Урок окружающего мира в малокомплектной школе 1,3 класс "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока по окружающему миру

Спорышева Наталия Сергеевна

Материал включает конспект урока по окружающему миру для 1,3 классов . Тема урока 1 класса «Звери- млекопитающие», тема урока в 3 классе «Разнообразие животных»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr.mir_.doc336 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  окружающего мира в 1 классе

по теме  «Звери- млекопитающие».

Цели:

формировать представления о многообразии животного мира; учить самостоятельно, добывать информацию и использовать ее для объяснения;

развивать умение выражать свои мысли убедительно, опираясь на доказательства; развивать навыки коллективной деятельности;

воспитывать желание получать знания, учить учиться; воспитывать бережное отношение к природе.

  • Задачи: создать благоприятные условия для ознакомления детей с разнообразием мира животных, классификацией животных, средой их обитания, питания и размножения;
  • содействовать развитию наблюдательности, воображения, логического мышления; развивать правильную устную речь учащихся; обогащать словарный запас детей;
  • воспитывать навыки охраны природы, охраны животных; доброжелательное отношение к животным.

Планируемые результаты 

Личностные

Использовать коммуникативные умения работать в группе и парах

Пополнять речевой запас

Развивать логическое мышление учащихся

Предметные

Узнать основные группы животных

Уметь распределять животных по группам

Знать отличительные признаки млекопитающих

Метапредметные

Поиск информации из разных источников

Развитие навыка чтения

Уметь аргументировать  свою точку зрения

Делать выводы и анализировать

Уметь правильно формулировать свое мнение

Форма  работы Индивидуальная, коллективная, групповая

Технологии

Деятельностный метод, игровая, поисковая, информационно-коммуникативная технологии, проблемный метод, здоровьесберегающая технология

Урок по окружающему миру 3 класс

Тема: «Разнообразие животных»

Цель : Формировать умение классифицировать животных по группам;

формировать представления о многообразии животного мира; учить самостоятельно, добывать информацию и использовать ее для объяснения;

развивать умение выражать свои мысли убедительно, опираясь на доказательства; развивать навыки коллективной деятельности;

воспитывать желание получать знания, учить учиться;

Задачи: создать благоприятные условия для ознакомления детей с разнообразием мира животных, классификацией животных, средой их обитания, питания и размножения;

  • содействовать развитию наблюдательности, воображения, логического мышления; развивать правильную устную речь учащихся; обогащать словарный запас детей;
  • воспитывать навыки охраны природы, охраны животных; доброжелательное отношение к животным.

Планируемые результаты 

Личностные

Использовать коммуникативные умения работать в группе и парах

Пополнять речевой запас

Развивать логическое мышление учащихся

Предметные

Узнать основные группы животных

Уметь распределять животных по группам

Метапредметные

Поиск информации из разных источников

Развитие навыка чтения

Уметь аргументировать  свою точку зрения

Делать выводы и анализировать

Уметь правильно формулировать свое мнение

Форма  работы Индивидуальная, коллективная, групповая

Технологии

Деятельностный метод, игровая, поисковая, информационно-коммуникативная технологии, проблемный метод, здоровьесберегающая технология

                                                        Ход урока.

1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

                      Мы урок начнём с разминки.

                      Выпрямляем свои спинки.

                      Вправо, влево потянитесь,

                      И друг другу улыбнитесь (садятся)

                      Утром солнышко проснулось,

                      Всем ребятам улыбнулось.

                      Лучик тёплый, золотой

                      На урок возьмём с собой.

                      Будет он нас согревать,

                      На уроке помогать.    

2.Проверка домашней работы.

1 класс

- Вы подготовили к уроку рисунки по теме «Животные». Познакомьте класс с рисунками, кого вы нарисовали.

На доске выставка рисунков учащихся, сопровождается небольшим рассказом.

(К рисункам учащихся добавить ещё изображения животных)

 

3 класс Выполняют тест (разноуровневый)

(тесты на листочках разного цвета:

Синий-повышенной сложности

Зелёный-средний

Жёлтый-«простой»

1 уровень

1. Как называется наука о растениях?

а) ботаника.

