Конспект урока по окружающему миру на тему "Отечественная война 1812 года", 4 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Литвинович Александра Владимировна

Цели деятельности учителя: знакомство с историческим периодом Отечественной войны 1812 года, её основными этапами и событиями, героями войны.

Планируемы результаты:

Предметные:      

  • знать об Отечественной войне 1812 года на основе материала учебника;
  • знать информацию об основных этапы и событиях войны;
  • уметь выражать свое отношение к войне, ее героям;
  • уметь рассказывать об Отечественной войне 1812 года.       

Личностные:          

  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • проводить самооценку своих действий, поступков;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • формирование уважительного отношения к иной точке зрения, к иному мнению.

Понятия: Отечественная война, Наполеон Бонапарт, село Бородино, Денис Давыдов, храм Христа Спасителя.

Тип урока: комбинированный

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:         20.04.2021                                                                                                                ФИО учителя: Гагарина А.О.

Школа: МАОУ«ОЦ №1»                                                                                                          ФИ студента: Литвинович А., 43 гр.

Класс: 4 «В»                                                                                                                        ФИО методиста: Лебедева Е.Ю.    

Кабинет: 206

                                                                        

                                                                                                                                

                                                                                                                        

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема: «Отечественная война 1812 года»

Цели деятельности учителя: знакомство с историческим периодом Отечественной войны 1812 года, её основными этапами и событиями, героями войны.

Планируемы результаты:

Предметные:      

  • знать об Отечественной войне 1812 года на основе материала учебника;
  • знать информацию об основных этапы и событиях войны;
  • уметь выражать свое отношение к войне, ее героям;
  • уметь рассказывать об Отечественной войне 1812 года.

        

Личностные:          

  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • проводить самооценку своих действий, поступков;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • формирование уважительного отношения к иной точке зрения, к иному мнению.

Понятия: Отечественная война, Наполеон Бонапарт, село Бородино, Денис Давыдов, храм Христа Спасителя.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация,  учебник Окружающий мир 4 кл., ч. 2, Плешаков, Крючкова.

Этап урока

Методы и приёмы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

2 мин

- Здравствуйте, ребята!

Ребята в начале нашего урока подарите улыбку друг другу, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь учебный день.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

К.: соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный метод:

учебный диалог

Практический:

игра «Домино»

Практический:

работа в группах

10 мин

- Итак, ребята, у вас на партах лежат карточки-домино для повторения. Вам необходимо составить правильную цепочку. На выполнение у вас 3 минуты. Приступайте к выполнению.

Игра «Домино»

(Учитель заранее заготавливает несколько комплектов карточек)

Екатерина Великая

Царствование Екатерины Великой

34 года

На Сенатской площади

Медный всадник

На Дворцовой площади в середине XVIII в. Возводится

Зимний дворец

Предводитель крестьян

Емельян Пугачев

Генералиссимус

А.В. Суворов

Командующий

Черноморским

флотом

Ф.Ф. Ушаков

Знаменитая победа Суворова

Крепость Измаил

Книга Суворова

«Наука побеждать»

Один из крупнейших музеев мира

Эрмитаж

Титул Екатерины II

(Класс делится на группы. Побеждает группа, быстрее всех составившая верную цепочку из карточек домино. Подведение итогов игры.)

Отвечают на вопросы

Выполняют задания по игре «Домино»

П.: осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы; извлекать информацию из схем, иллюстраций;

III. Постановка учебной задачи

Словесный метод: диалог

IV. Открытие нового знания

Практический:

работа со словарем

Практический:

работа с учебником и дополнительными источниками

Практический.

работа в группах

Практический: выборочное чтение

Динамическая пауза

4 мин

10 мин

1 мин

- Мы продолжаем наше путешествие по страницам истории.

—  Чтобы узнать следующий год нашего путешествия, надо решить математическую задачу.

Это число записывается цифрами двух двузначных чисел; одно состоит из 1 десятка и 8 единиц, а второе меньше первого на 6.

—  Правильно, это 1812г. Этот год был непростым для России, а почему — вы узнаете сегодня на уроке.

Тема нашего урока: «Отечественная война 1812 г.».

—  Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

—  Что мы будем делать для достижения этой цели?

—  Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

Работа со словарем

—  Прежде чем мы начнем говорить об этой войне, нам нужно выяснить, что значит слово «отечество».

