Урок окружающего мира в 3-м классе "Из чего состоит всё"
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс)

Угдыжекова Ольга Константиновна

Урок интересен тогда, когда каждый является его активным участником, поэтому очень важны внимание и активность. Моей задачей на уроке "Из чего состоит всё" было  создание педагогическких условий,для развития исследовательской деятельности младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_iz_chego.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Из чего состоит всё

Цели: закрепить понятие «тела»; познакомить с жидким, твёрдым и газообразным состоянием тел, познакомить с одним из свойств воды.

Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с тремя состояниями тел; узнают отличительные черты каждого из них; научатся приводить примеры из жизни, ставить вопросы, делать выводы.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

 -  формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- развитие умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Регулятивные:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- развитие навыков решения творческих задач и навыков поиска, анализа и интерпретации информации;

- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Познавательные:

-  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- развитие навыка  смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные:

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- умение координировать свои усилия с усилиями других;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы;

- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

Оборудование: кубик, воздушный шар, вода, сосуды разной формы, песок, соль, сахар, почва, мел.

Ход урока

  1. Организационный момент

Урок интересен тогда, когда каждый является его активным участником, поэтому для меня очень дорого ваше внимание и активность. Я попрошу хлопнуть в ладоши тех, кто будет внимательным, активным участником урока. Спасибо.  

Я предлагаю подарить друг другу частицу теплоты. (Рукопожатие) садитесь.

  1. Актуализация знаний

На прошлом уроке мы начали изучать раздел «МИР КАК ДОМ». И дома вы закрепили знания как дом и мир изображали в народном творчестве. Давайте вспомним …

     Проверка дом.задания.

- Что означают греческие слова «экос» и «логос»?

- Как отражался образ единого мира-дома в народном творчестве?

- Из каких ярусов состоит мир согласно одному из древних преданий?

Оценка. Вывод: Значит ещё до появления научных знаний люди по опыту своей жизни знали о том, что всё в мире со всем связано.

  1. Самоопределение к деятельности. Организует формулировку темы детьми, постановку цели урока

Назови предметы общим словом – понятием:

1)Стол, табуретка, шкаф, комод  (это мебель)

2)Стакан, банка, графин, тарелка (ёмкости для жидкости)

3)Ложки, чайник, нож, кастрюля (это посуда)

- Что объединяет эти три группы предметов? (Это предметы, которые сделаны руками человека или вещи, тела)

- Из чего человек делает вещи? (Из разных материалов)

- Откуда человек берет материалы для изготовления предметов? (Это природные материалы)

- Сделайте вывод на основании ваших высказываний. (Все предметы из чего-то сделаны)

- Давайте попробуем на основании проведённой работы сформулировать тему урока в виде вопроса. (Из чего состоят все предметы?)

- На этот вопрос нам предстоит ответить.

- Когда вы читаете или слышите слово «тело», что представляете?

- В толком словаре Сергея Ивановича Ожегова есть такое определение: «Тело – организм человека или животного в его внешних и физических формах». Но у этого слова есть и другое значение, оно то  и будет нас интересовать.

(Выставляю на доску карточку-опору со словом «тела»).

Телами называют все предметы и живых существ, окружающих нас.

Давайте сформулируем цель нашего урока, что будем делать. Знакомиться с понятием «Тело», и какие бывают тела, и из чего они состоят.

  1. Работа по теме урока

Посмотрим внимательно в нашем классе. Нас окружают много разных предметов, скажите в чём разница например стол и цветок.

1.Работа по учебнику с.50

Среди бесчисленных и разнообразных тел есть тела природы, или природные объекты.

( Учитель выставляет карточку-опору со словом «природные».)

А есть тела, сделанные человеком. Их называют искусственными телами.

( Учитель выставляет карточку-опору со словом «искусственные».)

- Рассмотрите схему.

                                                         Тела

природные                                                                                 искусственные

-Назовите тел, которые относятся к группе природных объектов.

-Назовите тел, которые относятся к группе искусственных объектов.

2.Работа в группах.

Отгадайте загадки. Запишите в таблицу слова-отгадки.

-Назовите тела, которые относятся к группе природных объектов.

        

Тела

природные

искусственные

                

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли-

Жить нельзя нам без…(воды)

Не смотрел в окошко –

Был один Антошка,

Посмотрел в окошко-

Там второй Антошка!

Что это за окошко,

Куда смотрел Антошка? (Зеркало)

Не огонь, а греет,

Не лампа, а светит.

Как мячик, круглое,

Как тыква, жёлтое. (Солнце)

Длиннохвостая лошадка

Привезла нам каши сладкой.

