Урок окружающего мира "Страна, открывшая путь в космос" (4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Представлены технологическая карта урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 23.04.                

Класс: 4 «б»

Учитель: Колынденкова Наталья Анатольевна                                

Технологическая карта урока окружающий мир

Тема:

Страна, открывшая путь в космос

Педагогическая цель:

сформировать представления учащихся о жизни страны в послевоенное время; узнать о величайших открытиях ученых нашей страны, позволивших вывести человека в космос

Задачи:

Образовательные:

- формирование представления учащихся о жизни страны в послевоенное время, ознакомление с биографией первого космонавта.

Развивающие:

-развитие интереса к предмету «Окружающий мир».

Воспитательные:

 -воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и любовь к родной природе;

-воспитывать интерес к предмету посредством использования средств ИКТ.

Планируемые результаты:

Предметные:

-овладеть способностью понимать и формулировать учебную задачу урока;  

- иметь представление о первых этапах освоения космоса, достижениях СССР в области космонавтики;

           - знать дату первого полета в космос и имя первого космонавта;

           - знать имена основоположников современной космонавтики: К.Э. Циолковский, С.П. Королёв;

Личностные:

  • включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,
  • осознание ответственности ученика за общее благополучие класса
  • демонстрируют навыки культурного поведения при общении.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • принимать и сохранять заданную учебную цель,
  • учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале,
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
  • адекватно понимать оценку взрослого,
  • взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Познавательные:

Школьник учится:

  • осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,
  • обобщать полученные знания,
  • осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные:

Школьник учится:

  • слушать собеседника,
  • задавать вопросы,
  • контролировать действия партнёра,
  • эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества

Тип урока:

«Открытие» новых знаний

Учебно-методический комплекс:

Учебное пособие, ТСО

Образовательные ресурсы

Учебник окружающий мир 4 класс (2 часть) Плешаков А.А., портрет Ю.Гагарина, приложение к учебнику

Основные понятия:

Космонавтика, космос, космонавт

Организация пространства:

Класс

Межпредметные связи:

Русский язык, литературное чтение

Действия обучающихся:

Учащиеся принимают участие в обсуждении проблем.

Учащиеся выполняют задания.

Формулируют собственное мнение и аргументируют его

Диагностика результатов урока:

Подведение итогов проделанной работе на уроке

Домашнее задание:

Подготовить проект «Первый космонавт»

Этап урока

Деятельность учителя

Ответы обучающихся

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1.Организация начала урока

Доброе утро, ребята! (слайд 1)

-Проверьте, пожалуйста, как организовано ваше рабочее место. Все ли готово к уроку?

Пусть этот день несет нам 
Радость общения, 
Наполнит сердце 
Благородными чувствами.

-Да.

Приветствуют учителя

Проявление эмоциональной отзывчивости.

2. Актуализация знаний

Этап «Проверка домашнего задания»

Для проверки домашнего задания мы проведем блиц-опрос: (слайд 2)

- Когда началась Вторая мировая война?

- Когда Германия напала на Советский Союз?

- Сколько городов получили звание «город-герой»?

- Назовите их. - Почему война называется Великой Отечественной? (На борьбу поднялся весь народ.)

- Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

- Когда советская армия перешла в наступление?

- Когда разгорелось сражение под Курском?

- Когда    территория    Советского    Союза    была    полностью освобождена от захватчиков?

- Когда начался штурм Берлина?  Кто им руководил?

- Какой день стал Днем Победы?

- Сколько человек потеряла наша страна в этой войне?

Отгадайте загадку.

Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост

— И поднимется до звезд.

Ребята, с чем ассоциируется у вас ракета?

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

-1939 год.

-22 июня 1941 г.

-7.

- Санкт-Петербург, Волгоград, Москва, Новороссийск, Мурманск, Смоленск, Тула.

-900 дней.

-1942 год.

-Летом 1943 года.

-1944 год.

-В апреле 1945 года.

-Г.К. Жуков.

-9мая.

-Свыше 27миллионов.

-Ракета.

- О космосе.

Отвечают на вопросы учителя

Учащиеся высказывают свое мнение.

Высказывания детей

Определение темы урока. Цели и задач урока

Предметные: 
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

3.Открытие «Новых знаний»

А чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня, необходимо разгадать кроссворд: (слайд 3)

1. Знаменитый маршал, который принимал Парад Победы 24 июня 1945 года в Москве?

2. Маршал, который командовал Парадом Победы 24 июня 1945 года в Москве?

3. Город-герой на Волге.

4. Страна, напавшая на СССР 22 июня 1941 года.

5. В сентябре гитлеровцы окружили Ленинград. 900 дней длилась …

6. Название пограничной крепости, где произошло первое сражение.

Ключевое слово: КОСМОС.

Что предстоит нам сделать на уроке?

