ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ «ПУСТЫНИ»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Эмирбекова Кизильгуль Магарамовна

ОТКРЫТЫЙ УРОК  ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ «ПУСТЫНИ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_okruzh.miru_.docx356.9 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ

«ПУСТЫНИ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предмет: окружающий мир

Класс: 4-й

Тема урока: «Пустыни»

Тип урока: комбинированный

Форма: урок - путешествие.

Методы урока: объяснительный, иллюстративный, проблемный.

Формы организации учебной деятельности:

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Программа: «Школа России»

Раздел учебника: «Природные зоны России»

Оборудование: «Школа России», учебник «Окружающий мир»  для 4 класса в 2 ч. Ч.1, авторы  А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова,  презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран; карта природных зон, картины и рисунки с изображением изучаемых объектов, раздаточный материал для учащихся, карточки для самостоятельной работы; задания для выполнения на уроке.

Цель урока:

Образовательная:

познакомить учащихся с понятием «пустыня», с ее природными условиями,  растительным и животным миром, показать приспособленность организмов к условиям жизни в пустыне и их взаимосвязи;

показать влияние климата на органический мир, людей;

формирование умения  пользоваться картами и применять полученные знания.

Воспитательная:

воспитание любви к природе, к животному миру и растениям;

воспитание экологической культуры у младших школьников;

Развивающая: поменять

развивать экологическую культуру детей, речь;

умение общаться во время дискуссии, работать в группах, познакомить с одним из видов изобразительного искусства- песочной графикой.

Задачи:

Личностные: развивать познавательный интерес, учебные мотивы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу и планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

познакомить учащихся с природными условиями пустыни, её растительным и животным миром;

показать приспособленность организмов к условиям жизни в пустынях и их взаимосвязи;

познакомить с одним из  видов изобразительного искусства- песочной графикой.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня у нас с вами необычный урок.  Сегодня мы будем путешествовать. И я предлагаю вам поработать в группах. Первую группу назовем  ботаники, вторую –зоологи, а третью-экологи.

Но для начала я хочу узнать у вас , знаете ли вы что изучают такие науки, как ботаника, зоология и экология.?

Психологический настрой.

Перед тем, как отправиться в путешествие, давайте вспомним правила работы в группе. ( слайд 1)

1.Все члены группы равны

2.Группы не соревнуются

3.В группе должны работать все, вносить вклад в общее дело

4.Ответственность за результат несёт каждый.

5.Каждый уверен в себе и не боится ошибиться.

II. Повторение пройденного материала.

-А прежде чем отправиться в путешествие, я хочу узнать, как хорошо вы усвоили пройденный материал. Проведем небольшой блиц-опрос. (слайд 2)

1. группа. Назовите природные зоны, в которых растут эти растения:

Ковыль (степи), ель(тайга),береза(лесная зона), лишайники(аркт.пустыня), полярная ива(тундра).

2.группа.назовите природную зону, где обитают эти животные: (слайд 3)

Суслик (степи), соболь(тайга), белый медведь(аркт.пустыня), песец(тундра), дрофа(степи), белка-летяга(тайга).

3. А третьей группе нужно было ответить на вопросы: (слайд 4)

1. Явление природы, удобряющее почву и придающее ей рыхлость? (листопад)

2. Природная зона с многочисленными озерцами и болотцами? (тундра)

3. Отличительная особенность зоны степей? (безлесье)

4. Зона, богатая перегноем и чернозёмом? (степь)

5. Главная беда лесной зоны? (пожары)

6. Растения, первыми поселяющиеся на бесплодных местах? (лишайники)

Молодцы,ребята! Я вижу,что вы хорошо усвоили пройденный материал.

III. Сообщение темы и задач урока.

- Скажите, вы любите путешествовать?

-Слушайте меня внимательно и вы узнаете,  куда нам предстоит отправиться в путешествие.

Мы с вами отправимся туда,

Где много солнца, не видна вода.

Юго-запад России раскроет нам тайны,

Узнаем, что за звери там обитают,

Какие растения растут,

Почему так природную зону зовут.

