Что такое семья
материал по окружающему миру (2 класс)

Урок окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_semya.docx38.13 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир.

Тема урока: Что такое семья.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цели педагогической деятельности

Образовательная: формирование представления о жизни семьи, о семейных традициях и культуре общения

Развивающая: способствовать формированию у обучающихся стремления к культурному общению, как в семье, так и вне ее; развивать творческие способности, умение анализировать, выделять главное, делать выводы.

Воспитательная: воспитывать ценностное отношение к семье: уважение, взаимопомощь, чувство гордости за свою семью.

Планируемые
образовательные

результаты

Предметные: научатся: определять смысл понятий «семья», «культура общения», «традиции», «поколение»; характеризовать семью, разделяя членов семьи на поколения; соотносить  нормы культурного общения в семье и вне ее.

Метапредметные: регулятивные – контролировать свое поведение на уроке, понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить;

познавательные – извлекать информацию из рассказа учителя, из иллюстраций, рассуждать и делать выводы, удерживать познавательный интерес;

коммуникативные - уметь сотрудничать с учителем, одноклассниками, оценивать себя и окружающих.

Личностные:готовность следовать нормам нравственного поведения, соблюдать уважительного отношения к родным людям, осознать важность культурного наследия своей семьи, испытывать чувство гордости за свою семью.

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые,  (эксперименты).Индивидуальная, фронтальная.

Оборудование и материалы

Компьютер, проектор, презентация, видеорурок из РЭШ,  видеоролик «Дружная семья»;  « Чудо-дерево», набор ладошек «Моя семья», листок  с рисунком дома, конвертики с домиками внутри, клей, карточки со словами-подсказками,  бумажный домик

        

Организационная структура (сценарий) урока

п/п

Наименование этапа урока, цель.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1.

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Аяна Викторовна и мне очень приятно видеть вас всех. Сегодня мы собрались на необычный урок творчества, любви, радости и доброты. И на этом необычном уроке присутствуют гости.

-Ребята,  все вы сегодня сидите тоже необычно. А для чего я вас так рассадила, узнаете чуть позже.

-Для начала взялись за руки, улыбнулись друг другу и вместескажем «Желаю удачи, я тебе помогу!»

Учащиеся по кругу берутся за руки и говорят:

Желаю удачи,

Я тебе помогу!

2.

Самоопределение к деятельности

А сейчас, ребята, я предлагаю вам отгадать загадки: (отгадки написанные на ладошках, прикрепляется  на дерево, нарисованное на ватмане)

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

-Всех милее наша …. ( мама)

Кто научит  гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Вы все знаете, ребята,-

Это наш любимый …. ( папа)

Я у мамы не один,

У нее еще есть сын,

Рядом с ним я маловат,

Для меня он старший ….( брат )

В доме у нас появилась девчонка

Теперь я ей брат, а он мне …(сестренка)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед-

Мой родной, любимый ….(дед)

У мамы работа, у папы работа,

У них для меня остается суббота!

А с нею я дома всегда,

Она не ругает меня никогда  (бабушка)

- Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, я.-это вся моя …. ( Семья)

- Ребята, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?

Отгадывают загадки, отвечают на вопросы

мама

папа

брат

сестренка

дед

бабушка

Семья

Мы будем говорить о семье.

  3.

Сообщение темы, цели и задач  урока

Совершенно верно! Тема нашего урока  «Наша дружная семья».

Сегодня на уроке мы:(слайд № 1)

  • Уточним понятие «Семья»
  • Узнаем правила общения в семье
  • Построим домик

Мы переходим к изучению раздела«Общение»

- Человек не может жить без общения с другими людьми. Люди делятся друг с другом своими переживаниями, радостями. Ребёнок учится общению в семье.

Слушают учителя, смотрят презентация урока

4.

Открытие нового знания

- Что такое семья? (слайд № 2)

- У всех есть семья, ребята?

- Любите, ли вы свою семью?

- Вы, ребята, сегодня будете работать как настоящая дружная семья. Представим, что каждая группа – это одна большая семья.

  1. Сообщение детей о своей семье.

-Давайте послушаем ребят, которые готовы немножко рассказать о своей семье.

- Молодцы! Спасибо, ребята, за ваш рассказ. Нам было очень интересно.

  1. Электронное приложение к учебнику

- А теперь , внимание на экран.

3. Признаки дружной семьи.   (слайд 3)

- А какую семью можно назвать дружной ?

-Ребята, посмотрите  на экран и скажите, где вы видите дружную семью?

- Что делает девочка?

- О ком заботится внучка?

-  Как работают  дедушка с внуком?

- А где вы видите плохое  поведение в семье?

Работа у доски

Напишите на брёвнышках домика, те слова, которые на ваш взгляд нужны для дружной семьи.

( если будут затруднения можно использовать слова-подсказки ).

Отвечают на вопрос своими словами, затем читают с экрана:Семья – это близкие и родные люди,  живущие вместе.

2 учащихся по очереди рассказывают о своей семье, остальные внимательно слушают

смотрят эл. приложение

Смотрят на экран, слушают

Отвечают на вопрос

Девочка помогает маме.

Внучка заботится о бабушке.