Попытайтесь сформулировать тему урока. СТРАНА, ОТКРЫВШАЯ ПУТЬ В КОСМОС. (слайд 4) (Сегодня мы узнаем о величайших открытиях ученых нашей страны, позволивших вывести человека в космос.)

2. Но прежде чем говорить о достижениях нашей страны в области космонавтики, необходимо вспомнить, как наша страна возвращалась к нормальной жизни после ВОВ.

Откройте учебники, мы прочитаем об этом в учебнике.

Представьте, что мы листаем исторический журнал тех послевоенных лет. (слайд 5-11) На экране будут появляться слайды, а вы попробуйте определить, с какими изменениями в жизни нашей страны он связаны. (образование, заводы, ГЭС, промышленность, машиностроение,  жизнь в городах, жизнь в селе).

Но главным событием послевоенных лет стало, несомненно, освоение космоса.

И сегодня мы с вами создадим свою альбом достижений нашей страны в освоении космоса. (слайд 12)

1 страница: «Первый искусственный спутник Земли». (слайд 13)

2 страница: «Первый космический корабль». (слайд 14)

3 страница: «Первый пилотируемый  космический полет». (слайд 15)

4 страница: «Первая женщина в космосе». (слайд 16)

5 страница: «Первый человек в открытом космосе». (слайд 17)

- Жуков.

-Рокоссовский.

-Сталинград.

-Германия.

-Блокада.

-Брестская.

-Космос.

- Страна, открывшая путь в космос.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы

Работают с учебником

Участие в тематической игре

Регулятивные:учить участвовать в постановке учебной задачи.

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Предметные: 
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Коммуникативные:слушать и понимать речь других

4.Физкультминутка

Голова чтоб не болела,

Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой.)

А теперь руками крутим —

И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Тянем наши руки к небу,

В стороны разводим. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

Повороты вправо-влево,

Плавно производим. (Повороты туловища влево и вправо.)

Наклоняемся легко,

Достаём руками пол. (Наклоны вперёд.)

Потянули плечи, спинки.

А теперь конец разминке. (Дети садятся.) (слайд 18)

Продолжение работы

6 страница: «Первая космическая станция на Луне». (слайд 19)

7 страница: «Первый искусственный спутник Луны». (слайд 20)

8 страница: «Первые полеты АМС к Венере и Марсу». (слайд 21)

Посмотрите, как много у нас с вами поводов для гордости за нашу страну.

Выполняют физкультминутку. Повторяют движения за учителем

5. Закрепление новых знаний

Конкурс «Космический словарь»

—  По цепочке назовите как можно больше слов на тему «космос». Кто назовет последним, тот станет победителем.

—  Какие качества, необходимые космонавту, вы можете назвать?

(Чтение учителем интересные факты о космосе и космонавтах)

В 1970—1980-е гг. Советский Союз стал все больше и больше отставать в своем развитии от многих государств, и особенно от Японии и США. Жизнь народов нашей страны не улучшалась, а постоянно ухудшалась. Советский Союз распался на суверенные государства и в 1991 г. прекратил свое существование.

Работа по учебнику С. 148-149

—  Прочитайте об этих событиях. Приготовьтесь отвечать на вопросы.

Игра «Самый внимательный читатель». Отвечая верно на вопрос, ученик получает жетон.)

—  Что стало особенно цениться в 1970-е гг.?

—  Назовите новые постройки

—  Какие велись разработки природных ископаемых?

—  Из-за чего возникла неблагоприятная экологическая обстановка?

—  Какие бытовые трудности переживал народ?

—  Что произошло в 1991 г.?

—  Какое государство является самым большим на территории бывшего СССР?

 Работа с загадками

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет,

Человек им управляет

 — Что такое?

Крыльев нет, но эта птица

Полетит и прилунится.

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету.

Кто же это?

Обгоняя ночь и день,

Вкруг Земли бежит олень.

Задевая звезды рогом,

В небе выбрал он дорогу.

Слышен стук его копыт.

Он Вселенной следопыт.

А теперь ещё проверим, как мы усвоили тему. – Какие изменения произошли в нашей стране после войны? (слайд 22)

- Назовите ещё достижения нашей страны в области космонавтики. (слайд 23)

-Спутник, скафандр, луноход, космодром, ракета, невесомость, космонавт и т. д.

-Смелость, честность, находчивость, любознательность, сообразительность, доброта и др.

-Образование.

-На сибирских реках были возведены мощные электростанции: Братская, Красноярская и Саяно-Шушенская.

 -Добыча нефти и газа в Западной Сибири.

-Вырубались леса, заводы и фабрики загрязняли атмосферу и воду.

 -В магазинах пропадали самые необходимые вещи, привычными стали длинные очереди.

 -Союз прекратил свое существование. Республики, входившие в состав СССР, государствами, стали независимыми.

-Россия.

-Звездолет.

-Луноход.

-Космонавт.

- Спутник.

Принимают участие в конкурсе.

