Статья по теме "Развитие логического мышления младших школьников на уроках окружающего мира"
статья по окружающему миру

Самсонова Светлана Анатольевна

В статье освещается психолого-педагогический аспект проблем развития логического мышления учащихся начальных классов. Говорится о влиянии уроков окружающего мира на развитие логического мышления младших школьников. Раскрывается суть использования заданий из курса «Окружающий мир» как средства развития логических операций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.33 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие логического мышления младших школьников на уроках окружающего мира.

Самсонова Светлана

г. Симферополь

Аннотация. В статье освещается психолого-педагогический аспект проблем развития логического мышления учащихся начальных классов. Говорится о влияние уроков окружающего мира на развитие логического мышления младших школьников. И раскрывается суть использования заданий из курса «Окружающий мир» как средства развития логических операций.

Ключевые слова: логическое мышление, младший школьник, логические операции.

Актуальность. В настоящие время система школьного образования направлена на интеллектуальное развитие личности. Из-за постоянного увеличения объема  информации особого внимание уделяется развитию мыслительных способностей детей на основе любознательности и интереса в процессе познания.

Начальное образование в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта направлено на овладение логическими операциями [1, с. 18]. На сегодняшний день существует множество различных программ, направленных на развитие логического мышления младших школьников. Но не всегда они используются на практике. Проблема состоит в том, что учащимся уже в первом классе для усвоения программы требуются навыки логического мышления.

 Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов показывают, что ученики, не овладевшие приемами мыслительной деятельности в начальной школе, в дальнейшем становятся неуспевающими. Поэтому развитие логического мышления у младших школьников должно быть основной составляющей педагогического процесса.

Таким образом, актуальность статьи обусловлена тенденциями в современном образовании, так как развитие логического мышления  способствует повышению культуры мышления, что приведет к пониманию со стороны учащихся, точному выражению мыслей, умению находить ошибки в рассуждениях, предлагать свой вариант решения.

Проблемами развития логического мышления учащихся начальной школы занимались зарубежные (Ж. Пиаже, Р. Гайсон, Ф. Тайсон и др.) и отечественные (П. П. Блонский, Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, П. И. Зинченко, З. М. Истомина, А. Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Г. С. Овчинников, С. Л. Рубинштейн, А. А. Смирнов,) и другие ученные.

Цель статьи: выявить наиболее эффективные приемы развития логического мышления младших школьников на уроках «Окружающий мир».

Главная проблема состоит в том, что для усвоения материала начальной школы детям необходимо проводить логический анализ. Однако исследования говорят об обратном. И всего лишь небольшой процент выпускников начальной школы владеют основными приемами анализа. Ошибка учителей младших классов заключается в том, что они чаще всего требуют от учеников выполнения заданий основанных на подражании, работе с образцом.

Рассмотрим понятие мышления. Мышление – это высший познавательный процесс. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление - это особенная теоретическая и практическая деятельность, предусматривающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

В психологии популярна простая и достаточно условная классификация видов мышления: 1) наглядно-действенное, 2) наглядно-образное и 3) отвлеченное (теоретическое) мышление.

Логическое мышление используется только в том случае, если для решения поставленной задачи перед учеником требуется использование логических операций.

В кратком словаре системы психологических понятий логическое мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики» [2, с. 123].

К основным особенностям логического мышления младших школьников относят:

1) преобладание чувственного, деятельного анализа над абстрактным;

2) несформированность базовых умений для проведения обобщения;

3) осуществление синтеза большей частью в наглядной ситуации без отрыва от действий с предметами;

4) замена операции сравнения предметов, которые проще определяются в свойствах, чем в связях и отношениях меж предметами;

5) неумение выделять немаловажные признаки, чаще всего, заменяя их внешними яркими признаками предметов. [3, с. 186]

Но эти особенности не означают, что у них отсутствует логическое мышление. Исследования учёных (П.Я. Гальперина [4, с. 305],
Л.Ф. Обуховой [5, с. 107], Дж. Брунера [6, с. 240] и др.) показали, что логическая деятельность учеников начальной школы более шире, чем от них требует программа.

