Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Шарипова Елизавета Николаевна

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru.doc378.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский»

Рассмотрено

на заседании МО

протокол № 1

от  27 августа 2021г.

__________/Н.В.  Гаврищук/

руководитель  МО

учителей  начальных  классов

Согласовано

заместитель директора

по учебно-воспитательной  работе

от  28 августа 2021г.

_________/ И.В. Магжанова  /

«Утверждаю» __________

директор МБОУ СОШ №2

Л.Ф. Котикова

от  31 августа  2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

ОКРУЖАЮЩИЙ  МИР

3 КЛАСС

2021-2022 учебный год

Г.  Советский

2021г.

Пояснительная записка

Рабочая  программа  предмета  «Окружающий  мир»  для  3  класса  составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО (Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373) (с изменениями и дополнениями), основной  образовательной  программой начального  общего  образования  школы, утвержденной приказом (Приказ № 116 от  31.08.2021 г.), авторской  программы  по  окружающему миру:  А. А. Плешаков «Окружающий мир», 1-4  классы - Москва: Просвещение,  2017 г.  

Рабочая программа  по  предмету  «Окружающий  мир  обеспечена  учебником:

А. А. Плешаков «Окружающий мир»: Учебник  для  общеобразовательных  организаций  с  приложением  на  электронном  носителе для  3 класса: В  2 частях.  – Москва: Просвещение, 2017.  Используется  в  работе  книга:  Т.К. Орлова,   Л.Г. Демус, Н.Г. Богордаева,  Л.Н. Нечаева  Курс краеведения «Мы – дети природы».

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.  Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику. Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. 

Цели и задачи учебного  предмета:

Изучение  предмета «Окружающий мир»  направлено на достижение  следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности ребёнка как, гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания  предмета  являются:

  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации, и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета. Роль предмета «Окружающий мир» весьма велика.  Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.

Учебный предмет «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития  обучающихся следующие  задачи:

  • формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
  • на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
  • в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
  • освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);

- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.

Обоснование отбора содержания и общей последовательности его изучения

Выбор  авторской  программы  обусловлен  тем,  что программа по окружающему миру А.А.Плешакова  является завершенной предметной линией «Окружающий мир». По методическим  подходам используется в системе учебников «Школа России». УМК «Школа России», построен на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеет полное программно-методическое обеспечение. Комплекс реализует ФГОС начального общего образования и охватывает все предметные области учебного плана по ФГОС.

Актуальность изучения предмета

Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания». В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей. Программа предоставляет широкие возможности в каждой теме привлекать краеведческий, близкий ребенку материал, который конкретизирует общие для мира или России закономерности, на что нацеливают специально сформулированные в учебнике задания. Учебный материал по «Окружающему миру» отобран таким образом, что позволяет формировать у обучающихся очень многие заявленные в стандарте общие учебные умения и способы деятельности. Прежде всего, это ознакомление школьников с разными методами познания окружающего мира.  Структурным элементом урока  становится деятельность моделирования, составление учениками схем, таблиц, графических рисунков, работа с приборами и готовыми моделями. Предусмотрена с учетом конкретного содержания урока речевая (коммуникативная) деятельность школьников: ознакомление с элементарной естественнонаучной и обществоведческой терминологией, работа со словарями, справочниками, энциклопедиями для детей,  средствами ИКТ. Развитие разнообразных умений по работе с информацией, поиск ее непосредственно в окружающем мире, в научно-художественной и справочной литературе, работа по ее преобразованию и хранению в табличной, знаковой и схематичной формах. В зоне внимания также находится анализ научного текста, составление описательных и сюжетных рассказов, пересказ текстов. Усилено внимание к развитию умений детей организовывать свою деятельность по изучению окружающего мира: умение выполнять инструкции (например, при проведении опытов), ставить цель наблюдения, сравнивать ее с полученным результатом и т. п. Предусмотрены и возможности для организации учебного сотрудничества (например, групповое выполнение практических работ, творческих заданий, работа в парах и др.), что способствует  реализации важных задач.  Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме.

Интегрировано  с предметом  «Окружающий  мир»  изучается  курс  краеведения  «Мы  –  дети  природы». Календарно-тематическое планирование указанной  программы разработано   с включением тем интегрированного курса краеведения «Мы – дети природы», созданного Т.К. Орловой, Л.Г. Демус, Н.Г. Богордаевой,  Л.Н. Нечаевой.  Предмет, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Так создаются условия для социализации ребёнка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе,  любви  к родному  краю.

