Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по УМК "Школа России" на тему: "Когда изобрели велосипед?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по УМК "Школа России" на тему: "Когда изобрели велосипед?" подготовлен для открытого урока МО учителей начальных классов с использованием элементов технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kogda_izobreli_velosiped.docx369.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе

Тема: «История изобретения велосипеда. Роль велосипедов в жизни человека» Слайд 1

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: формирование представлений об устройстве велосипеда; ознакомление с историей велосипеда  и разнообразием современных моделей велосипеда.

Планируемые результаты:

Предметные:

- познакомиться с историей создания и видами велосипедов;

- научиться называть и показывать части велосипеда;

- усвоить, правила безопасной езды на велосипеде;

- запомнить дорожные знаки «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено».

Личностные:

- принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;

- внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей;

- выполнять правила безопасного поведения в школе;

- адекватно воспринимать оценку учителя.

Метапредметные

Регулятивные:

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- оценивать правильность выполнения действий.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач (разбор жизненных ситуаций, связанных с целью урока).

Коммуникативные:

- учить выражать в речи свои мысли и действия;

- способствовать развитию навыка работы в паре;

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

Оборудование:

- компьютер, презентация;

-лента времени;

- картинки с дорожными знаками, велосипедами;

-учебник, рабочая тетрадь;

-картинки с деталями велосипеда, смайлики.

Ход урока

Доска закрыта

1.Организационный этап

Цель: включение в учебную деятельность

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок!

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

2. Актуализация опорных знаний

Цель: актуализировать знания (способы действий), необходимые для восприятия нового учебного материла (овладения новыми способами действий)

- Сегодня мы с вами совершим еще одно  путешествие по ленте времени.  Куда можно попасть с помощью такого путешествия? (в прошлое и в будущее)

- Но, для того, чтобы это произошло, мы должны ответить на вопросы, готовы:

- Когда появилась одежда? (в глубокой древности, у первобытных людей)

- Во что одевались древние люди? (в шкуры животных)

- Отличалась ли одежда людей, живущих в теплых и холодных районах Земли? (да)

- Что бы вы надели, если бы отправились туда, где живут белые медведи? (шубы, теплые шапки, варежки, штаны, валенки)

- Что бы вы надели, если бы отправились туда, где живут слоны? (футболки, шорты…)

- Людей каких профессий мы узнаем сразу по их одежде? (полицейский, пожарный, врач, космонавт, клоун…)

- Говорят, что для каждого случая есть своя одежда. Какую одежду вы знаете? (деловая, спортивная, рабочая, одежда для дома, …)

А теперь посмотрите на доску. Здесь на ленте времени вы закрепили свои рисунки одежды из прошлого, из настоящего и моду из будущего.

Вот такая интересная выставка у нас получилась. Спасибо всем за проведенную  работу!

3. Самоопределение к деятельности

Цель: научиться применять словари для поиска необходимой информации, составлять кластер для определения задач урока

Открыть доску

- Мы изучаем раздел где и когда? Сегодня мы  будем отвечать на вопрос «Когда?». А о чём пойдёт речь, мы узнаем, отгадав загадку:

Слайд 2

«У него два колеса,

И седло на раме,

Две педали есть внизу,

Крутят их ногами»

- Что  же это? (Велосипед) Щелчок

Слайд 3 Видеофрагмент кота Леопольда.

- Узнали героя?

Кот Леопольд сегодня поможет нам  в работе на уроке.

- Итак, у нас есть слова «когда» и «велосипед». Слайд 4

- Какое же слово нужно вставить между ними, чтобы получился вопрос? (Детям предлагаются слова: появился, сделали, изобрели.) Щелчок

- Подходит слово «изобрели». Щелчок

Слайд 5

На слайде высвечивается вопрос «Когда изобрели велосипед?»

- Откройте учебники на с. 22 и прочитайте тему урока. Правильно мы с вами определили?

- Прочитайте вполголоса, какие задачи ставит перед нами Муравьишка – Вопросик. Посмотрите на иллюстрации разворота учебника, нам нужно определить задачи сегодняшнего урока?