Называют слова на тему «Космос»

Называют качества, необходимые космонавту

Слушают интересные факты о космосе

Ученики самостоятельно работают с текстом

Участие в викторине «Самый внимательный ученик»

 Детям дается возможность получить дополнительные отметки

Отгадывают загадки

Регулятивные:учить участвовать в постановке учебной задачи.

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Предметные: 
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Коммуникативные:слушать и понимать речь других

Познавательные: осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

6. Итог урока. Рефлексия

Скажите, сколько станиц мы создали сегодня на уроке? (слайд 24)

А кто-нибудь знает, что означает ∞?

Это знак бесконечности. Космическое пространство безгранично. И его еще предстоит открыть. Но это будут уже ВАШИ ОТКРЫТИЯ!

Мы сегодня хорошо поработали и заслужили аплодисменты! (слайд 25)

- Вспомните тему нашего сегодняшнего урока.

- Какую цель мы ставили перед собой?

 - Достигли ли мы её?

-Выполнили ли мы поставленные задачи?

-Что нового вы узнали для себя?

-Какой вывод можете сделать?

—  Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...»

—  Что на уроке у вас хорошо получалось?

—  Над чем еще надо поработать?

—  Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание: Учебник с. 147-152, р.т. с.53-54. Подготовиться к тесту по теме: «Страницы истории Отечества» (слайд 26)

-8.

-Знак бесконечности.

- Страна, открывшая путь в космос.

- Сформировать представления о жизни страны в послевоенное время; узнать о величайших открытиях ученых нашей страны, позволивших вывести человека в космос.

Подведение итогов. Проведение рефлексии. Отвечают на поставленные учителем вопросы

Отвечают на вопросы учителя

Делают выводы

Дополняют предложения

Отвечают на вопросы учителя

Записывают домашнее задание

Приложение

«Первый искусственный спутник Земли»

Сконструированная Королёвым ракета-носитель со звуком, подобным грому, устремилась в ночное небо в 22 часа 28 минут 4 секунды по московскому. Спустя пять минут центральная ступень достигла высоты около 215 км и впервые в истории человечества развила скорость 8 км в секунду, необходимую для выхода на орбиту вокруг Земли. От центральной ступени отделился небольшой конический обтекатель. Затем от него отделилось ещё меньшее коническое окончание, и наружу при помощи пружины был вытолкнут серебристый шар диаметром 58 см, по бокам которого были закреплены четыре предварительно развернутые антенны длиной примерно 3 м. Вскоре спутник  достиг апогея, высшей точки орбиты. Высота его полёта в этой точке составила 939 км. Время, за которое спутник совершал полный оборот вокруг Земли, или период орбиты, составил 1 час 36 минут. Источники энергопитания могли обеспечивать беспрерывную работу в течение двух недель.

Московское радио выдало в эфир эти потрясшие весь мир новости на следующий день, 5 октября. Название аппарата, «Спутник», было абсолютно естественным для русского языка. Оборудование на борту «Спутника» было простейшим (Кодовое обозначение спутника — ПС-1 "Простейший Спутник-1"). В него входили два радиопередатчика, передававшие попеременно сигнал на двух волнах.

Сигналы Спутника принимали радиоприемники по всему миру, и простенький «бип-бип» вскоре стал синонимом начала Космической Эры.

Помимо этого, «Спутник» продемонстрировал миру первые примеры применения искусственных спутников Земли. Внутри сферического корпуса, заполненного сжатым азотом, находились температурные датчики. Это позволяло инженерам следить за воздействием изменений температуры на работу систем спутника. Характер прохождения сигналов через атмосферу Земли способствовал исследованию ионосферы, а изменения в движении по орбите спутника и последней ступени ракеты давали возможность оценивать плотность атмосферы на различных высотах.

«Первый космический корабль»

Работа по подготовке пилотируемого полета в КБ Королева началась в 1958 году.

Первый запуск "Востока" в беспилотном режиме был произведен 15 мая 1960 года. Из-за неправильной работы одного из датчиков перед включением тормозной двигательной установки корабль оказался неправильно ориентирован и, вместо того чтобы опускаться, перешел на более высокую орбиту. Второй запуск (23 июля 1960 г.) был еще менее удачным — в самом начале полета произошла авария.

Спускаемый аппарат отделился от корабля и разрушился при падении. Во избежание этой опасности на всех следующих кораблях была введена система аварийного спасения. Зато третий запуск "Востока" (19-20 августа 1960 г.) был вполне успешным — на второй день спускаемый аппарат вместе со всеми подопытными животными: мышами, крысами и двумя собаками — Белкой и Стрелкой — благополучно совершил посадку в заданном районе.

Это был первый в истории космонавтики случай возвращения живых существ на Землю после совершения космического полета. Но следующий полет (1 декабря 1960 г.) опять имел неблагополучный исход. Корабль вышел в космос и выполнил всю программу. Через сутки была подана команда к возвращению на землю.

