В царстве грибов(урок-путешествие)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Конспект урока окружающего мира 3 класс "Школа России" .Тема урока: "В царстве грибов". Форма проведения: урок-путешествие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsarstvo_gribov.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Быкова Елена Васильевна

Урок. Окружающий мир 3 класс. Школа России

Тема урока: В царстве грибов (урок-путешествие)

Цель и основные задачи: - организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению царства грибов, расширению знания учащихся о съедобных и несъедобных грибах, правилах их сбора;

-способствовать развитию умения работать по тексту учебника, создавать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений выделять главное в познавательном объекте, мышлению, речи, памяти, воображению;

- содействовать воспитанию интерес к предложенному материалу, активности, любознательности, бережного отношения к окружающей природе.

Методы и методические приемы: сочетание рассказа с беседой, отгадывание загадок, работа со слайдами, работа по учебнику, работа по тетради, сообщения учащихся, практическая работа, самостоятельная работа; обобщение, сообщение темы, цели и основных задач урока, запись темы на доске, организационные.

Средства обучения: учебник, тетрадь на печатной основе, презентация.

Форма проведения: заочное путешествие в царство грибов.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

I.Организация начала урока.

1) Приветствие

2)Чтение стихотворения

На уроке я сижу,

Не шумлю и не кричу,

Руку  тихо поднимаю

Если спросят, отвечаю.

 

II. Повторение пройденного материала

Ответы  учащихся

Беседа с. 98- 105

Обобщение :

Из-за хозяйственной деятельности людей, неумеренной охоты, неправильного поведения человека в природе многие дикие животные встречаются все реже, некоторые из них внесены в Красную книгу. Охота на редких животных запрещена. Нужно беречь не только самих животных, но и те места, в которых они живут.

III. Изучение нового материала

  1. Рассказ учителя. Показ слайда №1 «Лес»(звучит музыка)

Лес… Присмотритесь  и прислушайтесь… Лес полон загадок и таинств. Он многих приютил. Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать их, а лишь понюхать, приглашают всех любоваться, радоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух. Что мы изучим сегодня в лесу?

  1. Сообщение темы, цели и основных задач урока.

Отгадывание загадки. Слайд №2. Запись темы на доске.

Я под шапкою цветной

На ноге стою одной,

У меня свои повадки,

Я всегда играю в прятки.      (Гриб)

Мы продолжаем изучение раздела «Это удивительная природа». Сегодня мы отправляемся в путешествие по царству грибов.

  1. Показ слайда№3 «Царство грибов»

(Изображены грибы. Дети называют их, появляется название)

  1. Обобщение по слайду

Грибы – удивительное чудо природы. Грибы – это витамины, лекарства. Грибы солят, сушат, маринуют, жарят. Грибы влекут, зовут в лес. Совершим и мы небольшое путешествие по этому царству.

  1. Показ слайда №4 «Лес»

Закройте глаза и представьте, что вы в лесу. Итак, отправляемся в лес. Откройте глаза. Смотрите сколько грибов на поляне. Давайте послушаем, о чем они говорят.

  1. Сообщения учащихся о грибах. Показ слайдов №5-№9

Белый гриб боровик

Боровиком зовут меня потому, что люблю расти в сосновых и еловых борах, а белым от того, что мякоть моя белая, не темнеющая ни при варке, ни при сушке.

Лисички

Мы некрупные, но крепкие и ароматные грибы. Своей ярко-желтой или золотисто-рыжей окраской напоминаем лису, потому нас так и называют. Мы растем в березовых рощах и смешанных лесах, где растут сосны и ели, березы и осины. Лисички – ранние грибы. Собирают нас уже в июле.

Маслята

В самом деле, шляпка у нас будто смазана маслом, она блестит и напоминает румяный блин. Отсюда и название. Мы - маслята, чаще всего растем на солнечных сосновых опушках, где земля густо усыпана высохшими сосновыми иголками.

Подберезовик

Нас, подберезовиков, часто встретишь в лесах с березами, березовых рощах, за что и получили мы свое название. Появляемся в первой половине лета и встречаемся до осени.

Подосиновик

А я свое название получил, потому что расту под осинами. А почему? Да потому, что осенние листья осин то багряные, то розовато-красные, и меня нелегко заметить среди яркой опавшей листвы. «Любят грибы за нос водить» - говорят люди. Думают, что это гриб – а это листик, прилипший к сухому сучки.

  1. Обобщение

Мы узнали лишь о нескольких съедобных грибах, которые можно встретить в наших лесах. Но есть грибы, которые являются ядовитыми.

