Урок по предмету «Окружающий мир» "НОВОЕ ВРЕМЯ: ВСТРЕЧА ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Создать условия для ознакомления со знаменитыми людьми Нового времени, их изобретениями, географическими открытиями; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_38.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 38. НОВОЕ ВРЕМЯ: ВСТРЕЧА ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для ознакомления со знаменитыми людьми Нового времени, их изобретениями, географическими открытиями; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, картой, организовывать рабочее место.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: способны осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; умеют использовать разные методы познания

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; фронтальная, индивидуальная, коллективная

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru

http://festival.1september.ru/articles/595382/

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; портреты великих мореплавателей; карта полушарий; картины Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти; портреты Д. Дефо, Ж. Верна

Основные
понятия

Новое время


Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной деятельно-
сти

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

– Чтоб тему урока узнать,

Кроссворд нам надо разгадать

И ключевое слово прочитать.

Предлагает разгадать кроссворд .

Сегодня на уроке мы узнаем, кто открыл Америку. Мы отправимся в эпоху, которая знаменита великими географическими открытиями, великими изобретениями. Эту эпоху историки называют Новым временем

Слушают учителя, принимают участие
в диалоге

с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная, коллективная

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы,

организация рабочего места

II. Актуализация  опорных

знаний

Проверка
домашнего задания: фронтальный опрос.

– Как изменился облик Европы за время Средневековья?

– Почему Средние века называют временем рыцарей
и замков?

– Какие религии возникли в Средние века?

– Кто изобрел книгопечатание?

Отвечают
на вопросы учителя.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одно-

Устные ответы,

выполненные

задания


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Тест «Средние века: время рыцарей
и замков»

Предлагает выполнить тест

Несколько учеников выполняют тестовые задания

классников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необ-

III. Изучение
нового материала

Рассказ учи-теля.

Работа
по карте.

Рассказ учителя.

Сообщения
о великих

– Вслед за Средними веками наступил черед Нового времени. Это время отважных путешественников. Что вы знаете об открытии Америки?

Рассказывает об открытии Америки .

Показывает портреты великих мореплавателей.

Фернан Магеллан был португальцем. 20 сентября 1519 года 5 кораблей флотилии во главе с Магелланом вышли из порта Сан-Лукар в устье реки Гвадалквивир. Достигнув Южной Америки, они зазимовали. Весной корабли тронулись в путь и в октябре вошли в узкий извилистый пролив между материком Южная Америка и островами Огненной Земли, позже названный именем Магеллана.

– Найдите на карте Магелланов пролив.

На южной стороне пролива они видели огни костров, поэтому Магеллан назвал эту землю Огненной Землей.

– Найдите их на карте.

Рассказывает о великих мореплавателях .

Но Новое время – это не только время отважных путешественников. Новое время подарило миру художников, архитекторов, писателей.

Отвечают
на вопросы.

Внимательно слушают.

Рассматривают портреты мореплавателей.

Показывают
на карте.

Внимательно слушают.

Фронтальная, индивидуальная

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

картинах
и их авторах.

Работа
по учебнику.

Рассказ учителя

Открывает на доске репродукции картин известных художников и предлагает назвать их авторов.

Предлагает прочитать статью «Что оставило нам Новое время?» в учебнике (с. 25–26).

Показывает иллюстрации с изображениями технических изобретений Нового времени.

Рассказывает об изобретателях

Называют
художников. Подготовленные ученики рассказывают о картинах «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти.

Читают статью в учебнике, смотрят

иллюстрации.

Внимательно слушают

ходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес
к предмету

IV. Вклю-

чение
в систему знаний
и повто-

Фронтальный опрос.

– Какую эпоху историки называют Новым временем?

 Назовите знаменитых людей Нового времени.

 Какое открытие сделал Х. Колумб?

 Что доказал своей экспедицией Фернан Магеллан?

 Какой след оставили в истории Беллинсгаузен и Лазарев?

Отвечают
на вопросы.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя).

Устные ответы,

выполненные

задания


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

рение изученного

Игра «Соотнеси слова».

Задания
из электронного приложения к учебнику

 Назовите технические изобретения XIX века.

– Соедините слова из каждого столбика. Они должны быть связаны между собой .