-Как вы думаете, в какую природную зону мы отправимся сегодня с вами путешествовать? (в  пустыню) (слайд 5)

- А  без кого нельзя обойтись в путешествии.(без гида)

- Сегодня на уроке вашим гидом буду я.

- Для любого путешествия, чтобы не заблудиться, нужна карта. Составим карту путешествия.  (Слайд 6 карта путешествия с картинками)

1.Географическое положение

2.Климат

3.Животный и растительный мир

4.Деятельность человека.

IV. Изучение нового материала.

-А кто из вас знает, от какого слова произошло слово «Пустыня»? (от слова пусто)

-  В энциклопедическом словаре: «пустыня – это тип ландшафта в областях с постоянно сухим и жарким климатом, препятствующим развитию растительности, которая не образует сомкнутого покрова».

-У каждой из групп на столах есть таблицы, в которую вы будете заносить все, что нового мы узнаем об этой природной зоне.

Пустыня

Географическое положение

Южнее степей. Около Каспийского моря, в низовье реки Волги. На юге Восточной Сибири.. Глинистые и песчаные. Тарык и барханы.

Климат

Зима короткая (2-3 мес) и суровая (-20°) Осадков мало, снег сметается ветрами.

Лето долгое и жаркое (+45°). Песок прогревается до +80°. Два времени года: зима и лето. Мало пасмурных дней

Растительный мир

Растения низкорослые, длинные корни, листья узкие, похожи на колючки. Некоторые появляются только в сезон дождей. Верблюжья колючка, саксаул, колосняк, джузгун, осока, полынь, мятлик. Маки, тюльпаны, лютики.

Животный мир

Животные некрупные с окраской защитного цвета. Передвигаются быстро. Ведут ночной образ жизни. Тушканчики, черепахи, змеи, тарантулы, песчанки, скорпионы, сайгаки, ящерицы, вараны, ежи, , лисичка-корсак

Деятельность человека

Добыча полезных ископаемых, выращивание хлопка и винограда, земледелие.

-- Пустыни в России занимают небольшую площадь по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовьев реки Волги. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Гораздо обширнее полупустыни, которые находятся между степью и настоящей пустыней. Пустыни находятся в умеренном поясе и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко.

Зона пустыни занимает небольшую площадь на территории России: по берегам Каспийского моря до низовья Волги (рис. 1).

Карта природных зон России

Для пустыни характерно долгое и очень жаркое лето (рис. 2).

Глинистая пустыня

Рис. 2. Лето в пустыне 

Перепад дневной и ночной температур очень велик (до 60⁰), ведь даже в тени температура днем поднимается до 40⁰. Это чрезвычайно засушливые территории (в течение лета может не быть ни одного дождя). Переход времен года также очень резкий: после жаркого лета достаточно быстро наступает суровая зима с сильными ветрами (рис. 3).

Зима в пустыне

Рис. 3. Зима в пустыне 

Весна короткая, но цветущая (рис. 4).

Весна в пустыне

Рис. 4. Весна в пустыне.

Таким образом, можно сказать, что для зоны пустынь характерно только два времени года: лето и зима.

Пустыни разделяют на 2 основных вида: глинистые (почва часто потрескана- тарык) и песчаные (песчаные наносы, барханы) (рис. 5, 6).

Песчаная пустыняГлинистая пустыня

Рис. 5. Песчаная пустыня                                      Рис. 6. Глинистая пустыня 

Вывод: ( делают дети)

Пустыня – это большие открытые пространства с жарким сухим климатом, с редкими реками.

V. Физминутка. (1 мин)

- Чтобы путешествовать через пустыню, надо быть сильным и выносливым. Наверное, зной и жара утомили вас.

- И чтобы  продолжить наше путешествие нам нужно немного отдохнуть.

 (зарядка под песню «Учкудук)

 VI. Продолжение работы по теме.

-Продолжим наше путешествие.  Какой следующий пункт на нашей карте?

Растительный мир пустыни.

