Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России» (УМК "Школа России" 3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с географией городов Золотого кольца России, историей их возникновения, художественной ценностью.
 
Планируемые результаты:
Предметные: знать какие города входят в Золотое кольцо России, уметь находить их на карте и приводить примеры достопримечательностей этих городов;
Личностные: осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры России. 
 
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: учебник по окружающему миру А. А. Плешакова 3 класс 2 часть (УМК «Школа России»), презентация по уроку, ПК, проектор, раздаточный материал.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

Метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1- 2 мин

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня нас с вами ждет необычный урок, а урок-путешествие.

Приветствуют учителя.

Самоопределение(Л). Смыслообразование(Л). Целеполагание(Р). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К).

II. Актуализация знаний и мотивация

4-5 мин

-Давайте посмотрим на доску.

(На доске прикреплена карта России)

-Что это за карта?

-А в каких городах России мы побывали в прошлом учебном году?

-Чем вам запомнились эти города?

-Хорошо, а теперь посмотрите на слайд.

(2 слайд – карта Золотого кольца)

-Что отмечено точками?

-Как вы думаете почему выделены именно эти города?

-Хорошо, я вас выслушала. Посмотрите внимательно как они расположены? Что они напоминают?

Смотрят на доску.

-Карта России.

-Москва, Санкт Петербург.

Отвечают. Вспоминают.

-Города.

Отвечают.

Предполагают.

-Кольцо.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация(П). Осознанное и произвольное построение речевого высказывания(П). Выполнение пробного учебного действия(Р). Волевая саморегуляция в ситуации затруднения(Р). Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К). Аргументация своего мнения и позиции(К).

Учет разных мнений(К).

III. Постановка учебной задачи

4-5 мин

-Вы правы. (Слайд 3) И именно это расположение дало название туристическому маршруту. Как вы думаете, как он называется?

-Почему же золотое кольцо?

Золотое кольцо России – это знаменитый на весь мир туристический маршрут по древним русским городам.

-Знаете ли вы все города, которые входят в этот маршрут?

-А знаете ли вы чем они славятся?

-Давайте сформулируем тему нашего урока.

-Какие цели мы перед собой поставим?

-Давайте запишем тему нашего урока и число.

-На партах у вас лежат путеводители, которые вы по ходу нашего путешествия будете заполнять. (Распечатана карта с рабочей тетради стр. 53)

-Золотое кольцо.

Предполагают.

Отвечают

-Тема нашего урока: Золотое кольцо России.

-Узнать какие города входят в Золотое кольцо, познакомится с их достопримечательностями.

Записывают тему и число

Знакомятся с путеводителем.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация(П).

Подведение под понятие(П).

Определение основной и второстепенной информации(П). Постановка и формулирование проблемы(П). Структурирование знаний(П). Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К). Аргументация своего мнения(К). Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций(К). Разрешение конфликтов(К).

IV. Открытие нового знания

10-15 мин

-Обычно туристический маршрут по Золотому кольцу начинается из этого города. (4 слайд–достопримечательности Москвы)

-Что это за город?

-Почему вы так решили?

-Давайте вместе назовем все достопримечательности, изображенные на слайде.

-А теперь откройте 86 стр. учебника.

Что изображено?

-Правильно. А что это за красные линии на ней?

-Правильно. Давайте представим, что мы садимся в автобус и отправляемся дальше по кольцу. Какой следующий город нам предстоит посетить?

-Да.  Это первый город Золотого кольца.  А давайте узнаем в честь кого был назван город. Найдите стр. 87 и прочитайте.

-В честь кого?

-Правильно.  (5 слайд)

-Посмотрите на слайд. Этот монастырь называется Троице-Сергиева лавра. Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь.

-Посмотрите, как вы думаете кому, был поставлен этот памятник?

- А теперь вернемся к карте стр. 86

-Какой следующий город Золотого кольца России мы посетим?

- Этот город был основан тем же князем, которым была основана Москва. Как звали этого князя?

- Правильно. (Слайд 6)

-В этом городе сохранилось множество памятников архитектуры. (Слайд 7) Посмотрите на слайд. Это к примеру, Горицкий монастырь, а это Федоровский монастырь.

-Итак наш туристический автобус движется дальше. Какой город будет следующим? Смотрим по карте на стр. 86.

 -Ростов один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города — это Ростовский кремль. (Слайд 8) А еще Ростов знаменит ростовской финифтью. Финифть – это украшения с эмалью – броши, серьги, браслеты.

- Продолжаем нашу экскурсию. Какой город следующий?

