Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Мулонова Саяна Егниновна

Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_2_klass.docx56.64 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс

   Тема: Какие бывают растения?

Цель: формирование представления о многообразии растений, умение группировать их (деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения)

Задачи:

Обучающие:

  1.  Формировать знания об основных группах растений.
  2.  Формировать знания о важности растений для всего живого на Земле, о бережном отношении к ним.
  3.  Учить вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений, анализировать и обобщать.
  4. Учить работать с гипотезой (предположение через деятельный метод и практический подход).

Развивающие:

  1.  Создать условия для личностного развития ученика.
  2.  Продолжать учить самостоятельной деятельности и работе в группе и парах.
  3.  Развивать способности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы.

Воспитательные:

  1.  Создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде, хозяйственного подхода к использованию природных богатств.
  2.  Создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.

Формируемые универсальные учебные действия: 

 Личностные: создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу; осознавать значение учебной деятельности; принимают ценности мира.

 Регулятивные: формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности.

Познавательные: понимать знаки, символы, приведённые в учебнике, анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения – формулировать простейшие выводы, создавать опорные схемы по теме урока.

Коммуникативные: использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Создаёт эмоциональный настрой, проверяет готовность обучающихся к уроку.

-Добрый день! Возьмитесь за руки.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Всем, всем добрый день

И работать нам не лень.

Посмотрите друг на друга. Глазами и улыбкой пожелайте удачи на уроке.

Дети встают, берутся за руки.

Развернувшись к соседу по парте, ребята вслух повторяют правила работы на уроке:

Понапрасну не болтай,

Рассуждай и убеждай.

Здесь не нужен шум и гам,

Ты решай задачи сам.

Если же не сможешь вдруг,

Пусть придёт на помощь друг.

Личностные,

коммуникативные,

регулятивные

2

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Отгадайте загадку:

       Дышит и растет, а ходить не может (растение).

- По каким признакам определили, что это растение?

- Назовите жителей царства растений.

Проблема: К какой группе этого царства они относятся?

Ответы детей.

Дети предлагают варианты.

Регулятивные,

познавательные,

коммуникативные

3

Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи)

Почему не можем ответить на это вопрос?

Сформулируйте задачи урока.

 

- Задачи нашего урока, выяснить - какие бывают растения, на какие группы можно разделить царство растений.

Регулятивные,

познавательные,

коммуникативные

4

Построение проекта выхода из затруднения

Чтобы ответить на эти вопросы, вы будете работать в группах, и проводить исследования.

У каждой группы свое задание. Работать необходимо по плану. (На слайде три группы растений и план работы)

1.Рассмотреть карточки

2.Какое растение лишнее? Почему?

3.Что объединяет остальные растения?

4.Как можно назвать их одним словом?

5.Какие из них можем встретить в Саратовской области?

Выберите группу, в которой вы будете работать, возьмите конверты и приступайте к работе.

Содержание карточек:

1 группа (дуб, береза, эвкалипт, сосна, ель, одуванчик)

2 группа (орешник, можжевельник, смородина, малина,  сирень, шиповник, берёза)

3 группа (подорожник, одуванчик, женьшень, крапива, ромашка, колокольчик, сирень)

Коммуникативные

5

Реализация построенного проекта

Учитель фиксирует выводы учащихся в схеме.

Учитель сообщает дополнительную информацию об эвкалипте (Сообщение могут сделать сильные ученики)

 Название «эвкалипт» мотивируется устойчивым русским словосочетанием «вековая липа». По трем явным признакам:

- эвкалипт крупное, стройное дерево с хорошо оформленной кроной, как и столетняя липа;

- эвкалипт своими пахучими листьями освежает и ароматизирует вокруг себя воздух, так же как липа;

- многие виды эвкалиптов время от времени полностью сбрасывают с себя кору. Деревья так защищаются от насекомых-вредителей, кора затем нарастет снова, но сходство с ободранной липой полное.