б) астрономия.

в) почвоведение.

2. Что относится к хвойным растениям?

а) липа.

б) сосна.

в) одуванчик.

3. Что содержит плод растения?

а) цветок.

б) семена.

в) стебель.

4. Орган растения, который находится в почве?

а) цветок.

б) лист.

в) стебель.

г) корень.

5. Какие растения относятся к жителям воды?

а) лишайники

б) водоросли

в) папоротники

2 уровень

1. Как называется наука о растениях?

а) ботаника.

б) астрономия.

в) почвоведение.

2. Что относится к хвойным растениям?

а) липа.

б) сосна.

в) одуванчик.

3. Что содержит плод растения?

а) цветок.

б) семена.

в) стебель.

4. Орган растения, который находится в почве?

а) цветок.

б) лист.

в) стебель.

г) корень.

5. Какие растения относятся к жителям воды?

а) лишайники

б) водоросли

в) папоротники

6. Какое растение имеет только стебли и листья?

а) мох

б) смородина

в) горох

7.

3 уровень

1. Как называется наука о растениях?

а) ботаника.

б) астрономия.

в) почвоведение.

2. Что относится к хвойным растениям?

а) липа.

б) сосна.

в) одуванчик.

3. Что содержит плод растения?

а) цветок.

б) семена.

в) стебель.

4. Орган растения, который находится в почве?

а) цветок.

б) лист.

в) стебель.

г) корень.

5. Какие растения относятся к жителям воды?

а) лишайники

б) водоросли

в) папоротники

6. Какое растение имеет только стебли и листья?

а) мох

б) смородина

в) горох

7. Впиши пропущенные слова

Корни растений дышат _____, который содержится в почве. Они всасывают из почвы_____ и растворённые в ней_______            

   

 3. Введение в тему урока, постановка целей и задач(Определить тему урока, поставить цель и спланировать работу)

Чтобы определить тему сегодняшнего урока, я предлагаю отгадать кроссворд (слайды 2-14)

1.Есть на речках лесорубы в серебристо- бурых шубах.

Из деревьев, веток, глины строят прочные плотины.(бобр)

2.Долгорукий старичок в уголке сплёл гамачок.

Приглашает: «Мошки, отдохните крошки» (паук)

3. Это что за вертолёт
над водой кружит, поёт
и глядит во все глаза
Вертолёт тот:(Стрекоза). 

4. Красногрудый, чернокрылый
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
он появится опять. (снегирь)

5. На дне, где тихо и темно
лежит усатое бревно. (сом)

6.Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный.

Лепит домик под окном из травы и глины. (ласточка)

7. Она легка. Красива,
Изящна, легкокрыла,
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок.(Бабочка)
 

8. Потеряла пол - хвоста!
Только это - не беда!
У неё же снова
Отрастает новый!
С кем же так бывает?
Кто отгадку знает? (ящерица)

9. Прыгает зверушка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка
 (лягушка)

10.Лошадь- не лошадь, матрос- не матрос,

Вроде в тельняшке, копыта и хвост.(зебра)

11. Теремок ползёт,
На себе его везёт
Хозяюшка богата, рогатая. (улитка)

 12. Домик мой, везде со мной.
Он устроен за спиной.
Я с лягушками дружу     
Очень медленно хожу.
Вовсе не букашка,
Кто я
...(черепашка) 

Тему определяют по полученному слову в кроссворде (разнообразие)

- Посмотрите на изображения, вспомните слова отгадки. Назовите одним словом (животные).

- Кто догадался, какая тема урока?(разнообразие животных) (слайд 15)

- Животные относятся к живой или неживой природе? Почему?

(Живая природа. Они рождаются, растут, размножаются, питаются, дышат и умирают.)

3 Изучение нового материала.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО ЗООЛОГИЯ ?

ЗООПАРК – ПАРК ЗВЕРЕЙ
ЗООМАГАЗИН – МАГАЗИН ЖИВОТНЫХ
           ЗООЛОГИЯ -  ?
ЗОО - ?                 ЛОГОС - ?

