Конспект по окружающему миру, УМК "Школа России", 2 класс, тема:Путешествие по материкам
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Корнева Дарья Андреевна

 

Цели деятельности учителя: учащиеся осознают масштабность нашей планеты, а себя – её жителями; научатся находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки, прививать чувство любви к своей стране.

Планируемые результаты

Личностные: формирование основ экологического сознания, воспитание любви и бережного отношения к нашей планете; развитие норм морально-эстетического сознания.
 

Предметные: введение понятия «физическая карта мира», формирование у учащихся знаний о месторасположении материков и океанов Земли, первоначальных знаний о флоре и фауне континентов, умений работать с глобусом и картой, применять эти знания на практике.

 

Тип урока: открытие новых знаний.

 

Оборудование: учебник Окружающий мир 2 класс 2 часть УМК "Школа России", рабочая тетрадь «Окружающий мир». карта полушарий, карта мира, карта России, глобус, таблички с названиями океанов и материков, иллюстрации.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_meterikam.docx30.44 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 26.04.                                                                                                                                             Учитель: Иванова О.Н

Школа: куртамышская СОШ№1                                                                                                        Студентка : Корнева Д.

Класс: 2                                                                                                                                                 Методист : Пометун Н.Н.

Конспект урока по окружающему миру

                                                                                                                                                                                             

Тема урока: «Путешествие по планете».

Цели деятельности учителя: учащиеся осознают масштабность нашей планеты, а себя – её жителями; научатся находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки, прививать чувство любви к своей стране.

Планируемые результаты

Личностные: формирование основ экологического сознания, воспитание любви и бережного отношения к нашей планете; развитие норм морально-эстетического сознания.

Предметные: введение понятия «физическая карта мира», формирование у учащихся знаний о месторасположении материков и океанов Земли, первоначальных знаний о флоре и фауне континентов, умений работать с глобусом и картой, применять эти знания на практике.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: учебник Окружающий мир 2 класс 2 часть УМК "Школа России", рабочая тетрадь «Окружающий мир». карта полушарий, карта мира, карта России, глобус, таблички с названиями океанов и материков, иллюстрации.

Этап урока. Методы и приемы

Хронометраж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

I Организационный этап

Словесный: слово учителя

30 сек

Сегодня такой замечательный день, ты пришел в школу с хорошим настроением и давай подарим друг другу улыбку.

С давних времён из века в век 
Узнать стремился человек 
Как труден путь, что там вдали? 
И снаряжал он корабли,
И опускался до глубин,
И поднимался до вершин.
Материки он открывал,
Как мир прекрасен узнавал.
За знанья жизнь отдать он мог,
Садитесь, мы начнём урок.

Принимать установку учителя

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

II Мотивационный этап

Наглядный: карточки с кроссвордом

3,5 мин

- Я предлагаю и нам сделать на уроке некоторые открытия. Но для начала вспомним: о чем ты узнал на прошлом уроке? (О Санкт-Петербурге) 
- Сейчас, я раздам вам карточки, они нужны нам, что бы проверить, что же вы знаете о городе Санкт-Петербурге,  на этих карточках кроссворд. Проверяем посадку, теперь берём карточки, в них пишем фамилию, имя и класс и начинаем решать кроссворд, вам на это 3 минуты.

Обобщать знания

Выполнять задание (кроссворд)

П:  преобразование учебного материала, действия;

П: осознавать познавательную задачу;

III Постановка целей задач и ее решение

Словесный: беседа

Практический: определение темы, постановка целей урока

3 мин

- Отгадай загадку, и ты узнаешь тему урока.
На планете чудеса:
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она - большущий шар.
(Земля) 
 
- Предположи, о чём мы будем говорить на уроке (О нашей планете.)
На доске тема урока: Путешествие по планете. 

.
 -Что же будет нашей целью? (Познакомиться с понятиями «материки» и «океаны», научиться показывать их на карте.) Эпиграфом к нашему уроку я взяла стихотворение Е. Шкловской. А почему именно его ты скажешь мне в конце урока.

-Открой учебник на с.114.Давай узнаем, какие задачи ставит перед нами Вопросик Муравьишка.

