Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин)
| - Здравствуйте, ребята сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Зовут меня Светлана Алексеевна.
- А сейчас проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте? Все ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят? А что еще может пригодиться на уроке?
- Сегодня мы с вами побываем в прекрасном мире – мире животных. Узнаем много нового и интересного об их жизни.
| Знакомятся и приветствуют учителя.
Проверяют готовность к уроку.
| Коммуникативные: проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективно-коммуникативной деятельности; развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой учителя, одноклассников и принимать ее. Регулятивные: саморегуляция к мобилизации сил и энергии, для оказания помощи молодому учителю при проведении урока; формирование способности личности к построению жизненных планов во временной перспективе; саморегуляция эмоционального состояния. |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (5-6 мин). | С чего начнём работу на уроке? - Давайте проверим свои знания, выполнив тест « Разнообразие животных», на выполнение его вам дается 2 минуты. - Время вышло, попрошу сравнить ответы с образцом на слайде.
-Оцените свою работу, поставив соответствующий балл в листе самооценки. - Посмотрите на слайд: - Как вы считаете, почему эти иллюстрации оказались на одном слайде. Можно ли объединить каким-либо образом представленные объекты? - А вы все знаете о питании животных? - Тогда, начнем узнавать! | .- С повторения
- Самооценка.
Заполняют лист самооценки.
- На них изображены животные и их пища.
Нет, не все.
| Коммуникативные: умение строить высказывание; умение воспринимать речь собеседника; умение соотносить изучаемый материал с ранее изученным Регулятивные: умения слушать и принимать учебную задачу. Познавательные: умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте
|
Постановка учебной задачи (2-3 мин)
| – Что мы не знаем?
– На какие вопросы интересно было бы ответить в ходе урока?
| -Мы не знаем чем питаются все животные. - На какие группы делятся животные по своему питания, как они добывают себе пищу, с какими сложностями сталкиваются, как учатся добывать пищу и как приспосабливаются к разным условиям. | Коммуникативные : умение обосновывать и доказывать собственное мнение Познавательные : развитие операций мышления
|
Построение проекта выхода из затруднения («открытие») (10-11 мин) | - Чтобы со всем этим разобраться, давайте составим план работы.
- Во время урока мы с вами продолжим заполнять лист самооценки. - Для того чтобы определить группы по типу питания, разделимся на 6 групп. - Каждая группа будет работать с комплектом иллюстраций и текстами. - Необходимо подобрать к каждой иллюстрации описание животного и определить его группу питания с помощью учебника с.94.
| Составляют план работы. - Определить группы по типу питания.
- Узнать, что такое цепь питания?
- Научиться составлять модели цепей питания.
- Узнать, как приспосабливаются животные к добыче еды и защите от хищников.
Работают в группах, открывают группы питания. - В ходе работы дети заполняют таблицу Название животного | Что ест | Название группы по типу питания |
|
|
|
Выбирают человека, который будет представлять работу группы. В результате появляется таблица: 1 группа (всеядные) Медведь, таракан, ворона Медведь: Очень большой и сильный зверь, живет в лесах. Ест и животную (муравьи, черви, ящерицы, лягушки, мыши, суслики), и растительную пищу (желуди, орехи, корни, клубни и стебли растений) Таракан: Одно из самых нелюбимых среди людей насекомых. Часто живут рядом с людьми и едят практически всё. Обычную еду, книжки, кожаную одежду, даже домашние цветы. Ворона: Похожа на грача, обладает серым или черным окрасом оперения, ведет оседлый образ жизни, по осени встречается в большом количестве на деревья городских парков и дворов. Питается мелкими животными, пищевыми отбросами, растительной пищей. 2 группа (насекомоядные) Лягушка, крот, ласточка Лягушка: Маленькое животное, окрашенное в тёмно-зелёный, или коричневатый с хаотично разбросанными тёмными пятнами. Комары, мошки, кузнечики, мухи – основная пища. Крот: маленькие зверьки, живущие под землей, с сильными передними лапками и небольшими глазами. Питаются дождевыми червями, которых при избытке корма обездвиживают и складируют про запас.