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации

Выполняют
задания

Регулятивные: ориентируются в учебнике.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения
последовательности
работы

V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Что наиболее значимым из изученного является
для вас?

– Что удивило, восхитило?

– Какими открытиями мы пользуемся до сих пор?

Отвечают
на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке

Устные ответы

VI. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Учебник, с. 22–27. Выполнить задания 1, 2.

Подготовить сообщение о знаменитых людях Нового времени

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач


Ресурсный материал

Кроссворд

1. Где жили рыцари? (Замок.)

2. Здание для молитв у мусульман. (Мечеть.)

3. Металлическая буква в первом печатном станке. (Литера.)

4. Здание для молитв в буддизме. (Храм.)

5. Где можно было согреться в замке? (Камин.)

6. Здание для молитв у христиан. (Церковь.)

7. Как называли воина на коне, закованного в латы, в шлеме, с мечом и щитом? (Рыцарь.)

Ключевое слово: АМЕРИКА.


Тест «Средние века: время рыцарей и замков»

Подчеркни правильный вариант ответа.

1. Сколько лет продолжались Средние века?

а) 1000 лет;                        в) 9 веков;

б) 2000 лет;                        г) 5 веков.

2. Какие города возникли в Средние века?

а) Москва;                        в) Берлин;

б) Париж;                        г) Афины.

3. Новая вера – ислам – возникла:

а) в Индии;                        в) в Европе;

б) на Ближнем Востоке;        г) на Дальнем Востоке.

4. Какая религия самая древняя?

а) Христианство;

б) буддизм;

в) ислам.

5. В Средние века изобрели:

а) очки, пуговицы, часы;

б) телевизор, видеомагнитофон, компьютер;

в) телефон, паровоз, радио.

6. Кто изобрел книгопечатание?

а) Иоганн Гуттенберг;

б) Даниэль Дефо;

в) Христофор Колумб.

7. Бумага была изобретена:

а) в Древнем Китае;

б) Египте;

в) Древней Греции.

О т в е т ы: 1 – а.  2 – а, в.  3 – б.  4 – б.  5 – а.  6 – а.  7 – а.

Рассказ учителя об открытии Америки

– До конца своих дней Колумб не знал, что открыл новый континент. Ведь отправился он совсем не в Америку, а в Индию. Эту страну европейцы называли «страной сказочных богатств».

Но действительно ли Америка раньше не была известна людям? Оказывается, еще за 500 лет до рождения Колумба викинги – древние жители Скандинавского полуострова – уже приплывали на своих ладьях в Северную Америку. А китайские моряки еще раньше викингов посещали берега Южной Америки.

Выходит, Америка была открыта задолго до Колумба, просто люди того времени не имели современных средств связи, да и грамотными были еденицы из них, поэтому открытия эти не получили такую известность в древности. Да и сам Колумб не считал, что он открыл новую землю, – он был уверен, что нашел «западный» путь в Индию.

И только после смерти Колумба путешественник Америго Веспуччи, который участвовал вместе с ним в двух экспедициях, доказал, что открытые Колумбом земли – новый материк. Вот его-то именем – Америго – и назвали Америку. А память о Колумбе хранит в своем названии одна из стран Центральной Америки – Колумбия.

– Каких путешественников вы еще знаете?

Рассказ учителя о великих мореплавателях

28 ноября 1520 года оставшиеся три корабля вышли в неизвестный океан. Была хорошая безветренная погода, и Магеллан назвал океан Тихим. Почти четыре месяца продолжалось это нелегкое плавание. Запасы продуктов кончились, начался голод. Многие умерли от цинги. 6 сентября 1522 года «Виктория» вошла в устье реки Гвадалквивир. На борту осталось лишь 17 испанцев из 265, отправившихся в путешествие.

Так закончилось первое кругосветное плавание.

Русские люди успешно осваивали просторы Сибири. В 1820 году русские путешественники Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев помимо немалого количества островов открыли целый континент – Антарктиду. Поэтому экспедиция Беллинсгаузена по справедливости считается одной из самых важных в истории географических открытий.

В 1819–1821 годах Фаддей Беллинсгаузен был начальником экспедиции, отправленной в южнополярные моря. Она состояла из шлюпов «Восток» и «Мирный», последним командовал знаменитый Михаил Петрович Лазарев. Выйдя 4 июня 1819 года из Кронштадта, экспедиция прибыла 2 ноября в Рио-де-Жанейро. (Учитель показывает на карте каждый порт.)