Однако из-за отказа тормозной двигательной установки спускаемый аппарат вошел в атмосферу с чрезмерно большой скоростью и сгорел. Вместе с ним погибли подопытные собаки Пчелка и Мушка.

Во время старта 22 декабря 1960 года произошла авария последней ступени, но система аварийного спасения сработала надлежащим образом — спускаемый аппарат приземлился без повреждений.

Только шестой (9 марта 1961 г.) и седьмой (25 марта 1961 г.) старты "Востока" прошли вполне благополучно. Совершив по одному обороту вокруг Земли, оба корабля благополучно вернулись на Землю вместе со всеми подопытными животными.

Эти два полета полностью моделировали будущий полет человека, даже в кресле находился специальный манекен. Первый в истории полет человека в космос состоялся, как известно, 12 апреля 1961 года. Советский космонавт Юрий Гагарин на корабле "Восток-1" совершил один виток вокруг Земли и в тот же день благополучно возвратился на Землю (весь полет продолжался 108 минут). Так была открыта эра пилотируемых полетов.

«Первый пилотируемый космический полет»

Первый в истории землян летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в селе Клушино Гжатского района Смоленской области в семье колхозника.

В 1941 году поступил в начальную школу, затем в ремесленное училище в Люберцах под Москвой. Получил специальность литейщика и одновременно окончил школу рабочей молодежи. Потом учеба в индустриальном техникуме в Саратове и диплом с отличием. В Саратове окончил аэроклуб и поступил в Оренбурге в военно-авиационное училище.

С 1957 года – военный летчик.

В 1960 году летчик Юрий Гагарин переступил порог школы советских космонавтов.

Новый, 1961 год Юрий Гагарин встретил в центре подготовки космонавтов. Это были трудные месяцы перед первым стартом.

После многочисленных земных и космических экспериментов наступило 12 апреля 1961 года. В этот день Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток» первым в истории человечества совершил космический полет вокруг нашей планеты - полет, о котором мечтало все человечество. Человечество чтит подвиг Ю. А. Гагарина, и поэтому 108 минутам первого полета человека в космос посвящается огромное количество книг, брошюр, журнальных статей.

Старт космического корабля «Восток» с Ю. А. Гагариным был назначен на 12 апреля 1961 г. и был произведен в 9 ч 07 мин по московскому времени.

И вот долгожданные команды: «Пуск!»... «Зажигание!»... «Подъем!» – и тут же гагаринское «Поехали!» Однако всеобщее напряжение на космодроме не спадает. «В первые 25 – 40 с после команды «Пуск!», вспоминает К. П. Феоктистов, – царило всеобщее напряжение. После этого проблем со спасением космонавта в случае аварии становились меньше. В первые же секунды полета, когда высота была еще мала, риск при катапультировании был существенный: в случае аварии ракета должна была упасть поблизости».

Волновался в эти моменты и Ю. А. Гагарин. Частота его сердцебиения возрастала до 140 – 158 в минуту, Лишь к концу активного участка частота сердечных сокращений снизилась до 109 в минуту. Однако космонавт вел непрерывную радиосвязь с Землей, передавал показания приборов, фиксировал изменение перегрузок и в моменты отделения ступеней ракеты-носителя, отметил, в частности, что шум в кабине корабля не превышал шума в кабине реактивного самолета. Наконец, сброшен головной обтекатель (корабль прошел плотные слои атмосферы), в иллюминаторе показалась Земля. С легким щелчком раскрылись и встали на место антенны.

«Наблюдаю облака над Землей, мелкие, кучевые, и тени от них, – сообщает Ю. А. Гагарин. – Красота-то какая!» От волнения он говорит немного сбивчиво, повторяется: «Несколько растут перегрузки, самочувствие отличное, настроение бодрое... В иллюминатор наблюдаю Землю». Беспрерывно продолжается диалог космонавта с наземным пунктом связи, с помощью телевизионных камер передаются изображения космонавта, осуществляют дистанционный контроль медики. Наконец, участок выведения кончился, и начался полет Ю. А. Гагарина по орбите вокруг Земли.

Этот день вошел в историю человечества как начало новой эры – эры полетов человека в космос. Полет Ю. А. Гагарина показал практическую возможность полетов человека в космос. Ликовал весь мир! «Гражданин Вселенной» – так назвали Гагарина люди на всех континентах Земли.

Поздно вечером в День космонавтики (официально он был утвержден 10 апреля 1962 года) на площадях выступали известные писатели и поэты. Все концерты и спектакли начинались с поздравления зрителей с успешным завершением полета Гагарина…

А в следующие два дня на московских аэродромах приземлялись специальные самолеты, которые доставляли делегации из различных стран мира для встречи с первым космонавтом.

Но Гагарин глубоко понимал долю своего участия в великом свершении советского народа, в подвиге наших ученых и инженеров. Продолжал работать, учиться. Окончил с отличием Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского.

27 марта 1968 года в результате катастрофы при выполнении тренировочного полета на самолете Юрий Гагарин погиб.

