Природные зоны
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)

Ренина Ольга Вячеславовна

Урок окружающего мира 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okr.mir_.doc52 КБ
Office presentation icon prirodnye_zony_rossii.ppt2.83 МБ

Предварительный просмотр:

 

Урок окружающего мира.

Тема: Путешествие по природным зонам нашей Родины.

Учебник: Окружающий мир. 4класс

Автор: О.Т.Поглазова

Учитель: Ренина О.В.

 

п.Эльбан

 

УРОК- ОБОБЩЕНИЕ

ТЕМА: ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПРИРОДНЫМ ЗОНАМ
НАШЕЙ РОДИНЫ

Цели:

1. Обобщить и закрепить  знания школьников о природных зонах России.

2. Развивать их сообразительность, память, логическое мышление.

3. Прививать бережное отношение и любовь к родной природе, формировать умение работать в коллективе.

Ход урока.

1.Организация класса.

Настрой на урок.

Учитель. Возьмите друг друга за руки за руки и с улыбкой весело, радостно скажите 2 раза: "Всё будет хорошо,

                                   Мы успеем сделать всё"

2. Сообщение темы и цели урока. (1 слайд презентации)

Учитель. Ребята! Сегодня нам предстоит совершить одно увлекательное путешествие в природные зоны нашей Родины. Во время путешествия мы проверим и обобщим ваши знания , услышим и увидим много интересного о природе, растительном и животном мире нашей страны.

(2 слайд)

В путешествие отправятся 3 команды. Давайте познакомимся с ними.

(За каждый правильный ответ команда получает очко.)

П р и в е т с т в и е  к о м а н д.

3. Актуализация знаний.

Учитель. Перед тем как отправиться в путь, необходимо проверить, как команды подготовились к путешествию.

Р а з м и н к а. (3 слайд)

Ответить на  в о п р о с ы:

1. Какие природные зоны имеются на территории России?

2. Перечислите порядок расположения природных зон, начиная с севера.

3. К чему приходится приспосабливаться растениям и животным в разных природных зонах?

4. Приведите примеры защитной окраски животных, обитающих в зоне арктических пустынь, в пустыне.

5. К хвойным или лиственным породам относится лиственница?

4. Основная часть урока.

Учитель. Мы видим, что команды готовы к путешествию. Сейчас каждая из команд должна определить, из какой природной зоны она начинает путешествие.

З а д а н и е 1.

Каждой команде вручается конверт-письмо с описанием природной зоны, нужно прочитать письмо, назвать природную зону.

– К югу от тундры солнце поднимается выше и греет лучше. Поэтому лето здесь теплее и длиннее, а зима короче и мягче. Осадков выпадает больше. (Лесная полоса)

– Эта зона – бескрайние равнины, безлесные просторы. Зима здесь короткая, довольно холодная, особенно на востоке. Лето жаркое, продолжительное, много солнца. Дождей выпадает немного, в основном летом. Бывают сильные ветры – суховеи. (Степь.)

– Поверхность этой зоны во многих местах холмистая. Часто встречаются большие холмы из мелкого песка. Это барханы. Лето продолжительное, жаркое и сухое. Редко бывают дожди. Зима короткая, длится 2–3 месяца, и очень холодная. Бывает до 30 и больше градусов мороза. (Пустыня.)

Проверка. (слайды 4,5,6)

Учитель. Продолжаем путешествие.

З а д а н и е 2.

Отгадайте животных и назовите природную зону в которой они обитают.

1-я команда. Этого млекопитающего называют кораблём. Питается он колючками и солянками. Несколько дней может не пить. Густая шерсть надёжно защищает его от дневной жары и ночного холода. Люди используют молоко и шерсть этих животных. (верблюд)

2-я команда. Крупное морское животное длинной до 3-4 м и весом до 800-1000 кг (И даже до 1500 кг). Имеет клыки длинной 40-50 см из очень прочной кости. Клыками оно выкапывает со дна раковины моллюсков. Клыки - это также орудие защиты. Кожа достигает 3-4 см толщины. Есть ласты. Зрение неважное, но зато отличное обоняние.(морж)

3-я команда. Это животное из семейства кошачьих. По внешнему виду похоже на большую кошку, единственное отличие - кисточки на ушах. Хорошо лазает по деревьям, хищник.(рысь)

(слайды 8, 9, 10)

 

1-я команда. (Слайд 11.)

