Конспект урока Окружающий мир 4 класс Тема:Зона Арктических пустынь
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Айбазова Кулина Асламбековна

конспект урока по окружающему миру 4 класс, тема :Зона арктических пустынь, изучение новой темы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока окружающий мир23.24 КБ

Предварительный просмотр:

                                     ТЕМА: Зона арктических пустынь.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: сформировать у учащихся понятие «Арктика»; познакомить учащихся с особенностями (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, её использованием.

Задачи:

 познакомить учащихся с зоной арктических пустынь;

 учить характеризовать природную зону по плану.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные:

 показывать природную зону на карте природных зон;

 иметь представление о природе зоны арктических пустынь (неживая природа, растения, животные);

Метапредметные:

 определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;

 извлекать информацию из карты и схемы;

 устанавливать причинно-следственные связи;

 рассказывать о природной зоне по плану;

 представлять информацию в виде таблицы;

 готовить сообщения.

Личностные:

 осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности;

 проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России;

 понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия.

                           1.Организационный момент.

Здравствуйте ребята.

2. Постановка учебной задачи (Новая тема)

Звучит песня «Где-то на белом свете».(отрывок)

- Вы услышали песню. О какой земной оси говорится в ней?

(Земная ось - воображаемая линия, проходящая через центр Земли. Проходит через северный и южный полюс.) Где живут белые медведи?

- Эта природная зона называется арктические пустыни.

- Вы хотели бы туда отправиться в путешествие?

- Что для этого нужно знать?

(ответы детей)

- Географическое положение

- Климат

- Способны ли растения жить в арктической пустыне? Какие?

-Растительный мир

-Способны ли здесь обитать животные?

-Животный мир

- Почему люди с давних времен пытались освоить Арктику?

-Занятость человека

3. Работа в группах.

Вы видите, что сидите вы сегодня необычно, в группах. Прочитайте, как называются ваши группы.

- Чем занимаются географы?(изучают географическое положение и климат)

- Географы, пользуясь учебником и географической картой, ответьте на вопросы и выполните задание по карточке.

1.Где на карте расположена зона арктических пустынь? Назовите и покажите на карте острова, которые относятся к этой зоне.

2.Каким цветом обозначена зона арктических пустынь?

3.К северу или к югу от нашего края расположена Арктика?

4.Погодные условия зимой.

5.Погодные условия летом.

Географы, вам слово.

Арктика – это район Земли, примыкающий к …. (Северному полюсу). Это огромное пространство …. (Северного Ледовитого) океана, с ….(морями) и ….(островами). На карте Арктика обозначена …. Цветом. Острова, которые относятся к этой зоне: … (Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля). Арктика расположена ….(к северу) от нашего края. Солнце направляет на эту зону ….(косые) лучи. Оно ….(светит), но не ….(греет). Зимой в Арктике ….(полярная ночь). Темноту освещают луна, звёзды и ….(северное сияние). Дуют ….(ветры), бушует ….(пурга). Температура опускается до ….(-60) градусов. Летом в Арктике ….(полярный день), но ….(тепла) тоже нет. Это зависит от географического ….(положения) арктической зоны. Температура лишь на ….(несколько градусов) выше ….(нуля).

(Дети вставляют пропущенные слова и читают вслух рассказ, сопровождая свой ответ показом на карте).

1. Арктика – это огромное пространство Северного Ледовитого океана с морями и островами. Здесь очень суровые условия. Почему? А потому, что солнце направляет на это пространство косые лучи. Оно светит, но не греет.

Зимой в Арктике полярная ночь. Она длится 179 суток. Темноту освещают луна, звезды и северное сияние. Очевидцы рассказывают, что оно похоже на причудливый занавес, который колышется в тёмном небе. Занавес разделён на светящиеся разноцветные полосы, сияющие чистыми цветами радуги. Дуют ветры, бушует пурга. Температура опускается до -60 0С. Летом – полярный день. Длится он 186 дней в году. Тепла нет. Температура чуть выше 0 0С (+3, +4 0С). Поэтому льды не успевают таять, осадки выпадают в виде снега.

Вывод: Таким образом, Арктика – это Северный Ледовитый океан, моря, острова. Здесь очень суровый климат, так как солнечные лучи только скользят по поверхности земли, не согревая её.

-Ребята, иногда в Арктике возникает удивительной красоты природное явление. Что же это?

-Отгадайте загадку:

Что за чудо – чудеса:

Загорелись небеса!

Ой, горит – пылает пламя

Над сверкающими льдами!

Кто зажег огонь чудесный,

Золотой костер небесный?

Никого за тучей нет,

Это с неба льётся свет!

(Северное сияние.)

2.Ботаники

-Ботаники, используя учебник, карточки с изображением растений (мхи,

полярный мак, лишайник, голубика, морошка, планктонные растения), отвечают на вопросы и выполняют задание на карточке.

1.Какие растения прижились в Арктике?

2.Почему живут только эти растения?

3.Как они приспособились к таким условиям?

4.Каково значение растений данной зоны?

На островах прямо на голых ….(камнях) встречаются ….(лишайники), они очень ….(малы). Также приспособились к жизни на камнях ….(мхи) и …. (полярные маки. В толще воды, не покрытой ….(льдом), большое количество ….(планктонных растений – водорослей).

(Дети выбирают карточки с растениями и читают свой рассказ, сопровождая показом растений)

В таких суровых условиях выживают самые стойкие и неприхотливые растения. Прямо на камнях растут лишайники, похожие на серую накипь, и мхи. Растут полярные маки и полярные ивы. Их можно спутать с травой, ведь высота не более 7 см. В воде живут планктонные водоросли. На поверхности снега и льда растут снежные водоросли. В летнее время они размножаются в таком количестве, что как будто цветут целые острова снега и льда, так как водоросли окрашивают их в красные, розовые, зелёные и бурые цвета.

Вывод: Таким образом, даже в таких суровых условиях (лето очень короткое) растут лишайники, мхи, водоросли, полярные маки и ивы. Они приспособились расти на камнях, в ледяной воде и даже на снегу и льду.

3.Зоологи

- Зоологи, используя учебник, карточки с изображением птиц и животных (чайки, кайры, гагарки, тупики, белый медведь, тюлень, рачки, морж, северный олень, кулик, заяц, пингвин), ответьте на вопросы и выполните задание на карточке.

1.Какие животные обитают в арктической зоне?

2.Чем они питаются?

3.Как приспособлены к таким суровым условиям?

4.Что такое птичьи базары?

Животных арктической зоны кормит ….(море). Морскими водорослями питаются….(рачки), а ими ….(рыбы). Основная пища птиц и животных – это ….(рыба). На скалистых берегах собираются ….(чайки), ….(кайры) и ….(гагарки), здесь они выводят ….(потомство). Птиц с необычными клювами называют ….(тупики). Все звери - прекрасные ….(пловцы). От холода их защищает ….(слой жира). Это ….(моржи) и ….(тюлени). На тюленей охотятся ….(белые медведи). У них длинная густая шерсть ….(белого) цвета и ….(широкие) лапы, чтобы удобнее было ….(передвигаться по льду и снегу).

(Дети выбирают карточки и читают рассказ, сопровождая рассказом).

1. Морскими водорослями питаются рачки, а рачками – рыбы. В ледяной воде много разнообразной рыбы: арктическая треска, сайка и арктический голец. Рыба – основная пища для животных и птиц.

2. Летом в арктической зоне очень много птиц. На согретых солнцем скалистых берегах Северного Ледовитого океана появляется огромное количество морских птиц: полярные чайки, гагары, кайры, поморники, тупики. Они прилетают сюда высиживать птенцов. Птицы устраивают свои гнёзда на разных «этажах» береговых скал. Такие большие гнездовья называются «птичьими базарами». С приходом зимы птицы улетают зимовать в более южные районы. По побережью живут гуси, утки. Среди них наиболее известны гаги. У них очень мягкий, тёплый пух.

Таким образом, некоторые птицы круглый год в Арктике (их защищает густой перьевой покров), а некоторые только летом навещают эти места, когда лёд тает, появляются растения, рыба – основной источник питания.

3. Все животные Арктики – отличные пловцы. Тюлени и моржи. У них толстый подкожный жир, поэтому им не холодно. Тюлени – основная добыча белых медведей. Белёк – детёныш тюленя. А на моржа редко кто осмелится напасть. У него два длинных клыка, которые он использует в боях и чтобы выбраться на лёд для отдыха. У моржей крепкие губы, позволяющие высасывать съедобных моллюсков из раковин. Он может съесть 3 тысячи моллюсков в день.

4. Сутками бродит великан Арктики по снежной пустыне в поисках добычи. Часами он может лежать возле лунки на льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха тюлень. Кто это? Это белый медведь – самое крупное и сильное животное Арктики, на него никто здесь не нападает. У него густой тёплый мех, толстый подкожный жир, широкие лапы для передвижения по льду. Хороший нюх. Очень быстро бегает, плавает и ныряет. Весит 500 килограмм. Человека может убить одним ударом лапы. Летом питается травой, лишайниками. Зимой за медведями следуют его «верные спутники» – песцы. Они доедают остатки добычи белого медведя. В Арктике обитает гренландский кит.

Вывод: Итак, все хорошо поработали. Можно ли назвать ледяную зону пустынной? Нет здесь совсем не пусто. Живут разные звери, растут растения.


О ком мы ещё не говорили? Ничего не хотите у меня спросить? А человек тут живёт?

4.Социологи

1.Есть ли в Арктике коренное население?

2. Чем занимается человек в Арктике?

3. Какие экологические проблемы здесь существуют?

4. Как их решают?

Коренным жителем Арктики человек не является, но Арктика всегда привлекала людей своей загадочностью.

1. Самый короткий путь из Атлантического океана в Тихий океан пролегает через Северный Ледовитый океан. Это Северный морской путь. Впереди мощный ледокол прокладывает путь, а за ним целая вереница судов, груженная товарами стройматериалами и т. д.

2. Здесь работают научные станции. Учёные изучают природу, погоду. Собранные сведения помогают ледоколам прокладывать путь, а метеорологам делать прогнозы погоды.

3. Люди в морях Северного Ледовитого океана занимаются охотой, рыболовством.

Экологические проблемы Арктики.

Работа по учебнику с.114-116.

-Чем люди занимаются в Арктике? (Ответы детей)

-Как вы думаете, существуют ли экологические проблемы в такой малонаселённой зоне и какие? (высказывания детей)

-Проверим свои предположения, прочитав текст учебника.

Но там где люди появляются – появляются и экологические проблемы.

Какие? (Вот эти экологические знаки помогут рассказать о них).

1. Воды Северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Гибнет планктон – основная пища для рыб.

2. Неумеренная охота привела к тому, что стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, гренландский кит. Они занесены в Красную книгу России. Под охрану взяты «птичьи базары», ограничена ловля рыбы.

3. Создан заповедник на острове Врангеля. Его называют «родильным домом» для белых медведей. Сюда с наступлением полярной ночи спешат самки белых медведей, устраивают себе берлогу, где в начале декабря выводят потомство (2 медвежат), реже одного или троих медвежат. Мать кормит, согревает их, с наступлением тёплых дней разрывает снег и выводит их из берлоги. До двух лет.

Здесь есть овцебыки. Больше нигде их не встретить. Странные животные: туловище – быка, морда – овечья, рога, густая шерсть.

Это единственное место – где гнездятся белые гуси. Их здесь сотни тысяч. Негде ступить! Они строят гнёзда, высиживают яйца, на людей не обращают никакого внимания.

4.Подведение итогов.

- Где расположена зона арктических пустынь?

-Каковы природные условия в этой зоне?

-Какие растения и животные характерны для этой зоны?

Почему люди с давних пор осваивают Арктику?

-Какие экологические проблемы возникли в Арктике?

-Как охраняют природу северного края?

5. Выполнение теста

Тест

Вопрос № 1 
Где расположена природная зона арктических пустынь?

 на островах Тихого океана
 на островах Индийского океана
 на островах Северного Ледовитого океана
 на островах Атлантического океана

Вопрос № 2 
Как называется зима в Арктике?

 полярный день
 Полярная звезда
 полярный круг
 полярная ночь

Вопрос № 3 
Какие растения не встречаются в ледяной зоне?

 лишайники
 мхи
 кедры
 полярные маки

Вопрос № 4 
Какие животные обитают в Арктике?

 белые медведи, моржи, тюлени
 лоси, волки, лисы
 бурые медведи, зайцы, куницы
 росомахи, песцы, бобры

Вопрос № 5
Какие птицы обитают в Арктике?

 аисты, соловьи, ласточки
 тупики, кайры, гагарки
 филины, совы, орлы
 свиристели, снегири, синицы

Вопрос № 6
Какие меры приняты для защиты природы Арктики?

 запрещена охота на редких животных
 запрещено движение судов по Северному морскому пути
 полярники расчищают поверхность островов от снега
 запрещена рыбная ловля

Самопроверка

6. Домашнее задание

с.108-116 читать

Нарисуй, как ты представляешь себе Арктику.

7.Рефлексия.

Смогла ли ваша группа выполнить задание?

-Что помогло?

-Что помешало?

-Кто был лучшим исследователем?

- Кто мешал работе?

- Если вам понравился урок, вы узнали новое, поднимите зеленую карточку.

- Если урок не понравился, вы не узнали ничего нового, поднимите красную карточку.

- Спасибо за урок, до свидания.













По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Зона степей" в 4 классе

Учительство - это искусство, труд не менее творческий чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с ...

Конспект урока окружающего мира по теме:"В ледяной пустыне".

Конспект урока окружающего мира по теме:"В ледяной пустыне"....

Конспект урока окружающего мира по теме: «Зона Арктических пустынь» 4 класс.

В курсе окружающего мира одной из самых обширных и объёмных тем является изучение природных зон. Рассказывая об Арктике, учащиеся часто сравнивают её с ледяной снежной пустыней. Им очень сложно предст...

Самоанализ урока окружающий мир по теме: "Зона Арктических пустынь"

Один из примеров анализа (самонанализа) урока....

Конспект урока Окружающий мир по теме: "Зона лесов" (УМК "Школа России" , 4 класс, 1 часть)

Цели деятельности учителя: сформировать представление о лесной зоне; познакомить с особенностями природы; со значением природы данной зоны для человека, ее использованием.Планируемые результатыПредмет...

Урок окружающего мира по теме "Зона пустынь". 4класс

Урок окружающего мира по теме "Зона пустынь". 4класс Цели:систематизировать большой по объему материал о пустыне;формировать представление о климате и географическом положении зоны пуст...