Разработка урока во 2 классе по теме "Поле и его обитатели. Растения поля" УМК "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Левшина Анна Александровна

Данный урок разработан по технологии учебного сотрудничества.На уроке применяется работа в динамических парах, работа в группах "учимся вместе". Формируются регулятивные учебные действия направленные на формирование контрольно- оцночной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка учебного занятия.

Предмет: окружающий мир

Класс: 2

Учитель: Левшина А.А.

УМК: «Начальная школа 21 века»

Тема урока: «Поле и его обитатели. Растения поля»

Тип урока: открытие новых знаний

Образовательные технологии: личностно-ориентированные, проблемно-диалогическое обучение, технология развития критического мышления, технология сотрудничества, здоровьесберегающие

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы и приемы: проблемные, словесные, наглядные, практические.

Цель урока: организовать деятельность учащихся по расширению знаний о полях, как об обширных пространствах, где человек выращивает      культурные растения; познакомить с важными полевыми культурами, животными поля, развитие творческой деательности учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личные

Знакомство с многообразием растительного мира поля; объяснять в чем различие зерновых, бобовых, овощных, масличных и прядильных культур.

Познавательные: формирование умения добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, практическую работу с гербарием.

Регулятивные: Определять и формулировать тему и цель урока; выполнять задания в соответствии с поставленной целью; выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Умение контролировать результаты своей деятельности и деятельности одноклассника, вносить коррективы, оценивать свои достижения; осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано»).

Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать учителя, другого ученика; оформлять свои мысли в устной форме; вести диалог, работать в группе.

Формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, понимание смысла учебной деятельности.

Ресурсы урока: учебник «Окружающий мир» часть 2 стр. 125-136, рабочая тетрадь, презентация к уроку, раздаточный материал.

Этапы урока:

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Работа по теме урока. Работа в парах

4. Работа по теме урока, работа в группах.

6. Включение новых знаний в систему знаний.

7. Итоги работы, рефлексия.

8. Подготовка к домашнему заданию.

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Выработка учебной мотивации. Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

 Ребята, я рада приветствовать вас на уроке окружающего мира. 

Что мы будем делать с вами,

Чтоб природе стать друзьями.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать?

Научитесь наблюдать.

Будем вместе развивать            

Качество – внимательность,

А поможет всё узнать

Наша любознательность.

Включение учащихся в деятельность. Читают текст на слайде,  повторяют правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

2. Актуализация знаний.

Личностные: сформированность потребности в самовыражении.

Коммуникативные: формулирование собственного мнения.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критерий для сравнения, подведение под понятие.

Регулятивные: различение способа и результата действий, внесение необходимых коррективов.

С какими природными сообществами мы уже познакомились на уроках окружающего мира? (Лес, луг, водоём)

Выделите ключевые слова для определения понятия лес. (Деревья) Водоём (Вода) Луг (Травянистые растения)

Я загадаю загадки, а вы попробуйте отгадать.

1)В поле росла, под жерновом была, из печки на стол караваем пришла.  (пшеница)

3) В огороде, на дорожке, под моим окошком расцвело сегодня солнце на высокой ножке. (подсолнух)

4) Что две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает? (рожь)

5) Вот чудеса бывают ребята: выросла в поле белая вата! Вату дружно всю убрали, срочно на фабрику вату послали. Будут обновки у наших ребят: братишкам - штанишки, сестрёнке - халат. (хлопок)

Скажите, что объединяет эти слова? (Это растения.)

Как вы думаете, где растут эти растения?

(На поле.)

Куда же мы сегодня отправимся?

(В поле)

Ребята, откройте содержание и найдите тему нашего урока. Кто догадался? Правильно! («Поле и его обитатели»).

Скажите, какие цели мы перед собой поставим?

Скажите, а что выращивают на полях? Как называется одним словом? (культурные растения)

- Почему их называют культурными?(выращены человеком)

Дети называют изученные природные сообщества. Выделяют ключевые слова.

Делают вывод о разнообразии природных сообществ. Отгадывают загадки.

3. Работа по теме урока. Работа в динамических парах.

Личностные: осознание своих трудностей и стремление к их преодолению. Коммуникативные: построение понятных высказываний.