В пустынях произрастает необычное дерево саксаул, его листву заменяют зеленые веточки (рис. 7).

Саксаул

Рис. 7. Саксаул 

Верблюжья колючка прорастает корнями на глубину до 20 м, питая себя подземными водами, поэтому даже в самое засушливое время и сильный зной она ярко-зеленая (рис. 8).

Верблюжья колючка

Рис. 8. Верблюжья колючка 

Растения с такими корнями называют насосами.

Джузгун – еще одно необычное растение зоны пустынь, раскидывает корни в стороны до 20 м, закрепляя песок и не давая ему сдвигаться (рис. 9).

Джузгун

 Рис. 9. Джузгун 

Джузгун – кустарник, который накапливает воду в стеблях.

Корни злака селина захватывают территорию до 100 м² (рис. 10).

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/249853/cb734e30_136d_0133_d9a3_12313c0dade2.jpg

Рис. 10. Селин 

Это растение очень хорошо приспособилось к выживанию в условиях пустыни: если ветер выдует из-под него песок, его корни будут защищать специальные чехольчики, и, даже если песок полностью засыплет селин, его побеги заново прорастут. Поэтому люди высаживают селин, чтобы укрепить движущиеся пески.

Пескоукрепителями являются и другие растения, например джунгарская полынь (рис. 11).

Джунгарская полынь

Рис. 11. Джунгарская полынь 

Пустыни – крайне засушливые территории, поэтому растения вынуждены максимально сохранять влагу. Чтобы уменьшить испарения, листья этих растений трансформировались в колючки, иголки и чешуйки.

Вывод: В пустынях редкая растительность, хорошо приспособленная к жаркому и сухому климату, с глубокими корнями, крохотными листьями или колючками вместо них. Растут далеко друг от друга, дают много летучих семян. Некоторые растут и созревают за весну.

Животный мир пустыни.

В пустыне обитает верблюд – уникальное животное, которое может не пить до 45 дней подряд и питается колючками (рис. 12).

Верблюд

В день верблюд может пройти до 40 км, неся на спине груз, равный половине собственного веса (рис. 13).

Караван навьюченных верблюдов

Рис. 13. Караван навьюченных верблюдов 

Ученые выяснили причины таких уникальных умений верблюда: он отлично приспособился к жизни в пустыне, ведь его небо и ротовая полость не чувствительны к уколам колючек, может подолгу обходиться без воды и пищи, потому что в его горбах есть накопленный жир, который расходуется по мере надобности, а густая шерсть и толстые мозоли на ногах предохраняют животное от перегрева и ожогов.

А вообще, где-либо в России нынче занимаются верблюдоводством? Да, занимаются. И даже в нескольких местах.

В Калмыкии насчитывается около десяти тысяч верблюдов. В Астраханской области их гораздо меньше. Но область знаменита тем, что с 2006 года в ней ежегодно проводятся бега на белых верблюдах. В Волгоградской области в районах Заволжья верблюды тоже не редкость. Их тут содержат в агрофирмах и в частных хозяйствах как тягловый скот, прекрасно приспособленный к засушливому климату и выдерживающий сильные морозы.


http://pics.livejournal.com/byzantine_way/pic/002xcarf

Памятник верблюдам Мишке и Машке


О выносливости этих животных красноречиво говорит такой малоизвестный факт. В Сталинграде уже после боев возникла сложная проблема с комплектованием вспомогательных частей лошадьми. Вспомнили про верблюдов в заволжских степях. Вспомогательный полк получил их как тягловой транспорт. В архивах есть фото, где запряженные в телегу верблюды сняты на фоне разрушенного Сталинграда. Этот «верблюжий полк» дошел до Берлина! Кстати, в Ахтубинске (Астраханская область) есть именной памятник верблюдам Мишке и Машке. Они тянули тяжелое артиллерийское орудие, из которого сержант Григорий Нестеров сделал один из первых залпов в Берлине по Рейхстагу.

   Смогли приспособиться к условиям жизни в пустыне и другие животные: днем они прячутся в норы или зарываются в песок, а ночью выходят на поиски пищи.