Дедушка с внуком работают дружно

Дочка слушает громкую музыку, у мамы болит голова. Мальчик сидит за столом, лицо у него сердитое.

Обсуждают в группе и заполняют бревнышки домика, нарисованной на лоске. Каждая группа пишет по одному слову.

Помощь, забота, любовь, уважение, любовь

Вывод: дружная семья должна любить, уважать  и не обижать друг друга.

Поколения семьи                            

- В  каждой семье проживает несколько поколений.

- К то знает, а что такое поколение?

Поколение – это люди, живущие в одно время.(слайд № 4)

Старшее поколение – бабушки и дедушки

Среднее поколение – мамы и папы

Младшее - дети.

1.Работа с иллюстрацией в учебнике на с.42.

- Откроем учебник и поработаем над иллюстрацией  на стр 42

- Кто входит в семью Нади и  Сережи?

- Сколько поколений проживает в их семье?

отвечают на вопрос

смотрят напрезентацию, слушают учителя

Мама, папа, Надя и Сережа.

2 поколения. Родители и дети.

Культура общения

 -Что делает мама с Сережей?

- Что делают папа с Надей?

- Как общаются в семье Серёжи и Нади?

Вывод: вежливая речь, культурное поведение, уважительное отношение к человеку-это культура общения.

Мама помогает Сереже найти на глобусе города.

Папа читает книгу вместе с Надей.

Они  разговаривают тихо, уважительно, вежливо, они внимательны и заботливы друг к другу.

Физминутка

Вы, наверное, устали ребята. Прошу всех встать и повторять за мной.

Дружно маме помогаем – И бегом за молоком.

Пыль повсюду вытираемМаму вечером встречаем

Мы белье теперь стираем,

Подметаем все кругомМаму крепко обнимаем.

Выполняют упражнения, предложенные учителем

         Традиции  (видеоурок из  РЭШ)

- Ребята, а как вы понимаете, что такое «традиции».

-Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам посмотреть на экран.

-Найдите и прочитайте в учебниках. на стр 44  что такое традиция?

Скоро приближается еще один замечательный  национальных праздник «Шагаа». В кругу семьи вы будете праздновать, накрывать стол и играть в национальные игры. Это тоже замечательная и красивая традиция тувинского народа, тувинской семьи.

Отвечают на вопрос

Смотрят фрагмент видеоурока из РЭШ

Выполняют задание

5.

Закрепление нового знания

1.Работа в группах « Дом семьи».

 В конвертиках у каждой группы есть домик с бревнышками. Эти бревнышки нужно вставить в ваш дом.  Для этого  приклейте их к домику при помощи клея.

- Давайте посмотрим, что у вас получилось?

- Молодцы. Все хорошо справились с заданием.

Пусть будет  это  ваши дома, в котором царит доброта, доверие, понимание, уважение, дружба, забота и любовь.

2. Упражнение Продолжи предложение( слайд 5,6)

- Я хочу чтобы мои мама и папа были

- Ялюблю когда бабушка ….

- Я люблю своего дедушку за то, что …

- Свою семью я считаю….

- Я желаю своим близким…

  1. Самостоятельная работа в рабочих тетрадях ( стр 24)

Работают в группах, строят домик.

домики вывешивают на доску

счастливыми

улыбается

добрый

дружным

здоровья

6.

Домашнее задание

А сейчас послушайте внимательно домашнее задание.  В начале урока мы прикрепили ладошкик «Чудо- дереву». Называется оно Семейное  дерево. Я раздаю вам такое чудо-дерево.  Дома вы с семьей заполняете это дерево, на пустых окошечках  напишите имена всех членов семьи. Это будет ваша исследовательская  работа.

Слушают учителя, получают домашнее задание

7.

Итог урока. Рефлексия

Мне очень понравилось общаться с вами.

А вам понравился урок?

За урок оценку получили….

Закончить этот урок хочется с песней  про дружную семью.

( музыкальная презентация с песней « Дружная семья)

Если вы знаете песню,  можете подпевать.

Спасибо всем за работу!

Делятся своими впечатлениями и поют песню.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по окружающему миру по теме "Что такое семья?"

Эту презентацию можно использовать на уроке окружающего мира по теме "Моя семья"...

УМК «Начальная школа XXI век» под редакцией Н.Ф.Виноградовой Окружающий мир, 2 класс. Что такое семья?

Урок изучения и первичное закрепление нового материала. Уточнить элементарные представления о семье и понимание родственных отношений....

что такое семья

данная презентация используется на классном часе по теме "что такое семья" в 3 классе...

Открытый урок на тему:"Что такое семья?"

Открытый урок на тему:"Что такое семья?"...

Урок доноведения "Что такое семья?"

Урок доноведения по теме «Что такое семья?» Задачи урока:1. Раскрыть значение понятий «семья», «члены семьи», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение», обратить внимание на хар...

Что такое семья.

Урок окружающего мира. 2 класс.Школа ХХI века. Расскрывается понятие слова семья. Рассказывается о том, что объединяет людей в семье....

Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Что такое семья". (УМК "Начальная школа XXI века)

На этом уроке дети сформулируют понятие "семья", познакомятся со словами "поколение", "домочадцы"...