Рабочая программа по внеурочной деятельности младших школьников " Краеведение " 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Кравченко Лидия Григорьевна

Основа программы – краеведение. Именно краеведение развивает познавательный интерес к своей родине, знакомит с лучшими людьми родного края: землепроходцами и рудоискателями, учёными, тружениками промышленности и сельского хозяйства – всеми, кто создавал и создаёт славу Колывани в России и за её пределами. Краеведение воспитывает чувство патриотизма, любви к историческому прошлому Земли Колыванской, её неповторимой природе, памятникам архитектуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

                        Муниципальное бюджетное образовательное учреждениеОписание: Описание: лого глобус триколор

                        «Колыванская средняя общеобразовательная школа № 1»

Юный краевед

Методические рекомендации

по внеурочной деятельности

младших школьников

3 «Б» класс

р.п. Колывань

2020-21 уч.г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………...………...3

Глава 1. Программы внеурочной деятельности……………………………….7

1.1. Программа внеурочной деятельности «Юный краевед» для 3 класса……7

Глава 2. Учебно-практические материалы для проведения занятий во внеурочной деятельности (викторины «Знаешь ли ты свой край», «Наш край - Колывань», «Колывань вчера, сегодня, завтра», «Экологический праздник»)………………………………………………………………………..33

 

  1. Исследовательская работа «Моя родословная. День моего рождения в истории моей семьи и малой Родины»
  2. Рабочие тетради по краеведению
  3. Презентации «Белки и бурундуки», «Лесные жители», «Лесные жители», «Растения тайги», «Растительный мир. Хвойные леса»,

     «Тайга».


ВВЕДЕНИЕ

Над Чаусом сверкает грань

Алмаза высочайшей пробы —

Моя святая Колывань.

Мой остров в бурном океане,

В лесу цветочная елань,

К себе в объятья лаской манит,

Как мать родная, Колывань.

Юрий Полев

Основа программы – краеведение. Именно краеведение развивает познавательный интерес к своей родине, знакомит с лучшими людьми родного края: землепроходцами и рудоискателями, учёными, тружениками промышленности и сельского хозяйства – всеми, кто создавал и создаёт славу Колывани в России и за её пределами. Краеведение воспитывает чувство патриотизма, любви к историческому прошлому Земли Колыванской, её неповторимой природе, памятникам архитектуры.

Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле, её природным особенностям и преданиям, к исконным занятиям предков. В этом главный смысл слов величайшего поэта русской земли А.С. Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости».

Внимательное отношение к тому, что ближе всего, - стержень интереса ко всему остальному. Оно помогает формированию общих представлений о мире, о взаимосвязях в природе и обществе. Любой объект, явление природы или человек, живущий в обществе и знающий своё дело, могут и должны быть в поле зрения краеведа - и учителя, и ученика.

Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Поэтому оценивать нужно не только качество приобретённых знаний, но и умение применять их в действии.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального образования организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.

Наиболее распространёнными в школе являются следующие виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, художественное творчество, социальное творчество, трудовая (производственная), спортивно-оздоровительная и туристско-краеведческая деятельность.

Принципиальное значение в реализации воспитательного потенциала туристско-краеведческой деятельности имеет грамотный подбор педагогами форм и содержания деятельности, последовательная ориентация их на воспитательные результаты.

Участники – обучающиеся 3 «Б» класса.

Цель: развитие познавательного интереса к своей малой родине, знать свой край и свою наследственность, гордиться родословной семьи, края и отечества, воспитание чувства патриотизма, любви к историческому прошлому Земли Колыванской.

Задачи:

  • развитие умения младшего школьника самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя;
  • повысить учебную мотивацию школьников;
  • создать комфортную обстановку для учёбы и сохранения психологического здоровья детей;
  • разработать серию уроков, способствующих развитию умения самооценки и самоконтроля (этап проговаривания самооценки).