Специфика учебного предмета

Отбор содержания предмета «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в предмете выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.                                                                                                        

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в предмете; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе.  Уважение к миру  – это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.                                  

В основе методики преподавания  предмета «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Ученики ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач  предмета важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности  обучающихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.                                                                                                              В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности  обучающихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», даёт возможность каждому найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных и предметных учебных действий, которые предусмотрены новым образовательным стандартом.

Общая характеристика учебного процесса

 Содержание предмета строится на основе:

- системно-деятельностного подхода;

- системного подхода к отбору содержания;

  Рабочая программа предполагает использование следующих методов обучения:

- методы организации и осуществления учебной деятельности;

- методы стимулирования и мотивации учения;

- методы контроля и самоконтроля

Содержание материала представляется как индуктивным, так и дедуктивным методом.  При этом весь теоретический материал сопровождается большим количеством аргументов, создаются условия для рассуждения детей, активно привлекаются результаты наблюдения   обучающихся.

Основными методами при реализации программы является проблемно-поисковый подход и исследовательский, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета.  Применение указанных  методов  является  актуальным  дляобучающихся  данного  класса,  учитывает  их  интересы  и  возможности.

Кроме того, предполагается использование  разнообразных методов и форм обучения:

-  организация наблюдения детей за явлениями природы и общественной жизни,

-  проведение практических работ и опытов, в том числе исследовательского характера, различных творческих заданий,

-  проведение дидактических и ролевых игр, учебных диалогов,

-  обучение моделированию объектов и явлений окружающего мира,

-  экскурсии и учебные прогулки,

-  встречи с людьми различных профессий,

- организация посильной детской практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром, а также способствующие развитию у обучающихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей.

Практические работы, опыты, проводимые на занятиях, позволяют подвести  обучающихся к самостоятельным выводам о том или ином явлении, об условиях его протекания. На основе данных, полученных во время проведения опытов, дети делают выводы на уровне теоретических обобщений. Большинство опытов носят демонстрационный характер.

Экскурсии, предусмотренные в содержании программы, включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

При организации процесса обучения в рамках данной программы  применяются следующие педагогические технологии обучения:

- проблемно-диалогического обучения;  

- технология коллективного способа обучения;

- технология оценивания образовательных достижений;

- технология проектной деятельности;

- технология развития критического мышления.

 При организации учебного процесса на уроках окружающего мира используются следующие формы обучения: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, коллективные.

Для достижения планируемых результатов используются материальные средства обучения: учебники, таблицы, средства наглядности, учебно-технические средства.

Используемые формы, способы и средства проверки и оценки образовательных результатов по данной программе

Важны только те знания обучающихся, которыми они могут пользоваться на практике. Поэтому, прежде всего разнообразные полученные школьниками знания должны позволять описывать свои наблюдения и объяснять ребятам их собственный опыт, помогать отвечать на возникающие у них вопросы.  

Оценивать обучающихся можно следующими двумя способами:

1. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебнике. Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для её объяснения. Такого рода использование знаний приводит к построению человеком адекватной действительности целостной картины понятного для него мира.

2. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала проводится блицопрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы.

В течение года осуществляются следующие виды контроля: текущий, тематический, итоговый.  

Текущий:прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый  контроль  осуществляется  в форме  контрольной  работы.

Тематические  проверочные,  контрольные работы; проводятся как учителем, так и администрацией:

-  стандартизированные письменные и устные работы;

-  практические работы;

-  творческие работы.

Механизмы формирования универсальных учебных действий.

Для формирования определённых  федеральным государственным  образовательным  стандартом  начального  общего  образования универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться предусмотрено системное прохождение каждым обучающимся основных этапов формирования любого умения, а именно:

1) приобретение опыта выполнения УУД;

2) мотивация и построение общего способа (алгоритма) выполнения УУД (или структуры учебной деятельности);

3) тренинг в применении построенного алгоритма УУД, самоконтроль и коррекция;

4) контроль.

Использование деятельностного метода обучения позволяет при изучении всех разделов  предмета организовать полноценную  деятельность  обучающихся с целью получения нового знания, его преобразования и применения.