Познавательные:  использование знаково- символических средств, структурирование знаний.

Регулятивные: контроль, коррекция.

Давайте вспомним, что такое поле?  (Участки земли, на которых выращивают культурные растения)

Рассмотрите рисунок-схему «Полевые растения» на 125 странице учебника.

Какие растения выращивают на полях?  Почему их называют культурными?

(Их выращивает человек)

Поработайте в парах, составьте кластер по данной теме.

Составляют кластер.

4. Работа по теме урока. Работа в группах.

Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

Коммуникативные:

учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Познавательные: поиск способов решения задачи, структурирование знаний.

Регулятивные: умение определять степень успешности выполнения своей работы, контролировать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников. Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия.

Работа с гербарием зерновых культур.

Группы 1и 2- сравните рожь и пшеницу, чем они похожи и чем отличаются. Заполните таблицу (приложение)

Группы 3 и4 -рассмотрите просо, рис, овес, найдите сходства и отличия. Заполните таблицу.

 Затем командиры групп №1 и №3 обменяются результатами работ и подготовят своё выступление. А командиры групп №1 и №3 – свой ответ.

Выступления команд.

Командиры групп №1 и №3, сообщите о своей работе. Что вы узнали об этих главных зерновых культурах?Что могут добавить представители команд о ржи и пшенице? (Выступления детей о пшенице и о ржи)

Командиры групп  №2 и №4, сообщите о своей работе. Что вы узнали о своих культурах? Что могут добавить представители ваших команд о просе, рисе и овсе?

Каждая группа выполняет задание, которое контролируется всей группой.

 ( отвечают на вопросы в таблице: приложение)

 Команды команд обмениваются результатами, дополняют или исправляют при необходимости.

Выступают командиры групп, представители команд дополняют.

6. Включение в систему знаний и повторений.

Личностные: формирование границ «знания» и «незнания». Познавательные: структурирование знаний.

Регулятивные: коррекция отработки способа. Самопроверка, пошаговый контроль, взаимопроверка.

Задания в рабочей тетради. Соединить линией рисунок и подпись к нему.

Организует практическую работу, самостоятельную коррекционную работу, взаимопроверку.

Выполняют задание в тетради на печатной основе. Самопроверка, пошаговый контроль, взаимопроверка.

7.Итоги работы, рефлексия.

Личностные: формирование позитивной самооценки. 

Познавательные: установление причинно- следственных связей. Регулятивные:рефлексия своих действий, пошаговый контроль.

А теперь посмотрим, насколько была внимательна каждая группа.

1. Почему пшеницу и рожь называют зерновыми культурами?  (Плод – зерновка)

2. Похожи ли слова соломина, солома, соломинка, соломенный?  Если крыша соломенная, то из чего она сделана?

3. Правильны ли высказывания?

«Из проса получают пшённую крупу. Из неё варят пшённую кашу».

«Овсяные хлопья, геркулес, овсяное печенье делают из овса».

Контрольно- оценивающая деятельность.

Отвечают на вопросы. Анализируют и оценивают результат.

8.Подготовка к домашнему заданию.

Учитель дает комментарий к домашнему заданию.

Запись д/з в дневник.

Уч. с. 130, подготовить рассказ о труде людей в поле.

Приложение  к уроку

Приложение 1

Пшеница.

     Много полезных растений выращивают на полях. Но главная наша кормилица – пшеница. Это самое первое хлебное растение, которое стал выращивать человек. Её сеют во всех странах мира.

     Пшеница бывает твёрдых  и мягких сортов. У твёрдых сортов зёрнышко твёрдое, а у мягких – мягкое, мучнистое. Твёрдые сорта пшеницы – самые ценные, но они боятся морозов. Их выращивают в странах с тёплым климатом.

    Из пшеницы делают муку, манную крупу и макароны. Самые лучшие макароны и самые пышные булочки получаются из твёрдых сортов пшеницы. Если сделать макароны из мягких сортов пшеницы, то они при варке разварятся и превратятся в кашу.

Рожь.

  Рожь лучше всех хлебных растений переносит морозы и быстрее всех созревает. Поэтому её сеют даже на севере, где лето холодное.