  1. Показ слайда №10 «Ядовитые грибы»

Назовите ядовитые грибы (поганка, самая ядовитая из них – бледная поганка, мухоморы, грибы, которые маскируются под съедобные – ложные опята, желчный гриб.)

  1. Отгадывание загадок.

Слайд №11-12

На грибы она сердита

И от злости ядовита.

Чопорна, как англичанка, -

Это бледная… (поганка)

Обратите внимание: её отличительные признаки – кольцо на ножке, «чашечка» в её основании, белый цвет пластинок шляпки.

Красный в крапинку наряд,

Брюки белые до пат,

Снизу кружево – узор –

Это яркий - …(мухомор)

Гуляя по лесу, не сбивайте мухоморы ногами. Пускай стоят и красуются на радость нам и на пользу обитателям леса. Ведь ими питаются  некоторые животные.  

Физкультминутка 

- А сейчас Лесовичок приглашает всех нас в лес.

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес! (Посмотрели вправо, влево)

Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. 

В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем – крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

  1. Показ слайда №12 «Строение гриба»

Посмотрите на гриб. Что можно сказать о его внешнем строении? .

Все грибы имеют разное название, но строение у них одинаковое. Большинство грибов состоят из шляпки и ножки. Такие грибы называются шляпочными. Вместе шляпку и ножку гриба, т. е. то, что находится на поверхности земли, называют плодовым телом. Если мы заглянем под шляпку гриба, то увидим у одних грибов – пластинки, а у других – слой трубочек. В шляпке гриба созревают споры – крошечные «пылинки», которые ветер разносит, они падают в землю и начинают прорастать, образуя новые грибы. По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. Посмотрите на подземную часть гриба, которая называется грибница и состоит из нитей и похожа на паутинку. Эти тонкие бесцветные нити и есть основное растение. А сам гриб –лишь плодовое тело. Более подробно об этом вы узнаете на уроке биологии в старших классах. Итак, грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к царству растений, ни к царству животных. Существует даже целая наука – Микробиология.  

  1. Работа по учебнику с. 107-108

Чтение текста цепочкой по абзацам.

 13) Беседа по прочитанному 

-Из чего состоят грибы?

-Как называется подземная часть гриба?

-Как питаются грибы?

-Как грибы и деревья помогают друг другу?

-Для чего нужны грибы лесу?

  14)Показ слайда №17 «Грибы из Красной книги» 

     - Они нуждаются в особой охране

15) Беседа (межпредметная связь с ОБЖ) 

    -Поднимите руку, кто из вас ходил в лес за грибами?  

  -Какое главное правило грибника вы знаете?

 (Не бери гриб, который ты не знаешь)

-Какие меры предосторожности нужно принять, чтобы в вашей корзине не оказалось  ядовитых грибов?

   15) Показ слайда №13 «Памятка по сбору грибов» 

        Чтение правил по сбору грибов

 1.Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь.

2.Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскрывай в стороны листву, мох, чтобы не погубить грибницу.

 3.Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком.

4.Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.

5.Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог. В этих грибах накапливаются вредные  вещества, которые выбрасываются в окружающую среду автомобилями и предприятиями.

16)Работа по учебнику с. 121 

      Чтение правил по сбору грибов

IV. Закрепление изученного материала.

  1. Самостоятельная работа в парах с атласом определителем «От неба до земли» Уч. Стр. 111    
  2. Проверка самостоятельной работы

V. Итог

1) Показ – реклама справочников – определителей грибов .

      У меня в руках большой справочник-определитель грибов. В нем есть изображение и описание съедобных и несъедобных грибов. Его нужно использовать при сборе грибов. Его можно приобрести в магазине или взять в библиотеке. А это маленький определитель, здесь тоже есть грибы на с. 99. Он есть у вас, это справочник для детей.

3) Показ слайда №13 «До новых встреч»  

VI. Домашнее задание

Уч. стр. 107-110.     т. с.67 №3, №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приключение в гороховом царстве или овощной базар

Приключение в гороховом царстве или овощной базар...

Четыре царства природы

Презентация к уроку окружающего мираУМК "Планта Знаний " 3 классЧетыре царства живой природы 4_zarstva.png...

Проект "Тайны грибного царства"

Материал представляет собой презентацию проекта "Тайны грибного царства", над которым учащиеся 3 класса работали один месяц. Выходом проекта является книга "Тайны грибного царства"...

Урок "Царство грибов"

Урок по окружающему миру "Царство грибов" составлен в соответствии программой 2 класса и содержит такую форму работы, как работа в группах. На уроке предусмотрено использование дополнительной литерату...

В голубом царстве - подводном государстве

О сокровищах в морских глубинах...

«В некотором царстве. Царства природы. Бактерии».

Урок открытия нового знания, посвященный бактериям...