| Регулятивные: умение ставить и принимать учебную задачу Познавательные : (общеучебные) работа с текстом, ориентировка на осмысленное чтение Познавательные : (логические) классификация объектов
Коммуникативные : умение обосновывать и доказывать собственное мнение Познавательные: (общеучебные) осознанное построение речевого высказывания Познавательные: (общеучебные) подведение под понятие; классификация объектов, моделирование
|
|
| Ласточка:маленькая изящная птичка. В рацион входят насекомые, поедает различных кузнечиков, стрекоз. 3 группа (хищники) Сова, волк, щука Сова: Охотница ночная. В зависимости от размера, добычей ей служат крупные насекомые, птицы, рыбы, мелкие млекопитающие.
Волк: Ест бобра, кролика, мышь, птицу. В стаях лосей или баранов. Их называют санитарами леса, они ловят больных, старых и неопытных животных.
Щука: Питается рыбой, а крупные особи могут нападать даже на птиц : гусят, утят, куликов, не брезгуют лягушками, мышами, водяными крысами и раками.
4 группа (растительноядные) Заяц, лось, пчела Заяц: маленький лесной зверек. Ест травы, молодые побеги, тонкие веточки, кору, семена, ягоды деревьев. Лось: Царствует в наших лесах одно из самых крупных животных. Питается ветками деревьев и кустарников, калужница, осокой, а также болотной растительностью. Пчела: “Великая труженица”. Часто её можно увидеть на лугах и в садах. Взрослые особи и личинки пчел питаются пыльцой и цветочным нектаром. Занесем название групп в схему на доске, представитель группы прикрепляет название своей группы. |
|
| - Какой же вывод мы можем сделать?
- Отметили + в своей таблице, если научились делить животных по группам питания. - А какой следующий пункт плана? -Что такое «цепь питания»? -А где можно найти определение? - Посмотрим в энциклопедии, что же такое цепи питания. - Из каких же звеньев состоит цепь питания?
- Молодцы. Оцените свою работу в листе самооценки. -Добытые нами знания помогут нам для решения 3 пункта плана. - Мы будем составлять модели цепей питания в паре. - Посмотрите на слайд. Попробуйте объединить растения и животных в цепи питания.
- Каких животных мы не смогли объединить в цепи питания, почему? - Если вы научились составлять цепи питания, то поставили + в таблице. - Подумайте, что произойдет, если из цепи питания выпадет какое-либо звено. Верно: в природе существует свое хрупкое равновесие. Нужно бережно относиться к природе, чтобы равновесие не нарушить. - Последний пункт нашего плана - узнать, как приспосабливаются животные к добыче еду и защите от хищников. - Предлагаю узнать более полную информацию от наших учеников-любителей животных. Оказывается, есть настоящие чемпионы по маскировке. Ваши одноклассники подготовили небольшие рассказы о них, давайте послушаем.
| Группы животных по типу питания![]() ![]() ![]() ![]()
Хищники Всеядные Насекомоядные
Растительноядные
-Узнать и научиться составлять «цепь питания» Дети дают свои ответы. -В учебнике, словарях, энциклопедии, интернете. Поиск ответа. Поиск ответа из определения, или в учебнике на с.95. .
Соотносят изображение животного и его описания, определяют группу питания. Береза, гусеница, синица, капуста, слизни, жаба, рожь, мышь, змея, водоросли, карась, щука, акула, слон. Цепь питания дети размещают на доске. -Акула, слон. Нет всех составляющих цепи питания.
Если выпадает хоть одно звено из цепи, то нарушается вся цепь
Например: Жук палочник больше похож на тонкую веточку. Именно поэтому его сложно заметить. ![Палочник на траве.]()
Исполинский лесной козодой. Эту птицу может выдать только ее крик. Необыкновенное маскировочное оперение помогает козодою спрятаться на самом видном месте. и т.д.
| Познавательные : (общеучебные) работа с текстом, ориентировка на осмысленное чтение, моделирование Коммуникативные : аргументация своей позиции и координация её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности. |
Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин). | - Мы с вами хорошо поработали, определили группы животных по типу питания, выявили способы приспособления животных, познакомились с цепями питания. - Закрепим наши знания, поработаем в тетради, выполнив вместе задание №. 4 -Какая информация на доске поможет нам для выполнения работы (схема группы питания животных) Приготовьте карандаши, выполняем задание вместе.
