4 класс Окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Голоднюк Елена Прокофьевна

Тема: Жизнь в пресных водоемах.

Цели урока: - сформировать представление учащихся о жизни пресноводного водоёма; познакомить с растительным и животным миром пресноводных водоёмов, с ролью человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_okruzhayushchiy_mir.docx46.2 КБ

Предварительный просмотр:

Жизнь в пресных водах

урок окружающего мира 4 класс   УМК «Школа России»

(слайд 1)

            Тип урока:  урок-сообщение новых знаний.

Вид урока:  урок - заочная экскурсия на водоём.

Тема раздела: Родной край - часть большой страны.

   

          Цели урока: - сформировать представление учащихся о жизни пресноводного водоёма; познакомить с растительным и животным миром пресноводных водоёмов, с ролью человека.

          Задачи урока:

образовательная: сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма и связями между растительным и животным миром пресных водоёмов;

развивающая:  развивать познавательный интерес учащихся;

воспитательная: воспитывать любовь к природе;

Формируемые УУД:

познавательные: выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию;

коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

личностные: приобретать новые знания, умения.

Формы обучения: работа в группах, фронтальная работа, дифференцированная   работа по карточкам, индивидуальная работа по карточкам, творческая работа, тестовая работа для контроля знаний, коллективная работа, самостоятельная  работа.

           Межпредметные связи: экология,  география. 

           Используемые образовательные технологии: технологии развивающего обучения, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, методы игрового обучения, метод малых групп, методы наглядного обучения, различные приёмы  активизации познавательной  деятельности.

Оборудование для учителя: тест «Луг – природное сообщество», индивидуальные  карточки, проектор, компьютер, презентация «Жизнь в пресных водах».

Оборудование для учащихся: гербарий, учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков, Плешаков А.А. «От земли до неба: атлас – определитель», карточки, тест.

               

План урока

I.   Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний. Мотивация.        

1.Беседа.

2.Игра « Узнай меня».                                                                                            

II. Проверка знаний и умений.

1.Работа в парах.

 Тест «Луг – природное сообщество».  

Самопроверка.   Самооценка.

2. Индивидуальная работа.

Работа с карточками.

Взаимопроверка в парах.  

3. Коллективная  работа.

Работа с таблицей «Животный мир луга».

4. Проверка домашнего задания.

Работа в парах.

Фронтальный опрос.

III. Самоопределение к деятельности.

Постановка  учащимися цели урока.

Работа с таблицей ЗХУ.

IV. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала

1. Беседа.

2.  Работа с учебником.

Работа в парах.

3. Работа с гербариями и атласами – определителями.

Работа в группах.

4.Работа с дополнительной литературой.

V.  Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений

1.Самостоятельная работа.

2. Работа в тетради на печатной основе.

3.Работа с загадками.

VI. Физкультминутка.

VII. Включение нового знания в систему знаний.

1.Моделирование.  

 Работа в парах.

2.Работа в группах: ботаники, зоологи, экологи, краеведы.        

3. Работа в проверочной тетради.

Взаимопроверка.

4. Работа с CD.      (Приложение к учебнику)

VIII. Подведение итогов урока.

IX.  Рефлексия.

X. Творческое домашнее задание.  

Ход урока

I.  Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний. Мотивация.                

 Учитель:  Прозвенел весёлый звонок.

      Мы начинаем наш урок.

       Любознательные в классе дети

       Обо всём хотят знать на свете.

1.Беседа.

Учитель:- Почему луг называют природным сообществом? Свой ответ подтвердите примерами.   

                                                                                                        (ответы детей)

Учитель:- Луг – это природное сообщество, потому что растения, животные, грибы и микроорганизмы, живущие на лугу, тесно связаны между собой. Например, растения погибающие осенью, за зиму при участии бактерий перегнивают. А на их месте вырастают новые[1].

2.Игра « Узнай меня»                                                                                            

(слайд 2)

А) Это очень ценный злак – кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метёлку.                                                                     (Мятлик)

Б) Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки. 

