Окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру

Кеняйкина Валентина Николаевна

Конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСП «Школа №2» МБОУ «Большеберезниковская СОШ»

Про воздух…

урок по окружающему миру

 2 класс 

(ФГОС «Школы России»)

                                                                                                                                                   Составила и провела:

учитель начальных классов

Кеняйкина В.Н.

Урок:     по окружающему миру

Тип урока:     урок открытия нового знания

Технологии:  групповые, технология решения исследовательских задач, игровые, технология обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационные; здоровье сберегающие.

Формы работы:  фронтальная, индивидуальная, групповая, исследовательская,  творческая.

Раздел:   Природа.

Тема урока:   Про воздух…

Цели:  формирование знаний о значении воздуха для представителей живой и неживой природы, о составе воздуха, о естественных и вызванных деятельностью человека источниках загрязнения атмосферы, о мерах по охране воздуха, развитие навыков анализа и синтеза.

Планируемый результат обучения:

Предметные:

  • продолжить формирование представлений об атмосфере, составе  и свойствах воздуха;
  • установить взаимосвязь между атмосферой и человеком;
  • формировать навыки проведения несложных опытов  в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование;
  • прививать экологическую культуру на основе знаний об охране атмосферы.

Метапредметные:

Регулятивные

-умение самостоятельно выделять и формулировать  познавательную цель всего урока и отдельного задания;

 - прогнозирование – предвосхищение результата;

 - развитие самостоятельной  поисковой деятельности и творческих возможностей;

 - осуществление пошагового продвижения от наблюдений  к обобщению;

  - умение анализировать и исправлять ошибки;

 - осуществление контроля по результату.

Познавательные 

-  умение выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез) и делать выводы в результате мыслительных операций;

- устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.

 - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка  процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные 

 -сотрудничество с учителем и сверстниками – определение  способов взаимодействия;

- умение работать в микрогруппе  с одноклассниками;

- формирование собственного мнения;

- использование речи для регуляции своего действия;

- умение аргументировать свою позицию, свой ответ;

- владение монологической и диалогической формами речи.

Личностные 

- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, оборудование для проведения опытов (веер, стакан с водой и трубочки, воздушные шарики)

Основные понятия:  воздух, атмосфера, ветер, свойства воздуха,  загрязнение воздуха, охрана воздуха.

Межпредметные связи:  русский язык, литературное чтение, экология.

Ресурсы:        Учебник А. А. Плешаков. Окружающий мир . 2 класс. М.: Просвещение – 2011. Часть 1. А. А. Плешаков. Окружающий мир.  Рабочая тетрадь. 2 класс. Часть 1.  – раздаточный материал,  компьютер, мультимедийный проектор, экран,  презентация к уроку.

   

 

Технологическая карта урока.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия

1.  Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Цель:

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности;

2) определить содержательные рамки урока.

2мин

Включение в деловой ритм и игровую деятельность.

Пусть сегодня для нас всех,

На урок  придёт успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей,

Пожелайте нам удачи,

И успешности в придачу!

Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями?

Я с вами полностью согласна.

  • звучит 1 куплет песни В. Шаинского «Когда мои друзья со мной» Вместе с веселой песней и с друзьями мы сегодня отправляемся в путь за знаниями.

Подготовка к работе

С друзьями

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний

Цель:

1) актуализировать знания о природе;

2мин

Ответите на вопросы

 Учитель задаёт вопросы:  Слайд 1.

- Жидкость без цвета и запаха, при замерзании превращается в лед?

- Как назвать одним словом: снег, дождь, град?

- Время года, наступающее после осени?

- Он бывает грибной, косохлест, ситничек, ливень?

- Время суток подходящее для завтрака?

- Деревья бывают лиственные и :..?

1

Вода

2

Осадки

3

Зима

4

Дождь

5

Утро

6

Хвойные

- А теперь из выделенных букв  прочитайте слово .

Анализировать объекты, выделять главное, устанавливать аналогии ;

учитывать разные мнения, стремиться к координации, контролировать действия партнёра.

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

  1. выявление и фиксация места и причины затруднения;

1  мин

Активизирует знания учащихся через создание проблемной ситуации.