Гипотеза: ученик будет осознавать свои возможности в учении, повысит познавательную самостоятельность, учебную мотивацию, если будет сформирована его самооценка и самоконтроль.

Критерии и показатели эффективности программы «Юный краевед»

Критерии

Показатели

Диагностический инструментарий

Качество обученности школьников

  • Сформировать положительную социально значимую мотивацию учения, интереса к изучению родного края и потребности в них

Анкетирование

Самосовершенствование личности

  • развитие психических процессов (мышление, речь, внимание, восприятие);
  • развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся;
  • готовность к межличностному общению (умение слушать учителя и собеседника, вести диалог, проектировать и анализировать результаты общения);
  • сформировать качество делового человека (настойчивость в преодолении трудностей)

Наблюдение,

Анкетирование,

Наблюдение,

Анкетирование

Компетентность

Подготовить разработки занятий с последующей публикацией

Приращение этих результатов происходит в такой последовательности:

  • приобретение школьником социального знания (первый уровень результатов);
  • переживание обучащимися ценности этого знания, формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям (второй уровень результатов);
  • приобретение им опыта самостоятельного общественного действия (третий уровень результатов).

В пособии представлена программа и практические материалы.


                      Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                        «Колыванская средняя общеобразовательная школа № 1»

Направление внеурочной деятельности «Духовно-нравственное»

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности «Юный краевед» для обучающихся 3 «Б» класса

Обсуждено на заседании

методического объединения

протокол №____

от ______________

Утверждено педагогическим

советом

Протокол №____

от ______________

Директор___________

Составитель:

Кравченко Л.Г.

учитель  начальных

классов

                     

2020-21 уч.г.

р.п. Колывань

Программа внеурочной деятельности «Юный краевед» представлена в духовно-нравственном направлении. Программа реализуется во внеурочной деятельности. Основными формами занятий являются беседы, экологические праздники, викторины, КВНы, заседания клуба, экскурсии, походы.

Программа будет полезна учителям начальной школы, родителям, педагогам дополнительного образования.

Содержание

  1. Пояснительная записка...............................................................................10
  2. Планируемые результаты...........................................................................11
  3. Тематический план......................................................................................13
  4. Содержание программы..............................................................................14
  5. Перечень ключевых слов............................................................................16

Пояснительная записка

Курс по краеведению рассчитан для обучающихся 3-х классов и предусматривает изучение материала в течение года в количестве 34 часов.

Основа этой учебной программы – краеведение. Именно краеведение развивает познавательный интерес к своей малой родине, знакомит с лучшими людьми родного края: землепроходцами, тружениками сельского хозяйства - всеми, кто создавал и создаёт славу Земли Колыванской. Краеведение воспитывает чувство патриотизма, любви к историческому прошлому Земли Колыванской, её неповторимой природе, памятникам архитектуры.

Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле, её природным особенностям и преданиям, к исконным занятиям предков.

Именно в начальной школе ребята готовы учиться и активно задают вопросы, что свидетельствует о стремлении построить свои картины мира. Дать целостную картину мира для того, чтобы понимать, что и почему происходит в нём, предполагать, что с ним может произойти, как вести себя в нём – главная задача курса «Юный краевед».

  Программа реализуется во внеурочное время.

Основные формы занятий: беседы, викторины, КВНы, экологические праздники.

Основные виды деятельности:

экскурсии, исследовательские группы, кружки, заседание клуба, выставки, секции рационализаторов, создание конструкторских бюро.


Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

1 уровень (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальных знаний, понимание социальной реальности к повседневной жизни – оптимальная форма этической беседы)

2 уровень (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом – осуществляется благодаря включению иных педагогических механизмов)

3 уровень (опыт социального действия юный краевед может приобрести, включившись в традиционную для многих туристских групп в систему сменных должностей)

Система контроля для оценки планируемых результатов строится с учётом необходимости:

- определение динамики картины развития обучающегося на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы - зоны ближайшего развития ребёнка;

- выделения основных направлений оценочной деятельности - оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.