Наука, которая изучает животных, называется ЗООЛОГИЕЙ(слайд 16)

Кто такие зоологи? (учёные, которые занимаются изучением животных)

- Все животные выглядят по -разному. Их очень много, у каждого есть свои особенности. И ученые-зоологи разделили всех животных на ГРУППЫ, чтобы было легче их изучать.

Мы с вами на уроке поработаем учёными- зоологами. Сегодня мы попытаемся определить и разделить животных на группы, выделить отличительные особенности этих групп.

Для этого отправимся в путешествие. Скажите где можно встретить самых разнообразных животных? (в лесу)

Закройте глаза и давайте мысленно перенесёмся в лес. Звучит фонограмма звуки леса.( на доске открывается картина леса с озером и разнообразием животных разных групп)

-Прежде чем отправиться добывать новые знания, давайте вспомним на какие группы мы уже делили животных (дикие и домашние)

-Чем дикие животные отличаются от домашних (домашние живут с человеком, человик их кормит, содержит и использует в хозяйстве. Дикие- живут самостоятельно в природе сами добывают себе пищу, устраивают жильё и выводят потомство)

1 класс Работа в парах (С/Р)

Разделите животных, которые на доске на диких и домашних .

Даша и Кристина к картинке «лес» заселяют диких животных

Максим и Коля в «домик» заселяют домашних животных.

Проверка задания

3 класс

Работа с учителем, составление кластера.

Что мы узнали о животных на прошлом уроке?

-На какие группы мы делим животных по строению тела? (одноклеточные, многоклеточные)(кластер на слайде). В чём их отличие?

-На какие группы мы делим многоклеточных животных?(беспозвоночные, позвоночные) (на слайде17) В чём их отличие?

Разнообразие животных

Одноклеточные   Многоклеточные

Беспозвоночные    Позвоночные

                               Рыбы

                                  Земноводные

                                       Пресмыкающиеся

                                 Птицы

                                Млекопитающие(звери)

-Сегодня мы постараемся найти отличительные признаки позвоночных животных.

Где мы можем найти ответ на вопрос : Какие группы позвоночных животных выделяют учёные? (в учебнике)

С/Р

-Полистайте учебник со страницы 118-133 и найдите названия этих групп.

  • Рыбы (
  • Земноводные (амфибия)
  • Пресмыкающиеся (рептилии)
  • Птицы
  • Млекопитающие (звери)

Вместе с 1 классом слушаем ответы детей 3 класса

Дети перечисляют группы

(названия групп появляются  в кластере)(слайды 17)

Физкультминутка

Мишка по лесу гулял,

Мишка деток искал.

Долго, долго он искал,

Сел на травку задремал.

Подремал медведь, пошёл

И ребяток он нашёл.

Стали детки плясать,

Стали ножками стучать.

-Мишка, Мишенька , вставай,

С нами танец начинай!

Исследовательская работа.

Я вам предлагаю провести исследование и определить, на какие еще группы делятся животные

1класс

С/Р

Игра «Найди детёныша»

На листочке соедините линией взрослое животное и его детёныша

А мы с 1 классом выделим отличительные особенности 5 группы-млекопитающие.

- Проверим задание: назовите маму с детёнышем(кошка-котёнок, собака-щенок, корова-телёнок, слон-слонёнок, лиса-лисёнок, волк-волчёнок, медведь-медвежонок)

-Кошка,собака,корова- какие животные? (домашние)

-Скажите, права ли я?  Кошка откладывает яйца и выводит котят. (Нет, она рождает котят)

-А корова?

-А собака?

-Чем вскармливают мамы детенышей, чтоб они были крепкими и здоровыми? (Молоком)

-В древности слово  « молоко» звучало как «Млеко». А мамы кормят или питают детенышей «млеком». Разгадаем слово и узнаем как называют всех зверей.

(Слайд 18)

Млеко+питание+ющие= млекопитающие

-Как называют зверей?(Млекопитающие)

4.Речевая разминка.

Мы сейчас поиграем в игру «Угадай-ка».                

  (слайд 19)

-О ком можно сказать?

        http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=231912883-12-72        

«Косолапый, неуклюжий…»(медведь)

 (слайд)

«Хитрая, ловкая…» (лиса)

Картинка 12 из 103505

(слайд)

«Длинноухий, трусливый…» (заяц)


слайд.