- Какое слово у вас получилось?

- Как вы думаете, почему я вам загадала это слово?

- Верно. Так какой же будет тема нашего урока?

- Верно – Про воздух…

А что мы уже знаем про воздух?

А всё ли мы знаем про воздух?

Предлагают пути разрешения проблемы.

-воздух

-Это тема урока

Воздух нас окружает, мы и все живые организмы  дышат воздухом

Нет

У детей формируется интерес к учебному материалу, способность к самооценке, эмпатия – понимание чувств  других, сопереживание ; учатся  осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия ; осуществлять поиск нужной информации;

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: 1) постановка учебных задач урока

2 мин

А что нам еще нужно узнать о воздухе? Слайд 2

  • Что такое воздух?
  • Из чего он состоит?
  • Каковы свойства воздуха?
  • Как человек их использует воздух?
  • От чего загрязняется воздух?
  • Как охраняют воздух?

 

И так задача нашего урока найти ответы на  эти вопросы.

Узнать:

Состав воздуха

Свойства воздуха

Значение воздуха

Использование воздуха

Защита воздуха

5. Реализация построенного проекта.

Цель: 1) построение и фиксация нового знания о воздухе и его составе;

2) Изучение свойств воздуха методом группового эксперимента;

3) Фиксация полученных опытным путем знаний знаково и в речи.

15 мин.

Организует  исследование проблемной ситуации.

- А что такое воздух?

- Молодцы. Но воздух это не просто газ, а смесь газов?

- А кто-нибудь  знает, из каких газов состоит воздух?

азот-78%,кислород-21% и углекислого газа – 1%.

Посмотрите на диаграмму: Слайд 3

Описание: http://festival.1september.ru/articles/600533/img2.jpg

- Какого газа в воздухе больше всего?

 - Какой газ в воздухе самый важный? Почему?

- Какого газа становится больше в выдыхаемом воздухе?

- Что помогает уменьшить количество углекислого газа в воздухе?

В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака.

А можем ли мы видеть воздух? 

 

А как доказать, что воздух не пустое место, как доказать его наличие? И какими свойствами он обладает?

Предлагаю Вам провести несколько опытов. Работать мы будем по микро группам.

Работа в группах.  Задания  для  проведения опытов.

1 группа

  Задание: У вас на столе лежит веер. Как с его помощью можно доказать, наличие воздуха?

Опыт: Ученики должны догадаться, что нужно веером помахать перед лицом. Образуется ветер.

2  группа

Задание: Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его. Какое свойство воздуха мы откроем? Понюхайте воздух? Какой запах он имеет? Какое это свойство воздуха?

Опыт: Учащиеся должны убедиться в том, что чистый воздух не имеет вкуса и запаха.

3  группа

Задание: Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Имеет ли воздух форму?

Надуйте шарик и пластиковый пакет. Что внутри? Почему разная форма?

Опыт: Учащиеся должны убедиться , что воздух не имеет формы и принимает форму того предмета в который его помещают.

4 группа

Задание: Возьмите соломинку и опустите ее в стакан с водой. Слегка подуйте в соломинку.

Что появилось?

Почему пузырьки поднимаются вверх.

Опыт: Ученики должны увидеть в стакане воды -  пузырьки воздуха, которые поднимаются вверх.

5   группа

Задание: У вас 2 шарика, сожмите их и сравните. Легко ли они оба сжимаются, в чем различие. Какой вывод можно сделать?

Опыт: Дети должны убедиться, что чем больше воздуха в шарике, тем его труднее его сжать, то есть воздух - упругий.

Что же нам показали наши эксперименты, смогли вы узнать о воздухе больше или нет.  Проверить  это нам поможет следующая табличка.  Слайд 4

Свойства воздуха

Да

Нет

Вкус

 

 +

Запах

 

 +

Цвет\Прозрачность

 

 +

Форма

 

 +

Упругость\Сжимаемость

+

Масса

+

Теплопроводность

+

Теплый воздух легче холодного

+

1группа:

    ВЫВОД:Мы можем почувствовать воздух при  его движении, значит воздух существует?

2 группа.

