Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Кто такие птицы?" для 1 класса УМК Школа России
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

Козлова Ирина Николаевна

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Кто такие птицы?" для 1 класса УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_kto_takie_ptitsy.docx60.41 КБ
Файл kto_takie_ptitsy.pptx1.93 МБ

Предварительный просмотр:

        

Тема урока:  « Кто такие птицы?»

Тип урока:  урок усвоения новых знаний.

Цель: формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями;  познакомить с особенностями их строения; с местами их обитания.

Основные этапы урока:

1 . Организационный момент.

 2. Актуализация знаний.

3. Определение темы и задач урока.

4. Изучение нового материала.

5. Практическая работа.

6. Обобщение, систематизация и применение знаний.

7. Рефлексия и подведение итогов урока

8.  Рекомендации для занятий дома.

УУД, формируемые на уроке: предметные, метапредметные, личностные.

Формы учебного сотрудничества, используемые на уроке: фронтальная, работа в группах, индивидуальная работа.

Предполагаемый контроль:  текущий.

Планируемый результат: предметные: учащиеся научатся: узнавать птиц на рисунке; описывать птицу; получат возможность исследовать строение пера птицы; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний;  рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметныерегулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, познавательные -овладеть логическими действиями сравнения, обобщения по родовым признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Использованное оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация; учебник «Окружающий мир» и рабочая тетрадь к учебнику (автор А.А.Плешаков);  карточки с заданием;

У учащихся: разные по размеру, форме, цвету перья птиц; цветные карандаши; лупа; синие и зеленые карточки; стакан с водой, ножницы.

Этап        урока

Проектирование содержания деятельности учителя и форм и держания деятельности учеников

Планируемое время и необходимый инструментарий

Как используется, меняется предметно-пространственная среда класса,

изменяется расстановка, используются материалы

среды        класса и др.                

Учитель

Ученики

1. Организационный этап

-Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Здравствуйте, юные любители природы! Я рада вас приветствовать на уроке, где мы узнаем много интересного и удивительного

Настраиваются на урок, приветствуют учителя.

1 мин

Стихи и приветливые, доброжелательные слова

учителя в начале урока

 помогают создать

благоприятное психологическое настроение учащихся,

 настроить их на работу, активизировать внимание детей.

2. Актуализация знаний

1. Беседа:

-У кого дома есть аквариум?

-Кто узнал, как называются рыбы, живущие в нем?

-Кто дома вместе с родителями узнал о какой-нибудь рыбе?

-Кто узнал, есть ли рыбы, тело которых не покрыто чешуей?

2. Игра «Подводное царство»

Учитель называет различных рыб. Если рыба речная, то ученики поднимают зеленую карточку, если морская, то синюю.

        

        Ответы детей

3-5 мин

1 мин

Учащиеся актуализируют уже имеющиеся знания, осознанно строят речевое высказывание в устной форме.

За короткий промежуток времени учитель может оценить уровень освоения материала всего класса. Ребята с удовольствием играют в подобные игры и не испытывают эмоциональный стресс при проведении подобных опросов.  

. Самоопределение к деятельности

-Ребята, Муравьишка Вопросик приглашает нас в лес, чтобы послушать песни его жителей. Как вы думаете, чьи песни так понравились Муравьишке?

- А кто такие птицы?

- Муравьишка встретил в лесу бабочку. Он думает, что она птица. Прав ли он?

- Почему, ведь бабочка умеет летать?

- Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить на уроке?

- Прочитайте тему урока на стр.36

- А что мы узнаем о птицах? (Учитель подсказывает, задавая наводящие вопросы)

-Молодцы, ребята. А еще мы научимся описывать птиц по плану.

 

-Песни птиц

-Животные, которые умеют летать

-Нет

-Бабочка- это насекомое

-О птицах

-Кто такие птицы?

-Сколько ног у птиц.

-Чем покрыто тело птиц.

 -Чем птицы отличаются от других животных.

        

3 мин

Первоклассники учатся формулировать тему урока самостоятельно для того, чтобы усилить свою мотивацию к познанию окружающего мира. Задача учителя- подвести учащихся к правильным домыслам.        

4. Работа по теме урока

1. Игра «Вспомни птиц»

-Вспомните, каких птиц вы знаете.

Учитель следит за тем, чтобы не было повторов.

-Молодцы! Так много птиц вспомнили!

2. Работа с презентацией и по учебнику

-Рассмотрите верхний рисунок на с.36. Каких животных вы узнали?

-Что общего у этих животных?

-Можно ли отнести их к одной группе? Какое из этих животных относится к птицам?