- Давайте составим кластер. Слайд 6 Главный сегодня у нас велосипед. Что мы должны узнать на уроке? Какую первую задачу ставит перед нами муравьишка - вопросик?/// Ещё?/// следующую задачу нам подскажут иллюстрации на с. 23./// и наконец, последняя задача от муравьишки.///

4. Актуализация  знаний на этапе усвоения нового материала.

Цель: самостоятельно выполнять задания, требующие применения знаний в знакомой или измененной ситуации; усвоить принципы саморегуляции и сотрудничества, прогнозирования; осуществлять самоконтроль (взаимоконтроль) результатов учебной деятельности

- Кот Леопольд  как-то похвастал, что умеет ездить на «бегунке», «костотрясе», «пауке» и велосипеде. Сколько средств передвижения освоил Леопольд? У нас разные ответы. Почему мы не можем определить точно?/// (мы не знаем значения слов). А вы знакомы с этими средствами передвижения?/// А слышали что-то о них?///

- Что же нам делать? Как мы можем узнать об этих средствах передвижения?/// В каком времени нам нужно побывать?///

 (в прошлом) А поможет нам в этом лента времени.

- С ее помощью  отправимся в далекое прошлое. Я  приглашаю сюда ребят, которые заранее побывали в прошлом и изучили незнакомые нам средства передвижения.

Ученик. Слайд 7

Более 200 лет назад немецкий барон придумал деревянную машину. Она была двухколесная, с седлом. Двигалась такая машина за счёт отталкивания ногами от земли. Называли её «машиной для бега» или «бегунком».

Ученик. Слайд 8

Позже к такой машине добавили на переднее колесо педали, которые нужно было крутить ногами. Передвигаться на ней было неудобно, седока трясло. Тогда было придумано название этой машины велосипед. В народе новое изобретение называли «костотряс».

Ученик. Слайд 9

Затем конструкторы велосипедов решили увеличить переднее колесо до двух метров. Заднее же было - 30 сантиметров. Такие велосипеды называли «пауками». Ездить на них было сложно. Любой наезд на препятствие - и велосипедист, теряя равновесие, падал вперед и летел через колесо головой вниз. Газеты тех лет писали: «Чтобы управлять этими велосипедами требуется сила слона и ловкость обезьяны».

- Вскоре на смену «пауку» пришла машина, похожая на современный велосипед. Слайд 10

- Ребята нас познакомили с историей создания велосипеда.

Закрыть доску

- Теперь вы можете сказать, сколько же средств передвижения освоил Леопольд?

- На ленте эти модели велосипедов должны находиться в каком времени? /// Да, в прошлом. (открываю старинные велосипеды)

- А теперь давайте  отдохнем. Кот Леопольд придумал для вас физкультминутку.

На двух колесах я качу,

Двумя педалями верчу (ходьба на месте).

За руль держусь,

Гляжу вперед (руки вперед).

Я знаю – скоро поворот (руки в стороны).

Мне подсказал дорожный знак,

Шоссе спускается в овраг (присели).

Качусь на холостом ходу

У пешеходов на виду.

(круговое движение рук)

- Сядьте красиво и приготовьтесь работать дальше.

- Люди  с давних пор постоянно изменяли устройство велосипеда, пока не появился современный велосипед.

-Давайте обратимся к учебнику и рассмотрим изображение старинных велосипедов и современного  на с. 22. Сравните их.

- Что сохранилось в устройстве? /// есть ли изменения?///

- Как вы думаете, какая часть велосипеда самая главная? (рама)

- Кот Леопольд очень любит разбираться в механизмах. Давайте покажем ему, как вы знаете устройство современного велосипеда.

- А для этого в каком времени мы должны оказаться? Перемещаемся в настоящее время и знакомимся с устройством современного велосипеда.

Поработаем  в парах.