ВЫВОД Но: вкуса и запаха мы не чувствуем, значит воздух не имеет вкуса и запаха.

А как вы думаете, какого цвета воздух?

 

А вот толстый слой воздуха имеет цвет. Посмотрите в окно.
Что вы видите вверху?

Какого оно  цвета ? Каким оно может быть? Почему?

Голубое небо – это толстый слой воздуха, освещенный солнцем. Если бы Земля не была окружена воздухом, мы видели бы на черном небе огненный диск Солнца.

-Мы привыкли называть воздушный океан – небом. 

А ученые его называют – атмосфера. Атмосфера – это воздушная оболочка Земли. Атмосфера защищает Землю от избытка тепла и холода. Если бы не было атмосферы солнечные лучи сожгли бы все живое на нашей планете.

3 группа.

ВЫВОД: Воздух не имеет формы, он принимает форму того объекта в который его помещают.

4 группа

ВЫВОД: Пузырьки воздуха легче воды.

 А имеет ли он массу? Вы смогли это доказать?

А как вы думаете, можно ли взвесить воздух?

–Итальянский ученый Галилео Галилей 300 лет назад к всеобщему удивлению взял и взвесил воздух. Конечно, положить воздух на чашку весов ученый не мог, но он придумал одну хитрость. Он взял медный шар с отверстием и поставил на весы. А затем откачал из шара воздух, заткнул отверстие и снова взвесил. Шар стал весить заметно меньше. Так ученый установил, что 1 литр воздуха весит 1 гр 293 миллиграмма.

1000 литров воздуха весят1кг 293 грамма.

5 группа

ВЫВОД: Воздух легко сжимается и он упругий.

Где применяется свойство сжимаемости воздуха?

- На этом свойстве основано использование воздуха в мячах, автомобильных шинах.  нужен космонавтам, водолазам, используется в больнице, в реанимации). Используют пожарные, чтобы получить сильную струю воды для тушения огня. С помощью сжатого воздуха маляры разбрызгивают краску, покрывая ею стены. Приводится в действие отбойный молоток, которым шахтёры откалывают уголь. С помощью сжатого воздуха работают тормоза трамваев и поездов.)

Как вы думаете все свойства  воздуха мы смогли  исследовать на нашем уроке? Конечно же нет?


Но вот еще о некоторых из свойств воздуха подготовили сообщения ваши одноклассники – это было их дополнительным домашним заданием.

Теплопроводность.

Знаете ли вы, почему в домах в окна вставляют двойные рамы? Что находится между рамами? Какое свойство воздуха здесь проявляется? Это свойство – теплопроводность. Воздух - плохой проводник тепла.

Поэтому земля под снегом остается теплой, и корни растений не замерзают. На самом деле, что же греет землю, снег ли? Вовсе нет. Между снежинками - воздух, он не пропускает холод.

Как сидят птички, когда на улице мороз -  нахохлившись. А что происходит с мехом животных к зиме – он густеет. Мех животных, перья птиц сами по себе не греют, а греет воздух, находящийся между ними. Свойство теплопроводности использует и человек - меховые шубы, шерстяная одежда, валенки – греют не они, греет нас воздух, потому что он плохой проводник тепла и не выпускает тепло наружу.

Горячий воздух легче, чем холодный.

 Измерьте температуру воздуха в помещении. Все знают, что теплее под  потолком, чем у пола, потому что теплый воздух легче и он поднимается вверх, а холодный тяжелее, он опускается вниз. Поэтому  форточки делают в верхней части окна, а батареи отопления под окнами Поэтому люди в бане поднимаются на полок, ближе к потолку, чтобы попариться. Это свойство воздуха используется и в аэронавтике – на аэростаты и дирижабли устанавливают конфорку, которая подогревает воздух, благодаря этому аэростат взлетает.

Составляют алгоритм решения проблемы

газ

азота

кислород

углекислого

Кислород

Углекислого.

Растения тоже дышат, но они  вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом поддерживается равновесие в составе воздуха.

Нет. Он не видим.

Ветер – это движение воздуха.  Значит, воздух существует, но он не видим.

Воздух не имеет вкуса. Воздух не имеет запаха.

Воздух не имеет формы – это газ и он принимает форму того объекта в которые его помещают.