Содержание построено таким образом, что этот учебный предмет является основой развития у обучающихся познавательных универсальных действий.  Оно выстроено таким образом, что у школьников формируются учебные действия планирования последовательности шагов при решении задач; различения способа и результата действия; выбора способа достижения поставленной цели; использования знаково-символических средств для моделирования  ситуации, представления информации; сравнения и классификации  по существенному основанию. Особое значение имеет предмет для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия.

Формирование моделирования как универсального учебного действия осуществляется в рамках практически всех учебных занятий. В процессе обучения обучающийся осваивает систему социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для его обучения, так и для социализации.

Отбор и структурирование содержания предмета «Окружающий мир», организация процесса изучения  этого содержания как самостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных форм  способствует  достижению тех результатов в формировании универсальных и предметных учебных действий, которые предусмотрены данной программой.

Логические  связи  предмета  с  другими  предметами  учебного  плана

При изучении окружающего мира школьник:

– устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек–природа–общество»;

– осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно – этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;

– подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;

   – подготавливается к получению дополнительного образования и изучению базовых предметов в основной школе. Учебный предмет «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами.  

Предмет  «Окружающий  мир» интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:

Математика (моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами).

Литературное чтение  (даёт более глубокие знания по изучению тем, связанных с определенными историческими периодами).  

 «Окружающий мир»,  имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.  Изучая  предмет обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития.

Организация проектной и учебно-исследовательской работы

Подготовка ребёнка к проектной и учебно-исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.  

    В современной педагогике метод проектов используется как компонент системы образования. «Проект» в рамках образовательной деятельности есть особое результативное действие, которые дают ребёнку возможность действовать самостоятельно и получать результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Таким образом, метод проекта предполагает: связь обучения с жизнью; развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе; развития умения адаптироваться к действительности; умение общаться, сотрудничать с детьми в различных видах деятельности; ориентироваться в мире информации, добывать ее, усваивать в виде знаний, рационально подходить к процессу познания, т. е. учит учиться.

Организация активной учебной деятельности учеников является главным условием освоения предмета «Окружающий мир». Только собственная деятельность может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возможности предмета.

Содержание выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебно-исследовательскую деятельность школьников, включая в непосредственные наблюдения, опыты, в непосредственное общение друг с другом и другими людьми.  Особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но, кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.

Духовно-нравственное  развитие  обучающихся  в  процессе  освоения  предмета

Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников является основной задачей современной образовательной системы, что подтверждается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Это сложный процесс, объединяющий в себе развитие и воспитание. Следует отметить и тот факт, что изучение предмета «Окружающий мир» направлено на духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. В основу ценностных ориентиров содержания курса и были положены базовые национальные ценности, а именно:

- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;

-  Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм;

- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;

- Человечество как многообразие народов, культур, религий, Международное сотрудничество как основа мира на Земле;

- Патриотизм  как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству;

- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-нравственных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;

- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;

- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное;

- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к себе и окружающим людям. Освоение  предмета «Окружающий мир» вносит существенный вклад в духовно-нравственное развитие и воспитание личности.  Значительное место в  предмете  отведено развитию эстетических потребностей, ценностей, чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости по отношению к природе. Достижению этой цели способствует иллюстративный материал. Иллюстрации и фотографии обращают внимание школьников на красоту природы, ее необычность, несхожесть с миром рукотворным.

Задания и вопросы заставляют задуматься об отношении человека к природе. Дети учатся различать объекты живой и неживой природы, находить связи в природе, между природой и человеком, учатся соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки, замечать и ценить красоту природы, знакомятся с явлениями природы, погодой.

В учебнике предусмотрены «Странички для любознательных», «Давайте научимся», «Прочитаем и обсудим», «Природы дивная краса», «Понаблюдаем», «Наши проекты», направленные на углубление и расширение знаний, полученных на уроке, развитие кругозора. Акценты, сделанные авторами учебников на научное знание, способствуют формированию у школьников представлений о знании как ценности, что, в свою очередь, способствует развитию мотивов учебной деятельности и формированию смысла учения.

В период приостановления учебного процесса (карантин, актированные дни) получение образовательной услуги обучающимися обеспечивается иными (отличными от урочной) формами организации образовательной деятельности:  дистанционное обучение, групповое и индивидуальное консультирование, on-line уроки, самостоятельная работа по индивидуальному образовательному маршруту.

Описание места учебного предмета  в учебном плане.

