Учебно-методическая разработка "Урок-исследование по предмету «Окружающий мир» Тема урока: «Кто такие звери?»"
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс)

Урок-исследование по предмету «Окружающий мир»

Тема урока:  «Кто такие звери?»

Цель урока: познакомить с внешним строением и разнообразием зверей; учить  отличать зверей от других животных; способствовать установлению связи между строением тела и образом жизни зверей.

 

Вывод урока: отличительные признаки зверей — это наличие шерсти, семи шейных позвонков и вскармливание детёнышей молоком. Зверей называют млекопитающими.

 

Материалы к уроку: тексты, рабочие листы, иллюстративный материал.

 

Планируемый результат:

Учащиеся учатся:

- распознавать зверей по их внешнему строению и отличительным признакам;

- использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения информации, нахождения ответов на вопросы.

 

Умения, характеризующие достижение этого результата:

- узнавать зверей по описаниям, фотографиям и т. д.;

- выделять отличительные признаки зверей;

- доказывать принадлежность животного к классу млекопитающих.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-исследование по предмету «Окружающий мир»

Тема урока:  «Кто такие звери?»

Цель урока: познакомить с внешним строением и разнообразием зверей; учить  отличать зверей от других животных; способствовать установлению связи между строением тела и образом жизни зверей.

Вывод урока: отличительные признаки зверей — это наличие шерсти, семи шейных позвонков и вскармливание детёнышей молоком. Зверей называют млекопитающими.

Материалы к уроку: тексты, рабочие листы, иллюстративный материал.

Планируемый результат:

Учащиеся учатся:

- распознавать зверей по их внешнему строению и отличительным признакам;

- использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения информации, нахождения ответов на вопросы.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

- узнавать зверей по описаниям, фотографиям и т. д.;

- выделять отличительные признаки зверей;

- доказывать принадлежность животного к классу млекопитающих.

Ход урока

1. Актуализация знаний, мотивация

1.1. Отгадайте загадки :

Чёрный жилет,

Красный берет.

Нос — как топор,

Хвост — как упор.

(Дятел)

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым

«Клё! Клё! Клё!» - поёт со свистом.

(Клёст)

Спиной зеленовата,

Животиком желтовата,

 Чёрненькая шапочка

 И полоска шарфика.

 (Синица)

- О ком мы с вами говорили на прошлом уроке? ( О птицах)

- Что вы можете сказать об этих птицах? ( Они зимующие)

- Какие части тела у птиц  можете назвать? Покажите их.

1.2. Прочитайте тему нашего урока. Рассмотрите внимательно изображения животных. Выберите из данных представителей животного мира зверей.

Слайд 1 : крокодил, пчела, сова, дельфин, волк, тигр, кит, летучая мышь, дикобраз, жираф

- Ваши мнения разошлись. Как узнать, кого из представителей можно отнести к зверям?

( Дети предлагают свои решения. )

Слайд 2: Вопрос для исследования: какие отличительные признаки есть у зверей?

- Какова будет цель нашего исследования? (Выслушиваются мнения детей)

Слайд 3: Цель исследования: изучить разные материалы и собрать факты об отличительных признаках зверей.

2. Исследование в малых группах

2.1. Повторяют правила дружной работы в группе

2.2. Получают материал:

- текст;

- иллюстрации;

- рабочий лист (Приложение )

2.3. Изучают материалы. Выполняют задания на рабочем листе и готовятся к выступлению.

3. Обмен информацией

Каждая группа выходит и располагает подготовленные материалы на доске. Рассказывают по очереди всему классу об особенностях зверей.

( Появляются на слайде по мере выступлений)

Слайд 4: 1) тело покрыто шерстью; 2) кормят детёнышей молоком; 3) семь шейных позвонков

- Можем ли мы теперь ответить на исследовательский вопрос, который поставили в начале урока: какие отличительные признаки присущи зверям?

- Сделаем вывод по нашим исследованиям.

Слайд 5: Вывод урока: отличительные признаки зверей — это наличие шерсти, семи шейных позвонков и вскармливание детёнышей молоком. Зверей называют млекопитающими.

- Рассмотрите изображения зверей. Выделите части тела животных.

5. Подведение итогов, рефлексия

- Вернёмся к картинкам с животными. Какие же из них относятся к зверям, а какие нет. Как нам удалось решить проблему?

6. Домашнее задание:

Нарисовать зверя и подготовить о нём небольшой рассказ.

Приложение к уроку

Текст 1                    

Размножение зверей

Рождение живых детёнышей нельзя считать признаком, характерным для всех зверей.