- Рассмотрите изображение устройства велосипеда  на с. 22. Прочитайте названия деталей. Все ли детали подписаны?/// обсудите, какие ещё детали вы можете назвать друг другу. ///

- Вспомнили устройство велосипеда? Переверните страничку учебника вперед. Проверим это. У вас на партах лежат карточки с  изображением велосипеда и в столбике записаны его части. Возьмите простой карандаш и соедините линией деталь с его названием.

Открыть доску Слайд 11

- А в это время … расположит названия деталей велосипеда на доске.

- Проверьте друг у друга выполнение задания. Давайте проверим, как … выполнил задание. Оцените свою работу с помощью светофора.  Молодцы!

 

-Отложите листочки на угол парты.

- проверим посадку. Ноги …спина … локти … продолжаем работу.

- В зависимости от цели и места использования  все велосипеды делятся на несколько видов. Каких? Вы сейчас мне скажете сами.

Велосипед для спортсменов называется…

 ( спортивный)  Слайд № 12

( может развивать большую скорость)

Велосипед для туристов  называется…

( туристический)   Слайд № 13

( оснащён  необходимыми для туриста аксессуарами)

Велосипед для перевозки груза называется…

 ( грузовой)  Слайд № 14

( имеет прицеп. Распространён в сельской местности)

Велосипед для езды по дороге называется…

 ( дорожный)  Слайд № 15

( предназначен для езды по ровной, гладкой  поверхности)

Велосипед для езды по горам называется…

 ( горный)   Слайд № 16

( широкие шипованые шины предназначены для спуска и подъёма)

Велосипед для артистов цирка называется…

 ( цирковой) Слайд № 17

- Чем необычен этот велосипед? (одноколёсный)

- А какие ещё бывают велосипеды по количеству колёс?  (1,2.3.4.)

- Ребята, поднимите руки у кого есть велосипед? Как его называют? Правильно, ваш велосипед – подростковый. Слайд 18

- А на каком велосипеде вы начинали кататься? Такой велосипед называется детским. Слайд 19

- Это, конечно, не все виды велосипедов. Существуют и другие модели  и марки. Так, например, бывают водные велосипеды Слайд 20, складные (удобные для транспортировки) Слайд 21 

Разновидностью спортивного велосипеда является тандем – двухместный двухколесный велосипед. Слайд 22

- В каком времени мы сейчас находимся?

- Рисунки с изображением современных велосипедов расположим на ленте в настоящем времени.

Слайд

Физкультминутка (по музыку)

Закрыть доску

- А теперь попробуем ответить на следующий вопрос Кота Леопольда.

- Для чего современному человеку нужен велосипед? ///проверим себя по  иллюстрации на с. 23

- Оказывается велосипед очень нужная и полезная вещь. Это самый экологичный вид транспорта. А ещё велосипед укрепляет наше здоровье. Одним из видов спорта является велосипедный спорт.

- Кот Леопольд считает, что любая вещь должна быть безопасной. Вы с ним согласны?

- Кто из вас умеет ездить на велосипедах? Какие правила нужно соблюдать при езде на велосипеде? О правилах безопасной езды  расскажут ребята – друзья ПДД.

Ученик.

Прежде, чем отправиться в путь, необходимо проверить исправность велосипеда:  работу тормозов, звонок, фонарь и руль.

Ученик.

Управлять велосипедом на проезжей части разрешается детям с 14 лет. До 14 лет можно ездить  во дворах, на стадионах или в парках.

Ученик.

Если человек не едет на велосипеде, а катит его, то он считается пешеходом. Если вам надо пересечь дорогу, сойдите с велосипеда и, держа его за  руль, пройдите по пешеходному переходу.

Ученик.

Запрещается  брать на буксир другой велосипед, а так же запрещается перевозить пассажиров на багажнике или  на раме.

Ученик.

Запрещается ездить на велосипеде, не держась за руль или держась одной рукой.

- А еще для безопасности велосипедисту желательно надеть специальный шлем.

- Спасибо, садитесь.

Открыть доску

- Для велосипедистов существуют специальные знаки:

Слайд 23

Вот хороший знак дорожный.