                                                                                                             (Пастушья сумка)

В) Этот житель – санитар, питается падалью, для своих личинок закапывает в землю мёртвых животных.                                                                           (Жук – могильщик)

Г) Её назвали в честь врача – героя греческих мифов. В настоящее время это редкое животное.                                                                                           (Махаон)

II. Проверка знаний и умений.

1.Работа в парах.

У детей на партах лежит тестовая работа для контроля знаний. Это же задание на слайдах презентации.                                                                                                  

Тест «Луг – природное сообщество» [2].                                                                (Приложение 1)

                                                                 

                                                                       (слайд 3)

Самопроверка.   Самооценка.

2. Индивидуальная работа.

Карточки для индивидуальной работы.                                                    (Приложение 2)                                                                     (слайд 4)

Взаимопроверка в парах.

Учитель:- Сейчас мы проводим взаимопроверку. Смотрим на экран и напротив правильного ответа ставим знак « +», если ответ неверный  « - ».

- Сосчитайте сколько  плюсов у вашего товарища и оцените его  знания   по схеме:

5 правильных  ответов – оценка 5

4 правильных ответов – оценка 4…….

3 правильных ответов – оценка 3…….

- Поднимите руку те, выполнил работу на 5. Молодцы! Кто оценил свои знания на 4. Старайтесь……

3. Фронтальная работа.

- Заполним таблицу «Животный мир луга».    

                                                                                                                                           (на доске)

Насекомые

Птицы

Звери

4. Проверка домашнего задания.

Работа в парах.

Учитель:- Давайте проверим друг у друга выполнение заданий № 2, № 3 на с. 78-79 рабочей тетради. У кого возникли вопросы?                                     (ответы детей)

Учитель:- Какие условные знаки вы придумали в задании № 7 на с. 81? (Интересные знаки можно показать у доски или нарисовать на доске).                      (ответы детей)

III. Самоопределение к деятельности.

Таблица – ЗХУ (знаю, хочу, умею)

На доске -  таблица. Первый столбик – что мы  знаем;  второй – что мы хотим  узнать; третий–  что мы узнали и что нам осталось узнать.

У каждого ученика тоже есть такая карточка (работа проводится индивидуально и фронтально)                                                                

 (Приложение 3)

что мы  знаем

что мы хотим  узнать

что мы узнали и что нам осталось узнать

Введение в тему + эмоциональный настрой детей на работу

Учитель:-  Послушайте стихотворение и добавьте последнее слово.

Тихо плещется вода,

Ряска, лилии, рогоз,

И кубышка, и тростник,

Есть беззубка, прудовик,

Водомерка вот бежит –

Бурно жизнь кипит в нём.

Это пресный …..       (водоём).

Постановка цели урока.

Учитель:- О чём будем говорить на уроке?                                                                   (ответы детей)

(О жизни в водоёмах)

(Учитель записывает на доске тему: «Жизнь в пресных водах»)

(слайд 5)

Учитель:- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?                       (ответы детей)

(Узнать о животных и растениях в водоёмах, об их взаимосвязи).

Учитель:- Что мы будем делать для достижения этой цели?                                      (ответы детей)

(Работать по учебнику, в тетради, в группах, парами, будем рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения).

Учитель:- Что вы знаете жизни в пресных водах?                                                        (ответы детей)

(Учитель и ученики заполняют первую графу таблицы)

Учитель:- Что вам хотелось бы узнать по этой теме?                                                  (ответы детей)

(Учитель и ученики заполняют вторую графу таблицы)

Учитель:- К третьей графе таблицы мы вернёмся в конце урока.

IV. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала

1.Беседа.

Учитель:- Вспомним, что водоёмы по происхождению делятся на две группы. Какие?

                                                                                                                                           (ответы детей)

(Водоёмы бывают естественные и искусственные. А ещё пресные и солёные.)

(слайд 6)

Учитель:- О каких водоёмах мы будем говорить на уроке?                                       (ответы детей)

(Пресные водоёмы – это реки, озёра, болота, ручей.

Искусственные водоёмы – пруд, канал, водохранилище.)

(слайд 7)

2.Работа в парах.   Работа с учебником[1].

Учитель:- Внимательно рассмотрите фотографию на с. 178 учебника. Опишите водоём по фотографии.