 По этому признаку учёные-биологи делят зверей на три группы:

1) яйцекладущие,

2) сумчатые,

3) плацентарные.

Яйцекладущие откладывают яйца.

Сумчатые донашивают своих детёнышей в сумке на животе.

У плацентарных детёныши развиваются в теле матери.

Рабочий лист 1

Соедините животных с группами, к которым они относятся:

Яйцекладущие

сумчатые

плацентарные

кенгуру

коала

утконос

лиса

дельфин

 

Иллюстрации: кенгуру, коала, лиса, дельфин, кенгуру, утконос.

Текст 2

Чем покрыто тело зверей?

Только у зверей тело покрыто шерстью. Что такое шерсть? Это мех или волосы.

Это первый отличительный признак зверей.

Количество шерсти у зверей может быть различным. У медведя шерсти много, а у слона мало. Это зависит от того, в каком месте живёт зверь и какой образ жизни он ведёт.

Многие звери покрыты волосками двух видов. Например у бобра под длинными жёсткими волосками спрятан плотный слой мягких волосков. Когда бобр ныряет в воду, то намокают только наружные волоски.

Рабочий лист 2

1. Для чего нужна шерсть зверям? _____________________________

2. У кита нет шерсти, но когда-то давным-давно была. Постепенно она исчезла. Тогда что спасает кита от холода? ___________________

3. Нарисуйте зверей с шерстью, без шерсти.

Иллюстрации : медведь, бобр, слон, кит.

Текст 3

Млекопитающие

Все без исключения звери вскармливают своих детёнышей молоком. За это они получили название «млекопитающие».

Есть у зверей ещё один отличительный признак — семь шейных позвонков.

 Столько их у кита, и у длинношеего жирафа.

Рабочий лист 3

Нарисуйте млекопитающих разных размеров и их детёнышей.

Иллюстрации: волк, собака, кит, жираф.

Текст 4

 Особенности зверей

Звери могут питаться растениями или животными, добывать пищу днём и ночью.

Большинство зверей ходят на четырёх лапах. Но некоторые могут скакать на двух, как кенгуру.

Часть зверей обитает на земле, часть — на деревьях, некоторые обитают в океане, а некоторые — в толще почвы.

Благодаря своему строению звери заселили все среды обитания.

Рабочий лист 4

Звери могут иметь постоянную окраску или менять её в разные времена года. Каких зверей, меняющих окраску, вы знаете? Нарисуйте их.

Иллюстрации: кабан, мышь, рысь, кенгуру, обезьяна, морж.

Текст 5

Разнообразие зверей

Строение тела зверей бывает разным. Это зависит от образа жизни.

 Где живёт крот? Под землёй. Поэтому ноги у него превратились в своеобразные лопаты.

Дельфины, киты, всю жизнь проводят в воде. Их ноги превратились в ласты.

 Такие же ласты у тюленей, морских львов, моржей.

Рабочий лист

1) Какой зверь умеет летать? _________________________________

2) Во что превратились его лапы? _____________________________

3) Нарисуйте это животное.

Иллюстрации: крот, тюлень, морж, дельфин, ленивец, летучая мышь, морской лев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "Что такое энергия."

Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "Что такое энергия." 4 класс....

Конспект урока Класс: 4 Предмет: окружающий мир Тема урока: «Охрана природы. Заповедники России».

Конспект урока1. Ф.И.О .учителя  Козлова Е. А. 2. Класс: 4 3. Предмет: окружающий мир 4. Тема урока: «Охрана природы. Заповедники России»....

Предмет: Окружающий мир Тема урока: «Почему радуга разноцветная?»

Цель: Создать условия для формирования первоначальное представление о радуге, её цветах и их последовательности, представление о разложении солнечного света. ...

Технологическая карта урока. Предмет: окружающий мир.Тема урока: "Органы чувств".

·        Упорядочить опыт учащихся.·        Сформировать понятие «органы чувств».·        Показ...

Презентация урока по предмету окружающий мир. Тема урока: «Овощи и фрукты»

Презентация. Окружающий мир, 2 класс. Тема урока: "Овощи и фрукты"....

Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "Что такое энергия."

Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "Что такое энергия." 4 класс....

Технологическая карта урока математики в 3 классе в соответствии с требованиями ФГОС Предмет: окружающий мир Тема урока: Бактерии

Цель урока: познакомиться с обитателями Земли – бактериями.Задачи урока:Закрепить знания учащихся  о первоначальном представлении царстве бактерий, знать правила гигиены;Развивать личн...