Ты педалями крути.

Здесь кататься детям можно,

Здесь никто не запретит.

Щелчок

Белый круг с обводом красным.

Значит, двигаться опасно.

У тебя велосипед?

Посмотри: проезда нет!

- Знать и выполнять правила езды на велосипеде должны все велосипедисты.

5. Актуализация знаний на этапе закрепления

Цель: самостоятельно выполнять задания, требующие применения знаний; усвоить принципы саморегуляции и сотрудничества; осуществлять самоконтроль результатов учебной деятельности.

- А теперь проверим, как вы усвоили тему сегодняшнего урока. Кот Леопольд приготовил для вас  игру «Верю – не верю».

Слайд 24

- У вас на столах лежат таблицы, возьмите их. Не забудьте взять ручку. В табличке записаны номера с 1-го по 8-ой. Я буду читать вопросы, а вы ставите знак +, если верите, или – если не верите.

Вопросы:

Верите ли вы, что

….., первый велосипед изобрели 10 лет назад (-)

….., первый велосипед был деревянный (+)

….., у первого велосипеда не было педалей (+)

….., бегунок, паук, костотряс – это всё названия разных видов транспорта (-)

….., есть велосипед с одним колесом (+)

….., есть двухместные велосипеды (+)

….., для велосипедистов не существует правил езды (-)

….., на велосипеде по улице можно ездить с 14 лет (+)

- Проверьте Щелчок

-Оценим свою работу с помощью светофора.

6. Рефлексия

Цель: иметь собственную оценку результатов урока в целом и своей учебной деятельности в частности.

- Давайте вспомним, какие задачи мы ставили на этот  урок?  Вернемся к нашему кластеру. Все ли поставленные задачи были решены? Слайд 24

С историей создания велосипеда познакомились?

Устройства велосипеда вспомнили?

Роль велосипеда в жизни человека узнали?

Правила езды на велосипеде постарались запомнить?

- Прочитайте вывод Мудрой Черепахи в учебнике на с.23

Слайд 

- Коту Леопольду очень интересно, как вы себя оцените, возьмите светофоры.

- Зеленый смайлик - было интересно.

- Желтый смайлик - было интересно, но не все  запомнилось.

- Красный смайлик - было трудно или неинтересно.

- Вам понравился урок?

- Вы сегодня поработали очень хорошо! Спасибо вам за работу.

7. Актуализация субъективных знаний

Цель: объяснение цели и содержания домашнего задания.

- Задачи урока мы выполнили, а в каком времени не побывали сегодня на уроке? Слайд 25

- И вот задание от Кота Леопольда поможет нам в нем побывать. Помогите ему придумать велосипед будущего. Дома нарисуйте рисунок.

Урок окончен!

Листок заданий.

C:\Users\Mama\Pictures\img021.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

автор Семёнова Т.Е. Конспект урока окружающего мира 4 класс "БАНК ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ"

Урок в незнакомом классе областного конкурса "Учитель  2008 года" Волгоградской области, получивший самый высокий балл. Урок предлагает ввести учащихся в новую для них науку ЭКОНОМИКУ. В системе ...

Конспект урока окружающего мира, 3 класс (программа Л. В. Занкова) Ордынское нашествие.

Познакомить детей с ордынским нашествием как одним из главных исторических событий в жизни России, которое оказало огромное влияние на дальнейшее развитие России....

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира 1 класс "Школа России" на тему:"Когда появилась одежда?"

Предлагаю конспект урока, презентацию и дидактический материал к уроку по окружающему миру....

Конспект урока окружающего мира 3 класс, «По знаменитым местам мира», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «По знаменитым местам мира»Цели деятельности учителя: знакомство с культурой мира, с его достопримечательностями, формирование умения находить и ориент...

Конспект урока окружающего мира (1 класс). Тема: Когда наступит лето? УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:формирование представлений о годовом цикле – временах года, месяцах и их последовательности; объяснение зависимости природных явлений от смены времен года.Планируемые р...