-Хорошо, но иногда в Золотое кольцо включают и город Углич. Посмотрите внимательно на карту. На какой реке стоит этот город? (Слайд 9)

Название произошло от слова «угол», потому что река в этом месте изгибается, течет «углом».

(Слайд 10)

-В Угличе много памятников старины. Некоторые из них изображены на стр. 89.  Давайте их рассмотрим.

-Хорошо. А теперь мы конечно вернемся на кольцо и направимся в самый крупный город Золотого кольца - Ярославль.

-Найдите на странице 90, в честь кого был назван этот город?

-Правильно, посмотрите на слайд. (Слайд 11)

-В центре города стоит памятник Федору Григорьевичу Волкову, который создал первый в России общедоступный театр.

-А это, посмотрите, церковь Ильи Пророка.

-В каком следующем городе мы остановимся? Ищем на карте стр.86.

-Посмотрите, на стр. 91 изображен план центральной части города Костромы.

-Что он напоминает?

-Давайте, проверим наше предположения по тексту на стр.91.

-Правильно, таким необычным образом улицы Костромы перестроили по приказу Екатерины Второй. А в части где улицы сходятся расположены старинные Торговые ряды. Посмотрите, как они выглядят на той же странице.

-Многие, путешествуя по Золотому кольцу, посещают и город на Волге - Плес. Вернемся к карте. (Слайд 12)

-Прочитайте на стр. 92, почему так назвали город?

Плёс-это город художников. (Слайд 13) Их привлекает необыкновенная красота города и окрестностей.  Особенно его любил Исаак Ильич Левитан. Посмотрите, сейчас в городе открыт музей И.И. Левитана.

-А теперь в какой город мы отправимся? Возвращаемся к карте учебника.

-Правильно, в этом городе сохранились бывшие купеческие дома. С давних пор в городе работают текстильные фабрики. А в центре города находится площадь А.С. Пушкина. Она украшена фонтаном. Посмотрите, вот он на слайде. (Слайд 14)

-Следующий пункт нашего маршрута будет город…

-Правильно, давайте прочитаем на стр. 93, чем же он славится.

-Как много всего. Давайте рассмотрим хотя бы Музей деревянного зодчества. (Слайд 15)

- Ну, а теперь мы отправимся в последний город Золотого Кольца, и как он называется? Смотрим по карте.

-Правильно! На 94 стр. прочитайте кто основал этот город?

- В честь него и был назван город. Пройдя по улицам Владимира нам встретятся Золотые ворота. (Слайд 16) А вот посмотрите Успенский собор. А вот Дмитриевский собор, на его стенах несколько сотен удивительных резных изображений. (Слайд 17)

-Москва.

Отвечают

Перечисляют.

-Карта Золотого кольца

-Автомобильные дороги.

-Сергиев Посад

Читают

-В честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь.

-Святому Сергию Радонежскому.

-Переславль Залесский

- Юрий Долгорукий

Слушают.

-Ростов

-Ярославль

- На Волге

Называют то что изображено на картинках.

- В честь Ярослава Мудрого

-Кострома

-Высказывают свое мнение.

-В виде веера

Читают с учебника ответ.

-Иваново

-Суздаль

Читает один ученик.

Смотрят на слайде картинки старинных построек.

-Владимир

-князь Владимир Мономах

Смыслообразование(Л). Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация(П). Волевая саморегуляция(Р). Познавательная инициатива(Р). Выдвижение гипотез и их обоснование(П). Поиск необходимой информации(П). Использование знаково-символических средств(П). Установление причинно-следственных связей(П). Осознанное и произвольное построение речевого высказывания(П). Построение логической цепи рассуждений(П). Доказательство(П). Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания(Л). Осознание ответственности за общее дело(Л). Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям(Л). Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации(К). Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций(К).

V.Первичное закрепление во внешней речи

4-5 мин

Физкультминутка.

-Итак, мы возвращаемся в Москву, на этом наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось. Какие города входят в него?

- Чем они вам запомнились больше всего?

Перечисляют

Рассказывают, вспоминают.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия(П). Осознанное построение речевого высказывания(П). Построение логической цепи рассуждений, доказательств(П). Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К). Достижение договоренностей и согласование общего решения(К).

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

4-5 мин

-Молодцы, а сейчас мы проведем небольшой тест по пройденному материалу.

(Приложение 1)

Учитель рассказывает правила выполнения теста.

-А теперь обменяемся листочками с соседом, проверьте, выставите оценки. (Слайд 18 – эталон)

Выполняют тест.

