Конспект по окружающему миру, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Россия на карте
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Корнева Дарья Андреевна

Цели деятельности учителя: формирование умения работать с картой; представления об основных условных обозначениях физической карты; знакомство с картой России

Планируемые результаты:

Предметные:

знать:как выглядит наша страна на карте; условные обозначения карты;

уметь:   читать карту; правильно показывать объекты на настенной карте.

Личностные - проявлять интерес к учебной деятельности;

- уметь высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;

- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

 Тип урока:  «открытие» нового знания.

 

Оборудование:  УМК «Школа России» учебник Окружающий мир: 2 кл.: Учебник: в 2 ч./ А.А. Плешаков.- М.: Дрофа/ Учебник,2018. – Ч.2.; рабочая тетрадь Окружающий мир: 2 кл.: Рабочая тетрадь: в 2 ч./  А.А. Плешаков.- М.: Дрофа / Рабочая тетрадь, 2018. – Ч.2.; презентация; раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_klass_rossiya_na_karte.docx37.32 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 12.04..                                                                                                                                                       Учитель : Иванова О.Н.

Школа: Куртамышская СОШ»1                                                                                                                  Студентка: Корнева Д.          

Класс: 2 Б                                                                                                                                                            Методист: Пометун Н.Н.

Конспект урока окружающего мира

Тема: «Россия на карте.»

Цели деятельности учителя: формирование умения работать с картой; представления об основных условных обозначениях физической карты; знакомство с картой России 

Планируемые результаты:

Предметные:

знать:как выглядит наша страна на карте; условные обозначения карты;

уметь:   читать карту; правильно показывать объекты на настенной карте. 

Личностные - проявлять интерес к учебной деятельности;

- уметь высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;

- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

 Тип урока:  «открытие» нового знания.

Оборудование:  УМК «Школа России» учебник Окружающий мир: 2 кл.: Учебник: в 2 ч./ А.А. Плешаков.- М.: Дрофа/ Учебник,2018. – Ч.2.; рабочая тетрадь Окружающий мир: 2 кл.: Рабочая тетрадь: в 2 ч./  А.А. Плешаков.- М.: Дрофа / Рабочая тетрадь, 2018. – Ч.2.; презентация; раздаточный материал.

Челябинск, 2021

 

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1 мин

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышен лишь ветер, который задевает деревья.

Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите пение птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро.

Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в школе, в этом кабинете, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение. С таким же отличным настроением мы поработаем на протяжении всего урока.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

II.

Актуализация знаний и мотивация

        

Практический: метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации

4 мин

- Давайте вспомним, какую тему мы проходили на прошлом занятии?

- Верно!

- На прошлом занятии вы смотрели заочную экскурсию, были разделены на 3 подгруппы и к просмотренному материалу были даны карточки с заданиями, в которых вы по пунктам описывали свои наблюдения.

- 1- группа, зачем вы наблюдали?

- Каким становится небо с наступлением весны?

- Изменилось ли продолжение дня?

- Какой весенний месяц самый холодный? Почему?

- Какой самый теплый? Почему?

- Какие опасные природные явления происходят весной?

- 2группа – зачем наблюдали вы?

- Что такое первоцветы?

- Какие растения были показаны в видео экскурсии?

- Какой цветок является символом весны?

- Опишите одно из растений по плану из карточки.

- И 3 группа – ваше задание.

- Каких птиц вы увидели в видео экскурсии?

- Опишите одну из птиц по плану из карточку.

- Откройте «Календарь природы». Кто попробует заполнить?

- Кто мне скажет, какая страна самая большая?

- А как вы это поняли?

- Верно! Россия занимает почти ¼ часть Земли.

- «В гости к весне»

- Мы проводили наблюдения за тем, как изменяется неживая природа с наступлением весны

- Ярко ярко-голубого цвета с белыми пушистыми облаками

- Да, день стал длиннее, а ночь короче

- Самый холодный месяц – Март, потому что он самый первый месяц после зимы

- Май, он самый последний меся весны, перед летом, когда уже все растаяло и расцвело

- Половодье – когда река от таяния снега и льда выходит за берега и затопляет леса и вблизи стоящие поселения, ледоход – когда льдин на реке начинают трескаться и плыть по течению, скользкие дороги.

- За живой природой по теме «Растения»

- Ранние растения, которые расцветают раньше всех

- Ветреница, хохлатка, медуница, кислица, седничник, подснежник

- Подснежник

- Подснежник:

1) есть листья;

2) 2 линейных темно-зеленых листочка;

3) после окончания цветения появляются семена;

4) похож на колокольчик, потому что его цветок наклонен вниз, размер не большой, цвет белоснежно-белый.

