сотни рук

И тысячи ладошек.

Объект нашего исследования — лес (на доске записаны слова природное сообщество, но они закрыты). Что же такое лес? Что нам известно о нем, какой смысл мы вкладываем в понятие лес?

Учащиеся обсуждают и приходят к выводу, что пока ответить на этот вопрос не могут.

—  Давайте выясним (план записан на доске).

1. Что растет и кто живет в лесу?

 2. Невидимые нити.

3. Что произойдет, если...

4. Работа по теме.

—  Широко раскинулся на карте нашей страны зеленый океан лесов. А есть ли леса в нашем крае? Какие они? Какую площадь занимают леса на Кольском полуострове? Как расположены леса?

С физической картой Мурманской области работает группа географов.

— Отправляемся с вами в лес, чтобы выяснить, что в нем растет.

Учащиеся рассматривают иллюстрацию (с. 178 учебника) с изображением леса, а на доске — панораму леса.

—  Что вы видите в лесу? (Растения.) Разбейте их на группы. (Деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники.) Как расположены разные растения в лесу? (Неодинаково, этажами.)

Ученые их называют ярусами (лесными этажами). Как вы думаете, какие растения занимают самый верхний ярус? Почему? (Деревья, которым требуется больше света.) Какие растения располагаются ниже? (Деревья и кустарники, которые менее требовательны к свету.) Какие растения располагаются егде ниже? (Травянистые: седмичник, лесная герань, любка двулистная, земляника; мелкие кустарнички: черника, брусника, голубика и т.д.) Какие растения занимают самый нижний ярус? (Мхи и лишайники.) Сравните наш вывод с выводом в учебнике (с, 178).

Каждый листочек стремится поймать солнечный луч, поэтому листья на деревьях и кустарниках образуют мозаику, при которой они не затеняют друг друга. Листья многих растений могут менять свое положение, разворачивая листик к падающему свету. У других, избегая попадания прямых солнечных лучей, листья поворачиваются вертикально.

Мы выяснили, как расположены растения в лесу. А теперь поработаем в группах. С помощью атласа-определителя «От земли до неба» (с. 62-69,78-90) узнайте растения, подпишите их названия и заполните таблицу «Растения нашего края» в рабочей тетради на с. 55, задание № 2,

Группы получают карточки с изображениями растений и располагают их по группам.

Географы. Береза, хвощ, земляника, шиповник, брусника, мох сфагнум, осина.

Ботаники. Сосна, кукушкин лен, голубика, кладония, лесная герань, ель.

Зоологи. Любка двулистная, черника, щитовник, рябина, голубика, ольха, можжевельник.

Экологи. Рассматривают рисунок и читают текст.

Крошки ели, как мимозы, Вырастали под березой. А как выросли те крохи — Няньке стало очень плохо!

~ Почему елочки сравнивают с мимозой? Лесоводы иногда называют березу доброй няней. Почему? Как объяснить выражение: «А как выросли те крохи — няньке стало очень плохо?» (Ель — теневыносливое растение, а береза — светолюбивое.)

Проверка. Расположите растения по ярусам.

—  Как вы думаете, к какому ярусу можно отнести молодые деревца? (К верхнему.)

Что же растет в лесу?

На доске табличка — растения.

— Почему растения в лесу образуют этажи? (Одним растениям требуется много света, другим — меньше, а третьи могут жить только в тени.)

Кто живет в лесу? Почему все-таки наш лес кажется безжизненным? Кого в нем не хватает?

Заселим наш лес животными и проследим, как они приспособились к жизни в лесу.

На доске изображения разных животных леса, среди них лишний — белый медведь.

— Какое из этих животных лишнее? Почему? (Белый медведь живет в холодном климате, питается рыбой, тюленями. Он не приспособлен к условиям жизни в лесу.)

Разбейте оставшихся животных на группы.

После обсуждения учащиеся разбивают животных на группы по месту обитания в лесу: а) животные, которые ведут наземную жизнь; б) животные, которые обитают на деревьях; в) животные, которые обитают в почве.

—  Работаем в группах. Приведите примеры лесных животных нашего края, которые обитают на деревьях, ведут наземную жизнь, обитают в почве (задание № 6 на с. 57 рабочей тетради).

Для экологов другое задание. Решить задачу: «Люди нередко меняют свои квартиры, переезжая из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменять квартиры лесные жители? Может ли белка поменять свою квартиру на квартиру крота?»

Проверка. Заселите схему лесных ярусов: поместите животных соответственно: а) в крону деревьев; б) на поверхность земли; в) в почву.

Расскажите о животных нашего края.

Группа зоологов делает небольшие сообщения о глухаре, буром медведе.

—  Почему у глухаря короткие широкие крылья? (Они гнездятся на земле, поэтому им необходимо, чтобы их крылья не цеплялись за ветки кустарников.) В чем еще видна их приспособленность к условиям жизни в лесу? (У них толстый и загнутый вниз клюв, для того чтобы долбить шишки. Глухари используют снежный покров для убежища: около 80 % времени проводят, зарывшись в снег.) Как бурые медведи приспособились к условиям жизни в северных лесах? (Они с наступлением зимы залегают в спячку.)

Как многие животные приспособились к жизни в лесу? (У многих животных — покровительственная окраска под цвет стволов и листьев деревьев. Хищники приспособлены к охоте: глаза расположены на передней стороне головы, что важно для определения расстояния до жертвы. У животных, которые служат добычей, глаза расположены ближе к бокам головы — этим обеспечивается максимальный обзор окружающего пространства.)

В ы в о д. Па доске табличка — животные.

