Урок окружающего мира "Среда обитания - что это такое?"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Ренина Ольга Вячеславовна

Класс: 2

Предмет: Окружающий мир

Учебник, авторы: «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова, УМК «Начальная школа XXI века»

Тема урока: Среда обитания – что это такое?

Тип урока: открытие нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sreda_obitaniya-chto_eto_takoe.docx389.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира

Ренина Ольга Вячеславовна,

 учитель начальных классов

МБОУ НОШ № 1 пос. Эльбан

Класс: 2

Предмет: Окружающий мир

Учебник, авторы: «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова, УМК «Начальная школа XXI века»

Тема урока: Среда обитания – что это такое?

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока:  ученик научится объяснять значение терминов «среда обитания», «природное  сообщество», «пищевая цепь», составлять простые пищевые цепи.

Задачи:

- формировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания животных  и их приспособленности к жизни в этих средах;

- учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно — следственные связи;

- формировать познавательный интерес к предмету через использование игровых форм обучения и создание ситуации успеха;

Метапредметные УУД:

Познавательные: извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные: оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Ресурсы: Учебник «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова, УМК «Начальная школа XXI века»; методическое обеспечение; дидактический материал; ТСО; раздаточный материал.

Сценарий урока

Этапы урока

и РУУД

Содержание

Мотивация

(саморегуляция)

- Здравствуйте ребята! Меня зовут Ольга Вячеславовна.

Урок мы свой начнем о том,

Что вся Земля — наш общий дом.

Наш добрый дом - просторный дом

Мы все  с рождения в нем живём.

- Кроме нашего общего дома – планеты Земля – у каждого из нас есть свой собственный дом. Для чего он нам нужен? (там тепло, безопасно, есть еда, можно спать, отдыхать и т.д., то есть нам там хорошо и комфортно)

Актуализация знаний

(Целеполагание)

- Вместе с нами на планете Земля живет огромное множество живых организмов, более 5 миллионов, все они обитают в разных местах, и  в этом есть  определенные закономерности. Давайте с ними разберемся.

- Игра «Третий лишний». Я назову три живых организма, а вы догадайтесь, какой из них лишний и почему: ЗАЯЦ, ВОЛК, БЕГЕМОТ (конечно, это бегемот, он не живет  в лесу с волком и зайцем)

- Почему бегемот не живет в лесу? (он нуждается в воде, к жизни в лесу не приспособлен)

- АКУЛА, ОСЬМИНОГ, ЕЖ (конечно  еж, акула и осьминог – водные организмы, а еж – наземное животное, он не может жить в воде, он к ней не приспособлен).

- Сделаем вывод: живые организмы не могут обитать где угодно, они обитают только в таких местах, к которым приспособлены.

- О чем сегодня пойдет речь на уроке?

Формулировка темы урока и планирование работы

(планирование)

- Попробуем сформулировать тему (о животных, где они обитают)

- Теперь откроем учебники и сверим наше предположение с мнением авторов (с.38-39)

- Прочитайте тему урока («Среда обитания - что это такое?»)

(тема записывается на доске)

- Рассмотрите глазками разворот учебника, не читая, ознакомительно, попробуйте предположить, о чем будем говорить на уроке. Может быть, увидите выделенные жирным шрифтом слова, или картинки необычные.

(дети отвечают, что видят на развороте учебника)

- Давайте составим план изучения новой темы.

        ПЛАН

  1. Среда обитания
  2. Природное сообщество
  3. Пищевая цепь

(записывается на доске)

Открытие нового знания.

-  Где будем искать нужную информацию? (в учебнике)

- На странице 38   рассмотрите   рисунок.
- Кто изображен на нем?

- Обитатели какой среды?

- Какие условия жизни объединяют этих животных?
- Правильно ли высказывание, «Что каждое живое существо привыкает к определенному месту обитания?» (светофоры)

- Чем различаются эти живые существа? (формой тела, цветом, размерами)

- От чего это зависит? (Они могут обладать защитной окраской, иметь определённую форму тела, питаться определённой пищей)

РАБОТА С ТЕКСТОМ

- Поработаем с текстом на стр.38. Перечитайте его про себя и найдите четыре вопроса, которые авторы нам задают.

  1. Почему личинка стрекозы может развиваться только в воде?
  2. Почему жук-плавунец погибает без воды?
  3. Почему цапля с удовольствием живет в густых прибрежных зарослях?
  4. Почему лягушка живет рядом с цаплей – своим врагом?

- Ответы на эти вопросы вы сможете найти в Дополнительных материалах к уроку, приготовьте их, положите перед собой. Прочитайте самостоятельно и постарайтесь найти ответы на перечисленные вопросы.

- Кто может ответить? (отвечают по прочитанному тексту)

(за верные ответы дети получают жетоны)

- Давайте попробуем сделать вывод, что же такое среда обитания?