  В пустынях и полупустынях живут разные виды ящериц (варан – самая крупная ящерица России) и змеи (среднеазиатская кобра), тушканчик, лисичка- корсак, ушастый еж, жук-скарабей, гиена, джейран, кулан.

КуланДжейранГиена

  Кулан                                                       Джейран                                                    ГиенаУшастый еж Скарабей

Тушканчик

  Ушастый еж                                                 Скарабей                                                           Тушканчик

ВаранСреднеазиатская кобраКорсак

   Варан                                                      Кобра                                                       Корсак

Каждое животное в пустыне по-своему интересно. Вот, к примеру, тушканчик. Лапки у него – кенгуру, тельце-мыши, уши-зайца, а хвост – льва. Задние ноги у этих грызунов длинные и сильные. Перемещается прыжками (до 3 метров в длину), удерживая равновесие при помощи длинного хвоста.

Варан – огромная ящерица. Взрослые вараны бывают до 1,5м длиной. Недаром их называют еще пустынными крокодилами. Если варан разозлится, становится красным, может проглотить ящерицу и черепашку, скорпиона и жука, гусеницу и бабочку.

Вывод: В пустыне животные хорошо приспособлены к природным условиям: имеют защитную покровительственную окраску, отличный слух, зрение, могут долго обходиться без воды и пищи, многие ведут ночной образ жизни – кормятся и передвигаются в сумерках, когда не очень жарко. Большинство спасаются в норах и земле.

Деятельность человека.

Люди с давних пор осваивают полупустыни и пустыни. Построив каналы, они во многие районы подвели воду. На орошаемых землях появились поля, сады, виноградники. Из домашних животных в этих природных зонах на первом месте овцы и верблюды. Освоение этих районов привело к появлению экологических проблем, которые нужно решать.

Неумеренное орошение вызывает засоление почвы, в ней накапливается очень много соли. От этого снижается урожай, а в некоторых местах растения совсем не могут расти.

Больше стало подвижных песков, которые засыпают дороги, поля и постройки. А причина этого-перевыпас. Животные съедают и вытаптывают растения, которые закрепляют пески.

Что по вашему можно сделать?

Приходится проводить большую работу, чтобы снова вырастить на голых песках растения, например колосняк и джузгун. Природа зоны пустынь  нуждается в охране. Под угрозой и животный мир. Особую тревогу вызывает судьба сайгаков, которые страдают от рук браконьеров.

Для сохранения природы создаются заповедники. Но об этом мы поговорим чуть позже.

2. VII. Закрепление изученного материала.

Работа в группах. Исследовательская деятельность.

- Все вы поделены на группы.  Первая группа- ботаники, вторая -зоологи и в третьей экологи. Вам предстоит провести свою научную  исследовательскую работу.

- У вас на столах карточки – «помогайки», книги, иллюстрации, карты и другой наглядный материал. Я вам даю время на сбор информации о растительном и животном мире пустыни, об экологических проблемах этой зоны, после чего вы поделитесь своими знаниями.

Материалы для ботаников: рисунки с изображением растений, учебник.

Карточка – «помогайка»:

1. Общая особенность растений.

2. Индивидуальное приспособление к природным условиям.

Саксаул, верблюжья колючка,  джузгун, джунгарская полынь, селин

Материалы для зоологов: рисунки различных животных, населяющих пустыни, материал учебника.

Карточка – «помогайка»:

Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются.

- ящерица – круглоголовка;

- лисичка – корсак  

- ушастый еж;

Материалы для экологов: иллюстрации жизни в пустынях, учебник.

Карточка – «помогайка»:

1. Экологические проблемы пустыни и пути их решения.

2.  Охрана редких растений и животных.

3. заповедники.

- Итак, я вижу, многие исследователи готовы.                                                  

- А сейчас предоставим слово нашим ботаникам.

Рассказ зоологов.