- Отметьте правильность выполнения самостоятельной работы в листе самооценки. |
Сообща составляют цепь питания, проговаривая правильность выполнения задания: В первую группу входят ласточка, ёж, ящерица. Их пища –насекомые значит это группа насекомоядных, закрашиваем кружок в синий цвет. Во вторую группу входят сова, лиса, мышь. Их пища – мыши, полевки, зайцы, птицы, т.е другие животные, значит это группа хищников, закрашиваем кружок в красный цвет. В третью группу входят ворона, кабан. Их пища – любая растительная или животная пища, значит это группа всеядных, закрашиваем кружок в желтый цвет. В четвертую группу входят лесная мышь, заяц, лось. Их пища – плоды, семена, веточки, листья, кора, значит это группа растительноядных, закрашиваем кружок в зеленый цвет. | Коммуникативные : готовность принимать различные точки зрения; умение формулировать своё собственное мнение Познавательные : (общеучебные) владение навыком построения логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей; (общеучебные) работа с текстом, ориентировка на осмысленное чтение
|
Самостоятельная работа со взаимопроверкой (4-5 мин) | - А вот следующее задание попробуем выполнить самостоятельно. - Прочитайте задание в ТПО № 5. Какую информацию нам нужно вспомнить, чтобы выполнить это задание?
Выполняем работу самостоятельно, затем обменяемся тетрадями и проверим работу одноклассника, сравнив с эталоном. - Отметьте правильность выполнения самостоятельной работы в листе самооценки. |
- Как формируются цепи питания. 1 звено- растения 2 звено- растительноядные животные 3 звено- насекомоядные или хищные животные Выполняют самостоятельно. Взаимопроверка. | Регулятивные: умение адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности; умение оценивать правильность выполнения действия Коммуникативные : готовность принимать различные точки зрения; умение формулировать своё собственное мнение Познавательные : (общеучебные) владение навыком построения логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей; (общеучебные) работа с текстом, ориентировка на осмысленное чтение |
Включение в систему знаний и повторение (4-5 мин). | Мы хорошо поработали, а теперь я предлагаю вам отдохнуть и посмотреть интересный видеоролик «Кто что ест в животном мире» -О каком животном вы узнали много нового или необычного? | Просмотр видеоролика.
Делятся своими впечатлениями. | Познавательные : (общеучебные) владение навыком построения логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей Личностные : осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности Коммуникативные : умение и готовность вести диалог, вести дискуссию, искать решения, оказывать поддержку друг другу |
Рефлексия деятельности (2-3 мин). | - Ребята, какова была цель нашего урока? - Все ли пункты плана мы решили?
- Что нового узнали? Чему научились?
- Какие есть группы животных по типу питания?
- Как связаны животные между собой? -Вы сегодня весь урок оценивали свою работу в листе самооценки. -Ребята, кто высоко оценил свою работу, поставив плюсы во всех колонках? -Сдайте мне, пожалуйста, свои листы, я сравню ваши оценку со своими наблюдениями. Спасибо .-. В качестве домашнего задания я вам предлагаю придумать длинную модель цепи питания. На следующем уроке мы выясним, кто же составил самую длинную модель цепи питания. - Урок окончен. Спасибо за работу. | - Узнать чем питаются животные.
- Да - Узнали, какие бывают группы питания,что такое цепь питания, научились составлять цепи питания, узнали много интересного о том, как животные приспосабливаются к условиям, к добыче и к защите от хищников. - Растительноядные, насекомоядные, хищники и всеядные.
- Животные связаны между собой пищей. .
-Проверяют лист самооценки, оценивают свою работу.
Сдают листы. | Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащегося того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; Личностные : осознание и принятие жизненных ценностей и смыслов
|