- Сегодня я предлагаю отправиться в кругосветное путешествие по земному шару, не выходя из класса.

- С помощью чего мы можем совершить путешествие?

- А ты знаешь, кто первым совершил кругосветное путешествие? Фернан Магеллан 

Пять столетий назад экспедиция Магеллана на парусных кораблях отправилась от берегов Испании на запад. Три года корабли плыли, огибая сушу. На родину моряки вернулись с востока. Тем самым доказывая, что Земля имеет форму шара.

Вероятно, древнейшей из найденных является карта из Египетского музея в Турине, сделанная на папирусе по приказу фараона Рамзеса IV в 1160 году до н. э. Этой картой пользовалась экспедиция, которая по приказу фараона искала камень для строительства. Карта, привычная для нашего глаза, появилась в древней Греции за полтысячи лет до нашей эры. Первым картографом, который создал карту известного к тому времени мира, считают Анаксимандра Милетского.
- Ребята, вы знаете где человек использует карты?
- Какие есть профессии, связанные с картой? (
Географические карты нужны путешественникам, мореплавателям (навигация: широта и долгота, координаты), (навигация: широта и долгота, координаты),
геологам (расположение низменностей и возвышенностей),
ученикам школы (изучение стран мира и их географических особенностей), летчикам (определения минимальной высоты полета))

 - Следуя примеру Магеллана, мы отправимся в путешествие на корабле. Отправляемся в путешествие? 

К берегам неведомой земли
Плывут по морю корабли,
Командам не страшны преграды,
На острове всех ждут награды!
Полный вперед!

Определять тему урока, ставить цели урока

Соотносить с учебником правильность определения темы и целей.

К: строить речевое высказывание;

Р:  принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

IV Основной этап. Открытие новых знаний.

Словесный: уч. диалог, слово учителя

Практический: чтение уч. текста 

Словесный: уч. диалог

Наглядный: уч. иллюстрация

Словесный: слово учителя

Словесный: уч. диалог

Наглядный: гербы

Словесный: слово учителя

Словесный: уч. диалог

Словесный: слово учителя

Словесный; уч. даилог

Практический: чтение 2 части текста

Практический: работа с планом местности

Словесный: слово учителя

10 мин

- Откройте карты полушарий в атласе «Мир и человек» на стр.24-25

-В путешествии нам необходимо будет ориентироваться. 
- Что лучше взять в путешествие: карту или глобус? Почему? ( В отличие от карт, на глобусе нет искажений и разрывов, поэтому глобус удобен для получения общего представления о расположении материков и океанов. В то же время глобус имеет довольно мелкий масштаб и не может показать какую-либо местность подробно.)

- Что такое карта? (Это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.)

- Что значит уметь читать карту? (Понимать условные обозначения.)
- Что обозначают цвета на карте? (Голубой цвет – воду, зелёный, жёлтый, коричневый – сушу.)
- Вспомните, с какой географической картой мы уже познакомились? (С картой России.) 

 - Перед вами физическая карта мира. Слово «физическая» произошло от греческого слова «физис» - природа. Как по-другому можно назвать эту карту? (Карта природы мира.)

Правильно!
- Как вы  думаешь, можем ли мы совершить это путешествие, используя карту России? Почему? (Ответы детей.)
- Какая карта нам понадобится? (Карта полушарий или карта мира.) 
Плыть мы будем, начиная с запада и называть все географические объекты, которые встретятся.

На доске вывешиваю таблички со словами.

- Сколько всего континентов?
Мы обнаружили Северную Америку, Южную Америку, Тихий океан, Атлантический океан, Африку, Евразию, Индийский океан, Австралию, Северный Ледовитый океан, Антарктиду.
- А теперь выходим к карте и показываем континенты, а остальные показывают в учебнике своему соседу по парте, по очереди (обводят)
Но прежде мы повторим правили работы с картой.
- Кто знает правила? (стр.95)
-А теперь посмотрите на доску и давайте прочитаем эти правила.

- На какие две группы можно разделить увиденное и почему?

Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка.

Вода: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан.

- Всего материков шесть. Самый большой материк – Евразия. - Евразия — самый большой материк Земли.

