Технологическая карта по окружающему миру "Жизнь луга. Природное сообщество луга" 4 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Ковалева Юлия Александровна

Практика. Формирование методических компетенций 1 день. Задание 1.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta.docx38.88 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. студента: Ковалева Ю.А.

Наставник: Неберекутина Н.Н.

Оценка: 

Тема урока: Жизнь луга. Природное сообщество луга.

Класс: 4 «А»

Цель урока: Формирование представления учащихся о луге, как о природном сообществе.

Задачи урока:

  1. Познакомить с разнообразием животных и растений луга, показать связи между ними;
  2. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Ресурсы урока: компьютер, проектор, мультимедийный экран, презентация, колонки.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Задачи этапов урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интегративное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Реализуемые технологии

Планируемые результаты

Предметные

Ученик научится:

Метапредметные

Личностные

Организационный этап

Настроить детей на урок

Словесный, подводящий диалог

Приветствует учащихся, настраивает на активную работу на уроке.

Приветствуют учителя.

Фронтальная

-

-

-

-

Р2

Л1

Постановка цели и задач урока

Подведение детей к цели урока с помощью наводящих вопросов и раздаточного материала

Словесный, подведение к теме урока.

Подводит к теме урока с помощью кроссворда (приложение 1).

По ковру идём с тобой,
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой,
Лежит у речки голубой
И жёлт, и синь, и ал!

(Открывается несколько картинок луга, слышны пение птиц, стрекотание кузнечиков.)

Разгадывают кроссворд. Определяют тему урока и его цель, задачи.

Фронтальная

Презентация, раздаточный материал

Фронтальный опрос

Технология проблемного обучения, ИКТ,

-

Р2

К1

П1

Л1

Л2

Актуализация знаний

Повторить изученный материал

Словесный, повторение, беседа

Помогает сформулировать определение понятия «луг».

Организует выступление одного ученика (рассказывает стихотворение).

- Какие растения растут на лугу?

Организует работу с учебником (с 170, №1)

Луг — это безлесный участок земли, на котором растут только травянистые растения.

Приложение 2.

Перечисляют растения, про которые рассказывалось в стихотворении.

№1. Опишите луг по фотографии.

Луг — это пространство, заросшее травами. На лугу почти нет деревьев, зато там много трав, много цветов. Из-за этого на лугах всегда много насекомых, там много птиц, там есть грызуны.

Фронтальная, индивидуальная

Презентация,

Фронтальный опрос

Технология деятельностного метода

Формулировать понятие «луг»;

описывать луг по фотографии.

К1

Р2

П2

Л2

Первичное усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний и повторение уже изученного материла

Словесный, рассказ

Организует работу в 3-х группах:

1. с помощью №2 на стр. 170 и атласа-определителя рассказать про растительность луга;

2. рассказать про природное сообщество луга с помощью учебника (стр. 171-174);

3. рассказать про луга и человека с помощью учебника (стр.174-175).

На работу дается 10 минут.

Задает вопросы.

Выступают несколько человек от группы, в соответствии с заданием.

Отвечают на вопросы учителя.

Групповая

Презентация

Опрос

Разноуровневого обучения, сотрудничества

Определять растения, животных луга по иллюстрациям учебника, выявлять экологические связи на лугу.

К1

К2

Р2

П1

П2

Л2

Физминутка

-

-

- А теперь встаньте, смотрите на экран и повторяйте движения за персонажами.

Выводит на экран видео с физминуткой.

- Садитесь.

Повторяют движения за персонажами на доске.

Индивидуальная

Презентация, колонки

-

Здоровьесберегающая, ИКТ

-

Р1

-

Первичная проверка понимания

Проверка уровня усвоения знаний

Словесный; практический, работа с учебником, с раздаточным материалом.

- С помощью рисунка на с. 172 — 173 познакомьтесь с животными луга. Попробуйте сначала самостоятельно назвать их, закрыв полоской бумаги подписи, а затем проверьте себя.

-Видите, какие разнообразные живые существа обитают на лугу. Все они тесно связаны друг с другом. Пчелы собирают пыльцу и в то же время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения.

- Как же живут все обитатели луга?

Беседует с детьми о значении луга для человека:

- Кто может вторгнуться в природное сообщество, нарушив природное равновесие?

- Кто наносит природе больший вред?

- Чем он может навредить?

- К луговому сообществу, как впрочем, и к любому другому нужно относиться бережно, ведь оно имеет большое значение для человека.

-Что же значит луг для человека?

Работа в парах. Экологическая игра “Найди ошибку в рассказе” (приложение 3).

Учащиеся получают листочки с текстами по 1 на парту.

Животный мир луга бога и разнообразен. На лугах водятся самые разные насекомые — бабочки, кузнечики, шмели, мухи, жуки. Здесь можно встретить птиц, которые питаются насекомыми или злаками — трясогузка, коростель, перепел. Водятся здесь земноводные, мелкие грызуны, дождевые черви.

Сообща, поэтому луг называют природным сообществом.

Отвечают на вопросы учителя

Фронтальная, парная

Презентация, раздаточный материал, учебник

Фронтальный опрос

Сотрудничества

Определять растения, животных луга по иллюстрациям учебника; приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу.