—  Где можем узнать определение этого слова?

В толковом словаре СИ. Ожегова и Н.Ю. Шведовой найдите и прочитайте определение.

     

Работа в группах

- Сегодня на уроке я предлагаю вам стать историками-исследователями. Мы вместе попытаемся расширить и углубить свои знания об этой войне. А также в конце урока ответим на наш главный вопрос: «Почему войну 1812 года называют Отечественной?» Для этого вы будете работать в группах. Каждая группа получит свое задание и подготовит выступающих.

Вариант 1

Проблема: исследовать причины начала войны, раскрыть термин «отечественная война».

—  Прочитайте текст на с. 112—113 учебника. Ответьте на вопросы.

1. В каком году началась война?

2. Между какими странами шла война?

3. Кто первым начал войну и почему?

4. Кто возглавлял французскую армию?

5. Кто возглавил русскую армию?

Вариант 2

Проблема: исследовать главное сражение Отечественной войны 1812 г.

—  Прочитайте текст на с. 113 учебника, рассмотрите иллюстрацию на с. 114—115. Ответьте на вопросы.

1. Назовите главное сражение Отечественной войны 1812 г.?

2. Где оно произошло?

3. Чем закончилось?

4. Какой момент боя был самым тяжелым?

5.0 чем можно рассказать, глядя на иллюстрацию на с. 114—115?

Вариант 3

Проблема: исследовать партизанское движение во время Отечественной войны 1812 г. и окончание войны.

—  Прочитайте текст на с. 116-117 учебника. Ответьте на вопросы.

1. Кто такие партизаны?

2. Кто стоял во главе одного из партизанских отрядов?

3. Как была изгнана французская армия за пределы России?

- Давайте все встанем и немного отдохнем

Высказывают свое предположение

Отвечать на вопросы.

- 1812 г.

Определять тему, цели и задачи урока.

Формулируют вопросы:

- Почему эту войну называют отечественной ?

- Сколько времени продолжалась эта война ?

- Кто победил в этой войне? и т.д.

Ответы детей.

- В словаре.

Работать со словарем.

- «Отечество — страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит».

Выполняют задание данное учителем, в группах.

Каждая группа получает один из вариантов и работает с информацией по полученным вопросам.

Повторять движения

П.: осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы; извлекать информацию из схем, иллюстраций;

К.: соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

П.:осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы; извлекать информацию из схем, иллюстраций;

К.: соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный метод: фронтальный опрос

Практический: выполнение упражнения

8 мин

3 мин

- Итак, слушаем ваши сообщения. 

- Кто готовил сообщения о Кутузове и Давыдове, слушаем вас. Какую оценку поставим выступающим? Хорошо, присаживайтесь.

- Следующий вариант. Молодцы! И последнее сообщение. Отлично.

Выполнение заданий в рабочей тетради

—  А теперь откройте рабочие тетради на странице 39. Выполняем задание 1. Запишите определение понятия «отечественная война».

Рассказывают сообщения.

Оценивают выступающих.

Выполняют задания в рабочей тетради.

№1. Отечественная война — это справедливая война в защиту своего отечества.)

К.: соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: выполнение упражнения

Практический:

работа в группах

VII. Включение в систему знаний

Практический: выполнение упражнения

Словесный: фронтальный опрос

—  Самостоятельно выполните задание 2. Необходимо составить пары. Приступайте.

- Давайте проверим. Прочитайте пары.

—  А теперь выполните задание 4 на с. 40, работая в группах.

- …, прочитай, что у вас получилось.

—  Итак, прочитайте упражнение 5 «про себя». Скажите, какое неверное утверждение есть в тексте задания с. 42?

Блицопрос

  1. Где произошло решающее сражение?
  2. Почему Кутузов решил отступить?
  3. Почему Наполеон оставил Москву?
  4. Кто наносил значительный урон отступающим французам?
  5. Что построено в Москве в честь победы над Наполеоном?

- Молодцы!

Выполняют задание.

№2. Куликовская битва —Дмитрий Донской, взятие Измаила — А.В. Суворов, Ледовое побоище — Александр Невский, Бородинская битва — М.И. Кутузов.

№4.

1. Бородинское сражение.

2. Вхождение Наполеона в Москву.

3. О Михаиле Илларионовиче Кутузове.

№5. (4) Наполеон вошел в Москву после Бородинской битвы.

