Использование игровых методов на уроках окружающего мира в начальной школе.
статья по окружающему миру

Дроздова Юлия Владимировна

Среди требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) особое место занимают метапредметные результаты обучения, в частности, познавательные универсальные учебные действия. Для их формирования учитель должен вести целенаправленную работу по развитию познавательной активности младших школьников, под которой понимается деятельное состояние личности, характеризующееся стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями.

Одна из основных задач школьников, которую ставит перед нами школа, заключается в том, чтобы они научились учиться.

Для достижения целей урока необходимо решение проблемы познавательной активности младших школьников.

Познавательная активность - качество, характеризующее интеллектуальные способности школьника к учению. Как и другие способности, они проявляются в деятельности.
Учебный курс "Окружающий мир" позволяет формировать мировозрение школьников на первой ступени обучения благодаря интеграции содержания естественных и гуманитарных наук. Весь учебный курс является благодатной почвой развития познавательной активности.

Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении.

Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения, необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащегося, как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышение его качества.

Формирование познавательных интересов учащегося в обучении может происходить по двум основным направлениям.

С одной стороны, способствует этому само содержание предмета. С другой развитие происходит путем определенной организации познавательной деятельности учащихся, составляющее ее многообразие.

Остановлюсь на втором направлении и расскажу об использовании дидактических игр, как одном из способов развития познавательной активности.

Игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация.

Структурными компонентами дидактической игры является: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия и правила, результат.

Дидактическая игра определяется содержанием программного учебного материала и воспитательными целями. Игровые действия составляют сюжет игры, причем не всегда практические внешние действия, когда нужно что - то тщательно рассмотреть, сравнить, разработать и другое. Это чаще всего сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного.

Разработанные правила игры направляют деятельность детей, обеспечивают выполнение ими поставленной задачи, имеют общий, организационный и дисциплинирующий характер.

Выполнение правил требует усвоение способов и культуры общения, ответственности, точности. Игры, в которых дети объединяются в команды, позволяют решать задачи более высокого уровня: формируют коллективизм, дружбу, переживания за успехи товарищей.

Немаловажно здесь и эмоциональное состояние учителя. Стараюсь не только руководить игрой, но и включаюсь в игровую деятельность вместе с детьми.

Игры провожу на различных этапах урока:

  • организационный момент, сообщение темы и целей урока (кроссворды, загадки, ребусы)
  • проверка домашнего задания (игра - лото, графический диктант, тесты)
  • изучение нового материала (презентация, просмотр фильма с обсуждением, игры - предположения)
  • физкультминутки (имитация движений того или иного животного)
  • закрепление изученного (игры - поручения, игры - поиски)

Основная форма работы во время игры - фронтальная.

Например, при изучении темы "Кто и что?" провожу игру на внимание "Летает - не летает?" и др.

Во втором классе игровые приемы усложняются, могут проводиться в течении всего урока- это игры - путешествия, настольные игры: кроссворды, чайнворды, лото.

В этом возрасте обучающиеся осуществляют воспроизводящую, творческую, поисковую деятельность.

В третьем классе использую сюжетно-ролевые игры. При работе над проектом "Разнообразие природы родного края" детям пригодились познавательные игры "Мир животных", экологическая игра "Птицы наших водоемов", создание мини - книжек о животных.

Для того чтобы сделать уроки более красочными, яркими, привлекающими внимание детей использую ИКТ, ЭОР и др.

Преимущества использования дидактических игр:

  1. Игра - средство познания действительности.
  2. Повышение активности детей.
  3. Игра - это школа социальных отношений.
  4. Игра обеспечивает межличностное общение.

Во время игры ребенок демонстрирует свой познавательный интерес. Игры развивают у обучающихся гибкость мышления, оперативность памяти, обобщают знания, позволяют эффективно повторить пройденный материал, развивают умение слышать другого человека, развивают быстроту реакции.

В процессе игровой деятельности происходит формирование коммуникативных, регулятивных, познавательных универсальных учебных действий. Проведение дидактических игр позволяет нам создать такие ситуации, в которых учащиеся могут самостоятельно оценить свою работу и сделать вывод о своих успехах и неудачах.

Ценность игры в том, что она играет роль эмоциональной разрядки, предотвращает утомляемость ребенка.

И сегодня актуальны слова великого педагога Ш.А. Амонашвили. Он говорит о том, что без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока. Использование дидактических игр приносит хорошие результаты. Играя с увлечением, дети лучше усваивают материал, закрепляют и систематизируют его на уроках повторения. На протяжении четырех лет не теряют интереса к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл приложение50.03 КБ

Предварительный просмотр:

Загадки

2 класс

Профессии

Лесов строительных он житель,
Возводит нам дома ... 
(Строитель.)

Знает каждый в доме житель -
Этот дом возвёл ... 
(Строитель.)

Поезд длинный голосист,
Дал сигнал нам ... 
(Машинист.)