Пузырьки воздуха поднимаются вверх – значит воздух легче воды.

Воздух  легко сжимается и он упругий.

Воздух – бесцветный или прозрачный

Небо

Голубого

Нет

Да, только в условиях класса нельзя

 Учитель дополняет то чего не скажут учащиеся.

Доклады учащихся.

На этом этапе у детей формируется интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке; учитывать выделенные учителем ориентиры действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, планировать свои действия, вносить коррективы в действия, оценивать свои действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме; осуществлять поиск нужной информации, анализировать. Выделять главное, строить рассуждения об объекте; формулировать собственное мнение и позицию; умение отстаивать эту позицию в группе, приводить доводы и аргументы.  

Выполнять исследование совместно с одноклассниками, распределять обязанности в группе; делать выводы на основе полученной опытным путем информации; контролировать и корректировать свои действия и действия товарищей.

Физминутка

2 мин

 Воздух поможет вам отдохнуть.

Визуализация   « Цветочная поляна».
А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной полянке. Воздух здесь свежий и наполнен ароматами леса. Дышится легко и непринужденно. Где –то неподалеку слышны мелодичные переливы ручейка. Заливистые трели птиц. Оглядитесь.  Вокруг вас на поляне прекрасные цветы. Понюхайте  цветок, который вам понравился больше всех.  Сделайте глубокий вздох, насладитесь ароматом цветка. Почувствуйте,  как вместе с этим ароматом к вам притекают силы, энергия и бодрость.  Уловите,  как ваше настроение улучшается.

Теперь откройте глаза. Еще раз глубоко вдохните.

6.  Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель: 1) установить значение воздуха для человека, опираясь на полученные знания и собственный опыт;

2) зафиксировать во внешней речи, полученные выводы и знания.

5 мин

Может ли жить человек без воздуха?

Закройте ладошками рот и нос.
Вдохните глубоко воздух и посчитайте, кто сколько может без воздуха.
Какое было желание?

( Открыть нос).
Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.

В день человеку требуется 600литров воздуха, много это или мало?

- Почему же воздух одно из главных богатств  природы?

Работа в группах        

Какое значение имеет воздух для нас?

Продолжите фразу.

                  Благодаря воздуху мы…

Дышим

Слышим

Плаваем на яхтах и парусниках;

Спускаемся на парашютах и поднимаемся на воздушных шарах;

Убираем пыль пылесосом;

Сушим бельё

Сушим волосы феном

Осуществляют  поиск нужной информации, анализируют. Выделяют главное, строят рассуждения об объекте, дети отстаивают свою точку зрения в группе;    формулируют собственное мнение, контролируют действия партнёра.

7. Самостоятельная работа.

Цель: 1) проверка умения применять полученные знания в других предметных областях; 2) расширять межпредметные связи, подтверждающие значение воздуха в жизни человека.

6 мин

Воздух настолько важен для человека, что даже в русском языке существуют фразеологизмы, связанные со свойствами и значением воздуха.

Я предлагаю вам сегодня вспомнить некоторые из них и попытаться их объяснить.

Что такое фразеологизмы?

- Объясните значение фразеологизмов.

Работа в группах  

Бросать в воздух шапки

Взлететь  на воздух

Бросать слова на ветер

Строить воздушные замки        

Нужен, как воздух

Выполняют задания с проговариванием во внешней речи.

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов – крылатые выражения.

Выражать крайнюю радость, ликовать

Взорваться, подорваться.  Бесследно исчезнуть.

 Говорить впустую

Фантазировать

Очень нужен, жизненно необходим, нельзя обойтись

Осуществляют  поиск нужной информации, анализируют. Выделяют главное, строят рассуждения об объекте, дети отстаивают свою точку зрения в группе;    формулируют собственное мнение, контролируют действия партнёра.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

тренировать способность к установлению взаимосвязи между объектами природы;

повторение знаний об охране природы и воздуха

7 мин

- Как вы думаете, а что называют "лёгкими Земли"?

- Почему?

- Значит, важно ли охранять растения?

- Почему?

- А можете ли вы принимать в этом участие?

А где вы уже принимаете участие?