Ждет лошадка у ворот-

Открывай пошире рот. (Ложка)

Прыгун-трусишка:

Хвост коротышка,

Глазки с косинкой,

Ушки вдоль спинки,

Одежда в два цвета-

На зиму, и лето. (Заяц)

Взаимооценка

3.Подведём мини итог. Какие тела называют природными? Какие искусственными?

3. Практическая работа.

- У меня на столе вода, кубик, воздух в воздушном шаре.

- Чем они отличаются?

- Подведём итог: тела могут находиться в разном состоянии – твёрдом, жидком и газообразном.

- Какое тело в твёрдом состоянии? В жидком? Газообразном?

- Как называется предмет у меня в руках? (Кубик)

- Какой он формы? (Кубической)

- Я предлагаю положить кубик в воду. Какой он формы? (Кубической)

- Какой он будет формы , если я его положу на стол? Зарою в песок? (Форма не изменится)

- Сделайте вывод. (У твёрдых тел форма постоянна.)

- В каком состоянии вода? (В жидком)

- Приведите примеры жидкостей.

-Я налила воду в сосуд. Какой формы вода в сосуде?

- Перелейте воду в стакан. Какой формы вода в стакане? (Цилиндрической)

-Меняется ли количество воды, т.е. объем при переливании?

- Сделайте вывод. (Жидкости меняют форму в зависимости от сосуда, в котором они находятся, но не меняют объём.)

- Воздух в шаре и тот , которым мы дышим, - это газ.

- Помните шар. Что вы можете сказать о форме? (Газ меняет форму.)

- Я сдавлю шар и часть его завяжу, уберу. Как вы думаете, объём воздуха изменился? (Да. Объём уменьшился.)

-Сделайте вывод. (Газы не сохраняют форму и объём.)

V. Физминутка

Мы узнали три состояния тел, предлагаю закрепить в игре. Я называю предметы, если он в твёрдом состоянии – стоим, жидком – сидим, газообразном – размахиваем руками.

Лёд, чай, кислород, молоко, камень, углекислый газ, карандаш, сок.

VI. Закрепление изученного

1.Беседа

-Все природные и искусственные тела состоят из веществ. Соль, сахар, вода, глина, известняк – это вещества. Есть тела, которые образованы одним веществом (показ  кусочка мела), есть тела, которые состоят из нескольких веществ (например, карандаш). Очень сложный состав имеют живые существа. Например, в растениях есть сахар, крахмал, вода и другие вещества. Веществами называют то, из чего состоят тела.

- Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. Чтобы убедиться, что эти частицы существуют, давайте проведем простой опыт. И проведём мы его в группах под названием «Сахар», «Соль», «Мел», «Почва».  В каждой группе есть главный лаборант. Лаборанты, прошу взять необходимые приборы и вещества для проведения опыта.  Результаты вашего исследования зафиксируйте в таблице Р.т. стр.39 №4

- Уч-ся рассказывают, что получилось

- Вывод                     Вода растворяет соль и сахар, и не растворяет почву и мел.

VII. Рефлексия

- Закончите высказывания

  • Все предметы и живые существа, окружающие нас, называются…..
  • Тела, которые относятся к природе, называются……
  • Вода, квас, бензин-это….
  • Стол, лёд, стакан-это….
  • Кислород, углекислый газ-это…

-Давайте оценим, как вы работали на уроке. Выясним, что получилось.

Своей работой на уроке я:

доволен, потому что …;

не совсем доволен, потому что…;

не доволен, потому что…

- Всем спасибо за активность и  внимание на уроке!

VIII. Подведение итогов

Что нового узнали?

Где можете применить знания, полученные на уроке?

домашнее задание: Уч. с. 50 -53 прочитать и ответить на вопросы «Проверим себя», р.т. с. 37 №4,5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира во 2 классе" Культурные и дикорастущие растения. Для чего человек выращивает культурные растения?"

Урок по УМК "Перспективная начальная школа" по теме:"Культурные и дикорастущие растения. Для чего человек выращивает культурные растения?"...

Урок окружающего мира. "Для чего и как мы дышим".

План-конспект урока в 4 классе с презентацией....

Урок окружающего мира "Из чего состоит все"

Окружающий Мир, А. Плешаков...

Урок окружающего мира во 2 классе "Для чего люди выращивают культурные растения?"

Разработка урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Для чего люди выращивают культурные растения?"(УМК "Перспективная начальная школа"). Презентацию урока вы сможете посмотре...

Конспект урока окружающего мира на тему "Из чего состоит все"

Конспект урока окружающего мира на тему "Из чего состоит все" для 3 класса. УМК "Перспектива"....

Урок окружающего мира "Из чего состоит всё" 3 класс

Тема: «Из чего состоит всё» Цель деятельности учителя: ознакомление с понятием «т...