Лось, белый медведь, черепаха)

2-я команда. (Слайд 12)

Олень, лиса, верблюд.

3-я команда. (Слайд 13)

Бурый медведь, тигр, тюлень.

Привал. (слайд 14)

- Могут ли в природе встретиться белый медведь и пингвин?

Физкультминутка.

Задание 3.

Как называются эти растения и зона, в которой они растут. (Командам вручаются гербарные листы.)

1-я команда. Морошка. (Тундра.)

Виноград. (Степь.)

Саксаул. (Пустыня.)

Дуб. (Лесная полоса.)

2-я команда. Верблюжья колючка (Пустыня.)

Сосна. (Лесная полоса.)

Дыни. (Степь.)

Ягель. (Тундра.)

3-я команда. Береза. (Лесная полоса.)

Ревень. (Пустыня.)

Клюква. (Тундра.)

Подсолнечник. (Степь)

З а д а н и е 4.

Решить кроссворд. Определить, из какой природной зоны эти животные. (Вручаются листы с кроссвордами каждой команде. Команды заполняют их.)

1-я команда.

1. Суслик, полевая мышь, зайцы.

2. Песец, северный олень, белая сова.

3. Тушканчик, верблюд, варан.

2-я  команда.

1. Дрофа, зайцы, хомяк.

2. Антилопа-джейран, верблюд, кобра (среднеазиатская).

3. Лемминги, волки, северный олень.

3-я команда.

1. Черепаха, варан, верблюд.

2. Суслик, дрофа, хомяк.

3. Белая сова, лемминги, песец.

Учитель. Продолжаем путешествие.

Задание 5.

- В какой природной зоне можно встретить эти растения. (слайд 18)

1.Ель, лиственница, сосна.

2. Ковыль, полынь, пырей.

3. Дуб, липа, бук.

4. Берёза, осина, ель.

5.Верблюжья колючка, саксаул.

6. Ягель, стелящиеся кустарники, мох.

Проверка. (Слайд 19)

 Учитель. Продолжаем наше путешествие.

П е с е н н а я   п е р е к л и ч к а.

Кто споет больше песен о растениях, зверях, птицах.

К о н к у р с  капитанов.

Ведущий. К нам поступили жалобы обитателей садов, лесов и огородов (вручает капитанам жалобы).

З а д а н и е: разобрать жалобы.

Капитаны поочередно зачитывают письма, а команды должны назвать имя жалобщика и ответить, обоснованная жалоба или нет. Побеждает та команда, ответы которой окажутся наиболее вескими.

Ж а л о б а   1.

Ох, и не любят же меня люди! Голос, видите ли, им не нравится и глаза, говорят, у меня не красивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба. Так вот подумайте хорошенько, обижать или любить меня надо?

Ответ. Это сова. С 1964 года совы находятся под охраной закона. Одна серая сова за лето убивает тысячи полевок, которые способны уничтожить тонну зерна за лето. (слайд 20)

Ж а л о б а   2.

На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились! Обижают нас часто.

Ответ. Летучая мышь. (слайд 21)

Ж а л о б а   3.

Сама знаю, что не красавица я. Когда я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми! А польза от меня людям большая.

Ответ. Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – они исчезнут.(слайд 22)

Учитель.

Наше путешествие подходит к концу. Сейчас каждый из членов команды может принести своей команде дополнительные баллы.

Тест. (Слайды 23, 24, 25, 26)

1.Основные занятия  коренного населения Арктики.

а) охота

б) земледелие

в) рыболовство

2. Главные занятия жителей тундры.

а) оленеводство

б) деревообработка

в) садоводство

3.) Символом какой природной зоны мог бы стать саксаул?

а) лесная зона

б) тундра

в) пустыня

4.) Как называются тёмные, хвойные леса ?

а) лиственные

б) тайга

в) смешанные

5)В какой природной зоне встречаются змеи, ящерицы, скорпионы?

а)степь

б) пустыня

в) тундра

6.)В какой природной зоне расположен Хабаровский край?

а) степь

б) тундра

в) лесная полоса

7.) Какие животные нашего края занесены в Красную книгу?

а)Амурский тигр

б)Японский журавль

в)Бурый медведь

Проверка. (слайд 27).