  Эвкалипт в определенном смысле дерево-первопроходец. Он способен высасывать из земли и испарять в воздух громадное количество влаги. По всему миру его используют для высушивания болот, а также в фармакологии и косметологии.

Дополнительная информация о можжевельнике:

Можжевельник живет в лесной и лесостепной зонах европейской части СНГ, в Западной и частично Восточной Сибири. Его сажают для украшения территорий, используют в медицине.

Дополнительная информация о травянистых растениях:

Женьшень житель Азии, второе его название корень жизни. Широко используется в медицине и косметологии. Но не все травянистые растения имеют маленький рост.

Бамбук достигают огромных размеров (может вырасти до 38 м, при этом окружность стебля достигает 80 см, то есть около 25 см в диаметре). Из корневища бамбука очень быстро и бурно вырастают многочисленные стебли, длиной 18 м и выше, на которых имеются листья длиной 18 и шириной 1,3 см. Цветёт обыкновенный бамбук раз в 25-30 лет, очень обильно и одновременно на больших территориях, образует плоды, а затем отмирает полностью или отмирают только его наземные побеги, а корневища сохраняются. Молодые побеги бамбука используются в пищу, применяются в традиционной восточной медицине. Из жёсткой, лёгкой и очень прочной древесины можно строить дома. Бамбук используется для изготовления мебели. Из него делают головные уборы, плетёные корзины и шторы, палочки для еды и многое другое.

Итак, подведем итог первого исследования: на какие группы можно разделить растения? Назовите их отличительные особенности?

Оценка работы групп

Молодцы, ребята! Каждая группа получает знак «Исследователи природы».

В группах учащиеся наблюдают, обмениваются информацией, делают выводы по плану, выбирают отвечающего.

Выступления обучающихся от группы.

1.– Лишнее растение одуванчик, т.к., остальные растения деревья. У деревьев – один высокий толстый ствол, прочная кора, от ствола отходят длинные и короткие ветки. В Саратовской области встречаются дуб, береза, сосна, ель.

2. – Лишнее растение – берёза потому, что остальные растения – это кустарники. Высота кустарников ниже деревьев. Они имеют несколько тонких стволиков, которые гнутся, кора более нежная.

 

3. – Лишнее растение – сирень, т.к. остальные растения цветы и травы, а сирень – куст. Травянистые растения имеют один или несколько мягких стеблей, которые легко ломаются и рвутся. Растут у самой земли. В Саратовской области встречаются все, кроме женьшеня.

Обучающиеся делают вывод по самостоятельному наблюдению.

Познавательные,

коммуникативные

Физкультминутка с использованием ЭОР  

2 мин

Демонстрация слайдов (ЭОР).  Учитель предлагает выполнить комплекс упражнений на снятие усталости, осуществляет контроль.

Дети выполняют упражнения

Личностные,

коммуникативные

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Рассмотрите в таблице, как растения расположены в природе.

Какой вывод можно сделать?

- Откройте учебники на странице 42. Прочитаем об этом.

- Как называются этажи растений?

- Какие растения расположены в верхнем ярусе?

- Какие растения в самом низу?

- Какой ярус занимают кустарники?

- От чего зависит название леса?

Речевая разминка. Инсценировка «Деревья в лесу».

Что общего вы заметили у всех растений?

Какие части имеют растения?

 

Откройте рабочую тетрадь.

Отметьте части растений на схеме.

Проверьте работу друг друга.

- Какие части растений вы запомнили?

- Самые высокие – деревья, средние – кустарники, низкие - травы

- Растения располагаются как будто живут на разных этажах.

Чтение вслух обучающимися

Ответы детей.

Дети показывают инсценировку «Деревья в лесу» (приложение)

В рабочей тетради учащиеся указывают части растения.

Проверяют работу друг друга.

Ответы детей.

Коммуникативные,

познавательные

Коммуникативные,

регулятивные

7

Самостоятельная работа

Прежде чем дети приступят к выполнению самостоятельной работы, учитель просит каждого ученика спрогнозировать, насколько успешно справится с этим заданием, и свое предположение зафиксировать на дорожке успеха.