— Что можно сказать о животных леса? Почему эти животные живут в лесу? (Они приспособились.) Чем служит лес для животных?

На доске табличка — укрытие.

—  Какое еще значение имеет лес? На доске табличка — кислород. Цени питания.

— Чем питаются разные животные?

Работа в группах. Составьте цепи питания (задание № 2, с. 45 тетради «Проверь себя»).

Вывод. Какие же взаимоотношения складываются в лесу между его обитателями? (1. Поедание растений животными. 2. Поедание животных животными.)

На доске табличка — пища.

—  Как животные помогают распространять плоды и семена? (Сойка, белка, мышь распространяют желуди.) Какое значение животные имеют для растений? (Распространяют плоды и семена, шмели и осы опыляют растения.)

На доске таблички — распространение плодов и семян, опыление.

— Какие еще животные организмы можно встретить в лесу? (Грибы.) Назовите их. Разбейте на группы. Как вы думаете, какой ярус они занимают? А нужны ли лесу грибы? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте в учебнике текст на с. 179.

Проверка. Как грибы связаны с лесными растениями?

На доске таблички — соли, вода.

— Как грибы связаны с животными леса? На доске таблички — пища, лекарство.

— Каким образом грибы поддерживают круговорот веществ в лесу? (Способствуют расположению растительных организмов.)

Цепи разложения.

— Давайте заглянем в почву. И тут кипит работа: здесь знакомые уже нам черви, личинки насекомых, кроты, микробы, жуки-могильщики. Проследим за поведением жука-могильщика и попробуем ответить на вопрос: почему в лесу невозможно встретить мертвых зверьков и птиц?

Учащиеся смотрят кадр из видеофильма «Жуки-рекордсмены» о жуке-могильщике.

— Для чего они это делают? (Возможно, для того, чтобы в лесу было

чисто, не зря их называют насекомыми-санитарами. Но им, как и всем живым организмам, нужна пища, но пища особая.)

— Прочитайте в учебнике на с. 180 текст о лесной подстилке и микроорганизмах и поставьте вопросы к тексту. (Что образует лесную подстилку? Какое значение для леса имеет лесная подстилка? Чем служит еще лесная подстилка для животных?) Таким образом, дождевые черви, микробы, жуки-могильщики перерабатывают погибшие растения, животных, их выделения, образуя лесную подстилку и обогащая почву перегноем.

Вывод. Какое значение имеет лесная     у подстилка?        

          На доске табличка — повышение плодородия почвы.

 5. Обобщение. На доске схема:

   растения                                                        животные

 

                                 плодородие почвы

           

            вода                                                   пища

            соли                                              лекарство        

                                     грибы

                                                 

                              микробы

— Что можно сказать об отношениях, которые сложились между обитателями леса? (Растения, грибы и животные связаны между собой невидимыми нитями.)

Можно ли сказать, что все лесные обитатели живут сообща, связаны между собой? В начале урока мы поставили вопрос: что такое лес? После того как мы раскрыли все взаимоотношения, которые сложились между обитателями этого природного дома, попробуйте ответить на вопрос: что такое лес? (Учащиеся предлагают свои варианты ответов).

Есть научное название — природное сообщество. Лес — отец, а все лесные обитатели — его дети. Все они находятся между собой в тончайших и сложнейших взаимоотношениях. Как в легкой постройке кар-точного домика — только тронь одну карту — мгновенно нарушится равновесие и все рухнет.

6. Закрепление.

— Решите задачу (с. 180 учебника, задание «Подумай!»).

Что произойдет, если...

Каждый день по телевизору, радио передают прогноз погоды. На основе проведенных исследований мы тоже можем составить некоторые экологические прогнозы, позволяющие предвидеть результаты нарушения существующих в природе взаимоотношений.

Работа в группах. Проанализируйте, что произойдет в лесу, если исчезнут: а) грибы; б) жуки-могильщики; в) сосны и ели; г) белки.

А могут ли они исчезнуть на самом деле? Какой вывод можно сделать? (Нужно беречь природу и не нарушать природного равновесия.)

На следующем уроке мы подробнее поговорим о значении леса для человека, влиянии человека на сообщество, об охране леса, начнем составление Красной книги  нашего края.

Домашнее задание: подобрать материал об исчезающих растениях и животных Ставропольского края; выполнить в рабочей тетради задания № 5, 7, 8 на с. 56, в учебнике прочитать статью на с. 175-181  сделать задания 1, 2

7.  Оценивание работы групп.

8. Итог урока.                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. "Что такое природное сообщество?"

Урок по программе Л.В.Занкова. Учебник Н.ЯДмитриевой, А.Н.Казакова, 3 класс....

Урок окружающего мира "Жизнь леса. Природное сообщество-лес"

Методическая разработка открытого урока по окружающему миру  (4 класс)...

Мастер-класс по окружающему миру. 3 класс. "Природные сообщества «луг», «озеро», «поле», «лес», «тундра».

В мастер-классе представлены наиболее результативные элементы организации групповой  работы, методические приемы, педагогические действия, обеспечивающие эффективное решение учебно-воспитательных...

Урок по окружающему миру. Тема: "Лес - природное сообщество" (Школа России)

Цель урока: Способствовать формированию представлений у учащихся знаний по теме «Лес – природное сообщество»Учить обобщать и систематизировать знания . Задачи:Дидактическая: способствовать систем...

Презентация к уроку окружающего мира по теме"Природные сообщества, растения леса".Конспект урока.

Урок окружающего мира в 3 классе, на котором дети получают понятие о лесе, как природном сообществе.Презентация наполнена интереснейшим объемным материалом для раскрытия темы на ур...