Ребята, людям и животным, заводам и машинам  - всем нужен воздух. Почему же на земле его не становится меньше?

 Ребята, а от чего воздух может загрязняться?

Рассмотрите фотографию на с. 49 учебника.

Какими бы фотографиями вы дополнили учебник?

Как еще происходит загрязнение воздуха?

(фотографии появляются на слайде)

Рассмотрите схемы на с. 49.
От чего они предостерегают людей?

Что еще делают люди, чтобы воздух был чистым?

Учитель дополняет то, что не скажут дети.

На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух.

А главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Вот почему так легко дышится в лесу.

Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.

Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным.

В классе и дома мы ухаживаем за комнатными растениями, убираем и проветриваем комнату и класс.

В городах строится много заводов. Из их труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ.

Выхлопные газы автомашин так же загрязняют воздух.

Устанавливают фильтры на трубы, сокращают вредное производство, научились делать новые экологически чистые машины и т. д.

 

9. Рефлексия деятельности

Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; формирование навыка самооценки;

Информация о домашнем задании

3 мин

Скажите ребята, смогли мы решить учебные задачи, которые нас интересовали в начале урока?

Что же мы теперь знаем о воздухе?

В подарок за хорошую работу на уроке, каждый из вас получает воздушный шарик, давайте вместе наполним наши шарики воздухом и с  их помощью оценим свою работу на уроке.

Нарисуйте на своём шарике смайлик, который расскажет нам о том, как вы оценили свою работу на уроке.

Прочитать статью «Свойства воздуха» (учебник, стр. 48 -51) и  в рабочей тетради задание № 1, 2

Дополнительно  - понаблюдать за небом и подготовить фоторассказ на тему «Красота неба», свой фоторассказ вы можете оформить в рабочей тетради, задание № 3, или представить его любым другим удобным для вас способом.

Теперь мы знаем:

Что такое воздух ….

Как доказать, что воздух существует …

Какие свойства воздуха …Каково значение воздуха ….

Почему воздух загрязняется …

Как охранять воздух

Каждый ребёнок получает возможность мысленно соотнести собственные впечатления с впечатлением других, актуализирует содержание урока, его этапы, оценивает свои достижения на уроке; получает эмоциональный заряд бодрости.



Предварительный просмотр:

ОСП «Школа №2» МБОУ «Большеберезниковская СОШ»

урок по окружающему миру

 4 класс 

(ФГОС «Школы России»)

Жизнь леса. Лес – природное сообщество.

                                                                                                                                                   

Составила и провела: учитель начальных классов Кеняйкина В.Н. 

                                                                                                    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ФГОС                                                        

Предмет: Окружающий мир              Класс: 4

Тема урока

Жизнь леса. Лес – природное сообщество.

Тип урока

Освоение новых знаний; форма урока: урок-заседание

Цели урока

Образовательные:

  • Создание условий для формирования представлений учащимися о лесе как природном сообществе
  • Ознакомление с ярусами леса.
  • Закрепление знаний о лесных обитателях: о растительном и животном мире.
  • Раскрытие связи между членами лесного сообществ

Развивающие:

  • Способствовать развитию самостоятельности, умению преодолевать трудности в проблемных ситуациях.
  • Развивать умение  организовывать и поддерживать диалог, умение слушать и слышать.
  • Развивать познавательную активность детей, умение работать в группе, умение наблюдать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

  • Прививать интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, учить выслушивать мнения других и высказывать свою точку зрения, воспитывать навык самоконтроля, толерантное отношение друг к другу.
  • Воспитывать любовь к природе, чуткое отношение к животным и растениям. Содействовать формированию экологической культуры.

Основное содержание темы

На данном уроке ребята знакомятся с таким понятием как сообщество, рассматривают лес как единство растительного и животного мира. Впервые вводится понятие ярусы леса. Классифицируется растительный мир леса по ярусам. Закрепляются знания о растительном и животном мире смешанного леса. Составляются и анализируются пищевые цепи.

Методы работы с информацией

Получение и нахождение; понимание  и преобразование информации; применение и представление информации (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и т.п.)