-А почему вы назвали курицу- птицей? Ведь она очень плохо летает? Значит наличие крыльев и умение летать – не самый главный признак птиц? Как же нам понять является животное птицей или нет?

Рассмотрите других птиц на с.37. Подумайте, какой общий признак их объединяет.

-Каких животных называют птицами?

- Давайте познакомимся со строением птицы на примере голубя. Рассмотрите рисунок на с 36.

- Посмотрите внимательно на рисунки и сравните форму и размер клюва и ног у разных птиц.

- Молодцы ребята.

Учитель зачитывает текст презентации и, в качестве примера, обращает внимание учеников на изображенных птиц.

- На что похожа летящая птица?

- Все тело у птиц покрыто перьями. Перья есть только у птиц. Это главный признак отличия птиц от других животных. Без перьев птице не обойтись. Они спасают её от ушибов, от холода и жары, маскируют от врагов. Перья- это одежда птиц.

Учащиеся по очереди с каждого ряда говорят названия птиц.

-Курица, летучая мышь, белка-летяга, ночная бабочка.

-Они умеют летать

-Курица, у нее есть крылья

-Это перья

-Животных, тело которых покрыто перьями

Ребята по одному выходят к доске, показывают и называют одну часть тела птицы. Остальные находят эту часть тела на рисунке в учебнике.

-Рассматривают рисунки и строят предположения почему эти части тела у разных птиц отличаются

Возможно, что кто-то из ребят заметит сходство с самолетом.

3 мин

10 мин

Соревнование по рядам. Выигрывает ряд, назвавший больше птиц.

Учащиеся выясняют и осознают отличие птиц от других животных на основе существенных признаков; осваивают доступный способ изучения окружающего мира (наблюдение).

На экране слайд №2 презентации.

На экране слайд№3 презентации

(см. Приложение №1)

На экране слайды с№4 по №6 презентации

На экране слайды №7 и №8 презентации

5. Физкультминутка

Вышли уточки на луг, 
Кря-кря-кря! (Шагаем.) 
Пролетел веселый жук, 
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.) 
Гуси шеи выгибают, 
Га-га-га! (Круговые вращения шеей.) 
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.) 
Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.) 
Шарик тоже зарычал, 
Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.) 
Зашептал в воде камыш, 
Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.) 
И опять настала тишь, 
Ш-ш-ш. (Присели.)

2 мин

Кратковременный отдых на уроке, цель которого снять статическое напряжение

6. Продолжение работы по теме урока

1. Практическая работа в группах

Класс делится на группы. Каждая группа получает по несколько различных перьев и лупы.

- Чем различаются эти перья?

- Подумайте, для чего птицам нужны большие перья?

- Для чего нужны маленькие перья?

- Правильно ребята.  Посмотрите на экран. Учитель зачитывает текст презентации.

-Что случится если вы подуете на перо?

-Правильно. Но несмотря на свою легкость, перо очень прочное. Возьмите лупы и рассмотрите перья. Что вы видите?

-Попробуйте разъединить бороздки

-Разрежьте перо. Что вы видите внутри?

-Правильно, перо внутри полое, поэтому перья очень легкие.

-Обмакните перо в стакан с водой. Намокло ли перо?

-Какой вывод вы можете сделать?

-В рабочей тетради (с.25 №1) зарисуйте перья птиц, которые вы сейчас рассмотрели. Обменяйтесь тетрадями с товарищем из своей группы, оцените результаты работы.

  1. Беседа

- Что вы можете сказать об окраске перьев?

- О какой птице говорится в загадке?

Распустила хвост жар-птица,

Он горит и золотится.

Из заморских к нам долин

Этот хвост принес…

- Молодцы!

Учитель читает текст презентации

  1. Выполнение заданий в рабочей тетради

С.25-26 №2

-Рассмотрите изображения птиц, которых люди часто путают

- Чем эти птицы похожи?

- Чем отличаются?

- Теперь раскрасьте контурные рисунки этих птиц.

С.26 №3

А теперь вы попробуете самостоятельно нарисовать птичку.  Рассмотрите порядок выполнения рисунка и выполните задание.

  1. Беседа, работа по учебнику

- Отгадайте загадки:

И петь не поет,

И летать не летает…

За что же тогда

Его птицей считают?

Учитель или хорошо читающий ученик зачитывает текст со слайда.

Скажи-ка мне,

Какой чудак

И днём, и ночью

Носит фрак?

Учитель или хорошо читающий ученик зачитывает текст со слайда.

-Эти животные не умеют летать, но они являются птицами. Почему?

- Рассмотрите птиц на стр.37 учебника и вспомните их названия. Можете советоваться друг с другом и пользоваться атласом-определителем.

-Каких из этих птиц вы видели в городе? За городом? Что вы о них знаете?