К1

Р1

Р2

П1

П2

Л2

Первичное закрепление

Закрепление знаний о луговом сообществе.

Словесный; практический,

просмотр видеофильма.

Организует просмотр видео о лугах:

https://www.youtube.com/watch?v=n8HZ1zncUWM 

Задает вопросы по просмотренному видеоролику.

Просит построить модель цепи питания лугового сообщества и рассказать об экологических связях на лугу.

Подводит итог урока с помощью вопросов «Проверь себя» на стр. 176.

Отвечают на вопросы учителя

Приложение 4.

Отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная

Презентация

Фронтальный опрос

ИКТ

Выявлять экологические связи на лугу; моделировать цепи питания на лугу.

К1

Р2

П2

Л2

Рефлексия

Рефлексия своей работы на прошедшем уроке

Словесный,  подведение итогов урока.

- Где могут пригодиться в жизни новые знания?

- Какие трудности возникли в работе?

- Что показалось наиболее интересным?

- Что на уроке у вас хорошо получалось?

- Кого можно поблагодарить за работу?

(Самооценка, комментарий учителя, выставление оценок)

Отвечают на вопросы учителя

Фронтальная

Презентация

Фронтальный опрос, самооценка

Технология оценивания учебных достижений

-

К1

Р2

Л2

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Объяснение домашнего задания

Словесный, объяснение.

Домашнее задание:

Составьте памятку «Как вести себя на лугу» с условными знаками, иллюстрациями.

- Спасибо за внимание! До свидания!

Записывают домашнее задание

Фронтальная

Презентация

-

-

-

Р1

Л1

Подпись учителя-наставника __________________ Дата ___________


Приложение 1.

  • Назовите самую богатую и разнообразную природную зону России. (Лес)
  • Вертикальная структура леса. (Ярус)
  • Наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. (Экология)

https://urok.1sept.ru/articles/615702/img2.jpg

Приложение 2.

На лугу растёт ромашка,

Лютик едкий, клевер – кашка!

Что ещё? Гвоздика, смолка,

Колокольчик, хвощ – как ёлка.

А ещё? Кошачьи лапки,

Одуванчиковы шапки,

Подорожник, васильки,

Граммофончики – вьюнки,

Ещё много разных травок,

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых!

Приложение 3.

Этим летом группа ребят ходила на экскурсию на луга около р. Теши. Они написали рассказ о своих впечатлениях. Прочитайте его. Все ли вам понравилось в их поведении? Сколько ошибок в поведении ребят вы заметили? Все ошибки подчеркните красным карандашом.

Июньским воскресным днем мы отправились на луг.

Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день!

Сколько ошибок в поведении ребят вы нашли? Какие?

Приложение 4.

Пример экологических связей на лугу:

Луг — это природное сообщество, жизнь которого проходит среди трав. Чтобы росла трава нужны солнце, воздух, вода, почва.

Трава является основным производителем на лугу, её листвой, плодами, цветами питаются различные насекомые, птицы, грызуны. Это потребители первого уровня

На втором уровне находятся хищники. Это птицы, которые питаются насекомыми, земноводные, хищные птицы и звери.

Высыхающая осенью трава попадает в землю, там же скапливаются отходы жизнедеятельности животных. Всё это измельчается некоторыми насекомыми, их личинками, червями, а потом перерабатывается бактериями и грибами, превращаясь в перегной и минеральные соли.

Пример модели цепи питания на лугу:

Мятлик — мышь полёвка — уж — орёл.

Клевер — бабочка — трясогузка.

Лисохвост — жаворонок — лунь.

Мышиный горошек — кузнечик — жаба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Лес- природное сообщество" 4 класс

Урок окружающего мира в 4 классе по программе  А.А. Плешакова на тему «Лес – природное сообщество» направлен на экологическое воспитание младших школьников.  По типу  - урок систематиза...

Технологическая карта урока окружающего мира "Наша страна - Россия". 1 класс УМК "Начальная школа XXI века".

Урок составлен по ФГОС в виде технологической карты. Тема урока: "Наша страна - Россия". УМК "Начальная школа XXI века"....

Урок окружающего мира "Луг - природное сообщество" 3 класс по системе Занкова.

Урок окружающего мира по теме "Луг- природное сообщество" 3 класс по системе  Л.В.Занкова. Работа на уроке направлена на знакомство учащихся с природным сообществом – луг,  на формиров...

Технологическая карта урока окружающего мира (УМК «Школа России», 2 класс) Тема: Презентация проектов "Родной посёлок", "Красная книга, или Возьмем под защиту", "Профессии".

Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами• формировать умения представлять результаты проектной деятельности, адекватно о...

Методическая разработка проверочной работы по окружающему миру. Тема "Природные сообщества" 2 класс

Разработка проверочной работы по окружающему миру по теме "Природные сообщества", 2 класс, программа "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Россия на карте"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: Россия на карте Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления у учащихся о карте России.Задача урок...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ. «Конструирование из природного материала » (1 класс) УМК "Школа России"

Тема урока «Конструирование из природного материала »Изделие: Животное из шишек Тип урока: «открытие» нового знания  Цель урока: освоение технологии конструирования...