Урок окружающего мира в 4 классе "Во времена Древней Руси"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Афанасьева Марина Дмитриевна

 

Урок окружающего мира в 4 классе "Во времена Древней Руси" УМК «Школа России» направлен на формирование у учащихся представления о жизни в Древней Руси

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slavnaya_m_4b._vo_vremena_drevney_rusi.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Целевой блок

Тема

Во времена Древней Руси

Педагогическая цель:

Формирование у учащихся представления о жизни в Древней Руси

Планируемые результаты:

Предметные:

-формирование начальных представлений о государстве Древней Руси, первых русских князьях;

-овладение учебными действиями различных форм организации

Личностные:

-считаться с мнением другого человека;

-принимать и осваивают социальную роль обучающегося;

-уяснять мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения;

-оценивать себя и товарищей.

Метапредметные УУД:

* Регулятивные УУД:

-осуществлять целеполагание и планирование учебной деятельности;

-производить взаимооценку и самооценку выполненной деятельности;

-владеть приёмами саморегуляции;

-корректировать и вносить изменения в свою деятельность.

* Коммуникативные УУД:

-планировать учебное сотрудничество;

-умело предотвращать конфликтные ситуации;

-умение осуществлять постановку вопросов и отвечать на них;

-умело, полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникаций;

-владеть монологической и диалогической формами речи.

* Познавательные УУД:

-самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи;

-поиск и выделение необходимой информации;

-эффективное решение проблемной ситуации

Инструментальный блок

Задачи урока:

Образовательная:

-подробное рассмотрение определения понятия уравнения;

-рассмотрение вопроса о рациональном применении алгоритма нахождения уравнения;

-освоение важных приёмов и алгоритмов выполнения математических действий

Развивающая:

-развитие умений правильно действовать при решении задач;

-совершенствование умений работать сообща, вести диалог;

-создать условия для развития коммуникативных способностей учащихся, психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, эмоций

Воспитательная:

-формирование навыков сотрудничества;

-воспитание учебной активности;

-создание условий для привития умения работать в парах, коллективно и самостоятельно.

Тип урока:

урок «открытия» новых знаний

Учебно-методический комплекс:

УМК «Школа России», Окружающий мир, 4 кл.

Организационно - деятельностный блок

Основные понятия:

Князь, советники, бояре, Русь, время, дань

Межпредметные связи:

информатика, литературное чтение, русский язык, физическая культура

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Мотивационный

Здравствуйте, меня зовут Марина Дмитриевна. Урок окружающего мира проведу у Вас Я.

Ребята, у вас на столах лежат листы самооценки. За каждое задание вы будете себя оценивать в листах для самооценивания.

Приветствуют учителя, настраиваются на активное взаимодействие и продуктивную работу.

Личностные УУД:

-считаться с мнением другого человека;

-принимать и осваивают социальную роль обучающегося

Постановка учебных задач

Откройте пожалуйста учебник на странице 35 и 41 одновременно.

Сравните две карты.

Что в них изменилось?( кроме Киева появились другие города)

Давайте сформулируем тему нашего урока (Во времена Древней Руси)

   Ребята, какую цель поставим на урок?

ознакомление с..........(Временем Древней Руси)

Сформулируем задачи:

узнать о … возникновении древнерусского государства под названием Русь

- научимся работать с картой

- можешь применить полученные знания при ..... выполнении заданий

Молодцы, вы успешно со всем справились. Оцените свой результат. Покажите листы самооценки.

Сегодня мы отправляемся в  путешествие по страницам истории во Времена Древней Руси. Вы будете настоящими историками, получите знания самостоятельно, при помощи заданий, которые мы с вами выполним на уроке.

Чтобы начать наше путешествие по страницам истории, необходимо составить маршрутный лист:

Возникновение древнерусского государства под названием Русь

И первая страница- история Древней Руси .

Вторая страница-  путешествие по территории Древней Руси в конце IX века и в середине XI века.

Третья страница- биография князей.

Пользуясь методом нахождения сходств и различий, отвечают на вопрос учителя.

Самостоятельно, в соответствии с ФГОС НОО формулируют тему урока, производят целеполагание.

Делают отметку в листе самооценки на текущем этапе урока.

Регулятивные УУД:

-осуществлять целеполагание и планирование учебной деятельности

Коммуникативные УУД:

-планировать учебное сотрудничество;

-умело предотвращать конфликтные ситуации

Познавательные УУД:

-самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи

Личностные УУД:  

-уяснять мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения

Учебные действия

Открываем первую страницу нашего путешествия. Правления у славя не было такого, как теперь у нас. В каждой семье всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились на вече и решали дела сообща. Только в последствии стали управлять князья. Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё ссоры да;драки. Некоторые племена решили на вече себе князя выбрать. В 879 г. Рюрик умер, оставив после себя малолетнего сына Игоря. Все дела взял в свои руки родственник Рюрика Олег, который объединил два древнерусских государственных центра Новгород и Киев. Это было начало Русского государства.

Ребята, спины прямы

Работа по учебнику

Прочитайте текст на с. 42 учебника. Обратите внимание на экран

Катя отвечает на 1 вопрос, Оля на 2, Света на 3 и т.д

  1. Кто был главой Руси? (великий князь Киевский)
  2. Кто помогал ему?
  3. Чем занимались князья?
  4. Какой русский князь знаменит своими походами?
  5. Один из первых князей был.....?
  6. Советниками и помощниками князя были...?