 Окружающий мир в начальной школе изучается с 1 по 4 класс. В соответствии с учебным планом начального общего образования МБОУ СОШ №2 на 2020-2021 учебный год на изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе предусмотрено 68 часов в год (2 часа в неделю, 34 учебные недели).    Интегрировано  с предметом  изучается  курс краеведения  «Мы  –  дети природы».

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные универсальные учебные действия

Обучающийся получит возможность для формирования:

– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к познанию окружающего мира;

– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

– осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

– осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;

– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

– сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам;

– понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;

– принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;

– понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром;

– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

– реализации основ гражданской идеентичности в поступках;

– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– установки на здоровый образ жизни;

– ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Метапредметные регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

– действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Обучающийся получит возможность научиться:

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом;

– на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

–осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

–пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

–строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

–находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;

–умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

–анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

–устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

–понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);

–подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа; природа живая – неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных др.);

–проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

–осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиа-ресурсов;

–записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

–создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;

–строить сообщения в устной и письменной форме;

–находить разнообразные способы решения учебной задачи;

–осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

–строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

–строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

–ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

–учитывать другое мнение и позицию;

–умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

–контролировать действия партнера;

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

–строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

–допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

–стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

–строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

–использовать речь для регуляции своего действия;

–адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

–понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;

– оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

– использовать речь для планирования своей деятельности.

Предметные результаты

Человек и природа

Обучающийся научится:

–устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных;

–осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп);

–использовать естественнонаучные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

–использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации;

– использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России;

– проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ);

– оценивать свое поведение и поведение других людей в природе;

–сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы);

– сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва); приводить   примеры   растений   и животных, характерных для того или другого природного сообщества;

–выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;

–выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;

–узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных;

– соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоема;

–узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые;

–фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды.

Обучающийся получит возможность научиться:

узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые;

–оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;

–моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия;

– планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Человек и общество

Обучающийся научится:

–различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами;

–используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов;

–оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им;

–устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах;

–выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).

Обучающийся получит возможность научиться:

оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность;

–оформлять результаты исследовательской работы («Человек и общество») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;

–осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами;

–ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период;

–наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны (на примерах исторических лиц, литературных героев и современников);

–проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

–договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

– о древнейшей истории человека, о первых государствах;

–об истории Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни страны в изучаемые исторические периоды;

–об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды;

– имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван IV Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества;

– об истории и выдающихся людях родного края.

Содержание учебного предмета (68 часов)

Как устроен мир (7 часов).

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: «Что такое экология?».

Эта удивительная природа  (19 часов).

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Экскурсия: «Зима».

Мы и наше здоровье (10 часов).

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Наша безопасность (8 часов).

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: «Дорожные знаки в окрестностях школы».

Чему учит экономика (12 часов).

Потребности людей.   Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Путешествие по городам и странам (12 часов).

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

Виды и формы деятельности по реализации воспитательного потенциала урока

Пр. р.

К.р.

Экс.

Прак. р.

1.

Как устроен мир.

7

1

-

1

-

  • Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения, принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
  • Демонстрация учителем коммуникативной культуры в различных ситуациях;
  • Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  • Интерпретация художественных, научных, публицистических текстов в соответствии с целями и задачами воспитания;
  • Применение на уроке интерактивных и игровых форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
  • Применение на уроках форм работы,  которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;  
  • Использование современных образовательных технологий, обеспечивающих  самореализацию обучающихся и повышающих их самооценку.

2.

Эта удивительная природа.

19

1

-

1

4

3.

Мы и наше здоровье.

10

1

-

-

4

4.

Наша безопасность.

8

1

-

1

1

5.

Чему учит экономика.

12

1

-

-

3

6.

Путешествия по городам  и странам.

12

1

1

-

-

ИТОГО

68

6

1

3

12

Приложение к  рабочей  программе для  3 класса                

                                                                                                                                                                                                      по предмету «Окружающий  мир»,  

                                                                                                                                                                                                          2021-2022учебный  год  

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема урока

Планируемые результаты

План

Факт

Предметные

Метапредметные универсальные

Как устроен мир (7 ч.)

1.

Природа. Ценность природы для людей. Многообразие природы.

Отличать предметы живой природы от  неживой природы; классифицировать объекты живой природы;

-находить взаимосвязи в природе.