(слайд 8)

(Заслушать 2-3 пары)

Изучение статьи в учебнике с. 178 – 182.

3.Работа в группах.  Работа с гербариями и атласами – определителями [2].

Учитель:- Какие растения растут в водоёмах?                                                             (ответы детей)

Учитель:- Давайте поближе познакомимся с этими растениями. Выполним задание № 2 на с. 178 учебника.

Учитель:- Что интересного узнали из атласа – определителя?                                  (ответы детей)

4.Работа с дополнительной литературой [3].

Учитель:- Предлагаю прочитать статьи и узнать новую информацию о природном сообществе пресных вод.

Учитель:- Что нового вы узнали?                                                                   (ответы детей)

Учитель:- Как живут обитатели водоёма?                                                     (ответы детей)

(Они живут сообща).

Учитель:- Как можно назвать водоём?                                                            (ответы детей)

(Пресноводное сообщество).

V. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений. 1.Самостоятельная работа.

Учитель:- Каким вы представляете животный мир водоёма? Каких животных водоёма вы можете назвать?                                                                                                              (ответы детей)

2.Работа в тетради на печатной основе.

- Выполним задание №1 на с. 82

(Ученики записывают названия растений водоёма, подчёркивают те из них, которые они видели в природе).

3.Работа с загадками [4].

1. Стоит корыто
    Полно воды налито.                        (озеро)

(слайд 9)

 2. Чуть дрожит на ветерке
    Лента на просторе,
    Узкий кончик в роднике,
    А широкий — в море
.                     (река)

(слайд 10)

3. Стоит корыто дополна водой налито.            (пруд)                

(слайд 11)

VI. Физкультминутка.

На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись,
 И обратно возвращались.

VII. Включение нового знания в систему знаний.

1.Моделирование.    Работа в парах.

- Постройте модель цепи питания, воспользуйтесь учебником с. 184.     (ответы детей)

2.Работа в группах.

1 группа       Ботаники

Задание: Расскажите о растениях пресных водоёмов   [1].                 (Выступление группы)

 (слайд 12 - 17)

2  группа       Зоологи

Задание: Расскажите о животных  пресных водоёмов [4].

                                                                                                            (Выступление группы)

(слайд 18 -25)

3  группа       Краеведы

Задание: Расскажите  о пресных водоёмах Архангельской области и Вилегодского района [5].                                                                                                (Выступление группы)                                                                                              

(слайд 26)

4  группа       Экологи

Задание: Расскажите о правилах поведения у воды [3].

                                                                                                             (Выступление группы)

3. Работа в проверочной тетради.

Взаимопроверка.

(слайд 27)

4. Работа с CD.

VIII. Подведение итогов урока.

Учитель:- Какова была цель урока?                                                                               (ответы детей)

Учитель:- Какие знания мы открыли?                                                                           (ответы детей)

Учитель:- Дополните предложение: «Теперь я знаю, что……….».                           (ответы детей)

Учитель:- Вернёмся к таблице, где записано, что мы хотели узнать. Заполним третью графу  (перевесить карточки)

Учитель:- На все ли поставленные  в начале урока вопросы мы с вами ответили? (ответы детей)

Учитель:- Где могут пригодиться в жизни новые знания?                                          (ответы детей)

IX. Рефлексия

Учитель:- С каким настроением вы уходите с урока?                                          (ответы детей)

Учитель:- Сейчас оцените каждый сам себя при помощи светофора.

Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно».

 Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями».

Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!»

X. Домашнее задание

Напишите сочинение на одну из предложенных тем:

«На воде и под водой жизнь увидим мы с тобой».

«Пресноводный водоем  - им всегда и стол и дом».

«Водоемы – колыбель жизни».

(слайд 28)

Использованные источники и литература:

  1. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир: Учебник. – М: Просвещение/ Учебник. 2013. 
  2. Плешаков А.А., От земли до неба: атлас – определитель: пособие для учащихся общеобраз. учреждений. – М: Просвещение, 2012.
  3. Реки и озёра:  Энциклопедия окружающего мира. – М: Росмэн. 1998г.
  4. Калашников В. Тайны воды: Энциклопедия тайн и загадок. – М: Белый город.