Оттуда экспедиция направилась прямо на юг, и были открыты три острова маркиза де Траверсе. Затем Беллинсгаузен отправился далее на юг, насколько позволяли льды. В марте 1820 года шлюпы разделились и пошли в Австралию (порт Джексон, ныне Сидней). Перезимовав в Австралии, экспедиция отправилась в Тихий океан, открыла несколько островов и в ноябре продолжила свой путь в южнополярные моря. 10 января 1821 года под 70-м градусом з. д. Беллинсгаузен, встретив сплошной лед, вынужден был пойти на север и открыл остров Петра I и берег Александра I.

Рассказ учителя об изобретателях

Паровоз – локомотив с самостоятельной паросиловой установкой (паровой котел и паровая машина). Первые паровозы созданы в Великобритании в 1803 году (Р. Тревитик) и в 1814 году (Дж. Стефенсон). В России первый паровоз построили Е. А. и М. Е. Черепановы (1833–1834).

Пароход – судно, приводимое в движение паровой машиной или турбиной. Первый пароход «Клермонт» построен в 1807 году в США Р. Фултоном.

Фотография. Основоположниками  этого  изобретения  являются  Л. Ж. М. Дагер (1839), Ж. Н. Ньепс во Франции и У. Г. Ф. Толбот (1840–1841) в Великобритании. Цветные фотоизображения впервые получил Л. Дюко дю Орон (1868–1869, Франция).

Телеграфная связь – передача на расстояние буквенно-цифровых сообщений (телеграмм). Осуществляется электрическими сигналами, передаваемыми по проводам. Основы телеграфной связи были заложены в 1832–1844 гг. работами П. Л. Шиллинга, Б. С. Якоби (Россия), С. Морзе (США).

Телефонная связь обеспечивает ведение устных переговоров между абонентами, удаленными друг от друга практически на любое расстояние. Начало телефонной связи было положено в 1876 году изобретением телефонного аппарата А. Г. Беллом (США) и созданием первой телефонной станции (1878, Нью-Хавен, США).

Автомобиль. Первый автомобиль с паровым двигателем построен Ж. Кюньо (Франция) в 1769–1970 гг.; с двигателем внутреннего сгорания – Г. Даймлером, К. Бенцем (Германия) в 1885–1886 годах.

Метрополитен – вид рельсового пассажирского транспорта, перспективный в условиях больших городов с насыщенным уличным движением. Первая линия метрополитена (3,6 км) построена в Лондоне (1863 г.). С 1868 года метрополитен действует в Нью-Йорке. Старейшее метро в Европе – будапештское (1896), венское (1898), парижское (1900).

В России первая линия метрополитена была введена в Москве в 1935 году.


Игра «Соотнеси слова»

Мореплаватель        Д. Дефо                        Джоконда

Художник        Магеллан                        Америка

Путешественник        Рафаэль Санти                        20000 лье под водой

Писатель        Леонардо да Винчи                        Форма шара

Художник        Ж. Верн                        Сикстинская мадонна

Писатель        Колумб                        Робинзон Крузо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новое время: встреча Европы и Америки (Окружающий мир, 4 класс)

Конспект урока с мультимедийным приложением по окружающему миру, 4 класс УМК "Школа России"...

Презентация. Окружающий мир. 4 класс. "Отважные путешественники" к теме " Новое время: встреча Европы и Америки".

Познавательная и иллюстрированная презентация составлена в помощь учителю по теме " Новое время: встреча Европы и Америки". С помощью презентации учитель сможет интересно рассказать учащимся об отважн...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе. УМК «Школа России» Тема: Новое время: встреча Европы и Америки.

. Тип урока: комбинированный.Цели:- Сформировать представления О великих творцах, путешественников тоговремени;- Воспитывать интерес к Истории;Планируемые результаты:- Личностные: развивать речь и пам...

Окружающий мир 4 класс. Тема урока: «Новое время: встреча Европы и Америки»

Цель:- ознакомить обучающихся со знаменитыми людьми Нового времени, их изобретениями, географическими открытиями;- научить отличать эпоху Нового времени от других эпох;-находить в современной жизни яв...