Мастер - класс "Кто такие птицы?"
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Кириллова Елена Николаевна

Данный мастер - класс проводится во 2 классе для ознакомления учащихся с главным признаком отличия птиц от остальных животных. Найти их главный отличительный признак.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_takie_ptitsy.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс на тему: «Кто такие птицы?»

Цель: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с тем, что птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.

Задачи:

Образовательные:

познакомить учащихся с признаками птиц;

расширить кругозор знаний детей о птицах;

обогащать словарный запас учащихся новыми словами.

Развивающие:

развивать познавательные процессы у учащихся (мышление, внимание, восприятие, речь);

развивать умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение);

развивать умение сотрудничать, работать в парах.

Воспитательные:

воспитывать внимательное и бережное отношение к окружающему миру;

способствовать воспитанию интереса к предмету окружающий мир.

Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс:

Познавательные УУД:

извлечение необходимой информации из предложенных вариантов;

фформирование знаний о признаках птиц;

обогащение словарного запаса .

Личностные УУД:

развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству;

формирование адекватной самооценки;

воспитание бережного отношения к окружающему миру;

развитие умения вырабатывать собственное мнение

Регулятивные УУД:

способствовать развитию способности принимать, сохранять цели и действовать им в учебной деятельности;

способствовать формированию умений формулировать гипотезу и планировать исследование в соответствии с ней.

Коммуникативные УУД:

способствовать формированию умения слушать собеседника;

способствовать формированию потребности в общении с взрослыми и сверстниками.

Тип урока: открытие нового знания.

Форма проведения мастер - класса: урок-исследование.

Оборудование: мультимедийный проектор; презентация на тему: «Кто такие птицы?» (среда POWER POINT); чучело птицы; конверты с полосками цветной бумаги;  фонограмма отрывков из песни «Кто такие птички?» в исполнении Клары Румяновой

1. Организационный момент

 - Ребята, посмотрите на рисунки и скажите, кого вы видите?    (Животных)

- А какие группы животных вы знаете?      (Звери, птицы, насекомые, рыбы)

-Отгадайте загадку и вы узнаете, о каких животных мы с вами будем говорить.    

Был белый дом,
Чудесный дом.
Вдруг что-то застучало в нём
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо.        Кто это?   (Цыплёнок.) 

 -А цыпленочек это кто?                (Птица)

2.Определение темы, постановка цели занятия. Мотивация учебной деятельности.

- Как вы думаете, о ком мы с вами сегодня будем говорить?    (О птицах)

Птицы –  друзья человека. В природе насчитывается девять тысяч видов современных птиц. Одни ученые считают, что в давние времена птицы проживали на деревьях. Сначала они перепрыгивали с ветки на ветку. Потом скользили и, наконец, научились летать. Другие предполагают, что происхождение птиц связано с предками пернатых, которые были рептилиями с четырьмя ногами. Со временем чешуйки становились перьями, что позволяло рептилиям совершать прыжок, а позже животные научились летать.

Известно, что у каждой птицы есть свое название.  

Названия птиц не возникают случайно. Например, кукушка получила свое название за то, что она кукует.
Если вам приходилось шагать лугом, то вы видели, как из травы вылетали птицы и как будто спрашивали вас: "Чьи вы? чьи вы?". Это чибис, он тоже получил название по крику.
Горихвостка так названа за свой интересный хвост  красного цвета, он все время подрагивает. Поэтому и кажется, что хвост  как будто горит огоньком.


–А давайте поставим перед собой цель узнать,  кого называют птицами.

– И сегодня на уроке мы  побываем в роли исследователей. Давайте послушаем, какие гипотезы  выдвигает цыплёнок и каждую гипотезу будем проверять.

       (Звучит фонограмма отрывка из песни «Кто такие птицы?» в исполнении Клары Румяновой.).

- Первая гипотеза: Птицы –это те, кто летает  

-Запишем это на доске.

Посмотрите на слайд. Здесь изображены животные, которые летают.  

– Скажите, только птицы умеют летать?    

- Нет, не только птицы летают.
– Запишем это на доске с другой стороны.

– Итак, послушайте юных исследователей, которые изучают птиц, и угадайте по описанию, о ком идёт речь.

 - Отгадайте, что это за птица.

 «Эта птица не боится мороза. Её наряд напоминает костюм с белой рубашкой. Чтобы добраться до своих арктических пастбищ, приходится преодолевать свыше 300 км по снежным сугробам и скалам.Она прекрасно плавает и ныряет, добывая пищу – рыбу.  Кто Это? (Пингвин)

Слушаем дальше.

«Эта птица – гигант. Живёт в Африке и в Австралии. Её рост достигает до  

2-х  метров, а иногда и 2,5 метров в высоту и весит  до 135 килограммов. У этой птицы длинные, очень сильные ноги и бегает она со скоростью автомобиля.. Питается эта птица травой».  Кто это?     (Страус) 

Пингвин и страус – птицы. Они умеют летать?    (Нет)

 Значит, не все птицы умеют летают
–  Значит, этот признак  не является основным 

Исследование   II гипотезы

  -  Вторая гипотеза : «Птицы – это те, кто поет»

– Запишем предположение цыплёнка. Узнаем, верно оно или нет. А для этого я предлагаю вам послушать пение и сказать, кто это поет.                (Дельфин)     
- А дельфин- это птица?   (Нет)
– Значит, только птицы поют?  