Знания и умения обучающихся:

- формирование у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

- получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой;

- ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России;

- участвуют в экскурсиях по микрорайону, городу, во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями, узнают о профессиях своих родителей;

- приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома.

Качества личности, развивающиеся у обучаемых:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности.

Универсальные учебные действия:

- способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности;

- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я», как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой.


Тематический план

№ п/п

Разделы

Количество часов

Контроль

всего

теория

практика

I

Мой дом, мой двор

3

3

-

II

Поселок , в котором я живу

7

6

1

Викторина

III

Наш край родной

14

13

1

КВН

IV

Экологические проблемы Колывани  

5

5

Экологический праздник

V

Народы, традиции, быт   и   культура   Колыванского района

5

3

2

Заключительные занятия

Итого

34

30

4


Содержание программы

Вопросы изучения родного края в рамках данной программы всегда актуальны. Любовь к Родине, рождение чувства патриотизма начинается с любви к своей семье, к тому месту, где ты родился, к краю в котором живёшь.

Программа имеет пять целенаправленных разделов:

  1. Раздел. «Мой дом, мой двор» (3 часа)

(«Я и моя семья», «Мой дом», «Улица, на которой я живу», «Наша школа».)

Направлен на знакомство со своей родословной, на развитие чувства гордости, заботы, любви к своим близким, к своему двору, друзьям.

II. Раздел. «Поселок, в котором я живу» (7 часов)

(«Экскурсия по городу», «История возникновения нашего города», «Почётные жители нашего города», «Экскурсия в краеведческий музей», «Традиции нашего города», «Достопримечательности нашего города», Викторина: «Знаешь ли ты свой город?».)

Знакомит с историей нашего города, его достопримечательностями, традициями.

III. Раздел. «Наш край родной» (14часов)

(«Колыванский район на карте Родины», «Климатические условия нашего края», «Осень пришла», «Растения и животные  осенью», «Труд людей», «Идёт зима», «Животные и растения зимой», «Народные приметы», «Растения и животные весной», «Летний календарь природы», «Что даёт район стране».)

Ребята знакомятся с природой родного края, его поверхностью и полезными ископаемыми, реками, почвой, растительностью и животным миром.

IV. Раздел. «Экологические проблемы Колывани» (5 часов)

(«Забота о чистой воде и воздухе», «Охрана животного мира», «Береги растения Кузбасса», «Умей отдыхать и беречь природу», «Экологический праздник».)

Содержит идею природоохранного воспитания.

V. Раздел. «Народы, традиции, быт и культура Колыванского района»

(5 часов)

(«Коренные народы района», «Народные традиции коренных жителей», «Народные промыслы».)

Знакомит с народными промыслами, традициями, культурой коренных народов района.

Программа «Юный краевед» предусматривает как теоретические, так и практические и экскурсионные занятия, которые будут проводиться 1 раз в неделю.

Программа составлена на основе опыта работы, государственной программы курса второго поколения, окружающего мира с учётом психологических особенностей детей младшего школьного возраста, требований государственных образовательных стандартов.


Перечень ключевых слов

Водоём.

Возникновение.

Достопримечательность.

Заказник.

Заповедник.

Климат. Климатические условия.

Коренные жители.

Краеведческий музей.

Месторождения.

Народные промыслы.

Недра земли.

Памятники архитектуры.

Почётные жители.

Промышленность.

Рельеф.

Ремесло.

Родословная.

Сельское хозяйство.

Товары народного потребления.

Традиция.

Чатские татары

Экология.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Этика: азбука добра"

Духовно-нравственное направление курса "Этика: азбука добра" по внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Шахматы"

Общеинтеллектуальное направление курса "Шахматы" по внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Я познаю мир"

Социальная деятельность направления куса "Я познаю мир" внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Здоровячок"

Спортивно-оздоровительное направление курса "Здоровячок" по внеурочной деятельности....