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: умение распознавать объекты, выделяя существенные признаки; раскрывать ценность природы для человека и необходимость бережного отношения к ней.

Коммуникативные: умение работать в парах, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, формировать собственное мнение.

2.

Человек.

Отличать человека от других живых существ;

оценивать богатство внутреннего мира человека.

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: сравнение, анализ информации, ставить и формулировать проблемы.

Коммуникативные: ставить и отвечать на вопросы, формулировать выводы, оценивать достижения на уроке.

3.

Проект «Богатства, отданные людям».

Использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

Регулятивные: самостоятельно планировать свои действия при выполнении проектной деятельности.

Познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

Коммуникативные: овладение способностью вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

4.

Общество.

Определять человека в мире; характеризовать семью, народ, государство как части общества; сопоставлять формы правления в государствах мира.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран;  

Коммуникативные: работать в группе: координировать принимать различные позиции во взаимодействии, формулировать выводы и оценивать достижения на уроке.

5.

Что такое экология. Что нас окружает?

Устанавливать взаимосвязь между живыми существами и окружающей средой, взаимодействии человека с природой; правилам поведения в природе.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: анализировать текст и схемы учебника, анализировать экологические связи, приводить примеры, моделировать связи организмов с окружающей средой.

Коммуникативные: умение  работать в парах, координировать и оценивать процесс и результат деятельности.

6.

Природа в опасности! Роль заповедников Югры в охране природы.

Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды.

Регулятивные:  формировать и удерживать учебную задачу; выбирать действия с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задач; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию.

7.

Природа в опасности. Проверочная работа №1  «Как устроен мир». 

Применять свои знания на практике.

Регулятивные:  выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий, осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные:  проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Эта удивительная природа (19 ч.)

8.

Тела, вещества, частицы.

Характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»;

-различать тела и вещества, классифицировать их.

Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности (опыта); передача информации.

Коммуникативные: стоить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию.

9.

Разнообразие веществ. Практическая работа №1 «Обнаружение крахмала в продуктах питания».

Определять свойства соли, сахара, крахмала, кислоты;

- различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам.

Регулятивные:  научатся ставить опыты, используя лабораторное оборудование.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа.

Коммуникативные: умение работать в паре, вести диалог, излагать свое мнение; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

10.

Воздух и его охрана.

Исследовать с помощью опытов свойства воздуха, объяснять их, используя знания о частицах.

Регулятивные: научатся ставить опыты, используя лабораторное оборудование.  

Познавательные: фиксировать результаты исследования в рабочей тетради; различать цель опыта, ход опыта, вывод; извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием;

Коммуникативные: умение работать в паре и со взрослыми, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

11.

Вода и свойства воды. Практическая работа №2 Свойства воды».

Практическим путем исследовать свойства воды;

-использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы.

Регулятивные:  преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, Коммуникативные: умение работать в паре, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье.

12.

Превращения и круговорот воды.

Различать три состояния воды, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя; моделировать круговорот воды;

Регулятивные:  преобразовывать практическую задачу в познавательную в ходе учебного эксперимента.

Познавательные: формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач: освоение моделирования.

13.

Берегите воду!

Устанавливать источники загрязнения водоемов, бережному и экономному отношению к воде.

Регулятивные:  преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения..

Коммуникативные:  умение работать в паре, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;.

14.

Что такое почва. Практическая работа № 3 «Состав почвы». Использование пека и глины.

Определять состав почвы;

-обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве;

-характеризовать процессы образования и разрушения почвы, меры по ее охране.

Регулятивные:  преобразовывать практическую задачу в познавательную в ходе учебного эксперимента.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Коммуникативные:формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

15.

Разнообразие растений. Ягоды нашего края. 

Классифицировать растения по группам, приводить примеры различных видов растений.

Регулятивные:  преобразовывать практическую задачу в познавательную: изучение групп и видов растений.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности,

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решении.

16.

Солнце, растения и мы с вами.

Устанавливать связь солнца, растений и людей;

-рассказывать  о дыхании и питании растений;

Регулятивные:  составлять план и последовательность действий; использовать знаково-символические средства.

Познавательные: оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге при выполнении заданий;

оценивать действия одноклассников.

17.

Размножение и развитие растений. Практическая работа № 4 «Изучаем способы распространения плодов».