Поиграем в игру: «Угадай-ка»!

Отгадав загадку, вы должны правильно вписать название растения в табличку.

Русская красавица

Стоит на поляне.

В зеленой кофточке,

В белом сарафане. (Береза)

Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина)

Никто не пугает,

А она вся дрожит. (Осина)

Кудри в речку опустила,

И о чем-то загрустила,

 А о чем она грустит,

Никому не говорит. (Ива)

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель)

Держит девочка в руке
Облачко на стебельке.
Стоит дунуть на него –
И не будет ничего.      (одуванчик)

Красненька Матрёшка,
Беленько сердечко.               (малина)           

Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.   (подснежник
)      
Мои кусты легко узнать:
Цвету я гроздьями весною  (сирень)

- Проверьте результаты игры.

Оцените свою работу: на дорожке успеха

Менее 4 правильных ответов

                       4-5 правильных ответов    

                                              6-7 правильных ответов

                                                        8-9 правильных ответов

Свое предположение дети отмечают на дорожке успеха

Дети вписывают название растения в таблицу:

деревья

кустарники

травы

Проверяют результаты (на слайде таблица с ответами)

Оценивают свою работу

Познавательные,

регулятивные,

личностные

Регулятивные

8

Включение в систему знаний и повторение

- Как прекрасен мир! Как разнообразен и удивителен по своей красоте и аромату мир растений. Но растения не только радуют нас. С древних времён люди постигали целебные свойства растений и передавали их из поколения в поколение.

- Вспомните названия растений, которые вы посчитали лишними, работая в группах.

На самом деле лишних растений не бывает. Все они нужны в природе.

Послушайте сообщения ребят об этих растениях

А теперь закройте на минутку глаза и представьте, что на земле нет ни одного растения, ни кустика, ни дерева, ни травинки и даже цветочные горшки в нашем классе опустели. Как вы думаете, что бы произошло на планете?

Итак, какой же вывод можно сделать? Для чего растения на земле? Как мы должны с ними обращаться?

Какое исследование вы проводили сегодня, и что оно помогло вам выяснить? (Слайд со схемой проблемного вопроса).

Задайте вопросы своему соседу.

 

В нашей школе ежегодно проходит акция по выращиванию герани и сирени. Этим учащиеся школы не только украшают территорию района, но и очищают воздух нашего города.

Ответы детей (берёза, одуванчик, сирень)

Сообщения обучающихся (приложение 2)

Ответы обучающихся

Мы наблюдали за различными растениями и выяснили, что царство растений можно разделить на три группы- деревья, кустарники, травы

Дети задают вопросы:

Как соседствуют растения?

Чем похожи все растения?

В чем отличия деревьев от кустарников?

В чем отличия травянистых растений от кустарников? и др.

Регулятивные,

личностные,

коммуникативные,

познавательные

Домашнее задание

Найти загадки о растениях нашего края, оформить книжку-малышку.

Познавательные,

личностные

9

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Учитель предлагает рефлексию в технике «Закончите предложения».

Молодцы, ребята. Спасибо за отличный урок! Сегодня вас по праву можно назвать исследователями – друзьями природы.

Учащиеся формулируют конечные результаты своей работы на уроке, закончив любое из предложений:

Сегодня я узнал…

Было интересно   …,

Мне было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

У меня получилось …

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Регулятивные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука," умк "Планета знаний", 2 класс

Автор материала (ФИО) Петличёва Татьяна ВалериевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель начальных классовОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №3 с УИОП»Класс (возраст) 2...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Россия на карте" 2 класс

Тема: «Россия на карте»Цели деятельности учителя: формирование умения, связанные с чтением карты; умение правильно показывать объекты на настенной картеПланируемые результатыПредметные:зна...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Земля на карте. Путешествие по материкам и частям и света" (2 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: “открытие” нового знанияЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о физической карте мира, умений находить и показывать океаны и материки. Задачи ...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Россия на карте" (2 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цели деятельности учителя: создание условий для формирования первоначальных умений, связанных с чтением карты, формирования умений правильно показы...