Рассказ экологов   (Рассказы  учеников  у доски )                                                                               

- Что нужно делать, чтобы сохранить природу этой зоны? (строить водохранилища, проводить каналы с водой, создавать заповедники).

–Как сказали экологи, нужно создавать заповедники. В пустыне создано несколько заповедников. Там находят защиту животные, попавшие в Красную книгу: джейран, варан, кобра.

- Молодцы! Всем научным группам спасибо за работу. Пора отправляться домой.

-А какой заповедник есть у нас в Дагестане? (Бархан Сарыкум)
Бархан Сарыкум является уникальным памятником природы Дагестана. Геологами он признан вторым в мире по величине. Крупнее него – бархан под названием «Большой эрг» в пустыне Сахара. А в Европе и Азии нет равного по величине нашему Сарыкуму. Его длина 12 км, максимальная ширина – 4 км, высота 252 м, но по данным ученых в результате нарушения экологического равновесия его высота стала меньше. Он сложен прекрасным мелкозернистым песком. Помимо того, что на бархане произрастают растения и водятся животные, некоторые из которых характерны для Средней Азии, он вызывает удивление тем, что огромная гигантская масса песков находится не в пустыне, не на берегу моря, а на глинистой степи, то есть основание, платформа для этих песков – глинистая степь.

Фильм о бархане.

Откуда эти пески? Как здесь появились они и когда. Много различных версий, гипотез выдвигают ученые, местные жители сложили множество легенд. Некоторые гипотезы порой из разряда фантастических, одна из них такая: «Мощный ураган, циклон в древности перенес из среднеазиатских пустынь сюда пески», а доктор геологических наук, профессор ДНЦ Бунин, занимающийся исследованием земли аэрофотокосмическими рисунками считает, что бархан – вулканического происхождения.
Но многие ученые объективно полагают, что он образовался действием ветров, дующих в долине озера Ак-Коль и эти ветры, проходя через Капчугайское ущелье, , выдувают песок со скал на протяжении миллионов лет, выносят в эту местность и откладывает его на левом и в меньшей степени на правом берегу реки Шура-Озень.

- Я предлагаю вам посмотреть две легенды о происхождении бархана Сарыкум.

- Ребята, а вы любите играть?

 Игра «Узнай меня» собрать пазлы

1. Сколько важности в походке!

По пустыне-сковородке,

По колючкам босиком

Кто идет с горбом-мешком? (Верблюд.)

2.  Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва. (Тушканчик.)

3.  Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок. (Ящерица.)

 - Молодцы! И с этим заданием вы справились!

- А если вы хотите больше узнать о пустыни, то читайте эти книги.

VIII. Подведение итогов работы.

Рефлексия.

-Понравился ли вам урок?

- И чтобы на память о пустыне у вас осталась частичка, мы с вами сейчас сделаем рисунок из песка. А создавать мы будем радугу из разноцветного песка.

 

IX. Домашнее задание.

Конкурс творческих проектов «Один день в пустыне».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру 4 класс "Пустыни"

Разработка урока по окружающему миру 4 класс по теме "Пустыни". Тип урока - комбинированный. Цель урока: сформировать у учащихся представлние о природной зоне пустынь, познакомить с географическим пол...

Конспект урока по окружающему миру. 4 класс. "Пустыня".

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему  "Полезные ископаемые". УМК "Школа России". Учебник Плешаков А.А....

Открытый урок окружающего мира 1 класс "Что такое экология?"

Открытый урок  окружающего мира в  доступной форме даёт ответ первокласснику на вопрос "Что такое экология?". На уроке используется игровая, парная, икт, проблемная технологии ...

Открытый урок окружающего мира 4 класс Природная зона. Пустыня.

Открытый урок окружающего мира 4 класс по программе Школа России....

тесты по окружающему миру 4 класс ("Пустыня", "Степи")

представлены тесты по природным зонам степей и пустыни...

Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Пустыни"

Окружающий мир. 4 класс. Тема открытого урока "Пустыни"...

Тест по окружающему миру. 4 класс. Пустыни

Тест по окружающему миру. 4 класс. Пустыни...