Проверяют, выставляют оценки.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия(П). Использование знаково– символических средств(П). Выполнение действий по алгоритму(П). Контроль(Р). Коррекция(Р). Оценка(Р). Волевая саморегуляция в ситуации затруднения(Р).

VII. Включение в систему знаний

 2-3 мин

-Мы с вами сегодня только познакомились с городами Золотого Кольца. А вы хотели бы узнать о каждом городе по больше?

-Тогда я вам предлагаю, выбрать понравившийся город, и подготовить по нему сообщение на следующий урок. А чтобы вам было проще подготовиться. Я раздам вам план сообщения.

(Приложение 2)

-Да

Задают появившиеся вопросы по выполнению домашнего задания.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация(П).

Установление причинно – следственных связей(П).

Контроль, коррекция, оценка(Р).

VIII. Рефлексия деятельности

2-3 мин

-Ребята, вы сегодня узнали что-то новое для себя?

-Что вас больше всего удивило?

-Вам понравилось сегодняшнее путешествие?

-Было ли что-то непонятно?

- Да

Высказывают впечатления.

Рефлексия способов и условий действий(П). Контроль и оценка процесса и результатов деятельности(П). Самооценка(Л).

Адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности(Л). Планирование учебного сотрудничества(К).

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям(Л).

Приложение 1

Тест: «Золотое кольцо России»

1. Город, в котором начинается и заканчивается путешествие по Золотому кольцу.

а) Кострома, б) Владимир, в) Москва.

2. Город, название которого, возможно, произошло от слова «угол».

а) Кострома, б) Углич, в) Ярославль.

3. В каком городе находится музей деревянного зодчества?

а) Суздаль, б) Кострома, в) Плёс.

4. Музей какого художника находится в городе Плёсе?

     а) Верещагина, б) И. Репина, в) Левитана.

5. Кто основал город Ярославль?

а) Илья Пророк, б) Иван Калита, в) Ярослав Мудрый.

6. Как называются украшения, созданные в Ростове Великом?

а) чеканка, б) макраме, в) финифть.

7. По какой системе спланированы улицы в Костроме?

а) по квадратам, б) по кругу к центру, в) веером.

Приложение 2

План сообщения.

1. Название города;

2. Когда и кем основан (или в честь кого назван);

3. Герб, флаг (описание);

4. Интересный факт (расположение улиц и т.д.);

5. Достопримечательности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Золотое кольцо России» Выполнила студентка: Ефименко Анастасия Проверила учитель: Шартон Ирина Александровна

Слайд 4

Достопримечательности Москвы Спасская башня Храм Василия Блаженного

Слайд 5

Сергиев Посад Троице-Сергиева лавра Памятник святому Сергию Радонежскому

Слайд 6

Переславль-Залесский Князь Юрий Долгорукий

Слайд 7

Переславль-Залесский Горицкий монастырь Федоровский монастырь

Слайд 8

Ростов Ростовский кремль Ростовская финифть

Слайд 10

город Углич Угличский кремль

Слайд 11

Ярославль Памятник Волкову Ф.Г. Церковь Ильи Пророка

Слайд 13

Плёс Исаак Ильич Левитан Дом-музей И.И. Левитана

Слайд 14

Иваново Купеческий дом Фонтан на площади Пушкина

Слайд 15

Суздаль Музей деревянного зодчества

Слайд 16

Владимир Золотые ворота Успенский собор

Слайд 17

Дмитриевский собор Дмитриевский собор (резьба)

Слайд 18

Проверь и оцени! 1 – в 7 баллов – «5» 2 – б 5-6 баллов – «4» 3 – а 3-4 балла – «3» 4 – в 5 – в 6 – в 7 – в

Слайд 19

Используемая литература. Интернет источники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов», 3 класс УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золотого ...

Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России. Углич, Ярославль, Кострома», 3 класс УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золотого ...

Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по окружающему миру "Золотое кольцо России" УМК "Школа России" 3 класс

Тема: «Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич»  Цель деятельности учителя: формирование представлений о старинных городах, которые образу...

Конспект урока по окружающему миру "Золотое кольцо России" (УМК Школа России, 3 класс)

Конспект урока по окружающему мируТема: «Золотое кольцо России» Цель деятельности учителя: формирование понятия «Золотое кольцо» России; знакомство с городами «Золот...

Конспект урока по окружающему миру"Золотое кольцо России", 1 урок (Школа России, 3 класс)

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с городами Золотого кольца России и некоторыми ихдостопримечательностями. Планируемые результаты:Предметные:- знать города, входящие в Золотое кол...