- Проводили наблюдения за живой природой «Животные»

- Трясогузка, грач, зяблик, скворец, ласточка, жаворонок, соловей, иволга, журавль

- Скворец:

1) это перелетные птицы, с прилетом в теплые края обустраивают гнезда на деревьях;

2) птицы питаются семенами, кормами с полей;

3) Птица небольшого размера, в длину примерно 22 см., тело массивное, с темным переливающим на солнце оперением, черное оперение переливается фиолетовым, бронзовым, зеленым или синим, ноги красно-коричневые с загнутыми когтями

Заполняют «Календарь природы»

- Россия

- Посмотрели по карте

П.: осмысление читаемого  текста

П: анализ объектов с выделением существенных признаков

К: взаимодействие с партнером

П: построение речевого высказывания

П: поиск и выделение необходимой информации

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

П: поиск и выделение необходимой

П: построение речевого высказывания

П: поиск и выделение необходимой информации

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

П: поиск и выделение необходимой

III. Постановка учебной задачи

Словес.: подводящий диалог

3 мин

-Кто догадался или знает тему нашего сегодняшнего урока? Как она звучит?
Тема урока: «Россия на карте»

-Кто попробует поставить цели на наш урок?

Цель: научиться работать с картой, изучить карту России.

- Давайте составим план на урок.

- «Россия на карте»

- Научимся работать с картой, изучим карту России

План:

  1. Повторим то, что знаем о России
  2. Узнаем историю появления карты
  3. Изучим карту России
  4. Научимся читать карту
  5. Выполним задания по новой теме

П: подведение под понятие

П: построение речевого высказывания

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

П: поиск и выделение необходимой информации

Р: целеполагание

IV. «Открытие» нового знания

Словесный: подводящий диалог

10 мин

- Давайте вспомним, что мы знаем о России.

- Кто является президентом Российской Федерации?

- Какой город является столицей России?

- Кто изображен на гербе страны?

- Какие цвета на флаге страны?

- Итак, ребята, кто знает, что такое карта?

- История возникновения карты уходит в глубокую древность. Тогда ещё люди не знали письменности. Они делали рисунки на камнях, бересте, дереве, шёлке, костяных пластинках. 
- Возраст первых найденных карт – 10-15 тысячелетий. 
- В России первая карта появилась в 16 веке. Царь Иван Грозный велел «землю измерить, и чертёж государства сделать». Первая карта в России называлась «Большой чертёж».
- Рассмотрим карту на доске.

- Найдите и прочитайте в учебнике определение о том, что называется картой (страница 91).

– Допишите определение в Рабочей тетради (задание 1, страница 41).

- Прежде чем начать изучать карту России, давайте узнаем, как нужно правильно с ней работать.

1. Стоять у карты надо справа, не закрывая то, что показываешь на карте.

2. Показывать объекты только указкой.

3. Показывать не надпись, а сам объект.

4. Показывать аккуратно и точно, названия произносить чётко

- Карта имеет свои условные обозначения.

- Столица – Москва, обозначается красной точкой.

- Попробуйте ее найти на карте.

- Обычные города – кружочком. Кто нашел город Челябинск? Покажите на карте.

- А как вы думаете, как обозначается граница России?

- Верно! Реки обозначаются – голубой полоской, которая изгибается вместе с рекой. Найдите реку Волга. Попробуйте показать на карте.

- Озера и водохранилища светло-голубым пятном, на котором подписано название водоема.

- Кто знает, как называется самое большое озеро?

- Попробуйте его найти и показать озеро Байкал.

- Болота изображены голубыми черточка, посмотрите на слайд, как это изображено. Кто нашел такие обозначения на карте, покажите.

- Острова – обозначаются небольшим участком земли, посмотрите на слайд, как изображаются острова. У России тоже есть острова. Остров Сахалин – попробуйте его найти.

- Следующее обозначение – это равнина. Равнина обознается зеленым цветом, посмотрите на слайд. Посмотрите, восточно-европейская равнина, западно-сибирская.

- И еще одно обозначение – это горы. Горы обозначаются светло-коричневым цветом. Попробуйте найти Уральские горы. Покажите их на карте.

- Поднимите руки те, кто видел Уральские горы?

- Отлично! Мы изучили основные условные обозначения.

- Наша страна огромная и как уже говорили, занимает ¼ часть Земной поверхности. Россия богата своей природой, огромные леса, много рек, озер. В одном конце России может идти снег, а в другой согревать горячее солнце. Да и за один день наш климат может меняться по-разному. Давайте посмотрим, какая она, настоящая русская природа, которую боятся иностранцы.

- Но не только погодные условия показывают Россию. С каким животным ассоциируют Россию?