Характеризовать условия, необходимые для размножения растений;

-выявлять роль животных в размножении и развитии растений;

Регулятивные:  преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:  

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Коммуникативные: участвовать в диалоге при выполнении заданий;

оценивать действия одноклассников.

18.

Охрана растений.

Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений; устанавливать взаимосвязи в природе;

Регулятивные:  формировать и удерживать учебную задачу; выбирать действия с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: установление аналогий и причинно-следственных связей

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку.

19.

Разнообразие животных. Приспособленность животных к условиям жизни Севера.

Классифицировать

 животных по группам, приводить примеры различных видов животных;  работать с словариком.

Регулятивные:  преобразовывать практическую задачу в познавательную: изучение групп и видов животных.

Познавательные:   узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения определенных задач.

Коммуникативные: участвовать в диалоге при выполнении заданий;

оценивать действия одноклассников.

20.

Кто что ест?

Классифицировать животных по способу питания; анализировать схемы цепей питания.

Регулятивные:  определять цель и этапы работы; преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты, выделять группы существенных признаков этих объектов с целью решения задач.

 Коммуникативные: распределение функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль;  готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

21.

Проект «Разнообразие природы родного края».  Природа  родного края.

Составлять и презентовать «Книгу природы родного края».

Регулятивные:  определять цель и этапы работы; преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку.

22.

Размножение и развитие животных.

Характеризовать животных разных групп по способу размножения;

-моделировать стадии размножения животных разных групп;  работать с  словариком.

Регулятивные: определять цель и этапы работы; преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения определенных задач.

Коммуникативные: распределение функций и ролей в совместной деятельности; готовность слушать собеседника и вести диалог.

23.

Охрана животных.

Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир животных;

 - устанавливать взаимосвязи в природе;

Регулятивные:  использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задач; установление причинно-следственных связей;

использование различных способов поиска, сбора, передачи информации.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

24.

В царстве грибов.

Характеризовать строение шляпочных грибов, их значение в природе и жизни людей, различать съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать их.

Регулятивные:  

соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результат действия с требованиями конкретной задачи.

Познавательные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения  познавательных задач.

25.

Великий круговорот жизни. Экскурсия «Зима».

Характеризовать организмы- производи

тели, организмы- потребители и организмы- разрушители;

-обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе.

Регулятивные:  ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задач; установление причинно-следственных связей; узнавать, называть и определять объекты, выделять группы существенных признаков этих объектов с целью решения познавательных задач.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

26.

Разнообразие природы. Проверочная работа №2 «Эта удивительная природа».

Применять свои знания на практике.

Регулятивные:  выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий, осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные:  проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Мы и наше здоровье (10 ч.)

27.

Организм человека. Практическая работа №5 «Измеряем свой рост и массу тела».

Характеризовать системы органов человека (их части и назначение);

-измерять рост и вес человека;

-работать со словарём.

Регулятивные:  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;  Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

28.

Органы чувств.

Изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану;

-распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента;

Регулятивные:  самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

29.

Надежная защита организма. Практическая работа №6 «Исследуем нашу кожу».

Готовить рассказ об уходе за кожей; характеризовать

средства гигиены и ухода за кожей; меры первой помощи при  повреждениях кожи.

Регулятивные:  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач.

30.

 Опора тела и движение.

Использовать знания по теме в новых условиях, аргументировано отвечать, делать вывод, оценивать свои знания.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: поиск необходимой информации.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

31.

Наше питание.

Объяснять строение и принципы работы пищеварительной системы; выполнять правила рационального питания.

Регулятивные:  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения задач.

32

Проект «Школа кулинаров».

Выполнять правила рационального питания, использовать учебник и другие источники информации для поиска ответов на вопросы.

Регулятивные:  определять цель и этапы работы; преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку.

33.

Дыхание и кровообращение. Практическая работа № 7 «Подсчет ударов пульса».

Объяснять строение и принципы работы

дыхательной и кровеносной систем, узнают о роли крови, научатся измерять пульс.

Регулятивные: планировать необходимые действия, действовать по плану

Познавательные: осознавать познавательную задачу, делать обобщения и выводы

Коммуникативные: вступать в учебный диалог, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета

34.

Умей предупреждать болезни.

Закаливать организм, предупреждать болезни.

Регулятивные: искать причины адекватно оценивать свои достижения и пути преодоления трудностей.

Познавательные: извлекать нужную информацию.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог, формулировать мнение.