    Стебель у ржи выше, чем у пшеницы, даже выше человеческого роста. Поэтому рожь не боится сорняков, она их перерастает.

    Из зёрен ржи получают муку для чёрного хлеба. Ржаной хлеб питательнее и полезнее, чем пшеничный. Иностранцы, приезжающие к нам из Африки и Австралии, с удивлением смотрят на наш чёрный хлеб – они такого никогда не видели. В Англии чёрный хлеб очень дорогой, он считается хлебом для богатых людей.

    Кроме муки, из зёрен ржи получаются отруби, солома для домашних животных и соломка для летних соломенных шляп.

Рис

            Рис - это основной продукт питания большинства людей, населяющих нашу планету. В мире существует более 100 различных сортов риса.

           Китайские медики считают, что рис «бережёт желудок, укрепляет здоровье, изгоняет из тела болезнь. Солома идёт на кровлю, изготовление шляп от солнца, из неё плетут обувь, корзины, изготавливают прочную тонкую бумагу.

Просо

        Зернышки проса, как никакие другие зерна злаковых культур, богаты минеральными веществами. В них содержится салициловая кислота, необходимая для костей и кожи.

Просо перерабатывают на крупяных заводах и получают крупу – пшено. Из него готовят каши. А ещё зерно используют для приготовления муки и как корм для птицы.

Овёс

     Зерно овса - очень ценный корм, особенно для лошадей. Хорошим кормом служат зеленые растения и овсяная солома.

     Из зерен овса приготовляют также много пищевых продуктов: овсяную крупу и муку, толокно, геркулес, галеты, кофе и др., пекут овсяное печенье.

     Овёс близок к женскому молоку, поэтому наши предки использовали овсяное молочко для вскармливания младенцев.

Приложение 2

Заполни таблицу.

ПШЕНИЦА

РОЖЬ

  1. Чем похожи колосья?

           Чем они различаются?

  1. Одинаков ли у злаков стебель (соломина)?

Каков он на вид?

  1. Одинаковы у злаков листья? Какой они формы?

  1. Одинаков ли у злаков корень?

Есть ли главный корень у этих растений?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Рассказы для детей. В. Чаплина. Мушка. Учебно-методическая разработка урока ». 1 класс. Программа "Начальная школа XXI века"

На уроке учащиеся закрепляют понятие "рассказ", учатся определять особенности рассказа, воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения), высказывать отношение к героям и их поступ...

Урок математики Класс: 4 Тема: Задачи на движение УМК "Начальная школа 21 века"

Урок изучения новой темы. На уроке используются различные формы работы :индивидуальная и парная.На заключительном этапе проводится рефлексия с помощью оценочных листов....

Разработка урока литературного чтения. Тема: "Колосок"(украинская народная сказка) УМК "Начальная школа XXI века"

В разработке представлен конспект открытого урока литературного чтения для учащихся 2 класса. Использовался учебник "Литературное чтение" 2 класс. Автор образовательной программы по литературному чтен...

Разработка урока по русскому языку на тему "Род имени существительного" ( программа "Школа 2100", 3 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Род имени существительного". На уроке проходит знакомство с таким грамматическим признаком существительных , как род и способом его определения . Урок построе...

Методическая разработка урока ОКРУЖАЮЩИЙ МИР по теме "Как долго живут растения"

Конспект урока ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 3 класс (УМК «Начальная школа XXI века»).Тема: «Как долго живут растения. РСМ Болота и луга как сообщества нашего края».Цели: 1. Обобщить и систематизировать зн...

Тестовая работа по окружающему миру в 3 классе на тему: "Разнообразие и жизнь растений" УМК "Школа России"

Данный тест в форме презентации поможет быстро проверить усвоение учащимися темы "Разнообразие и жизнь растений"....

Разработка урока по математике:"Числа от 1 до 20" (УМК "Начальная школа XXI века")

Оборудование:Учебник “Математика” для 1 класса, ч. 1. авт. Е.Э.Кочурова, В.Н.Рудницкая, О.А.Рыдзе.Тетрадь на печатной основе авт. Е.Э.Кочурова.Карточки с числовыми выражениями для работы на доске.Инди...