Следует помнить о том, что умение совершать логические действия не является врожденным. По мнению многих ученных и, в частности П.П. Блонского [7, с. 108], мыслительная деятельность успешно активизируется и развивается там, где «учащиеся осознают новые вопросы, включаются в поиски ответов на них, сначала в сотрудничестве с учителем, а затем самостоятельно, постепенно переходя от простых к все более усложняющимся вопросам».

Задача учителя начальной школы обязательно состоит в том, что он должен вести регулярную и целенаправленную работу по развитию у его учащихся  общелогических умения. Педагог должен научить основным приемам сравнения, анализа и синтеза.

Как говорил К.Д. Ушинский: «сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления».[8, с. 238] Сравнивая, например, объекты живой и неживой природы, ученик глубже познает особенности данных предметов и явлений.

В обучении младших школьников умению сравнивать мы придерживаемся таких приемов:

- выбери признак, по которому ты можешь сравнить предметы;

- выдели этот признак в каждом из предметов;

- сделай вывод: одинаковы или различны предметы по выбранному тобой признаку;

В начальный школе также активно используется логический приём упорядочение. Суть данного приёма в установлении предметов по степени выраженности  выделенного признака.

Классификация - еще один логический прием, без которого не осуществляется процесс обучения в начальных классах. На любом предмете встречаются задания, которые ставят перед учениками задача распределить предметы на группы в соответствии с ярко выраженными признаками одной группы, и отличающей его от другой.

Для того, чтоб ученик смог овладеть основными приёмами логического мышления необходимо объяснить ему, что сравнить два или более предметов, значит определить, чем они похожи и чем они отличаются, упорядочить объекты – знать и понимать, что значит расположить предметы в ряд по определенному признаку и т.д.).

Окружающий мир имеет огромные возможности для развития у ребенка основных приемов логического мышления. При изучении курса «Окружающий мир» учащиеся обучаются умению оперировать понятиями, правильно строить и анализировать суждения (предложения, утверждения, высказывания), проводить умозаключения и доказательства.

Вспомните слова К. Д. Ушинского о том, что самая понятная и легкая логика для детей, это логика природы. Дети, приходя в школу уже имеют определенный жизненный опыт, кругозором, свой взгляд на мир. У детей 7-8-летнего возраста развито наглядно-действенное мышление, именно от этих условий и отталкивается учитель, развивая логику у учащихся. Отгадывая загадки, анаграммы, определяют, что можно сказать про слово-отгадку, выделяя его признаки, т.е. идет процесс анализа. [9, с. 205]

Анаграммы (цель: развивать мыслительные операции анализа и синтеза).

http://festival.1september.ru/articles/527872/img1.gif

Затем детям предлагается выделить общие признаки и разделить предметы на группы. В этом задании они должны определить, что одни предметы живые, другие нет. Следовательно,  существенные признаки одних, что  всё живое растёт, дышит, размножается, питается, погибает, а неживые предметы этими качествами не обладают. После, очень важно не забыть сделать вывод: природа бывает живая и неживая. Таким образом, используя подобные задания, ученик учится сравнивать, анализировать,  классифицировать, обобщать.

Важно также научить ребенка обобщать. Для этого необходимо выработать у младшего школьника следующие умения:  распознавание объекта по признакам; сравнение, сопоставление и противопоставление; выделение главного; установление взаимосвязей; построение аналогии, рассуждений и доказательств.

В курсе окружающего мира есть ряд заданий, которые нацелены на выработку этих умений. Например, учитель может использовать вопросы, которые побудят учеников к использованию этих приёмов: Птицы умеют летать. Бабочка тоже летает. К какой группе животных она относится? Почему?

