Конспект открытого урока по окружающему миру. Тема: Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Новикова Алёна Игоревна

Данный материал содержит конспект уока и все необходимые наглядные материалы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Задачи:

познакомить с основными правилами личной гигиены;

- учить правильно чистить зубы, соблюдать правила личной гигиены;

- прививать навыки здорового образа жизни, развивать гигиеничесие навыки: мытье рук, чистка зубов, еженедельное купание;

- развивать познавательный интерес, воображение, творческую деятельность учащихся;

- воспитывать аккуратность, опрятность, формировать доброжелательные отношения к окружающим, умение понимать себя и других;

Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость чистки зубов и мытья рук; научаться отбирать из предложенных нужные предметы гигиены и объяснять их значение.

Регулятивные УУД:

 формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовать практическую задачу в познавательную (правила гигиены).

Познавательные УУД:

 Общеучебные - извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы; логические- дополнение и расширение имеющихся знаний, представлений об окружающем мире.

Коммуникативные УУД:

 адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные УУД:

 эстетические потребности, ценности и чувства; осознание ответственности человека за общее благополучие.

Оборудование:

- Учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 1 класс, 2 ч.; рабочая тетрадь по окружающему миру А.А. Плешаков 1 класс, 2 ч., картинки: «Мойдодыр», «Айболит, «Карлсон», зубы, овощи/фрукты, вредная еда; карточки для работы в группах, паре, картинки для рефлексии.

  1. Организационный момент

Доброе утро, ребята! Посмотрите, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их своими улыбками и поделимся частичкой своего отличного настроения! Садимся!

  1. Повторение изученной темы.

- Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке окружающего мира? (об овощах и фруктах)

-  Хорошо. Моя бабушка приготовила мне 3 корзинки с ягодами, овощами и фруктами, но пока я несла, у меня всё перемешалось. Помогите мне все правильно распределить.

Игра «Что за овощ? Что за фрукт?»

- Молодцы!

- А что у них общего? (в них много витаминов, они полезны)

- А, что нужно сделать перед тем, как съесть какой-нибудь овощ, фрукт или ягоду? (Помыть их)

- Для чего? (ответы детей)

3. Актуализация знаний

- Сегодня у нас в гостях будут герои различных произведений. Они приготовили для нас очень интересные задания. Вы хотите узнать, какую тему они сегодня нам приготовили для обсуждения? (да)

- Посмотрите на картинку. Кто это?

(на доске картинка «Мойдодыр»)

- Правильно, это Мойдодыр, он подготовил для нас загадки. Внимательно слушайте и хором угадывайте.

Ускользает как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится.

Руки мыть не ленится.

Дело ясное вполне,

Пусть отмоет руки мне (мыло)

Там, где губка не осилит,
Не домоет, не домылит,
На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру,
И коленки оттираю,
Ничего не забываю
(мочалка)

Вафельное и полосатое,

Гладкое и лохматое,

Всегда под рукою,

Что же это такое? (полотенце)

Пластмассовая спинка,

Жесткая щетинка,

С мятной пастой дружит,

Зубам усердно служит (зубная щетка)

- Кто-то догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (ответы детей). Молодцы!

- Ребята, мы сегодня поговорим о гигиене человека.

  1. Работа над темой урока

А) Почему надо мыть руки? Беседа

- Недавно у Мойдодыра был разговор с мальчиком из другого класса. Послушайте, что он ему сказал:

Надоели мне зануды,
Целый день твердят: «Мой руки!»
Ну, а если спрятать в брюки?
Не увидит их никто —
Сэкономлю я зато!
Поняли, о чём тут речь?
Воду надо поберечь!

- Вы знаете, а я с ним согласна, зачем мыть руки? Вы только представьте, сколько воды загрязняется и тратиться, когда мы с вами моем руки и умываемся.

(дети убеждают учителя в неправоте, говорят зачем необходимо мыть руки)

- Какие вы у меня молодцы! Действительно, руки надо мыть, но при этом не надо забывать и про экономию воды, напрасно лить воду нельзя!

- Существует множество заболеваний, которых можно избежать, если вовремя помыть руки. Одно из таких заболеваний в простонародье называется «болезнью грязных рук», а в медицине – дизентерией. Оно может стать распространителем тяжелых заболеваний в кругу семьи, близкие и родные находятся вблизи «грязнули» в опасности.

- Рассмотрите рисунки на с. 52 нашего с вами учебника. Как вы думаете, в каких случаях надо мыть руки?

1. Мой руки перед едой.

2. Мой игры, после того, как ты работал, играл.

3. Мой руки после того, как ты гладил животных.

4. Мой руки после туалета.

   - А как мыть руки? Я вот просто ополаскиваю руки водой. Затем вытираю полотенцем. Я правильно делаю?  

- А как победить микробы? (мыть руки с мылом)

- Итак, мы разобрались с вами, что руки нужно мыть при помощи воды и мыла? Но как это сделать правильно?

Б) Работа в группах.

- Сейчас вы будете работать в группах. Перед вами листочки. Вам нужно восстановить правильную последовательность действий при мытье рук.

Расставь действия по порядку

3

взять мыло

2

намочить руки

5

смыть пену водой

4

намылить руки до пены

6

вытереть руки

1

включить воду

7

выключить воду

(проверка на доске)

Физминутка.

Кран откройся – нос умойся,

Мойтесь сразу оба глаза,

мойтесь ушки, мойся шейка,

шейка мойся хорошенько.

Мойся, мойся, умывайся,

грязь – смывайся, грязь – смывайся!

- Молодцы!

- Ребята, а как вы думаете какие предметы личной гигиены у человека должны быть личными? (полотенце, зубная щетка, мочалка, расческа и др.)

- Что подарим мальчику, который не моет руки? (мыло и полотенце)

- Правильно!

В) Почему надо чистить зубы? Беседа

- Встречаем следующего гостя. Кто это?

(на доске картинка Карлсона)

- Правильно, Карлсон.

- Что очень любит этот герой? (сладкое)

- Правильно! Карлсон – знаменитый сладкоежка, любитель варенья. Он считает, что оно – самое лучшее лекарство на Земле. Карлсон очень любит вкусно покушать, но почему-то его зубы иногда очень расстраиваются. Давайте узнаем, почему.

Задание «Зубы»

на доске два зуба и картинки с овощами/фруктами и сладостями

(дети выходят к доске и размещают картинки)

- Почему же зуб расстроен?

- Как мы можем помочь нашим зубам? (чистить зубы)

Прикрепить картинку с щёткой и зубной пастой.

- Ребята, а зачем нужно чистить зубы? Может не стоит этого делать?

(дети высказывают свои предположения)

- Молодцы! Давайте разбираться!

(на доске картинки «Строение зуба», «Виды зубов»)

- Прежде всего нам необходимо уяснить, что зуб - это орган. Не кость, не что-то еще, а именно орган. Такой же, как почки, сердце, мозг. И он выполняет свои функции. 

Он состоит из трех основных частей - коронка, шейка, корень. 

Коронка – часть зуба, которая видна в полости рта. 

Корни -уходят в десну и прочно закрепляют зуб в челюсти. 

Шейка – часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной. Любой зуб покрыт тонким слоем эмали, которая является главным защитником зуба. Эмаль состоит из кальция. 

-Наш зуб достаточное сложное устройство, поэтому его надо беречь, ведь сложный «механизм» требует и сложного «ремонта».

- Зубы можно разделить на три вида.

  •  Резцы. Это передние зубы. По четыре в верхней и нижней челюсти.  С их помощью мы откусываем пищу, словно отрезая её.
  • Клыки.  Они располагаются после резцов с правой и левой стороны.  Они легко входят в пищу и удерживают её при пережёвывании.
  • Боковые.  Они располагаются после клыков, также с правой и левой стороны. Служат для размельчения и перемалывания пищи.

- А как вы думаете, отличаются ли зубы детей от зубов взрослого человека?

- Как называются зубы у детей?

Молочные — это первые, временные зубы. Название молочным зубам дал отец всей медицины — Гиппократ. Он считал, что эти первые зубы человека, которые потом меняются, развиваются из молока — главной пищи младенцев. Они начинают прорезываться после достижения ребенком 6 месяцев и вырастают к началу 3-го года жизни. К этому возрасту у малыша прорезываются 20 молочных зубов. А примерно с 6 до 14 лет они в определенном порядке выпадают и их сменяют постоянные.

-А как вы думаете, почему взрослого человека получили название постоянные?

  У взрослого человека вместо 20 молочных появляются 32 постоянных зуба. Они более широкие и образуют сплошной ряд. Эти зубы даны человеку на всю жизнь: больше зубов не вырастет!

- А зачем нам ухаживать за молочными зубами, если они всё рано выпадут? Вот вырастут постоянные и будем их чистить. (Дети высказывают предположения)

- Если молочный зуб заболел, то он заражает находящийся под ним, еще не вышедший наружу, постоянный зубик. Получается: не ухаживая за молочными зубами, мы портим еще не появившиеся зубы, с которыми нам жить все оставшееся время.

- Зачем нам нужны зубы? Ведь и без зубов человек может жить. (дети строят предположения для чего нам зубы нужны)

Зубы необходимы для:

  1. Пережёвывания пищи. Хорошо пережёванная пища попадает в желудок, снабжая весь наш организм энергией, силой, и наш организм работает, как часы.
  2.  Правильной и красивой речи. Когда у вас выпадали зубы, какой была ваша речь? Все ли звуки вы могли произносить? 
  3. А еще, здоровые и крепкие зубы – это красиво.

- Ребята, кто несет ответственность за ваши зубы - родители, врачи, учителя, сам? (ребенок сам отвечает за свои зубы, принимая решение, как за ними ухаживать)

-А если плохо чистим, то что на зубах остается?

Если на зубах остаются частицы пищи, которую мы едим, микробы начинают приносить нашим зубам большой вред. Они выделяют кислоту, которая разъедает зуб. Сначала образуется кариес, а затем   -  дырка-дупло. Если врач не залечит дупло, пока оно мало, то дупло будет увеличиваться в размерах и достигнет внутренней части зуба и поэтому зуб начинает болеть. Если вы вовремя не обратитесь к врачу, то это может привести к потере зуба.

- Как чувствует себя при этом человек?

     Человек испытывает сначала ноющую, потом пульсирующую боль, появляется неприятный запах изо рта, опухоль щеки, некрасивая улыбка, возможно воспаление лицевого нерва. Если зуб не лечить, то инфекция может поразить организм.

- Оказывается, что зубы нужно уметь правильно чистить. Сейчас мы с вами будем учиться чистить зубы.

Просмотр видео «Фиксики. Как правильно чистить зубы?»

- Я очень надеюсь, что теперь вы будете всегда правильно чистить зубы.

- Какой подарок сделаем нашего герою Карлсону, чтобы он всегда следил за своими зубами? (подарим зубную пасту и щётку)

4. Закрепление пройденного материала.

Игра «да -нет» (физминутка)

- А сейчас мы проверим, как вы запомнили советы по сохранению своего здоровья. Если дам совет хороший, вы похлопайте в ладоши! На неправильный совет – топаем ногами.

Постоянно нужно есть
Для зубов, для ваших,
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, кашу (хлопают в ладоши)

Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем не вкусный, 
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад ( топают)

Зубы вы почистили - 
И идёте спать.
Захватите булочку
Сладкую в кровать (топают)

Перед завтраком, обедом

После улицы, игры.

Не забудь, конечно, с мылом

Руки вымыть ты свои (хлопают в ладоши)

Ох, неловкая Алина,
На пол щётку уронила.
С пола щётку поднимает,
Чистить зубы продолжает (топают)

Вы за стол решили сесть,

Щи с котлеткою поесть.

Руки с мылом не помыли-

Поспешили, позабыли. (топают)

Запомните совет полезный,
Нельзя грызть предмет железный.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши (хлопают в ладоши)

РЕЗЕРВ

Творческая работа в группах. (работаем несколько минут, как вижу, что подходит время к концу, перехожу к итогам)

    - Придумать дизайн новой зубной пасты.

5.  Итоги урока.

Работа в паре «Что с чем дружит?»

-А, сейчас мы поиграем. Объединитесь, пожалуйста, в пары. Пара получает листок, на котором изображены предметы в двух столбиках. Вам необходимо найти пары предметов, которые «дружат» и соединить их стрелками. Посовещайтесь друг с другом и соедините.

- Проверим, что у вас получилось. Молодцы!

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что вы научились делать? (мыть руки, чистить зубы)

- Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

6. Рефлексия.

-У вас на столах есть картинка с зубом. Если у вас в конце урока хорошее настроение, то нарисуйте зубику весёлую улыбку, если вы расстроены – то грустную.  

- Спасибо за урок! Желаю вам отличного здоровья и крепких зубов!



Предварительный просмотр:

коронка

шейка

корень



Предварительный просмотр:

 



Предварительный просмотр:

взять мыло

намочить руки

смыть пену водой

намылить руки до пены

включить воду

выключить воду

вытереть руки



Предварительный просмотр:

взять мыло

намочить руки

смыть пену водой

намылить руки до пены

включить воду

выключить воду

вытереть руки



Предварительный просмотр:

овощи

фрукты

ягоды



Предварительный просмотр:

взять мыло

намочить руки

смыть пену водой

намылить руки до пены

вытереть руки

включить воду

выключить воду


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зуб – это живой орган.

Слайд 2

Состоит из 3 частей: Коронка; Шейка; Корень.

Слайд 3

Виды зубов:

Слайд 4

Молочные — это первые, временные зубы. У детей 20 молочных зубов.

Слайд 5

У взрослого человека появляются 32 постоянных зуба. Они более широкие и образуют сплошной ряд. Эти зубы даны человеку на всю жизнь: больше зубов не вырастет!