«Первая женщина в космосе».

Валентина Терешкова родилась 6 марта 1937 года в крестьянской семье в деревне Большое Масленниково Ярославской области. Ее отец был трактористом, мать - работницей текстильной фабрики. Призванный в Красную армию в 1939 году, отец Терешковой погиб на советско-финской войне.

В 1945 году девочка поступила в среднюю школу номер 32 города Ярославль, семь классов которой окончила в 1953 году. Чтобы помочь семье, в 1954 Терешкова поступила работать на шинный завод, одновременно поступив на учебу в вечерние классы школы рабочей молодежи. Продолжив работу на текстильном комбинате, с 1955 по 1960 годы она прошла заочное обучение в техникуме легкой промышленности.

Еще во время работы и заочной учебы в техникуме будущая первая женщина-космонавт увлеклась небом - занимаясь в местном аэроклубе, она совершила 163 прыжка с парашютом. Однако девушке хотелось летать - и она добилась зачисления в первый женский отряд космонавтов, где ее, в частности, научили управлять самолетом. В отряд космонавтов Терешкова была зачислена 12 марта 1962 года и находилась в нем до 28 апреля 1997 года.

"Нагрузка у женской группы из пяти человек была больше, чем у мужчин", - вспоминала Терешкова, уточняя, что вообще система подготовки в те годы была избыточно жесткой. Но у всех "была одна сумасшедшая идея - во что бы то ни стало безукоризненно пройти подготовку и слетать".

Полет Терешковой на космическом корабле "Восток-6" по околоземной орбите вместе с кораблем "Восток-5", пилотируемым Валерием Быковским, продлился двое суток 22 часа 50 минут.

"Эй! Небо, сними шляпу", - произнесла Валентина Терешкова 16 июня 1963 года, перед тем как стать легендой.

Однако проведенные в космосе часы стали для Терешковой отнюдь не самыми счастливыми в жизни. Полет был чрезвычайно рискованным - точными данными о возможных его последствиях для женского организма медицина не располагала.

Кабину "Востока" конструкторы называли между собой "консервной банкой" - она была настолько тесной, что находящийся в ней космонавт, облаченный в скафандр, с трудом мог шевелиться. Без малого трое суток, проведенные в таких условиях на орбите молодой женщиной, хотя и прошедшей специальную подготовку, по мнению многих специалистов, действительно были настоящим подвигом.

"Почти все время Валентину непрерывно тошнило. Но она старалась держаться. На Землю шли доклады: "Я - "Чайка". Полет проходит нормально".

После своего полета Валентина Владимировна продолжала проходить подготовку в отряде космонавтов, но большую часть ее времени стала занимать общественная работа. Терешковой пришлось совершить немало поездок по городам СССР, по многим странам мира.

Терешкова - почетный гражданин городов Калуга, Ярославль (Россия), Караганда (Казахстан), Витебск (Белоруссия), Монтре (Швейцария), Дранси (Франция), Монтгомери (Великобритания), Полицци-Дженероза (Италия), Дархан (Монголия), София, Петрич, Стара-Загора, Плевен, Варна (Болгария). Именем Терешковой назван кратер на Луне.

«Первый человек в открытом космосе».

"Летая в космосе, нельзя не выходить в космос, как плавая, скажем, в океане, нельзя бояться упасть за борт и не учиться плавать… Космонавт, вышедший в космос, должен уметь выполнить все необходимые ремонтно-производственные работы, вплоть до того, чтобы произвести нужную там сварку… Это не фантастика - это необходимость, и чем больше люди будут летать в космосе, тем больше, эта необходимость будет ощущаться". Эти слова, произнесенные легендарным Главным конструктором Сергеем Павловичем Королёвым в самом начале космической эры, были безусловно пророческими. С тех пор в открытом космосе поработили уже десятки людей, которым много раз пришлось убедиться в справедливости этих слов.

18 марта 1965 года "Восход-2" с космонавтами Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым успешно стартовал с космодрома Байконур. Сразу же после подъема на орбиту, уже в конце первого витка, экипаж стал готовиться к выходу Леонова в открытый космос. Беляев помог надеть ему ранец индивидуальной системы жизнеобеспечения с запасом кислорода, затем наполнил шлюзовую камеру воздухом, нажал кнопку и люк, соединяющий кабину корабля со шлюзовой камерой, открылся. Леонов "вплыл" в шлюзовую камеру, Беляев закрыл люк в камеру и начал ее разгерметизацию, затем нажал на кнопку и открыл люк камеры. Оставалось сделать последний шаг…

Алексей Леонов мягко оттолкнулся от корабля, осторожно подвигал руками и ногами. Движения выполнялись сравнительно легко, и он, раскинув руки, как крылья, стал свободно парить в безвоздушном пространстве высоко над Землей, при этом 5-метровый фал надежно связывал его с кораблем. С борта корабля за Леоновым постоянно следили две телевизионные камеры (и хотя их разрешающая способность была невысока, потом на Земле был смонтирован вполне приличный фильм о первом выходе землянина в открытый космос).