- Верно! Но не все части России богаты животным миром. Дайте посмотрим, какие животные обитают в разных частях страны.

- Это знания вам помогут в выполнении следующих заданий. Но сначала давайте повторим.

- Для чего нам нужна карта?

- Какими природными явлениями славится страна?

- Какие животные обитают в стране?

- Владимир Владимирович Путин

- Москва

- Двуглавый орел

- Белый, синий, красный

- Это фото какой-то части Земли

Показывают столицу на карте.

Показывают город на карте.

- Красной линией

Показывают реку на карте.

- Байкал

Показывают озеро на карте.

Показывают болото на карте.

Показывают остров на карте.

Показывают гор на карте.

Смотрят видео о климатических условиях России.

- С медведем

- Она служит для познания окружающего мира, прокладывания маршрута

- Мороз, быстрая смена погоды, разные климатические условия в разных частях страны

- Олени, медведи, волки, лисы, разные птицы, белки, зайцы, косули, рыси и т.д.

П: построение речевого высказывания

П: поиск и выделение необходимой информации

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

П: поиск и выделение необходимой информации

П: построение речевого высказывания

П: поиск и выделение необходимой информации

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

П: поиск и выделение необходимой

П: построение речевого высказывания

П: поиск и выделение необходимой информации

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

П: поиск и выделение необходимой

Динамическая пауза

2 мин

-Сейчас мы с вами выполним динамическую паузу.(видео)

Выполняют динамическую паузу

V. Первичное закрепление

Словесный:ответы на вопросы обобщающего характера

5 мин

- А теперь давайте немного попутешествуем по родной земле.

- Давайте вспомним стороны света: север, юг, восток и запад. - Север на картах всегда вверху, юг внизу, запад слева, восток справа.

- Давайте назовём, какие моря омываю нашу страну с севера.

- Кто попробует показать моря?

- С востока:

- На юге страны находятся: 
- А на западе:

- Наша страна очень большая и в ней много городов. Давайте найдём их на карте и покажем.

- Реки:

- Горы:
- Острова:

Показывают на карте объекты.

- Баренцево море, Карское море, Море Лаптевых, Восточно - Сибирское, Чукотское
- Берингово море, Охотское море
- Чёрное море, Каспийское море

- Балтийское море
- Москва-столица нашего государства, Курск, Екатеренбург, Чита, Магадан

- Дон, Колыма, Волга, Лена, Обь.

- Уральские, Алтай

- Новая Земля, Северная Земля, Сахалин

П: поиск и выделение необходимой информации

П: построение речевого высказывания

VI.Самостоя-тельная работа с проверкой

Практический: самост.  работа; графическое выполнение работы

8 мин

- Откройте рабочие тетради на странице 59. Выполните также в паре задание №3. Это практическая работа. У одного из пары должен быть открыт учебник на странице 90-91, а у другого на странице 94-95.

- Как определять стороны горизонта мы с вами повторили, но если забыли, посмотрите в учебнике.

- Раскрасьте обозначения соответствующими цветами.

- С помощью учебника узнайте и подпишите, что обозначают условные знаки. Работаете в одной рабочей тетради, около задания подпишите ФИ напарника.

Выполняют практическую работу.

П: поиск и выделение необходимой информации

П: поиск и выделение необходимой информации

П: осознанное построение речевого высказывания

К: умение полно и точно выражать мысли

VII. Включение в систему знаний

5 мин

- Откройте учебники. Работать будете в парах. На странице 93 написано задание, прочитайте его.

- Можете приступать.

- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. Возьмите картинке и соотнесите на большой карте.

- Рассмотрите фотографии, найдите эти места на карте, обозначьте фишками соответствующие номера.

П: построение рассуждения; осуществление синтеза

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: формулирование выводов, обобщений.

2 мин

- Что такое карта?

- Карту, какой страны мы сегодня изучали?

- Повторите условные обозначения, выполните в РТ № 4 (все варианты).

-Какая была тема нашего урока? Цель?

-Всем спасибо, до свидания!

- Это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

- Карту России

- «Россия на карте»

- Научимся работать с картой, изучим карту России

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

Р: осуществление итогового контроля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "В школе" 2 класс Школа России

Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: В школеЦели урока:- изучить правила поведения в школе, «опасные места» в школьном здании; учить определять положительные и отрицатель­ные качества поведения ...

Конспект по окружающему миру "Семейный бюджет" 3 класс Школа России

Конспект по окружающему миру "Семейный бюджет" 3 класс Школа России...

Конспект урока окружающего мира «Путешествие по Москве» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о столице нашей страны – Москвы, умения читать план города; ознакомление с достопримечательностями нашей столицы; воспитание уважительного о...