Она так велика, что ее делят на 2 части света – Европу и Азию, а разделяют Евразию Уральские горы.

- Евразия - единственный материк, берега которого омываются водами всех четырех океанов.

И на этом материке, омываемом всеми четырьмя океанами, расположена огромная страна - ….. РОССИЯ!!! -А в каком городе живём мы, давайте найдём на карте.

- В каком полушарии находится этот материк? /Показать на карте полушарий на доске.
- Ребята, а вы знаете особенность нашего города?
Наш город находится и в Европе и в Азии. Вы видели памятник посвящённый этому? Давайте посмотрим на картинку.

Рядом – Африка. Материк Африка находится в Восточном полушарии. Его омывают воды двух океанов – Индийского и Атлантического. Африка – самый знойный материк.

-Два других больших материка похожи друг на друга – это Северная Америка и Южная Америка. - Материк Северная Америка находится в Западном полушарии.
Его омывают воды трех океанов – Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического.
-Материк Южная Америка находится в Западном полушарии.
Его омывают воды двух океанов – Тихого и Атлантического.
Пятый материк – Австралия, Материк Австралия находится в Восточном полушарии.
Это самый маленький материк.
И шестой, ледяной, материк Антарктида находится в самом низу карты мира. Материк Антарктида - самый холодный материк.

-Ребята, а сейчас мы с вами попробуем сами описать материк или океан. Например, где находится Северная Америка?(между Тихим и Атлантическим океанами)

Тихий океан, Южная Америка, Атлантический океан, Африка, Евроазия, Северный ледовитый океан, Австралия, Индийский океан, Антрактида.

- Каким цветом на карте обозначают водоемы? (Синим).
- Опишите встреченные вами водные просторы. Это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого.
- Может ты сможешь предположить, как называются, одним словом эти огромные водные пространства? (Предположения детей.)
- Каким цветом на карте обозначают участки суши? (Жёлтым, коричневым, зеленым.)
- Опишите встреченные вами участки суши. Что у них общего? Это большие участки суши, окружённые со всех сторон водой.
- Предположите, как называются огромные участки суши, окруженные водой?
- Чего на поверхности Земли больше: воды или суши?
- Правильно, если бы мы могли посмотреть на Землю с высоты нескольких тысяч километров, то увидели бы, что большая ее часть занята водой.

Корабли по морю плыли,
К чудо-острову спешили.
Ждали там давно гостей,
Лучших первооткрывателей

Отвечать на вопросы учителя

Читать, слушать и запоминать информацию из текста

Отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту

Слушать рассказ об основателе Москвы

Определять иллюстрацию

Рассматривать герб столицы

Отвечать на вопросы учителя

Слушать рассказ учителя

Отвечать на вопросы учителя

Слушать учителя

Отвечать на вопросы учителя

Читать 2 часть текста

Формулировать вывод

Р:  учит выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

самоопределение к деятельности

П: осознавать познавательную задачу;

поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний;

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

К: строить сообщения в устной и письменной форме;

П: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме;

Физминутка

1 мин

«Самолеты»

Самолеты загудели

(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),

Самолеты полетели

(руки в стороны, поочередные наклоны влево и вправо),

На полянку тихо сели

(присесть, руки к коленям),

Да и снова полетели.      

Выполнять элементарные физические упражнения, повторяя их за учителем или одноклассниками

Р: контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

V Решение частных задач

Наглядный: уч. иллюстрации

Словесный: слово учителя, уч. диалог

Словесный: беседа, слово учителя

15 мин

- Проверим ваши предположения по учебнику. (Читает определения материков и океанов – стр. 115)

-Какая карта поможет в путешествии по планете? (Карта мира)

- Как называются огромные водные пространства? (Океаны)

- Как называются огромные участки суши, окруженные водой? (Материки.)

Путешествуя по странам
Утомились мы в пути.
Предлагаю вам, ребята,
Встать и с корабля сойти.