Беляев передал на Землю: "Человек вышел в космическое пространство!" Леонов отлетел от корабля примерно на метр, затем снова вернулся к нему. Прямо внизу проплывало Чёрное море, Леонов смог разглядеть идущий далеко от берега корабль, ярко освещённый Солнцем. Когда пролетали над Волгой, Беляев подключил телефон в скафандре Леонова к передаче Московского радио - Левитан читал сообщение ТАСС о выходе человека в открытый космос.

Пять раз космонавт улетал от корабля и возвращался. Все это время в скафандре поддерживалась "комнатная" температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60° и охлаждалась в тени до -100°С.

Когда Леонов увидел Иртыш и Енисей, ему поступила команда Беляева возвращаться в кабину, но сделать это оказалось непросто. Дело в том, что в вакууме скафандр Леонова раздулся. То, что подобное может произойти, было ожидаемым, но вряд ли кто-нибудь предполагал, что настолько сильно. Леонов не мог втиснуться в люк шлюза, а советоваться с Землей было некогда. Он делал попытку за попыткой - все безрезультатно, а запас кислорода в скафандре был рассчитан всего на 20 минут, которые неумолимо заканчивались. В конце концов, Леонов сбросил давление в скафандре и вопреки инструкции, предписывающей заходить в шлюз ногами, решил "вплыть" лицом вперед, и, к счастью, ему это удалось... Леонов пробыл в открытом космосе 12 минут, за это короткое время он взмок, как будто на него вылили ушат воды, - так велика была физическая нагрузка.

По приемнику с Земли на разных голосах продолжали доноситься восторженные сообщения о новом советском эксперименте, а экипаж начал готовиться к спуску. Программой полета предусматривалось осуществить посадку в автоматическом режиме на семнадцатом витке, но из-за отказа автоматики, вызванного "отстреливанием" шлюзовой камеры, пришлось уйти на следующий, восемнадцатый виток и садиться с использованием ручной системы управления. Это была первая посадка в ручном режиме, и при ее осуществлении обнаружилось, что с рабочего кресла космонавта невозможно заглянуть в иллюминатор и оценить положение корабля по отношению к Земле. Начинать же торможение можно было только сидя в кресле в пристегнутом состоянии. Из-за этой нештатной ситуации была потеряна необходимая при спуске точность. Задержка команды на включение тормозных двигателей составила 45 секунд. В результате приземлились космонавты далеко от расчетной точки посадки, в глухой тайге, в 180 км северо-западнее Перми.

Нашли их не сразу, поисковой службы, как таковой, тогда еще не было. Посадке вертолетов помешали высокие деревья, теплую одежду для космонавтов также не удалось сбросить. Поэтому ночь им пришлось провести около костра, используя для утепления парашюты и скафандры. На следующий день в мелколесье, в нескольких километрах от места приземления экипажа, спустился десант спасателей, расчистивший площадку для небольшого вертолета. На следующий день Беляев и Леонов были доставлены на Байконур.

«Первая космическая станция на Луне».

Для полета к Луне требовалось повысить скорость ракеты с первой космической до второй космической (с 8 до 11 км/с). 2 января 1959 года «Луна-1» стартовала с космодрома Байконур, и отправилась в свой полет к нашему естественному спутнику. Через сутки 3 января в 3 часа 58 минут Луна-1 «превратилась» в искусственную комету выпустив из специального контейнера натриевое облако. Эту искусственную комету видели люди во многих странах. А в 6 часов 4 января 1959 года Луна-1 прошла наиболее близкую к Луне (5-6 тысяч километров) точку своей траектории. К сожалению, уровень технологий в этот раз не позволил достичь Луны.

Первый запуск спутника к Луне (Луна-1) был огромным прорывом в области освоения космоса, но главная цель, перелет с одного небесного тела на другое так и не была достигнута. Запуск Луны-1 дал очень много научной и практической информации в области космических полетов к другим небесным телам. Все это было учтено при запуске следующего спутника Луна-2. В принципе Луна-2 практически полностью повторяла свою предшественницу Луну-1, те же научные приборы и оборудование, позволяли заполнять данные о межпланетном пространстве и корректировать данные полученные Луной-1. 12 сентября 1959 года в 6:39 с космодрома Байконур была запущена АМС Луна-2. И уже 14 сентября в 00 часов 02 минуты 24 секунды по московскому времени Луна-2 достигла поверхности Луны, совершив первый в истории полет с Земли на Луну.

Автоматический межпланетный аппарат достиг поверхности Луны восточнее «Моря Ясности», вблизи кратеров Аристил, Архимед и Автолик. На борту Луны-2 были помещены три символических вымпела: два в автоматическом межпланетном аппарате и один - в последней ступени ракеты с надписью «СССР, сентябрь 1959 год». Внутри Луны-2 находился металлический шар, состоящий из пятигранников-вымпелов, и при ударе о лунную поверхность шар разлетался на десятки вымпелов.