Отвечают на вопросы учителя 

  1. У села Бородино, в 110км от Москвы.
  2. Чтобы сберечь войско.
  3. Из-за пожаров, голода армии в Москве.
  4. Партизаны.
  5. Храм Христа Спасителя.

Р.: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний;

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный метод.

Беседа.

5 мин

—  Итак, давайте повторим, о каком историческом событии мы сегодня говорили?

— Что произвело на вас самое большое впечатление?

—  Объясните, почему война 1812 г. называется отечественной.

Без патриотизма, без горячей любви к своему Отечеству, земле предков, к традициям не родится и чувство единения со всем человечеством — чувство толерантности.

—  На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

—  Дополните предложения.

•   Я узнал...

•   Я научился...

•   Мне понравилось...

•   Я бы хотел...

•   Новые знания мне...

- Молодцы, запишите домашнее задание: читать тему «Отечественная война 1812, вопросы проверь себя».

Высказывают свое мнение. 

- Наполеон Бонапарт был уверен в скорой победе. Однако он встретил отчаянное сопротивление всего народа. Война 1812 г. после того, как на защиту родины встал весь народ, превратилась в войну Отечественную.

Ответы детей.

Проводить рефлексию.

Записывают д/з

К.: задавать вопросы, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

П.: осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы; извлекать информацию из схем, иллюстраций;



Предварительный просмотр:

Екатерина Великая

Царствование Екатерины Великой

34 года

На Сенатской

площади

Медный всадник

На Дворцовой площади в

середине XVIII в.

возводится

Зимний дворец

Предводитель

крестьян

Емельян Пугачев

Генералиссимус

А.В. Суворов

Командующий

Черноморским

флотом

Федор Федорович  Ушаков

Знаменитая победа Суворова

Крепость

 Измаил

Книга Суворова

«Наука побеждать»

Один из крупнейших

музеев мира

Эрмитаж

Титул Екатерины II

Екатерина Великая

Царствование Екатерины Великой

34 года

На Сенатской

площади

Медный всадник

На Дворцовой площади в

середине XVIII в.

возводится

Зимний дворец

Предводитель

крестьян

Емельян Пугачев

Генералиссимус

А.В. Суворов

Командующий

Черноморским

флотом

Федор Федорович  Ушаков

Знаменитая победа Суворова

Крепость

 Измаил

Книга Суворова

«Наука побеждать»

Один из крупнейших

музеев мира

Эрмитаж

Титул Екатерины II

Екатерина Великая

Царствование Екатерины Великой

34 года

На Сенатской

площади

Медный всадник

На Дворцовой площади в

середине XVIII в.

возводится

Зимний дворец

Предводитель

крестьян

Емельян Пугачев

Генералиссимус

А.В. Суворов

Командующий

Черноморским

флотом

Федор Федорович  Ушаков

Знаменитая победа Суворова

Крепость

 Измаил

Книга Суворова

«Наука побеждать»

Один из крупнейших

музеев мира

Эрмитаж

Титул Екатерины II


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру на тему «Водные богатства». 2 класс. Школа России. Плешаков А.А.

Конспект урока по окружающему миру на тему «Водные богатства». 2 класс. Плешаков А.А....

Конспект урока по окружающему миру "Животноводство в нашем крае" 4 класс Школа России

Предлагаю конспект по окружающему миру в 4 классе УМК "Школа России"...

План-конспект урока по окружающему миру на тему "Куликовская битва" 4 класс Школа России

Цель урока: Познакомить учащихся с Куликовской битвой как важнейшим и переломным моментом в  истории Руси, определить значение битвы, расширить знания детей по истории Руси.Задачи:1. Способствова...

Конспект урока по окружающему миру "Ты и твои друзья" 2 класс, Школа России

Вы можете воспользоваться данным конспектом урока. Урок составлен по ФГОС....

Конспект урока по окружающему миру "Мы зрители и пассажиры" 2 класс, Школа России

Вы можете воспользоваться данным конспектом урока. Урок составлен по ФГОС....

Урок по окружающему миру на тему "Война 1812 года"

Урок по окружающему миру на тему "Война 1812 года"...

Конспект урока по окружающему миру "Путешествие в центре Европы", 3 класс, "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний первоначального представления учащихся о странах Центральной Европы (Германия, Австрия, Швейцария); умения работать с географической карто...