Рассматривать достопримечательности

Отвечать на вопросы учителя

Беседовать с учителем

Слушать учителя

Р:  планирование своих действиий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;

VI Закрепление изученного материала

Практический: самостоятельная работа

5 мин

- Мы с тобой совершили кругосветное путешествие. Нам необходимо выполнить отчет об увиденном. Открой тетрадь на с.73. Наш любознательный Попугай предлагает задание. Используя карту учебника, надо узнать материки и океаны по силуэтам. Стрелками указать их названия. (Затем сверить с картой)

- Нашей знакомой семье тоже приходилось путешествовать. И Надя всегда брала с собой фотоаппарат. Некоторые снимки поместила у нас в учебнике(с.116) Рассмотри фотографии. Для какого континента эти фотографии? На странице 117 под фотографиями ответы, мы их сейчас закроем, кладём на них тетрадь и проверим себя самостоятельно.
- К каждому снимку есть подписи. Найди эти места на карте

- Мы с тобой вернулись из путешествия. Путешественники, открыв новые земли, наносили их на карту. Попробуй сам сделать карту мира. Открой тетради на с.74-75. 
- На уроках русского языка мы писали эти названия. Вспомни орфограмму. (Заглавная буква в именах собственных.)

- Эпиграфом к нашему уроку я взяла стихотворение Е. Шкловской. А почему именно его ты должен сказать сейчас. Какая большая наша планета! Как велик и разнообразен растительный и животный мир. Но некоторых растений и животных остаётся очень мало на Земле.
- Почему? Как вы думаете? (Ответы детей)

- Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у неё, всё снова само собой восстановится. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой исчезновения.

Нужно не только знать животных и растения, надо любить и защищать их. По всему земному шару создаются заповедники, где животные находятся под охраной. В некоторых из них мы побываем во время путешествия по материкам на следующем уроке.
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь и птица.И доверяли
Повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!
Давайте будем
Беречь планету
Во всей Вселенной
Похожей нету:
Во всей Вселенной
Совсем одна,
Что будет делать
Без нас она?..

Слушать задание учителя

Выполнять тест по пройденному материалу

Самостоятельная работа

К:  правильно выражать свои мысли в речи,

уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя;

П: поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний;

 

Итог урока. Рефлексия

2 мин

А теперь подведем итоги урока.

- Какая тема урока у нас сегодня была?

- Какие цели на урок мы ставили?

- Добились этих целей?

- Что интересного было на уроке?
- Что было не понятно?
- О чем вам еще захотелось узнать?
- Что нового узнали?
- Где пригодятся знания?
Для чего надо знать карту, условные обозначения, материки и океаны?

- Что такое океаны и материки?
- Какие океаны и материки есть на Земле, назовите.
- Желаю вам новых интересных путешествий! Не забудь всегда брать с собой в путь добрых друзей и хорошее настроение!

На этом, наш урок закончен. Спасибо! 

Оценивать свою работу на уроке

Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок: Ознакомление с окружающим миром и математика (4 класс) Тема. Путешествие по Солнечной системе.

Интегрированный урок: ознакомление с окружающим миром и математика (4 класс) Тема. Путешествие по Солнечной системе.Цели: -расширить кругозор о планетах Солнечной системы; -отрабатывать письменные и у...

Конспект урока окружающего мира - "Патриоты России". 4 класс. Школа России

Цели урока: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, воспитывать уважение к героическим и историческим личностям Отечества, расширить кругозор о подвигах героев....

Конспект урока окружающего мира «Города России» (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о городах России;Планируемые результатыПредметные:знать особенности городов России;уметь анализировать и делать выводы.Личностные:приним...

Конспект урока по окружающему миру УМК "Перспектива" 3 класс. Тема: «Путешествие а Египет"

Конспект урока по окружающему миру Тема: «Путешествие в Египет ».  Цели деятельности учителя: формирование представления об объектах Всемирного наследия Египта, внесение условных обоз...

Конспект по окружающему миру, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Путешествие по Москве

Цели деятельности учителя:  формирование представлений  учащихся о столице нашей Родины, ознакомление с   историей её возникновения, её достопримечательностями.Планируемые  ре...

Конспект по окружающему миру, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Путешествие по планете

Цели деятельности учителя: учащиеся осознают масштабность нашей планеты, а себя – её жителями; научатся находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки, прививать...