Молодцы! Вы верно справились с заданием

Рассматривают задания на карточках. Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания учителя

Личностные УУД:

-считаться с мнением другого человека;

-оценивать себя и товарищей

Регулятивные УУД:

-владеть приёмами саморегуляции;

-корректировать и вносить изменения в свою деятельность

Коммуникативные УУД:

-владеть монологической и диалогической формами речи

Контроль

Вот теперь мы с вами переместились на вторую страницу нашего путешествия.

Работа парах 

Напомним правила работы в парах (...................)

Ребята,  у вас на столах лежит карта Древней Руси

Вам необходимо найдите территорию Древней Руси в конце IX века и в середине XI века и обвести красным карандашом. Это задание выполняем самостоятельно на него отводится 1 минута. Время пошло.

Время вышло, обменяйтесь листами с соседом по парте.

На экране представлен эталон работы проверьте. Молодцы! Вы все сделали верно. Оцените свою работу в листах для самооценивания

Физминутка

Предполагают умозаключение.

Оценивают свою работу в листах самооценки

Выполняют комплекс здоровьесберегающих упражнений в соответствии с инструкцией учителя.

Личностные УУД:

-считаться с мнением другого человека

Регулятивные УУД:

-корректировать и вносить изменения в свою деятельность

Самоконтроль (взаимоконтроль)

И вот мы уже на 3 странице нашего путешествия. Сейчас вы будете работать в группах.  Вспомним правила работы в группах (помогать друг другу,,,,,,,)

 Ваша задача: синим цветом обозначьте положительные моменты в правлении князей, которые оказали существенное влияние на развитие Руси, а жёлтым – отрицательные. На это задание вам отводится 2 минуты. Время пошло

князь Олег

№ 1

Захватил силой власть в Киеве, убив Аскольда и Дира. Вскоре после этого он распространил свою власть и на другие города, образовав государство Киевская Русь. Олег проводил благоустройство страны, строил новые города. Между Русью и Византией был заключён мирный договор. За это русские прозвали Олега Вещим, т.е. волшебником

№2

князь Игорь

Стал князем в возрасте 3 лет, но так как был мал, за него правил его родственник – Олег. Начал своё княжение с того, что отправился воевать с отошедшими от Киева древлянами и взять с них дань. Первый поход потерпел неудачу, а вот второй принёс Руси мир с Византией и большой выкуп. Оставшись недовольным данью древлян, Игорь отправляется за новой данью к ним с малой часть своей дружины. Древляне возмутились и убили Игоря.

Время вышло. Саша, представь результат своей работы с помощью документ камеры. Документ камера это новое интерактивное оборудование им можно пользоваться только под руководством учителя, а остальные ребята, внимательно слушайте и приготовьтесь исправить ошибки, если они возникнут.

Ребята, чей сосед по парте не допустил ни одной ошибки? А с чем возникли затруднения? Молодцы. Оцените свою работу в листах для самооценивания

Производят самопроверку, используя интерактивное оборудование (документ-камеру).

Производят взаимопроверку, фиксируют и ликвидируют затруднения, которые возникли в процессе проверки правильности выполнения задания.

Делают отметку в листах самооценки.

Затем повторяют правила групповой работы и выполняют задание

Личностные УУД:

-принимать и осваивают социальную роль обучающегося;

-оценивать себя и товарищей

Регулятивные УУД:

-производить взаимооценку и самооценку выполненной деятельности;

-корректировать и вносить изменения в свою деятельность.

Коммуникативные УУД:

-планировать учебное сотрудничество;

-умело предотвращать конфликтные ситуации;

Оценка

Молодцы, вы отлично потрудились. Подведём итоги нашего путешествия  по страницами истории Древней Руси. Мы сегодня:

узнать о … возникновении древнерусского государства под названием Русь путешествия

- научимся работать с картой

- можешь применить полученные знания при

Некоторые участники путешествия по страницами истории Древней Руси особенно отличились. Петя получает оценку отлично, потому что активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы. Люда получает оценку хорошо, ты активно работала на уроке, но ответы давала неполные. Остальные ребята продолжат работу на следующем уроке.

Закройте учебники и тетради, уберите их на край стола.

Подводят итог урока, опираясь на целеполагание.

Дополняют предложение.

Принимают оценки за работу с аргументированием.

Наводят порядок на рабочем месте.

Личностные УУД:  

-уяснять мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения

Самооценка

Обратите внимание на слайд и поднимите жетон соответствующего цвета

Встаньте, пожалуйста, из-за парт. Поздравляю, вы отлично потрудились. Спасибо за активную работу. Урок окончен.

Производят самооценку, используя приём «Светофор».

Принимают похвалу в свой адрес. Прощаются с учителем.

Личностные УУД:  

-оценивать себя и товарищей

Регулятивные УУД:

-владеть приёмами саморегуляции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси» (4 класс)

Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру 4 класс «Из книжной сокровищницы Древней Руси». (Программа "Школа России".)Цель: - формировать представление о возникновении сла...

Конспект урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси»

В ходе данного урока учащиеся смогут сформировать представление о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси...

Конспект урока окружающего мира «Из книжной сокровищницы Древней Руси» 4 класс (УМК «Школа России»)

Конспект урока окружающего мира (УМК «Школа России») «Из книжной сокровищницы Древней Руси» 4 класс...

Урок окружающего мира "Из книжной сокровищницы Древней Руси».

Цель:     -формировать представление о возникновении славянской азбуки,о появлении письменности на Руси;Задачи:-формирование учебно-познавательных компетенций: дать представле...

Урок окружающего мира " Из книжной сокровищницы древней Руси".

Урок окружающего мира " Из книжной сокровищницы древней Руси"....

Конспект урока окружающего мира. Тема: "Во времена Древней Руси", 4 класс, УМК Школа России.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Цели деятельности учителя: создание условий для формирования у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян, их...