 (Нет)  Подтвердилось ли его предположение? (Нет, не только птицы поют.)
– Запишем наш вывод .
– И  этот признак не является основным?

Третья гипотеза: «Птицы – это те, кто строит гнёзда»

– Чтобы разобраться, все ли птицы строят гнёзда, предлагаю вам послушать  птиц. (Дети надевают маски с изображением  ласточки, кукушки и осы.)   Читают дети

Ласточка на землю садится очень редко и неохотно. Поэтому и свои гнёзда сооружает на обрывах, на стенах, или под карнизами домов.

Оса строит  гнёзда из такого строительного материала, как стебли трав, старая древесина. Мы их пережёвываем в клейкую волокнистую массу.  Гнёзда свои строит под крышами дач и частных домов.

Кукушка  совсем не строит гнёзд. Мы внимательно следит за тем, как строят гнёзда другие птицы и подкладываем свои яйца приёмным родителям.

– Скажите, все ли птицы строят гнёзда?   (нет)

- Не все птицы строят гнёзда.
– Запишем наш вывод в таблицу.
– А все ли из наших героев птицы?   (Нет)

Оса- не птица. Но она строит гнезда.

-Значит, Не только птицы строят гнёзда.
– Запишем и этот вывод .
–  Эта гипотеза тоже не подтвердилась

4. Исследование четвертой  гипотезы: «Птицы – это те, кто откладывает яйца»

– Может, это основной признак, по которому можно узнать птицу?
– У вас на партах лежат рисунки, на которых животные откладывают яйца.

(Дети рассматривают рисунки с изображением следующих животных:

– Посмотрите,  только ли птицы откладывают яйца?   (Нет)   

- Не только птицы откладывают яйца.
Делаем вывод: что умеют делать птицы? Они умеют летать, петь, откладывать яйца и строить гнезда. Но это умеют делать и другие животные.

III. Рефлексия деятельности на занятие

–У меня здесь чучело птицы. Посмотрите и скажите, чем отличается птица от других животных?  (Перьями)

 -Кто же такие птицы?       (Животные, тело которых покрыто перьями.) 

– Вы провели исследование, чтобы помочь цыплёнку, и можете уже с уверенностью сказать, чего же не знал цыплёнок? (Тело птиц покрыто перьями.)

- Кто же такие птицы? (Животные, тело которых покрыто перьями.)Характерными признаками птиц  являются перья, жесткий клюв, крылья. У птиц  нет зубов.
– А кто же родители цыплёнка? 
(Петух и курица.)
– Да с вашей помощью наш цыплёнок нашёл свою семью.
– Некоторые птицы занесены в КРАСНУЮ КНИГУ

- Почему птиц заносят в красную книгу? (Потому что численность этих птиц на земле уменьшилась)

Практическая работа.

Ребята, у вас на партах лежат конвертики с полосками. Давайте мы с вами сделаем из них птичек и разместим на доске. (На доске рисунок с изображением травки, дерева и облаков.)

- Если было интересно на уроке и вы довольны своей работой – поместите птицу на дереве.

- Если было скучно и вы не довольны своей работой – птицу посадите на травку.

- На этом наше занятие окончено, всем спасибо.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Что такое мастер- класс?"

В докладе даётся объяснение понятия " мастер - класс" и как его применять на практике....

Что такое мастер-класс.

В данной статье даны значения слова "мастер-класс", а также отличие от других форм трансляции педагогического опыта....

Луд и Горка - такие разные и такие похожие. Мастер-класс

Данный мастер класс направлен на демонстрацию культурологического подхода в преподавании коми языка. Рассматриваются праздники коми ижемцев "Луд" и устьцилем "Горка". Учитель находит главные отличия п...

Мастер-карандаш, или такой непростой «простой» карандаш (исследовательский проект)

Цель нашего исследования: выявление взаимосвязи маркировки простого карандаша и типом штриха на рисунке. Задачи:Собрать и систематизировать достоверную и полную информацию об истории появления и ...

Мастер класс на тему "Что такое счастье?"

Цель:     познакомить участников мастер-класса с этическими представлениями о счастье, создать условия для понимания разных трактовок счастья с опорой на жизненный опыт.Задачи: создать ...

Конспект мастер-класса Тема: «Что такое виртуальный музей? Как стать посетителем виртуального музея?»

Воспитательное мероприятие из цикла "Музейная педагогика".Тема: «Что такое виртуальный музей? Как стать посетителем виртуального музея?»Цель: построить грамотный диалог между взр...

Мастер-класс по внеурочной деятельности "Что такое инфографика?"

Данный мастер-класс солдержит в себе краткое ознакомление с модулем "Инфограпфика" и пратическим знятием по данной теме. В презентации находится ссылка для просмотра видеоролика....