Конспект урока окружающего мира "Возникновение Москвы", 4 класс, УМК ПНШ
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Шершнёва Екатерина Игоревна

Конспект урока окружающего мира "Возникновение Москвы", 4 класс, УМК ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему мирув 4 классе

Тема:«Возникновение Москвы».

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: использования новых знаний;

- развитие умения формулировать свои выводы, подтверждать своё мнение историческими фактами;

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов

- формирование  умения извлекать информацию из различных источников;

- способствовать развитию памяти, внимания, связно излагать свои мысли, слушать друг друга

- познакомить с основными событиями, названиями, именами (Москва, Иван Калита, Юрий Долгорукий);

- Воспитывающая цель:

- воспитание гуманной, творческой личности, бережно, ответственно относящейся к истории своей страны;

- воспитание чувства гордости за свою страну.

Планируемые  результаты

 Личностные УУД:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- Уметь определять и формулировать  тему и цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, текста; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

- Уметьоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других;  учиться работать в группе и паре, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД).

Предметные:

- Уметь анализировать ленту времени и читать по ней даты.

- Знать основные события, имена князей, располагать на ленте времени периоды их правления.

Материал: учебник "Окружающий мир" О. Н. Федотова 4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы.Рисунки древней Москвы.

Оборудование:

  • учебники по окружающий миру 1 часть
  • инструменты (лупа, рамка);
  • тетрадь для самостоятельной работы;
  • цветные карандаши;
  • карта;
  • Презентация.

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация.

– Здравствуйте ребята! Посмотрите. Всё ли у вас готово к уроку?  К нам на урок сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Улыбнитесь. Садитесь на свои места.Слайд 1

2.  Актуализация.

1. Проверка домашнего задания.

– Ребята, сейчас я предлагаю вспомнить ваше домашнее задание. Что было задано?

(2 ученика  показали нарисованный ими план Невской битвы.)

( 1 ученик рассказал,где происходило Ледовое побоище.)

Какому русскому полководцу принадлежат слова:

«Кто с мечом к нам придет, от меча погибнет!»?(Александру  Невскому)

Как называлсябоевой строй немецких рыцарей в 13 веке? («свиньёй»)Слайд 2-3

3. Создание проблемной ситуации.

Работа по учебнику  (по пиктограмме) Высказывание своих предположений.

Когда была основана Москва?

Именем  какого князя связывает история основания города?

По какой причине основатель города Москвы заинтересовался его месторасположением?

Слайд 4

4.Выявление места и причины затруднения.

Можете ли вы назвать князей?

В какое княжество входила Москва при князе Юрии Долгоруком?Что вы знаете о князе?  

5. Постановка темы и целей урока.

Давайте определим тему урока.  Слайд 5

Какие цели поставим?

– Акак вы считаете, чему сегодня мы будем учиться? Что узнаем?

6. Построение проекта выхода из затруднения.

Как будем работать для достижения целей?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, мы будем работать по учебнику, свитку правления князей и ленте времени.

7. Работа по теме урока.

а)Работа по вопросам. (Высказывание своих предположений.)

Какая существует версия о происхождении названия города Москвы?

В каком году был основан город?

Каким князем он был основан?

По какой причине основатель  Москвы заинтересовался его месторасположением?

Почему произошло возвышение Москвы?

б)Работа по учебнику.(Чтение по цепочке и работа по вопросу.)

Что же упомянуто в летописи?

–Первое летописное упоминание о Москве связано с именем князя Юрия Долгорукого.

Слайд 6

в) Работа по карте. (Работа с лупами в паре)

В начале 12 века Русь была разделена на многие княжества: Владимиро-Суздальское, Киевское, Новгородское, Смоленское, Муромо - Рязанское, Черниговское и другие.

Слайд 7

г) Выступления учащихся.(Встретились два князя Юрий и Святослав.Послушайте разговор, который произошел между ними.)

На Владимиро - Судальской земле правил младший сын Владимира Мономаха - князь Юрий. Он имел сильную дружину и присоединил к своим владениям все новые и новые земли. За это князь получил прозвище Долгорукий.

     На месте небольшого села у Москвы – реки основал Юрий Долгорукий небольшой городок. Сюда Юрий  пригласил на переговоры князя черниговского: "Приди ко мне, брате, на Москов". Их встреча произошла 4 апреля 1147 года. Эта дата считается днем основания Москвы. Слайд 8

В 1156 году Москва стала деревянной крепостью. Стояла крепость на высоком Боровицком холме, который окружал вековой бор. Слайд 9

8. Физминутка: Слайд 10 (Представьте, что вы купцы и везёте свой товар.)

9.Первичное закрепление

– В какое княжество входила Москва при князе Юрии Долгоруком? (Владимиро-Суздальское)Слайд 11

10.Самостоятельная работа.(работа в паре)Слайд 12

а) Работа по свитку.

б) Работа в печатных тетрадях. Взаимопроверка.

11. Рефлексия. Слайд 15

(«Коврик настроений»: каждый ученик выбирает один из трёх предложенных ему цветных квадратов.

Зелёный–я всё понял, мне всё удалось, всё понравилось.

Жёлтый–есть вопросы, на которые я бы хотел найти ответ.

Красный–мне было трудно.

Квадраты прикрепляются на доску в виде коврика.)

12. Подведение итогов урока

–Какие цели мы ставили в начале урока? Что узнали? Каким способом?

– Что вы можете сказать? Оцените работу класса?

13.Домашнее задание. Слайд 16
1.Сообщение об одной башне Кремля по выбору.
2.Стр.38(учебник) подготовить ответы на вопросы.

– Закончив урок,  в оставшееся время просмотрим слайды о Москве. Слайд 17-18

и  вспомним пословицы:

Москва не сразу строилась.

Кто в Москве не бывал – красоты не видал.

Москва слезам не верит.и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира 2 класс "Москва-столица России"

Конспект урока окружающего мира 2 класс "Москва- столица России"...

Конспект урока. Окружающий мир.1 класс. Система Л.В. Занкова Тема урока: «Транспорт и связь»

Цель: познакомить учащихся с видами транспорта и средствами связи.Задачи: 1. Систематизировать и расширять знания детей о разнообразии и видах транспорта, их значении для человека; упражнять в умении ...

Конспект урока. Окружающий мир. 1 класс. Тема урока: «В лес по ягоды пойдем»

Тема урока: «В лес по ягоды пойдем»  Тип урока: урок закрепления.Цель урока: ознакомление с разнообразием растений, с питательными и целебными свойствами ягод, научить распознавать наиболее ...

Конспект урока окружающего мира "Москва - преемница Владимира" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений об эпохе княжеских междоусобиц, о нашествии на Русь с востока монголо – татарских  кочевых племён, о военной угрозе с северо-запада...

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...