Умение проводить линии сходства и различия живого и неживого помогает учащимся установить взаимозависимость живой и неживой природы, понять, что это неразрывно, а в дальнейшем сделать вывод о их взаимодействии. Часто используемы и приносящие результат, как показывает практика, являются задания на классификацию природоведческих понятий, построение цепей питания. В учебных пособиях встречаются следующие упражнения: распредели названия следующих животных на группы, дай название каждой группе. Объясните свое решение. Кот, заяц, лиса, собака, дятел, муравей, коза, медведь, мышь, овца, клёст, шмель. Также, можно предложить ребенку найти пару. Цель такого задания – это развитие умения находить логически подходящие друг другу предметы.

Также для развития логических умений используют упражнения, направленные на узнавание предмета по заданным признакам. Пример. Какому животному соответствует следующее описание: «Это животное хищник. Окрас рыжий. Часто встречается в сказках». Эти упражнения очень похожи своему назначению с загадками.

Задания на сравнения предметов позволяют развивать у учащихся умения сравнивать объекты природы.

Пример. Назовите общие признаки: березы и осины; ели и сосны; гвоздики и ромашки; воробья и вороны; голубя и дятла.

Чем отличается: зима от лета; дерево от кустарника; хвойное дерево от лиственного.

Работа по развитию логического мышления должна проводиться на протяжении всего обучения в начальной школе и на каждом предмете. Только тогда эта работа принесет желаемый результат.

Выводы. Младший школьный возраст считается активным пропедевтическим этапом развития логического мышления. Курс «Окружающего мира» предлагает нам огромный выбор методических приёмов в ходе которого закладываются основы осуществления логических операций анализа, синтеза, обобщения, ограничения, классификации, сравнения, абстрагирования и других, являющихся базой успешного овладения учебной программой общеобразовательной школы. Но, не смотря на это, учителя начальной школы должны систематически, не только на уроках окружающего мира, а и на всех учебных дисциплинах вести работу по освоению учащимися основных логических приёмов.

Литература: 

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Министерство образования и науки Российской Федерации от 06.10. 2010

2. Ревина, Е.Г. О возможностях развития логического мышления младших школьников в условиях целенаправленного обучения / Е.Г. Ревина // Межвузовский сборник научно-технических статей. – М.:  Вольск, 2007. – С. 141–145.

3. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника: Пособие для учителя. / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1988. – 220 с.

4. Гальперин, П. Я. Введение в психологию/ П. Я.Гальперин. – М., 2000. – 432 с.

5. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. / Л.Ф Обухова. — М.: Тривола, 1998.— 352 с.

6. Брунер, Дж. О познавательном развитии // Исследование развития познавательной деятельности / Дж. Брунер. – М.: Педагогика, 1971. – 398 с.

7. Блонский П.П. Память и мышление. / П.П. Блонский.  – М.: Академия, 2007. – 208 с.

8. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / К. Д. Ушинский; Под ред. А. И. Пискунова. — М.: Педагогика, 1974. – 386 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОСТ.

В статье представлен теоретический и практический материал по развитию логического мышления младших школьников на уроках математики. На основе анализа литературы описаны виды мышления, особенности мыш...

Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики"

Данный материал поможет в развитии логического мышления младших школьников на уроках математики....

Программа самообразования «Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики»

Программа профессионального самообразования учителя начальных классов "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики"...

Педагогический проект на тему: "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики в рамках УМК "Планета знаний"

УМК "Планета знаний" привлекает меня чёткостью построения содержания курса, направленного не только на обработку знаний, умений и навыков, но прежде всего на развитие логического мышления....

"Развитие словесно-логического мышления младших школьников на уроках русского языка"

  Мышление развивается в различных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой, изобразительной и т.п. Успешнее развивается логическое мышление учащихся, если обучение организованно системно, если ...

Методы и приемы развития логического мышления младших школьников на уроках окружающего мира

В развитии логического мышления и связной речи особенно велика роль изучения природы и общества. Наблюдение и характеристика различных явлений - основа развития всех типов связной речи - описание, пов...