Технологии достижения

Исследовательская, деятельностная, проблемно – диалогическая, личностно - ориентированная

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Проявлять интерес к изучению темы, развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, проявлять желание решить проблему, используя приобретённые знания

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им при работе в паре и группе.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, устанавливать причинно-следственные связи

Формирование представления о лесе как о природном сообществе. Развитие умений узнавать  и называть представителей лесного сообщества, выделять экологические связи в лесу, моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества. Осознавать разрушительное и негативное воздействие на лес человека. Формулировать правила поведения в лесу.

Организация урока

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литературное чтение, математика, экология

Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, карточки для индивидуальной работы, демонстративный материал для оформления коллажа, плакат с условными знаками, оценочный лист урока

Фронтальная

Индивидуальная

Парная

Командная

Этапы изучения темы

  1. Самоопределение деятельности

Цели:

Планируемый результат:

Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Создание эмоционального настроя

Создание проблемной ситуации, определение темы и цели урока, плана изучения темы.

Рассматривание карты природных зон России

Прослушивание стихотворения о лесе

Определение темы урока

Работа над определением «Сообщество»

Постановка цели и плана работы на уроке

Вхождение в урок, создание рабочего настроения. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Определение темы и цели урока, плана изучения темы.

.

  1. Учебная деятельность

Цели:

Первоначальное осознание в процессе моделирования коллажа и прослушивание отрывка из сказки «Как один художник решил нарисовать лес», что лес – это единство растений и животных.

Знакомство с понятием «ярусы леса», классификация растений по ярусам.

Знакомство с ролью грибов в жизни лесного сообщества. Развитие логического мышления при решении математической задачи.

Систематизировать знания о животных леса, уметь отличать их от представителей других природных зон.

Составление коллажа «Жизнь леса»

Отрывок сказки «Как один художник решил лес нарисовать»

Знакомство с ярусами леса, чтение отрывка из произведения М.М.Пришвина (повторение разнообразия растительного мира леса)

Чтение отрывка о роли грибов, решение логической задачи

Игра на перечисление  представителей животного мира леса, решение математической задачи.

Групповая работа по классификации зверей по общему признаку с взаимопроверкой.

Планируемый результат:

Получение первичного представления о лесе как едином сообществе растений и животных. Создание модели лесного сообщества. Распределение животных по ярусам.

Получение знаний о том, что такое ярусы леса. Введение нового понятия.

Ознакомление с заселением животных по разным ярусам. Подтверждение личного опыта отрывком из литературного произведения. Проверка правильности распределение на модели леса животных по ярусам.

Представление о функциях грибов в лесном сообществе. Развитие логического мышления.

Перечисление представителей животного мира леса с опорой на жизненный опыт. Упражнение в решение математической задачи, выяснение продолжительности жизни зайца.

Распределение зверей разных природных зон по группам, определение животных леса в одну группу.

  1. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели:

Варианты заданий (информационный, импровизационный, эвристический)

Планируемый результат:

Составление цепи питания, сравнение своей цепи питания с цепью питания соседа по парте. Обсуждение взаимосвязей каждого звена. Выстраивание предположения последствий при изменении вида питания хищников.

Подтверждение предположений, что лес – сообщество. Аргументированное подтверждение данного вывода.

Формирование экологической культуры.

Возможность выбора д/з  и реализации творческого потенциала.

Моделирование цепи питания и ситуации хищники – вегетарианцы

Анализ связей растений и животных

Вывод: лес-сообщество

Экологическая игра «правила поведения в лесу»

Эмоциональное завершение урока стихотворением

Дифференцированное д/з

Умение выстраивать цепи питания, обосновывать значимость каждого звена, прогнозировать последствия разрушения экологических связей.

На основе жизненного опыта, наблюдений в ходе урока и анализа полученных знаний получить подтверждение, что лес – сообщество растительного и животного мира, в котором все взаимосвязано.

Обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем.

Выбор д/з на основе самооценки и мотивации.

4 Рефлексивная деятельность

Цели:

Самоанализ и самооценка ученика

Планируемый результат:

 Соотнесение  полученного результата с поставленной целью и проведение самоанализа и самооценки собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения/ мотивации способов деятельности, общения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Рефлексивный экран Слайд №….