Тепловозы я вожу,
Пассажирам я служу.
Я не токарь, не горнист,
Я весёлый ... 
(Машинист.)

Под оркестр поёт наш хор,
Впереди нас - ... 
(Дирижёр.)

Струны гитары, терпенье, талант
Плюс вдохновенье равно ... 
(Музыкант.)

Сон и отдых позабыты:
Песню пишет ... 
(Композитор.)

Пел с душою, молодец!
Будешь знатный ты ... (Певец.)

Он красив и голосист,
Хора нашего ...
(Солист.)

Пачку, пуанты надела Марина,
На сцену впорхнула, она - ...(Балерина.)

Царь сегодня, завтра - вор,
Роли все сыграл ... (Актёр.)

Ведёт с актёром жаркий спор
На сцене театра ...
(Режиссёр.)

Что побоится сделать актёр,
Выполнит смело в кино ...
(Каскадёр.)

Вдохновения заложник,
У мольберта наш ... 
(Художник.)

Натянутый холст, краски, треножник -
Пишет с натуры картину ... 
(Художник.)

С книгой кто в руке - читатель,
Книги пишет кто - ... 
(Писатель.)

Детских песенок куплеты
Сочиняют нам ... 
(Поэты.)

Почерком быстрым исписан весь лист -
Очерк в газету строчит ... 
(Журналист.)

Послезавтра, в понедельник,
Смелет всё зерно нам ... 
(Мельник.)

Сапогам хромым помощник,
Каблуки прибьёт ... 
(Сапожник.)

Победит огонь коварный
Тот, кого зовут ... 
(Пожарный.)

Герои легендарные,
В огонь идут ... 
(Пожарные.)

Секунды зря не тратили,
Детей спасли ... 
(Спасатели.)

Чтоб дымоход был свободен и чист,
Лезет на крышу всегда ... 
(Трубочист.)

К телевизору запчасти
Подберёт нам ... 
(Телемастер.)

В поле комбайнов слышится хор,
Хлебный корабль ведёт ... 
(Комбайнёр.)

Груши, яблони, крыжовник
Посадил весной ... 
(Садовник.)

Путь его тяжёл и долог,
Ищет залежи ... 
(Геолог.)

Весь наукой увлечённый,
Ставит опыты ... (Учёный.)

Задания на карточках

Соедини стрелками название каши и крупы, из которой ее делают:

https://www.uchportal.ru/_pu/95/58414725.jpg

Игра "Лото"

Тема "Лес - дом для животных". 3 класс.

Учитель выбирает карточку из 8 разложенных на столе, читает текст под выбранным номером. Играющие отгадывают, о какой птице идет речь. Фишкой с номером, соответствующим описанию, закрывают правильный ответ. Выигрывает тот, кто правильно и быстро угадает птиц.

Если учитель желает проверить работу каждого ученика, то дети могут в таблице рядом с названием соответствующей птицы поставить номер описания.

  1. Какая птица охотится ночью? (Сова)
  2. У какой птицы птенцы появляются зимой? (Клест)
  3. Каких птиц называют "березовыми птицами"? (Дятел. Из-за окраски: когда дятел сидит на березе его сложно заметить)
  4. Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц? (Кукушка)
  5. Какая самая маленькая птичка наших лесов? (Королек)
  6. Какая птичка может передвигаться по стволу деревьев вниз головой? (Поползень)
  7. Какая птица ночует в снегу? (Тетерев)
  8. Какую птицу называют и "кошкой" и "флейтистом"? (Иволга)

https://www.uchportal.ru/_pu/95/96614821.jpg

https://www.uchportal.ru/_pu/95/72968326.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В.Занкова

Статья об использовании интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий  на уроках окружающего мира в начальной школе  по системе Л.В....

Использование метода проектов на уроках окружающего мира в начальной школе

Использование метода проектов на уроках окружающего мира в начальной школе...

мастер-класс "Использование метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе для развития познавательных интересов младших школьников"

В мастер-классе рассказывается о том, как с помощью применения данного метода можно сделать уроки окружающего мира более интересными и познавательными....

Мастер-класс "Использование цифрового микроскопа на уроках окружающего мира в начальной школе"

Интенсивный переход к информатизации общества обуславливает все более глубокое внедрение информационных технологий в различные области человеческой деятельности. Это вполне справедливо и для учебного ...

"Использование метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе для развития познавательных интересов младших школьников", мастер-класс

Мастер-класс об использовании метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе....

Примеры использования Интернет-ресурсов на уроках окружающего мира в начальной школе

О возможности применения на уроках в начальной школе материалов не только со специализированных методических сайтов, но и ресурсов, изначально не предназначенных для учебных целей, этот материал из оп...

Методологические особенности использования игрового метода на уроках физической культуры в начальной школе.

       Игровой метод используется в процессе физического воспитания для комплексного улучшения движений, физических качеств, поскольку в игровом методе существуют благоприят...