Так как к Земле все время обращена только одна сторона Луны не удивительно, что после первых успешных запусков встала задача получения фотографий, той другой, неизвестной стороны Луны. Требовалось решить множество задач. И в первую очередь управления спутником в межпланетном пространстве. 4 октября 1959 года с космодрома Байконур Луна-3 стартовала к Луне. Выйдя на сильно вытянутую эллиптическую орбиту искусственного спутника Земли, «Луна-3» обогнула Луну, и прошла на расстоянии 6200 км от её поверхности. 7 октября 1959 года в 6 часов 30 минут было начато фотографирование Луны, которое продолжалось 40 минут.

    За время сеанса фотографирования были получены фотографии почти половины поверхности Луны. Изображения, после проявления плёнки на борту, были переданы с помощью фототелевизионной системы на Землю. Фототелевизионное устройство "Енисей" было разработано Ленинградским НИИ телевидения.

При полете к Луне и при приеме сигналов качество сигнала было плохим, высоки были уровни шумов. Принятые фотографии позволили определить некоторые элементы рельефа, но в сеансе связи, когда станция подошла поближе к Земле, и можно было повторить прием с большим отношением сигнал-шум, установить связь со станцией не удалось. Максимальное удаление «Луна-3» от Земли в апогеи составило 480 тыс. км. Совершив 11 оборотов вокруг Земли, аппарат вошёл в земную атмосферу и прекратил существование. В дальнейшем осуществлялось еще несколько запусков по той же программе, но все они были неудачны.

Автоматическая станция "Луна-9" была запущена с космодрома Байконур 31 января 1966 года с помощью ракеты-носителя "Молния-М". На трассе перелета к Луне 1 февраля была проведена коррекция траектории. 3 февраля 1966 года в 21 час 45 минут 30 секунд МСК автоматическая лунная станция впервые в мире совершила мягкую посадку на поверхности Луны на западном крае Океана Бурь, западнее кратеров Рейнер и Марий. По команде с Земли была включена телевизионная камера. На Землю были переданы первые в мире панорамы лунной поверхности, полученные при различных высотах Солнца над горизонтом.

Главным результатом полета "Луны-9" стала первая в мире мягкая посадка космического аппарата на поверхность Луны и передача на Землю первых телепанорам лунной поверхности. Кроме того, в ходе полета "Луны-9" были проведены следующие наблюдения и измерения: - уточнено расположение внешнего радиационного пояса вокруг Земли; - установлено отсутствие заметного магнитного поля Луны и лунных радиационных поясов; - по полученным снимкам определены особенности микрорельефа поверхности Луны и, в частности, не обнаружено пыльного слоя.

«Первый искусственный спутник Луны».

1966 г. 3 апреля на орбиту Луны вышел первый искусственный спутник. Им стала отечественная, созданная НПО им. С. А. Лавочкина автоматическая станция Луна-10, которая спустя 3 часа совершила первый оборот вокруг Луны. Отметим, что этот спутник был уже далеко не таким простым, каким некогда был первый искусственный спутник Земли. С помощью установленного на спутнике оборудования удалось провести целый комплекс научных исследований.

В частности, стало возможным вычислить точное соотношение между массой Луны и массой Земли. Далее, при помощи высокочувствительного магнитометра была установлена напряженность магнитного поля Луны, которое оказалось, во-первых, однородным, а не дипольным (двухполюсным) и примерно в тысячу раз менее напряженным по сравнению с Земным. Особый интерес представляло измерение радиоактивности лунных пород. Обнаружив собственную радиоактивность, или так называемое гамма-излучение Луны, можно было по концентрации радиоактивных элементов установить тип горной породы и ее химический состав. В результате проведенных исследований было установлено, что основными породообразующими элементами лунной поверхности являются кислород, магний, алюминий, кремний. Таким образом, исследования, выполненные с помощью первого ИСЛ Луна-10, значительно обогатили мировую науку новыми важными данными о Луне и окололунном космическом пространстве.

Конструктивно автоматическая станция Луна-10 состояла из двух основных частей: "лаборатории" весом 245 кг и двигательной установки с приборными отсеками. Он выполнял научную программу в течение месяца, совершив к концу активного существования 460 оборотов вокруг Луны и произведя 219 сеансов связи с Землей, после чего упал на поверхность Луны 30 мая 1966 года

«Первые полеты АМС к Венере и Марсу».

Автоматические межпланетные станции (АМС) — беспилотные космические летательные аппараты, предназначенные для полета к другим небесным телам с целью изучения Солнечной системы — межпланетного пространства, Луны, планет, Солнца, комет и др. АМС — разведчики Вселенной. Автоматы всегда предшествуют проникновению человека в космос. Более того, автоматические межпланетные станции могут быть направлены к таким планетам, в такие области солнечной системы, где физические условия слишком сложны, чтобы туда мог проникнуть человек по крайней мере в ближайшие десятилетия, а может быть и века.