«Серый, злой….» (волк)

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=325785099-68-72

-Где живут эти звери?  (в лесу, в степи).

-Как одним словом их назвать? (они дикие)

-Как появляются детёныши?

-Чем они их кормят? (молоком)

-Что же общего между домашними и дикими зверями?  (они  рождают живых детёнышей  и кормят их молоком)

-Почему же говорят, что звери- млекопитающие. (они кормят молоком детёнышей

Чем покрыто тело этих зверей? (мехом)

Одной характерной особенностью зверей является, то, что тело их покрыто мехом, чем прохладнее место, где они живут тем мех длиннее и теплее.

- Чтение текста на с.71

Вывод: дельфины-млекопитающие и киты- млекопитающие(слайд20,21)

Но не у всех зверей, мех пушистый и его видно.

У них нет длинной и густой шерсти, она им не нужна, потому что им неудобно будет жить в воде с такой шерстью, но короткие волоски у дельфина и кита есть, а лапы у них просто видоизменены и выражены плавниками. Но они тоже являются зверями.

Вот ещё один зверь.

     Лежала между елками
     Подушечка с иголками.
     Тихонечко лежала,
     Потом вдруг убежала.(Ёж) (
слайд 22)

Ёж также относиться к группе зверей, его колючки это видоизменившиеся волосы.

- Зачем ему нужны иголки? (Они помогают ему защищаться)

-Давайте вспомним все признаки млекопитающих. (Тело покрыто шерстью, детёныши рождаются живыми, детёнышей вскармливают молоком)

 

 

 

3 класс

Работа в парах

  • Рыбы
  • Земноводные (амфибия)
  • Пресмыкающиеся (рептилии)
  • Птицы
  • Млекопитающие (звери) (1 класс)

-У вас на парте в каждой группе есть конверт, в который вложены иллюстрации животных.

-Ребята, я предлагаю вам найти общие признаки этих животных и определить, к какой группе позвоночных они относятся.

-Вашим помощником будет учебник на с. 117-133 и дополнительная информация из различных справочников.

На доске:    ПЛАН:

  1. Рассмотрите иллюстрации.
  2. Определите, какой общий признак у этих животных.
  3. При помощи учебника и дополнительной литературы узнайте, как называется эта группа животных.
  4. Подготовьте рассказ о своей группе животных по плану.

ПЛАН:

1.Где обитают?

2.Чем покрыто тело?

3.Как передвигаются?

4. Как дышат?

5. Как размножаются?

6. Кого относим к этой группе?

С/Р

Выступления (1 класс тоже послушает, добавит свои выводы. Слушаем внимательно, т.к.эти знания пригодятся для выполнения следующего задания.)

Во время рассказа каждого ребёнка на доске появляется группа животных и их отличительные особенности.(слайды 23-27)

1.Птицы – это животные, которые умеют летать, хотя известно много видов не летающих птиц.(страус, пингвин) Их тело покрыто перьями. Размножаются, откладывая яйца.У птиц хорошо развиты органы чувств, главным образом зрение и слух.

2. Пресмыкающиеся – это животные, которые передвигаются преимущественно ползком или волоча брюхо по земле. Кожа покрыта роговыми чешуйками или щитками, защищающими организм от высыхания. Пресмыкающиеся хорошо чувствуют запахи. Большинство из них откладывают яйца и являются хищниками. Обитают на суше, однако прекрасно чувствуют себя и в воде. К пресмыкающимся относятся черепахи, крокодилы, ящерицы, змеи.

3. Рыбы – это водные животные, чье тело покрыто чешуей, имеют «обтекаемую» форму, умеют плавать, имеют плавники. Они разнообразны: круглые, плоские, торпедообразные, живородящие, откладывающие икру. Дышат кислородом, получая его из воды через жабры. Зрение развито не у всех рыб, гораздо лучше развито обоняние, которое помогает найти пищу.