Карточка «Оценочный лист урока» на основе собственного восприятия успешности учебной деятельности на данном уроке.

Формирование  умения анализировать и оценивать успешность своей деятельности.

Регулятивные: умение   контролировать процесс и результаты своей деятельности, осознание качества и уровня усвоения,

делать самостоятельно выводы;

Познавательные: умение строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи;

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности, самооценки.

Самоанализ и самооценка учителя

Развитие рефлексивных навыков учителя.

Соотнесение результата урока с поставленными целями. Анализ степени сформированности ключевых компетенций, формируемых в рамках изучения учащимися данной темы.

Оценка эффективности проведённого урока  с позиции требований ФГОС.

Формулирование выводов с целью планирования дальнейшей педагогической деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент

 Карта природных зон: Презентация слайд 2

Широко раскинулся на территории нашего края зеленый океан лесов. Плещутся в этом океане белоствольные березки, темные ельники, сосновые боры.

2. Определение темы и цели урока

О каком же главном богатстве нашей страны пойдет речь? (Дети высказываются.)

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

 Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи!

Ты же видишь, мы свои!

Да, ребята, совершенно верно, мы отправимся в лес.

- А кто из вас скажет, что такое лес?

- Ученые-экологи называют лес природным сообществом.

-  Какова же тема нашего урока? (Жизнь леса, лес – природное сообщество). Вывешиваю на доску название.

- Ребята, как вы понимаете слово “СООБЩЕСТВО”? Подумайте, что это означает? По словарю Ожегова: “Сообщество – группа растительных или животных организмов, живущих вместе”. Группа растительных или животных организмов, временное или постоянное ведущих совместную жизнь. Слайд 3

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Ставят цель: Познакомиться с лесом,  как с лесным сообществом.)

- Чтобы достичь цели, нам нужно составит план . Составляют план.

1. Что такое лес?

2. Какие группы организмов составляют природное сообщество леса?

3. Как обитатели леса связаны между собой?

3.  Реализация построенного проекта.

 - И чтобы убедиться, что лес – это сообщество мы начинаем наш урок.

Работа над новым материалом. Моделирование коллажа

- Мы с вами будем составлять коллаж: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество». 

Дана рассказывает отрывок из рассказа Юрия Дмитриева о лесе. Важную роль в жизни леса играет почва. Почему? ??? (Ответы детей) Жизнь леса невозможна без почвы.  

 «Один художник решил нарисовать лес.

- Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!

 Нарисовал берёзы, ели, сосны и осины, дубы и липы. (уч-ся наклеивают деревья и кустарники)

А в углу нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.

- Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. Почему, ребята, это не лес?

– Без цветов, без трав – не лес!

   Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох. (наклеивают травы и цветы)

- А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых. (наклеивают насекомых)

- Нужны птицы, а ещё – кусты и ягоды, - не унимался старичок-лесовичок.

 Было темно, и художник решил зажечь свет, (наклеивают солнце)

- Зачем необходимо солнце зеленым растениям? (для осуществления фотосинтеза)

Но вдруг послышались треск сучьев и чьё-то фырканье. Кто бы это мог быть? (наклеивают животных)

- Вот это лес! – сказал старичок - лесовичок и исчез. А может и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нём тысячи жителей. И все вместе они и есть лес».

- Рассмотрите наш коллаж. Так что же такое лес?

Резюмирование по моделированию коллажа

Д. Лес – целый мир, в котором обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана.

- На какой пункт плана мы ответили? (1)

Итак, мы с вами в лесу.

– Внимательно рассмотрите лес.

 Чем является лес для живых организмов? (Для живых организмов лес является домом.) 

- Этот дом, как и наши дома – тоже многоэтажный.

- Может кто-то знает, как по-научному называются эти этажи?  По - научному лесные «этажи» называют ярусами. Что это за этажи – ярусы, мы сейчас узнаем.  Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания.

 – Первый ярус самый высокий. Многолетние растения с крупным твердым стеблем.  Что это за ярус? (деревья)

- Назовите деревья смешанных широколиственных лесов (

- Какой ярус следует за деревьями и находится ниже? Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)

Спускаемся еще на один ярус ниже. Что находится ниже кустарников? Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.)