Первым исследовательским аппаратом, направленным землянами к другой планете, стала советская автоматическая станция «Венера-1», стартовавшая 12 февраля 1961 года. Через три месяца она прошла на расстоянии около 100 тысяч километров от Венеры и вышла на орбиту спутника Солнца. Радиосвязь с этой станцией продолжалась до тех пор, пока расстояние до Земли не превысило 3 млн. км. и затем прекратилась из-за выхода из строя бортовой аппаратуры. Основными задачами станции «Венера-1» являлись проверка методов вывода космических объектов на межпланетную трассу, проверка сверхдальней радиосвязи и управления станцией, проведение физических исследований в космосе.

В 1965 году к «прекраснейшей из звезд небесных», так назвал Венеру Гомер, ушла «Венера-2», которая провела так называемые полетные исследования. АМС пролетела на расстоянии 24 000 км от поверхности планеты.

И вот наступил качественно новый этап: в 1965 году «Венера-3» впервые достигла поверхности планеты, а 1967 году «Венера-4» впервые осуществила плавный спуск в ее атмосфере и провела непосредственные физико-химические исследования. АМС «Венера-4» несла спускаемый аппарат, который отделился перед входом автоматической станции в атмосферу. АМС сгорела в плотных слоях атмосферы, а спускаемый аппарат на парашюте плавно опустился в плотные слои атмосферы. Первый в истории человечества сеанс межпланетной радиосвязи продолжался 93 минуты. Были измерены в зависимости от высоты плотность, давление и температура атмосферы, проведен химический анализ состава атмосферы. Спускаемый аппарат был рассчитан на давление до 20 атмосфер, и передача данных прекратилась до посадки на твердую поверхность Венеры. Было установлено, что углекислый газ является основной компонентой атмосферы (не менее 95%), получены пределы содержания ряда других компонент, однозначно установлено существование высоких давлений и температур в атмосфере планеты. На пролетном аппарате измерена водородная корона Венеры, проведены наблюдения заряженных частиц и микрометеоритов.

«Марс – 1» запущен 1 ноября 1962. Задачи полёта: исследование космического пространства, проверка радиолинии на межпланетных расстояниях, фотографирование Марса. Полёт "Марса-1" дал новые данные о физических свойствах космического пространства между орбитами Земли и Марса, об интенсивности космического излучения, напряжённости магнитных полей Земли и межпланетной среды, о потоках ионизированного газа, идущего от Солнца, и о распределении метеорного вещества. Последний сеанс состоялся 21.3.1963 при удалении КА от Земли на 106 млн. км. Сближение с Марсом наступило 19.06.1963 (от Марса около 197 тыс. км, по баллистическим расчетам), после чего связь была потеряна.

СКА "Марс 3" совершил первую в истории мягкую посадку на поверхность Марса 2 декабря 1971 г ( недалеко от северного края кратера Птолемей в Земле Сирен) в 16 часов 47 минут по Московскому Времени . В 16:50:35 началась передача видеосигнала с телекамеры СА. Передача продолжалась 20 секунд и резко прекратились. Расшифровке полученная информация не поддавалась. Впрочем, в первые секунды работы телекамеры телевизионная головка должна была еще только выходить из-за защитной шторки. Поэтому за 20 секунд передачи и нельзя было что-то увидеть на поверхности планеты. Но больше никаких сигналов с СА станции Марс 3 не поступало.

Исследование поверхности Марса и Венеры проводится и в наше время.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе. Монопроект по теме «Страна, открывшая путь в космос»

Урок окружающего мира по теме «Страна, открывшая путь в космос» является заключительным  уроком раздела «Страницы истории Отечества». Целью данного раздела является знакомство учащихся  с...

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе "Страна, открывшая путь в космос"

Презентация и материалы к уроку окружающего мира в 4 классе "Страна, открывшая путь в космос".Презентация содержит три видеофрагмента: "Летать" , "Первый в космосе", "Выход в открытый космос".https://...

Урок по окружающему миру «Страна, открывшая путь в космос».4 класс УМК "Школа России

Урок спроектирован с учетом содержания программы и обязательного минимума содержания образования.     Урок окружающего мира в 4 классе «Страна, открывшая п...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Страна, открывшая путь в космос". 4 класс.

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Страна, открывшая путь в космос" для 4 класса (Программа "Школа России"). Презентация расширяет представления детей о развитии отечественной космонавтики....

Конспект урока по окружающему миру "Страна, открывшая путь в космос" 4 класс, Плешаков

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страна, открывшая путь в космос" 4 класс, Плешаков...

Урок окружающего мира в 4 классе Тема урока: «Страна, открывшая путь в космос» (первый урок)

Урок  знакомит учащихся с важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране...