Технологическая карта открытого урока окружающего мира 1 класс Н.Ф.Виноградова. Тема "Что мы знаем о птицах"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Карпова Анна Александровна

Технология деятельностного метода обучения.

«Любая деятельность может быть либо
технологией, либо искусством.
Искусство основано на интуиции,
технология – на науке.
С искусства все начинается,
технологией – заканчивается,
чтобы затем все началось сначала».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_deyatelnostnogo_metoda_obucheniya_2.doc95 КБ
Microsoft Office document icon ptitsy_3.doc1.93 МБ

Предварительный просмотр:

Технология деятельностного метода обучения.

«Любая деятельность может быть либо
технологией, либо искусством.
Искусство основано на интуиции,
технология – на науке.
С искусства все начинается,
технологией – заканчивается,
чтобы затем все началось сначала».

Структура уроков введения нового знания  обычно имеет следующий вид:

 

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) -

1-2 минуты

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

         

 Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

  • актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
  • создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
  • устанавливаются тематические рамки (“могу”).

 Приёмы  работы:

  • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям,  предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);
  • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;
  • девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех» и др.)

 

 

II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии -

4-5 минут

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

  • Возникновение проблемной ситуации
  • Методы постановки учебной проблемы:
  1. побуждающий, подводящий  диалоги;
  2. мотивирующий  приём  «яркое пятно» - сказки, легенды, фрагменты из художественной  литературы,  случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)

III. Постановка учебной задачи -

4-5 минут 

Цель: обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»)

 

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

  1. восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;
  2. соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

 

IV. Открытие нового знания (построение  проекта выхода из затруднения) -

7-8 минут

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

 

V. Первичное закрепление -

4-5 минут

Цель: проговаривание нового знания,  (запись в виде опорного сигнала)

  • фронтальная работа, работа в парах;
  • комментирование, обозначение знаковыми символами;

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) -

4-5 минут.

Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.

  • Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания).
  • Самоконтроль, самопроверка.

VII.   Включение нового знания в систему знаний и повторение -

7-8 минут.

  • Сначала детям предлагаются задания, которые содержат
  • новый алгоритм, новое понятие.
  • Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется  вместе с изученными ранее.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) -

2-3 минуты.

Цель: осознании обучающимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

 

Вопросы:

Какую задачу ставили на уроке?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать ещё?

Где можно применить новые знания?

Что на уроке у вас хорошо получилось?

Над чем ещё надо поработать?

и другие.

 

Особенность метода - самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания  и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.

Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по УМК «Начальная школа XXI века»

Тема: Что мы знаем о птицах.

Тип: урок открытия нового знания.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 1 класс (1 часть) Н.Ф.Виноградова Москва Изд.центр «Вентана Граф» 2021г., набор карточек с изображением птиц, цветные карандаши, листы самооценки, изображения птиц для раскрашивания, словарь Ожегова, задания.

Цель урока: создать условия для ознакомления с многообразием птиц, их общими и отличительными особенностями, формирования понятия дикие, домашние, перелётные, оседлые птицы; способствовать развитию монологической и диалогической речи, наблюдательности, внимания, аналитических умений.

Планируемые результаты:

Предметные: определять понятия дикие, домашние, перелётные, оседлые птицы, выделять общие и отличительные особенности птиц; устанавливать зависимости наступающего сезона и поведения птиц.

Метапредметные:

Регулятивные: планирование - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Познавательные: общеучебные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; логические - выделять общие и отличительные особенности птиц, устанавливать зависимости наступающего сезона и поведения птиц;

предметные – знакомиться с многообразием птиц; знать и объяснять понятия дикие, домашние, перелётные, оседлые птицы.

Коммуникативные: управление коммуникацией - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; работать в парах; отвечать на вопросы с опорой на ключевые выражения, аргументировать свою точку зрения.

Личностные: самоопределение - проявляют готовность и способность к самообразованию.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная, парная.

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Цель

1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1-2 минуты

Прозвенел уже звонок-,

Начинается урок.

Сядем правильно сейчас,

Пожелаем всем удачи,

За работу, в добрый час!

- Отгадайте, что за гостья сегодня у нас на уроке?

Загадка.

Днём спит, ночью летает,

Прохожих пугает…

- правильно. Она будет рада посмотреть, как вы занимаетесь, чему уже научились?

- Не возражаете?

- А почему именно сова?

(Почему именно эта гостья сегодня у нас на уроке?

- На этот вопрос мы ответим позже.

- Начнём наш урок такими словами:

Ужасно интересно

Всё то, что неизвестно!

Мы тайны разгадаем

И мир большой познаем!

Подготовка класса к работе.

Настрой на дальнейшую работу.

Сова.

Нет.

Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Установление эмоционального контакта.

  1. Актуализация опорных знаний – 2-3 минуты.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 4-5 минут.

- Вспомним, что мы с вами исследовали на прошлом уроке?

-Почему этих животных называются млекопитающими?

-Ребята, чтобы проверить, умеете ли вы отличать млекопитающих от других животных, я предлагаю вам сыграть в игру «Кто лишний?»

Игра «Кто лишний?»

1.Волк, дятел, лось

2.Белка, медведь, гусь.

3.Петух, заяц, лиса.

4. Кит, голубь, кенгуру.

5.Мышь, кабан, ласточка.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

- По какому признаку вы объединили животных? Объясните.

- Кто у вас остался? –

- Назовите этих животных одним словом.

- Мы узнали о зверях.

-Этих животных называют млекопитающими, потому что они выкармливают своих детёнышей молоком.

Проверка. Самопроверка.

Ответы детей: Звери выкармливают детёнышей молоком, поэтому их называют млекопитающими.

Дикие звери живут везде: в жарких и холодных  странах, в лесу, в степи, в море.

-Дятел, гусь, петух, голубь.

- Птицы.

Дятел

Гусь

Петух

Голубь (На доске выставляются карточки с названием этих птиц)

Выявить знания детей по изученной ранее теме «Звери – млекопитающие»

3.Постановка учебной задачи – 4-5 минут

- Глядя на лишние картинки, предположите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке.

Правильно. Догадались, почему к нам на урок пришла сова.

-Сегодня мы продолжим знакомство с животным миром.

- Какая тема нашего урока?

-В конце урока вы ответите на вопрос: Что мы знаем о птицах?

- Разве вы ничего не знаете о птицах?

Всё ли знаете о птицах?

Давайте предположим:

- Продолжите мои предложения:

Сегодня на уроке мы будем…

Мы повторим…

Мы научимся…

Выявляется уровень знаний.

-Отгадайте загадки:

1.Кто на ёлке, на суку,

Счёт ведёт: «Ку-ку, ку-ку?»

2.На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его …

3.Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

4. Чёрный жилет,

Красный берет.

Нос как топор.

Хвост как упор.

5. Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет.

Крохи собирает.

Ответы детей:

Тема урока: Птицы.

-Да.

Открыли учебник и прочитали в учебнике текст

Знаем.

-Нет.

Будем говорить о птицах.

-Повторим, что знаем о птицах.

- Познакомимся с многообразием птиц.

-Научимся объединять птиц в группы.

Отгадывают загадки.

-Кукушка.

Скворец

Снегирь

Дятел

-Воробей.

  1. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)- 7-8 минут

Работа в парах.

Сейчас мы будем работать в парах.

Повторим правила работы в парах.

Ребята, у вас на партах лежат карточки с изображением птиц. Подумайте, на какие группы их можно разделить. Докажите. (Выполнить это задание вам помогут условные обозначения, с которыми мы познакомились на прошлом уроке: домик и берёзка, и ёлочка.)

(Петух, голубь, гусь, ласточка, индюк, воробей, дятел).

Проверка: домик – домашние птицы, берёзка и ёлочка – дикие.

- Как будет называться каждая группа птиц? Объясните своё решение.

- Как вы думаете, все ли дикие птицы живут у нас круглый год?

- Почему одни улетают в тёплые страны, а другие остаются здесь? Объясните.

(рассматривают птиц, которых они отложили к диким) Ласточка, дятел, голубь.

-Как называются такие птицы?

Какие ещё птицы относятся к этим группам? Дополните своими примерами каждую группу.

- Давайте проверим, умеете ли вы различать зимующих и перелётных птиц.

- Откройте учебник на стр. 72 и работая в парах, жёлтыми фишками закройте зимующих птиц, зелёными фишками отметьте перелётных птиц.

( Слово осёдлые узнаем из словаря Ожегова)

(Осёдлый – живущий постоянно на одном месте.)

-Отгадайте, что за птица?

Грудка не жёлтая и не серая, похожа на красный фонарик.

Летом можно встретить только в северных лесах.

-Что вы знаете об этой птице?

Узнать об этой птице нам поможет учебник на стр. 73

(Чтение текста)

Вопросы по тексту:

-К каким птицам относят снегиря?

Почему?

-Как отличить эту птицу от других птиц?

Правила работы в парах.

1.Работаем тихо, дружно.

2.Говорим по очереди, не перебивая друг друга.

3. Чётко высказываем своё мнение, уважаем мнение собеседника.

-Домашние. Дикие.

-Нет.

Перелётные и зимующие.

( Перелётные – грач, скворец, соловей, журавль, аист, кукушка; зимующие – сорока, ворона, галка)

Самооценка. Лист достижений со светофорчиками.

- Снегирь.

Снегирь – кочующая птица.

-Это небольшая птица. Её длина до 15 сантиметров.

Организовать деятельность учащихся по успешному восприятию и осмыслению нового материала.

Физкультминутка.

Гуси-лебеди летели

На лужайку тихо сели,

Походили, поклевали,

Потом быстро побежали.

Реализация двигательной активности.

  1. Первичное закрепление – 4-5 минут

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) – 4-5 минут.

Физкультминутка

-Птиц на Земле огромное количество. Многие из них у нас не живут, а приспособились к жизни в жарких странах или в холодных льдах. Среди них есть розовый фламинго, тукан, павлин, страус, пингвин и другие.)

Фронтальная работа.

( На доске разбросаны названия птиц и даны карточки с изображением птиц. Нужно соотнести название и изображение птицы). Тукан, петух, розовый фламинго, павлин, лебедь, пингвин.

-Какая птица среди них лишняя? Почему?

- Сегодня мы многое узнали и вспомнили о птицах, а чем питаются наши пернатые друзья, знаете?

-Ответ на этот вопрос вы сможете получить в учебнике на стр. 76.

Где находят корм домашние птицы?

(Рассказ «Кто обедал в птичьей столовой?» читают подготовленные ученики).

Задание к тексту:

Вы должны внимательно слушать и запомнить, что лежало в кормушке. Далее нужно определить:

1.Кто съел хлеб?

2.Кто съел сало?

3.Кто съел рябину?

Фронтальная проверка.

Игра «Найди и справь ошибку».

Синица             рябина

Воробей            сало

Снегирь           хлебные крошки

Как домашние птицы переживут это время? Кто о них заботится?

А как быть тем птицам, которые живут вблизи жилища людей, но являются дикими?

- Молодцы, вы вместе хорошо справились с работой. Но теперь каждый свою работу оценит ещё сам.

Птички в гнёздышке сидят(поворот туловища)

И на улицу глядят (вправо и влево)

Погулять они хотят (дети машут руками как крыльями)

И тихонько все летят.

- Ребята, я думаю, мы можем помочь нашим пернатым друзьям пережить холодную зиму.

- Поможем? Что мы с вами можем для этого сделать?

- Вместе с родителями приготовьте для птиц кормушки.

(можно сделать на уроке технологии).

Петух. Это домашняя птица.

- Их кормят люди.

Хлеб съели воробьи.

Сало съели синицы.

Рябину склевали снегири.

Синица           рябина

Воробей          сало

Снегирь       хлебные крошки

Самопроверка.

Светофорики.

Их кормят люди.

Делать кормушки и насыпать корм.

Да

Применение знаний в

типовых условиях.

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение – 7-8 минут.

        

  1. Итог урока.

Рефлексия.

Кто помнит главный вопрос нашего урока?

-Что нового вы узнали на уроке?

Что бы вы ещё хотели узнать о птицах?

(Я запомнил…

Меня удивило…

Я впервые узнал…)

- А что же наша сова? Мы про неё забыли?

Прочитаем текст и ответим на вопросы:

- Совы бывают разными, их около двухсот видов. В основном совы – оседлые птицы (зимующие), но вот ушастая сова – перелётная.

1.К какой группе (перелётная или осёдлая) относится сова? Объясните почему?

Давайте подведём итоги нашей работы.

- На партах у вас лежат птички. У кого всё получилось, грудку своей птички раскрасьте красным цветом. Кто испытывал затруднения, но справился – жёлтым цветом, а если было очень трудно – коричневым.

-Какие птички прилетят в нашу столовую?

Покажем всем.

-Что мы знаем о птицах?

Птицы бывают дикие и домашние. Перелётные и зимующие, кочующие.

Нет.

Раскрашивают грудки птичек, затем приклеивают их на кормушку. (На доске)

Сова оседлая птица.

Птичек располагаем на кормушке.

Систематизация полученных и имеющихся у учеников знаний по теме.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока окружающего мира во 2 классе по ОС «Л.В. Занкова" по теме "Рельеф. Ландшафт."

Тема «Рельеф. Ландшафт.»Цели:Содержательная (предметные результаты):- формировать представление о рельефе и ландшафте ЗемлиДеятельностная:- формирование у учащихся умений реализовать новые способы дей...

Технологическая карта открытого урока окружающего мира 1 класс

Технологическая карта открытого урока окружающего мира в начальной школе (1 класс)...

Технологическая карта открытого урока окружающего мира на тему:"Что у нас над головой"

Методическая разработка направлена на изучение нового и  закрепление уже имеющихся знаний у детей о небе, солнце, луне,звездах и созвездиях....

Технологическая карта открытого урока окружающего мира. Тема урока: «Заповедники и национальные парки России».

Технологическая карта открытого урока с использованием технологии смешанного обучения, модель «Ротация станций», тема урока « По заповедникам и национальным паркам»....

4 класс Технологическая карта открытого урока окружающего мира

Школа: ЧОУ «Добрая школа на Сольбе»Дата: 21.02.2022Предмет: окружающий мирТема урока: Петр ВеликийКласс: 4Учитель:  Кузьменко А.Н.Тип урока:  «открытие» новых знанийП...