– А что же растет на самой земле? (Лишайники и мхи.) 

Итак, сколько же ярусов у вас получилось? (4) см презентация 5 слайд

Познакомьтесь, как писал о лесных этажах М.М.Пришкин. Слайд 6

- Проверьте, правильно ли мы распределили животных по ярусам? (Коллективная проверка)

-  Как вы думаете, лесу грибы нужны?

- Найдем ответ на этот вопрос в учебнике на с 164. См.чт.

Д. Грибы помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.  

Слайд 7. Решите математическую задачу:

Из леса принесли 38 грибов: белых, подосиновиков и подберёзовиков. Подберёзовиков было в 4 раза больше, чем белых, а подберёзовиков и подосиновиков вместе было 34 гриба. Сколько грибов каждого вида принесли из леса? 38-34=4 – белые, 4*4=16 -  подберезовики, 16+4=20 – белые и подберезовики, 38-20=18 - подосиновики

- О ком еще обязательно нужно сказать, говоря о лесе? Слайд 8

Д. О животных.  Перечислите животных смешанных широколиственных лесов. Мозговой штурм

См. работа в группах «Классификация животных по общему признаку» со взаисопроверкой.  Наклеить передать в др. группу свою работу

Задача: Продолжительность жизни белки 6 лет, что составляет 3/5 продолжительности жизни зайца. Сколько лет может жить заяц? 6:3*5=10(лет)

- Какой пункт плана выполнили? (2)

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Главным в любом сообществе являются пищевые цепи.

Работа в парах. Моделирование Цепи питания

- Сейчас мы займёмся моделированием.

- А что это такое?

- Вы будете в парах строить модель цепи питания. Вспомните свои наблюдения в природе и составьте цепи питания.  Каждая пара по цепочке проговаривает цепь питания, характерную для лесного сообщества. Например: ель → жук→дятел→ястреб; сосна (шишка)→белка→ласка→волк.

Разбор цепи питания на доске. Убрали одно звено.

- Что произойдет с пищевой цепочкой, если один из её элементов исчез?

Моделирование ситуации «Хищники – вегетарианцы»

- Представьте, что хищники стали вегетарианцами. (Травоядные животные размножаются быстрее хищников,  и их количество значительно увеличивается, они поедают все зеленые насаждения, которые вырабатывают кислород, значит, количество кислорода снизиться, дышать будет трудно, может произойти катастрофа. )

 Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? (Нет. Они живут как бы семьей, помогая друг другу.)

 Приведите примеры такой помощи. (Например, белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена.) Слайд 9

- Какой пункт плана мы выполнили? (3)

            5. Подведение итогов

 У. – Подводя итог, что вы можете сказать о жизни леса?

- Растения являются средой обитания, жилищем для животных. Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землей. Все живые организмы леса живут сообща. Животные питаются растениями. Отмершие растения и животные участвуют в образовании почв. С помощью животных происходит размножение растений. Одно звено не может существовать без другого. Мы называем лес природное сообщество.

– По чьей вине чаще всего нарушается в лесу экологическое равновесие?

Плакат «Правила поведения в лесу»

– Посмотрите на условные знаки «Правила поведения в природе» и расскажите о защите леса.

Любите родную природу -
Озёра, леса и поля, 
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная Земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.

6. Домашнее задание.

- Дома вы выполните задание по выбору: 1) прочитаете текст учебника; 2) выполните задание в тетради стр.76-77

3) творческая работа «Мини – сочинения».

 – продолжить сочинение 2 – 3 предложениями.

1. Если бы я был лесничий, я бы …

2. Я - лесной доктор, потому что …

3. Если бы я был зверек, я бы …

4. Я – береза. Меня называют лесной красавицей за то, что …

6. Рефлексия:

Ну что ж, ребята, наш урок подошёл к концу.  Давайте вспомним тему урока. Какова была наша цель? (Изучить лес и все взаимосвязи) Мы её достигли?

-  Расскажите, чему вы научились по схеме. Слайд 10

-Выполните в листе самооценке последние отметки. Оцените свою работу. (оценочный лист урока)

- Урок окончен!!! Еще раз всем большое спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...