35.

Здоровый образ жизни.

Выполнять правила сохранения и укрепления здоровья.

Регулятивные: искать причины адекватно оценивать свои достижения и пути преодоления трудностей.

Познавательные: извлекать  информацию во время чтения и слушания.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог, формулировать мнение.

36

Организм человека Проверочная работа № 3 «Мы и наше здоровье»

Выполнять правила сохранения и укрепления здоровья.

Регулятивные: искать причины адекватно оценивать свои достижения и пути преодоления трудностей.

Познавательные: извлекать  информацию во время чтения и слушания.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог, формулировать мнение.

Наша безопасность (8 ч.)

37.

Огонь, вода и газ.

Правильно действовать при пожаре, аварии водопровода, утечки газа, подготовки собственных сообщений.

Регулятивные: понимать учебные задачи и стремиться их выполнить.

Познавательные: поиск необходимой информации, моделировать действия в виде схем.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение, осуществлять совместную деятельность в парах.

38.

Чтобы путь был счастливым.

Соблюдать правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира;

Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Познавательные: анализировать разные типы знаков, выполнять тесты.

Коммуникативные:вступать в учебный диалог.

39.

Дорожные знаки. Дорожные знаками в окрестностях школы.

Различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям.

Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить.

Познавательные: анализировать разные группы дорожных знаков, выполнять тесты, работать с терминологическим словарём.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог, участвовать в общей беседе.

40.

Проект «Кто нас защищает».

Работать с разными источниками информации, делать сообщения в устной и письменной форме.

Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану.

Познавательные: находить в интернете и др. источниках информации различные сведения.

Коммуникативные: интервьюировать ветеранов, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС.

41.

Опасные места.

Различать опасные места.

Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить.

Познавательные: анализировать разные группы дорожных знаков, выполнять тесты, работать с терминологическим словарём.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог, участвовать в общей беседе.

42.

Природа и наша безопасность. Экскурсия «Дорожные знаки и безопасность на улице».

Правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности с животными.

Регулятивные: действовать по плану, вносить необходимые коррективы.

Познавательные: извлекать нужную информацию, понимать информацию.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог, соблюдая правила речевого этикета.

43.

Экологическая безопасность. Практическая работа № 9  “Бытовой фильтр для воды».

Соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни.

Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану.

Познавательные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Коммуникативные: учебный диалог, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

44.

Кто нас защищает. Проверочная работа №4 «Наша безопасность».

Делать сообщения в устной форме.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: поиск необходимой информации.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Чему учит экономика (12 ч.)

45.

Для чего нужна экономика.

Раскрывать роль экономики в нашей жизни, объяснять, что такое потребности человека, товары и услуги

Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану.

Познавательные: читать и слушать, извлекая нужную информацию.

Коммуникативные: учебный диалог, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

46.

Природные богатства и труд людей - основа экономики.

Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике, осознавать роль природных богатств в хозяйственной деятельности.

Регулятивные: применять установленные правила в планировании деятельности.

Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения и выводы.

Коммуникативные: учебный диалог, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

47.

Полезные ископаемые. Многообразие полезных ископаемых на карте ХМАО. Практическая работа № 10 «Полезные ископаемые».

Различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйствен

ной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам.

Регулятивные:

Действовать по плану, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения

Познавательные:

понимать учебную задачу и стремиться её выполнить

Коммуникативные:

учебный диалог, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

48.

Растениеводство. Практическая работа № 11 «Описание растения по плану».

Сравнивать культурные растения и описывать их по плану, объяснять, что такое растениеводство, для чего люди им занимаются.

Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану.

Познавательные: читать и слушать, извлекая нужную информацию.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог, соблюдая правила речевого этикета.

49.

Животноводство.

Классифицировать домашних животных, объяснять, что такое животноводство и для чего люди им занимаются.

Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану.

Познавательные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Коммуникативные: читать и слушать, извлекая нужную информацию.

50.

Какая бывает промышленность.

Различать отрасли, обнаруживать взаимосвязи между ними, различать продукцию каждой отрасли промышленности.

Регулятивные:

понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану.

Познавательные:

читать и слушать, извлекая нужную информацию.

Коммуникативные:

вступать в учебный диалог, соблюдая правила речевого этикета.

51.

Проект « Экономика родного края».  

Раскрывать роль экономики в жизни родного края, осознавать значение природных богатств.