Учитель достает карточки с изображением этих птиц. Представители команд выбирают по одной карте. Задание: рассказать о выбранной птице по плану в учебнике.

-Формой, цветом, размером.

- Чтобы летать.

- Для тепла.

-Перо полетит, значит оно легкое.

- Все перья имеют одинаковое строение.

-Это сложно сделать, т.к. они прочно соединены.

-Внутри пусто.

-Нет, вода скатилась капельками.

- Перья защищают птицу от дождя.

-Перья отличаются по цвету. Они украшают птиц.

- Павлин.

-Имеют темное оперение.

-Размерами. У вороны черные только передняя часть головы, шея, крылья и хвост. Остальное оперение серое.

У галки серый только затылок, остальное оперение черное.

Грач имеет синевато-черного цвета оперение, закругленный хвост и вытянутый клюв.

-Страус.

- Пингвин.

-Их тело покрыто перьями.

Анализируют картинки с изображением птиц, определяют их названия, называют среду обитания

От каждой команды выходит один человек и пересказывает текст, составленный всей командой.

7 мин

1 мин

3-5 мин

5-6 мин

Учащиеся осмысливают учебное задание и участвуют в групповом обсуждении вопросов.

На экране слайд №9, а затем №10

На экране слайд №11

Ребята контролируют выполнение своих действий, вносят необходимые коррективы (свои и учителя); выстраивают свои ответы в устной форме; выделяют информацию из прослушанного текста; аргументируют ответы на вопросы, обосновывая свою точку зрения, строят понятные для одноклассников высказывания.

На экране слайд №12

На экране слайд №13

На экране слайд №14

На экране слайд №15

Ребята продолжают работать в группах. Они учатся слушать информацию, извлекать нужные сведения, применять их в дальнейшей работе; участвовать в коллективном обсуждении и принимать другую точку зрения.

7. Рефлексия

- Нарисуйте смайлик, который отражает ваше отношение к сегодняшнему уроку.

Выполняют самооценивание результата работы на уроке

1 мин

Детям нравится работа с итоговой самооценкой деятельности с помощью смайликов.

8. Подведение итогов урока

-С какой группой животных мы сегодня познакомились?

-Назовите отличительные особенности птиц.

- Прочитайте вывод в учебнике.

- Совпадает он с нашими наблюдениями?

- Расскажите о строении птицы

- Посмотрите на нижний рисунок на стр. 37 учебника. На чем летит Муравьишка? Может ли он лететь без дельтаплана? Почему?

2 мин

На экране слайд №16

Ребята осознают итог урока, критически осмысливают услышанную информацию; выстраивают доказательства в устной форме.

9. Рекомендации для занятий дома

-Ребята, вы молодцы! Сегодня все очень хорошо поработали. Для закрепления того, что мы сегодня узнали, предлагаю дома

выполнить задание по выбору. Ребята, которые любят отгадывать загадки – подберут загадки по теме сегодняшнего урока, любители рисовать – нарисуют птиц, любители фантазировать – придумают сказочную историю по нижнему рисунку на стр.37

1 мин

Нестандартное задание должно вызвать повышенный интерес у ребят.

        


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по окружающему миру и ОБЖ в 1 классе (Программа «Школа России»).

Тема урока: Откуда берется и куда девается мусор?Формирование представления об источниках бытового мусора и способах его утилизации;убедить о необходимости соблюдения чистоты в доме, поселке, на приро...

Презентация к уроку по окружающему миру на тему "Деньги" (3 класс, УМК "Школа России")

Всем учителям известно ,что темы по экономике трудны для понимания ребёнком. Поэтому я использую различные приёмы для того, чтобы облегчить детям понимание и запоминание материала. Надеюсь, моя презен...

Методическая разработка урока по математике по теме «Виды треугольников». 3 класс УМК "Школа России"

Этот урок позволяет познакомить учащихся с разными видами треугольников....

Методическая разработка урока по окружающему миру "Все профессии важны". 2 класс

Урок по окружающему миру во 2 классе. Используется мультимедийная презентация, работа в группах, в паре. Дана подробная характеристика деятельности учителя и учеников, УУД....

Методическая разработка урока по окружающему миру "Свойства полезных ископаемых", 3 класс

Урок по окружающему миру по теме "Свойства полезных ископаемых". Форма: урок-заседание клуба....

Методическая разработка урока по окружающему миру «Опорно-двигательная система». (3 класс)

Методическая разработка урока по окружающему миру «Опорно-двигательная система». (3 класс)...

Методическая разработка урока математики "Решение задач в два действия". 1 класс. УМК Школа России.

конспект, технологическая карта по математике, 1 класс. "Решение задач в два действия"...