 -Проверим свои догадки, прочитаем текст на с.39, первый абзац.

- Вернемся к нашему плану: первый пункт плана выполнили? (да)

- Приступаем ко второму пункту.

- Прочитаем следующий абзац.

- В тексте нам встретилось новое словосочетание: природное сообщество. Что это такое?

- Какие природные сообщества бывают? (лес, водоем, луг, поле, сад)

- Как вы понимаете слово «сообщество?» Сравните со словом «сообща» - это как? (дружно, совместно)

ИГРА «Кто где живет?»

- На доске – домики, их всего пять. Домики – это природные сообщества. Давайте заселим этих животных в свои домики (пять учеников у доски). Выбираем по одному животному, встаем лицом к ребятам, рассказываем кого выбрали и где его дом. Какое природное сообщество больше всего ему подойдет.

- Все остальные приготовили светофоры, будем сигналить.

 

Физминутка

Мы шагаем друг за другом,

Лесом и весенним лугом,

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Покружились, полетели,

На цветы тихонько сели.


-  Вернемся к учебнику. На странице 39 внизу страницы изображена пищевая цепь. Как вы думаете, что это такое?
- Пищевая цепь – это взаимоотношения  между организмами, растениями, животными, насекомыми и тд.

- Как вы думаете, можно ли считать пищевую цепь условием жизни животных в природном сообществе?

- Почему?

- Обратите внимание на расположение стрелочек.

Первичное закрепление

ИГРА «Кто кем питается»

(К доске приглашаются три ученика, у ребят маски с изображением животных, по команде учителя они должны выстроиться в ряд по цепочке, в зависимости от того, кем питается его животное)

- простой вариант из трех звеньев (морковь, заяц, лиса)

 (всем участникам жетоны)

Самостоятельная работа

Контроль

Саморегуляция

Предоценка

Оценка

Коррекция

- Теперь поработаем самостоятельно. У вас на партах есть карточки.  Используя номера рисунков, составь две пищевые цепи.

Первые три ученика получают сразу 1 уровень.

- Тот, кто первый справился, пишет свой ответ на доске.

- А теперь проверим. Если вы уверены, что все сделали правильно, поставьте себе !

- Если сомневаетесь, то ставим знак «?»

- Если есть ошибки, исправьте их.
   (Самопроверка  по слайду)

- Кто без ошибок - !, кто с ошибками - ?

- Совпадают ли ваши оценки? (сигнальные карточки)

(исправление ошибок)

Домашнее задание.

- Откройте дневники и запишите домашнее задание: составить 2 пищевые цепи. Цепи вы составите на листочке. Можете написать от руки либо напечатать.

Подведение итога урока

Эмоциональная рефлексия

  •  С какими важными в истории России событиями мы познакомились?

- Продолжите фразу:

- Я узнал (а)…

- Я научился(лась) …

- Я запомнил (а)…

-  Если урок понравился, помашите мне двумя ладошками.

- Спасибо за работу, вы все очень хорошо постарались. Урок окончен.

Дополнительный материал

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=84028810-47-72&n=21Личинки стрекозы развиваются в воде, так как дышат жабрами. Личинки стрекозы – хищники. Они питаются личинками водных насекомых, иногда нападают на головастиков и мальков рыб. В свою очередь, служат пищей для рыб.

Жук-плавунецМесто обитания жуков-плавунцов - стоячая вода, заросшая водорослями. Плавунцы — хищники. Нападают на водяных насекомых: головастиков, тритонов и мальков. Сами же плавунцы служат пищей для лягушек.

ЦапляЦапля питается животной пищей: рыбой, лягушками, разнообразными мелкими млекопитающими, головастиками, насекомыми, мелкими грызунами, пресмыкающимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

презентация к уроку окружающего мира во 2 классе по теме:"Среда обитания - что это такое?" УМК «Начальная школа XXI века»

Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе по теме:"Среда обитания - что это такое?" УМК «Начальная школа XXI века» подготовлена к технологической карте по данной теме...

Урок окружающего мира и изобразительного искусства Малокомплектная школа: 1 класс - ИЗО,3 класс – окружающий мир Тема урока: “Бабочки” (однотемный разнопредметный урок)

Урок окружающего мира и  изобразительного искусстваМалокомплектная школа: 1класс - ИЗО,3 класс – окружающий мирТема урока: “Бабочки”(однотемный разнопредметный урок)...

Технологическая карта урока Окружающего мира "Среда обитания-что это такое?" (2 класс, УМК "Начальная школа XXI века")

Цель урока: формирование знаний о понятии «среда обитания», в котором живая и неживая природа взаимосвязаны и понятие «цепь питания».Задачи урокаДидактические:1. Знать понятие ...