4. Земноводные – это животные, которые могут жить как в воде, так и на суше. Кожа земноводных голая, тонкая, покрыта слоем слизи, которую выделяют кожные железы. Земноводные размножаются и развиваются в воде, откладывая икру. К ним относятся лягушки, жабы, тритоны.

1 класс

5.Млекопитающие-звери , тело которых покрыто шерстью, рождают живых детёнышей и вскармливают их молоком. К ним относятся …

- Все эти группы объединяются в одну большую – ПОЗВОНОЧНЫЕ.

- Почему их так назвали?

- Да, это животные, которые имеют костный скелет. Основой их скелета является позвоночный столб.

Физкультминутка

Утром на лесной опушке

Собираются зверушки.

Все приучены к порядку:

Дружно делают зарядку!              

Скачут белочки и зайки –

1-2-3, 1-2-3…

Скачут, скачут на лужайке –

Посмотри, посмотри!

Встали – сели, встали – сели,

Вправо-влево поглядели.

А зубастые бобры

Взяли в лапки топоры.

Привыкайте все к порядку:

Начинайте день с зарядки!

-Каких зверей услышали в стихотворении?

Белочки, зайки, бобры. К какому виду мы их отнесем?

Закрепление.

-Предлагаю вам животных нашего леса разделить на группы.

1 класс назовите всех млекопитающих… (переместить зверей под надпись «млекопитающие»)

- найдите птиц

-найдите земноводных

-найдите пресмыкающихся

-найдите рыб

На доске:

млекопитающие

рыбы

земноводные

пресмыкающие

птицы

1 класс

 Закрепление.

Работа в парах.

-У вас на парте карточки с изображением животных. Подумайте, посовещайтесь друг с другом. Найдите «лишнее» животное.

Карточка №1.

Лиса, волк, змея, медведь.

Карточка №2.

Дельфин, курица, корова, собака.

Карточка №3.

Слон, сова, овца, лошадь.

- К какой группе отнесёте оставшихся животных? Докажите.

3 класс

Работа в парах

«Найди лишнее животное» остальных назовите одним словом

1.Окунь, пингвин, щука, сом (рыбы)

2.Жаба, лягушка, змея, тритон (земноводные)

3.Ласточка, сова, летучая мышь, пингвин.(птицы)

4.Змея, крокодил,ящерицы, черепаха.(пресмыеающие)

 Обобщение материала

Какая наука изучает животных?

Какие группы позвоночных животных знаете?

Приведите примеры

Назовите признаки млекопитающих, птиц, рыб, земноводных,пресмыкающихся.

Рефлексия(На модели земли  силуэты животных красного, желтого и синего цвета)

Если работали хорошо, в полную силу – красный, если недостаточно прилагали усилия, то желтый, а если чуточку поленились, тогда синий.

Лучшие сотрудники награждаются благодарственным письмом от Министерства охраны окружающей среды и премией в виде оценки «5».

Домашнее задание

Подготовить сообщение об одном из животных любой группы.

 п.т. с.38 з.63

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"

На уроке использованы различные формы и виды работы...

Конспект урока окружающего мира "Разнообразие животных", 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока окружающего мира "Разнообразие животных", 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"...

конспект урок окружающего мира в малокомплектной школы. Тема "Грибы" - 2 класс, "Наш край"- 4 класс

Данный урок проведён в малокомплектной школе. Урок "Грибы" по УМК "Перспектива", урок "Мой край" по УМК "Школа России". Автор учебников - А А Плешаков....

Презентация к уроку окружающего мира в малокомплектной школы. Тема "Грибы" - 2 класс,

Данный урок проведён в малокомплектной школе. Урок "Грибы" по УМК "Перспектива", урок "Мой край" по УМК "Школа России". Автор учебников - А А Плешаков....

Презентация к уроку окружающего мира в малокомплектной школы. Тема "Мой край" 4 класс

Данный урок проведён в малокомплектной школе. Урок "Грибы" по УМК "Перспектива", урок "Мой край" по УМК "Школа России". Автор учебников - А А Плешаков....

Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века» Тема урока: «Русская трапеза»

Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века» (учитель Марченко Т.Н.)Тема урока: «Русская  трапеза» Цели и задачи: Образовательная (предметная): организовать деятельност...