1) а, в; 2)а; 3) в; 4)б; 5) б; 6) в; 7)а, б.

Подведение итогов.

Рефлексия.

Продолжи фразу:

1. Мне показалось важным...

2. Мне урок дал для жизни...

3. Мне запомнилось...

Д.з. 1. Приготовить сообщения о жизни растений, животных разных природных зон или нарисовать рисунок.

     2. Выполнить задание в тетради стр. 60-61

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Природные зоны России Учитель: О.В. Ренина

Слайд 2

Какие природные зоны имеются на территории России? Перечислите порядок расположения природных зон, начиная с севера. К чему приходиться приспосабливаться растениям и животным в разных природных зонах? Приведите примеры защитной окраски животных, обитающих в зоне арктических пустынь, в пустыне. К хвойным или лиственным породам относится лиственница?

Слайд 3

Пустыня

Слайд 4

Степь

Слайд 5

Лесная полоса

Слайд 6

Отгадайте животных, назовите природную зону в которой они обитают

Слайд 13

Это интересно

Слайд 14

1.Суслик, полевая мышь, зайцы. 2.Песец, северный олень, белая сова. 3.Тушканчик, верблюд, варан. 1 .С 2 .Т Е П Ь у 3 .п у с т ы н я д р а

Слайд 15

1. Дрофа, зайцы, хомяк. 2. Антилопа-джейран, верблюд, кобра (среднеазиатская) 3. Лемминги, волки, северный олень. 1 .с т е 2. п у с 3. т ы н я ь у н д р а

Слайд 16

1.Черепаха, варан, верблюд. 2. Суслик, дрофа, хомяк. 3. Белая сова, лемминги, песец. 1 . п у 2 .с т е п ь т ы 3 .т у н д р а я

Слайд 17

В какой природной зоне можно встретить эти растения? Ель, лиственница, сосна. Ковыль, полынь, пырей. Дуб, липа, бук. Берёза, осина, ель. Верблюжья колючка, саксаул. Ягель, стелющийся кустарник, мох.

Слайд 18

Хвойный лес. Степь. Лиственный лес. Смешанный лес. Пустыня. Тундра.

Слайд 21

Тест. 1.Основные занятия коренного населения Арктики . а) охота б) земледелие в) рыболовство 2. Главное занятие жителей тундры . а) оленеводство б) деревообработка в) садоводство

Слайд 22

3.Символом какой природной зоны мог бы стать саксаул? а)лесная зона б)тундра в) пустыня 4. Как называются тёмные хвойные леса? а) лиственные б) тайга в) смешанные

Слайд 23

5.В какой природной зоне встречаются змеи, ящерицы, скорпионы? а)степь б) пустыня в) тундра 6.В какой природной зоне расположен Хабаровский край? а) степь б) тундра в) лесная полоса

Слайд 24

7. Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? а)Амурский тигр б) Японский журавль в) Бурый медведь

Слайд 25

1) а, в; 2) а; 3) в; 4) б; 5) б; 6)в; 7) а, б. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Природные зоны России. Зона тундры".

Презентация к уроку окружающего мира, 4 класс, УМК "Школа России". Презентация поможет учащимся познакомиться наглядно с зоной тундры. Рассмотреть растительный и животный мир. Познакомиться с редкими ...

Урок окружающего мира "Природные зоны России.Зона лесов"

Цель:создать у учащихся  представление о лесах умеренного пояса, их особенностях и обитателях.Задачи:    Обучающие:·       знать правила поведения в л...

Урок окружающего мира в 4 классе "Природные зоны. Ледяная зона"

Технологическая карта и конспект урока окружающего мира в 4 классе "Природные зоны. Ледяная зона"....

Природные зоны России. Зона Арктических пустынь.

Урок окружающего мира. Тема: Природные зоны России. Зона Арктических пустынь. 4 класс. УМК "Школа России"....

Природные зоны России. Зона Арктических пустынь

Разработка урока с презентацией  к уроку по предмету Окружающий мир в 4 классе Плешаков А.А....

Природные зоны. Зона тайги

Урок окружающего мира УМК «Начальная школа XXI век» по теме: "Природные зоны.  Зона тайги"  спланирован как самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации - учебником, к...

Природная зона нашей страны: зона степей

Конспект   урока  в  4  классе    "Природные   зоны   нашей  страны: зона   степей" ( УМК  "Школа   России")...