Регулятивные: действие по плану, адекватное оценивание своих достижений, адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные: самостоятельно находить информацию из дополнительных источников.

Коммуникативные: работа в группах, распределение обязанностей по проекту.

52.

Что такое деньги. Практическая работа № 12  «Рассматривание и сравнение монет России».

Понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы.

Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться выполнить её.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: распределение обязанностей, совместная работа с одноклассниками, с учителем.

53.

Государственный бюджет.

Объяснять, что такое государственный бюджет, из чего он складывается, осознавать необходимость уплаты налогов

Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану, адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, диалог.

54.

Семейный бюджет.

Объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Познавательные: делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: слушать и отвечать на вопросы других, осуществлять совместную деятельность в парах.

55.

Экономика и экология.

Обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие прогнозы.

Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить.

Познавательные: анализировать разные группы дорожных знаков, выполнять тесты, работать с терминологическим словарём.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог, участвовать в общей беседе.

56.

Экономика. Проверочная работа №5 «Экономика и экология».

Делать сообщения в устной форме.

Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану, адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, диалог.

Путешествие по городам и странам (12 ч.)

57.

Золотое кольцо России.

Находить на карте города Золотого кольца России.

Регулятивные: понимать и выполнять учебную задачу, действовать по плану.

Познавательные: устанавливать связи, анализировать, моделировать.

Коммуникативные: обсуждение в группах, аргументировать свою позицию.

58.

Золотое кольцо России. Незабываемое путешествие.

Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца, узнавать их по фотографиям.

Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, моделировать.

Коммуникативные: обсуждение в группах, аргументировать свою позицию.

59.

Золотое кольцо России.

Рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять сведения.

Регулятивные: понимать и выполнять учебную задачу, действовать по плану.

Познавательные: устанавливать связи, анализировать, моделировать.

Коммуникативные: обсуждение в группах, аргументировать свою позицию..

60.

Музей путешествий.

Находить и показывать на карте страны и их столицы.

Регулятивные: понимать и выполнять учебную задачу, действовать по плану.

Познавательные: устанавливать связи, анализировать, моделировать.

Коммуникативные: обсуждение в группах, аргументировать свою позицию..

61.

Станы Европы. Проверочная работа № 6 по теме «Путешествия по городам и странам».

Ценить памятники истории, архитектуры и культуры.

Регулятивные: понимать и выполнять учебную задачу  планировать действия.

Познавательные: выделять существенные и несущественные признаки.

Коммуникативные: работа в парах, со взрослыми.

62.

На севере Европы.

Рассказывать о стране по физической и политической картам.

Регулятивные: понимать и выполнять учебную задачу, действовать по плану.

Познавательные: устанавливать связи, анализировать, моделировать.

Коммуникативные: обсуждение в группах, аргументировать свою позицию.

63.

Что такое Бенилюкс.

Рассказывать о стране по картам, дополнять эти сведения информацией.

Регулятивные: понимать и выполнять учебную задачу, действовать по плану.

Познавательные: устанавливать связи, анализировать, моделировать.

Коммуникативные: обсуждение в группах, аргументировать свою позицию.

64.

В центре Европы.

Рассказывать о стране по картам, дополнять эти сведения информацией.

Регулятивные: понимать и выполнять учебную задачу, действовать по плану.

Познавательные: устанавливать связи, анализировать, моделировать.

Коммуникативные: обсуждение в группах, аргументировать свою позицию.

65

По Франции и Великобритании.

Рассказывать о стране по картам, дополнять эти сведения информацией.

Регулятивные: понимать и выполнять учебную задачу, действовать по плану.

Познавательные: устанавливать связи, анализировать, моделировать.

Коммуникативные: обсуждение в группах, аргументировать свою позицию.

66.

На юге Европы.

Рассказывать о стране по физической и политической картам.

Регулятивные: понимать и выполнять учебную задачу  планировать действия.

Познавательные: выделять существенные и несущественные признаки.

Коммуникативные: работа в парах, со взрослыми.

67.

Контрольная  работа «По знаменитым местам мира».

Ценить памятники истории, архитектуры и культуры.

Регулятивные: понимать и выполнять учебную задачу  планировать действия.

Познавательные: выделять существенные и несущественные признаки.

Коммуникативные: работа в парах, со взрослыми.

68.

Наши ближайшие соседи.

Рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять сведения.

Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану, адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, диалог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...