 2005 г.

      5.Ларин Р. Извилиста и прекрасна Виледь- река/В. Ларин//Знамя труда.-1995. – 30 мая. – С.3.

Приложение 1

Тест «Луг – природное сообщество»

1. На лугу растут…

    А) только травянистые растения;

    Б) мхи, лишайники;

    В) кустарники и травянистые растения.

2. На лугу живут…

   А) лебеди, рябчики, шелкопряды;

   Б) шмели, совы, глухари;

   В) трясогузки, жуки- навозники, кобылки.

3. Растениями луга являются…

   А) тимофеевка, клевер, нивяник;

   Б) ландыш, осока, ягель;

   В) черника, пион, типчак.

4. Санитарами леса и луга называют…

   А) жуков навозника и могильщика, дятла;

   Б) пчел, кабанов, соек;

   В) жужелиц, кузнечиков, жуков- короедов.

Тест «Луг – природное сообщество»

(правильные ответы)

1. На лугу растут…

А) только травянистые растения;

Б) мхи, лишайники;

В) кустарники и травянистые растения.

2. На лугу живут…

А) лебеди, рябчики, шелкопряды;

Б) шмели, совы, глухари;

В) трясогузки, жуки- навозники, кобылки.

3. Растениями луга являются…

А) тимофеевка, клевер, нивяник;

Б) ландыш, осока, ягель;

В) черника, пион, типчак.

4. Санитарами леса и луга называют…

А) жуков навозника и могильщика, дятла;

Б) пчел, кабанов, соек;

В) жужелиц, кузнечиков, жуков- короедов.

Приложение 2

Карточки для индивидуальной работы

  • Карточка №1 Среди данных растений выбери и подчеркни растения луга: осина, колокольчик, ель, мятлик, сосна, тимофеевка, клевер, тюльпан,  мышиный горошек.

 

  • Карточка №2. Среди данных растений выбери и подчеркни растения леса: осина, колокольчик, ель, мятлик, сосна, тимофеевка, клевер, тюльпан,  мышиный горошек.

  • Карточка №3  Какое природное сообщество представлено следующими растениями и животными: колокольчик, тимофеевка, клевер, пчела, перепёл, коростель.

  •  Карточка №4  Какое природное сообщество представлено следующими растениями и животными: ель, сосна, берёза, малина, земляника, кукушка, дятел, соболь, лось.

  •  Карточка №5 Какое природное сообщество представлено следующими растениями: пшеница, кукуруза, рожь, картофель.

Приложение 3

что мы  знаем

что мы хотим  узнать

что мы узнали,  и что нам осталось узнать

- водоёмы бывают естественные и созданные человеком (искусственные);

- водоёмы бывают пресные и солёные.

- особенности растений пресных водоёмов;

- особенности животного мира пресных водоёмов;

- влияние человека на пресноводное сообщество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Окна в окружающий мир"(строение глаза) презентация к уроку 4 класс окружающий мир

К уроку Окружающего мира по учебнику Вахрушева А.А. презентация по теме "Окна в окружающий мир" поможет детям лучше усвоить строение глаза человека....

Проверочная работа по окружающему миру на тему «Карта – наш экскурсовод», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)

Проверочная работа по окружающему миру на тему "Карта-наш экскурсовод", 4 класс, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой ("Перспектива")...

Проверочная работа по окружающему миру на тему «По равнинам и горам», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)

Проверочная работа по окружающему миру на тему «По равнинам и горам», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)...

Проверочная работа по окружающему миру на тему «В поисках подземных кладовых», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)

Проверочная работа по окружающему миру на тему «В поисках подземных кладовых», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)...

Тест по окружающему миру на тему «Зона лесов», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)

Тест по окружающему миру на тему «Зона лесов», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)...

Урок окружающего мира и изобразительного искусства Малокомплектная школа: 1 класс - ИЗО,3 класс – окружающий мир Тема урока: “Бабочки” (однотемный разнопредметный урок)

Урок окружающего мира и  изобразительного искусстваМалокомплектная школа: 1класс - ИЗО,3 класс – окружающий мирТема урока: “Бабочки”(однотемный разнопредметный урок)...