Технологическая карта учебного занятия по окружающему миру, 4 класс "У Чёрного моря"
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)

Афанасьева Марина Дмитриевна

Данный урок по предмету «Окружающий мир» УМК «Школа России» изучается в системе уроков по разделу «Природа России».

Тема урока: У Чёрного моря

Цель урока: формирование представления о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.

Задачи:

1) образовательные: сформировать у учащихся представление о географическом положении субтропической зоны, о её климатических условиях и экологических проблемах; познакомить с разнообразием растительного и животного мира Черноморского побережья;

2)развивающие: развивать умение работать с географической картой; развивать речь, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы;

3)воспитательные: воспитывать навык самооценки, интерес к предмету и активное взаимодействие на уроках окружающего мира.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Технологическая карта учебного занятия по окружающему миру

ФИО учителя

Славная Марина Дмитриевна

Класс

4 «А»

Тема урока

У Чёрного моря

Место урока в разделе

Природа России

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Цель урока

Формирование представления о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа

Задачи урока

1)образовательные: сформировать у учащихся представление о географическом положении субтропической зоны, о её климатических условиях и экологических проблемах; познакомить с разнообразием растительного и животного мира Черноморского побережья;

2)развивающие: развивать умение работать с географической картой; развивать речь, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы;

3)воспитательные: воспитывать навык самооценки, интерес к предмету и активное взаимодействие на уроках окружающего мира.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

 Ученик научится:

  • находить и показывать субтропики на карте России;
  • характеризовать природные условия и растительный мир;
  • понимать значение морского побережья Кавказа для оздоровления людей и необходимость охраны природы этой зоны.

 Познавательные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

  1. наблюдать и делать выводы;
  2. анализировать, сравнивать и выделять главное в предметах;
  3. обсуждать проблемные вопросы;

Регулятивные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

  1. определять и формулировать тему урока с помощью учителя;
  2. высказывать своё предположение;
  3. оценивать результат своих действий.

Коммуникативные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

  1. обмениваться мнениями;
  2. вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила;
  3. строить понятные речевые высказывания;  
  4. слушать других участников урока.

Ученик получит возможность формировать:

  1. учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;
  2. способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи;
  3. эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

Ресурсы:

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

Окружающий мир. 4 класс. В 2 ч. Часть 1. Плешаков А.А., Крючкова Е.А.

Раздаточный материал: листы с утверждениями, ребусы, план для выполнения групповой работы, парус и чайка.

Презентация к уроку, компьютер, проектор

Межпредметные связи

 Связь с русским языком, литературным чтением

Этапы урока

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность учеников

Планируемые результаты

1

Организационный этап

(1 минута)

Цель: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала

Проверка готовности класса к уроку

Приветствие учащихся.

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел уже звонок, начинается урок.

Сядем правильно сейчас, пожелаем всем удачи, за работу, в добрый час!

Сообщают о готовности к занятию.

Настраиваются на активную работу на уроке.

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи

2

Актуализация знаний, постановка учебной проблемы

( 3 мин.)

Цель: закрепление знаний пройденного материала, постановка проблемы.

Актуализация субъективного опыта учащихся

Сегодня на уроке мне будет помогать акула- Винни. И мы Вас приглашаем в увлекательное путешествие по России, но прежде вы мне должны ответить на вопросы.

-Над каким мы работаем разделом? (Природные зоны России)

-Перечислите природные зоны (арктическая пустыня, тундра, лесная зона, зона степей, зона пустынь).

На листах задания.  

Слушают внимательно учителя, готовятся отвечать на вопросы.

Ответы обучающихся

Регулятивные УУД:

определять и формулировать тему урока; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД:

строить понятные речевые высказывания;  

слушать других участников урока.

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: определение темы, цели и задач урока

(  5 мин.)

Организация внимания школьников. Обеспечить мотивацию учения школьников.

 Мы продолжаем увлекательное путешествие по России. Выполнив задание, мы сможем определить тему урока. Выделите из названий предметов, изображенных на картинах первые буквы и составьте два слова.

Тема урока: «У черного моря»

А какую мы поставим перед собой цель

Цель: познакомиться с субтропической зоной черноморского побережья

    

     

Выполняют задания учителя

Определяют тему урока.

Выбирают верные утверждения.

Формулируют цель урока. 

Познавательные УУД:

наблюдать и делать выводы;

анализировать, сравнивать и выделять главное в предметах;

Регулятивные УУД:

определять и формулировать тему урока; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД:

слушать других участников урока.

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи

4

Первичное усвоение новых знаний

Цель:

применение теоретических знаний в условиях выполнения заданий

( 8  мин)

Обеспечить восприятие, осмысление и закрепление уч-ся изучаемого материала

Что же друзья, в дорогу пора!

И первая наша остановка - Черноморское побережье.

(Дети собирают пазл на интерактивной доске «Море и горы»)

Хорошо справились с заданием (на доске собранная картинка). А теперь мы узнаем, как море и горы влияют на климат данной зоны и как она называется.

Рассказ учителя.

Отправляются в путешествие

Дети собирают пазл на интерактивной доске «Море и горы»

Активное слушанье

Отвечают на вопрос учителя.

Познавательные УУД:

наблюдать и делать выводы;

анализировать, сравнивать и выделять главное в предметах;

обсуждать проблемные вопросы;

Регулятивные УУД:

высказывать своё мнение.

Коммуникативные УУД:

слушать других участников урока.

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;

Физкультминутка

(1 мин)

Цель: смена вида деятельности, снятие напряжения и усталости

Продолжаем наше путешествие и следующая наша остановка «Здравница». Предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру «Море волнуется раз…

Выполняют физминутку

Личностные УУД:

Установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.

5

Первичная проверка понимания

( 5  мин)

Цель: первичное освоение и осмысление изученного материала

Установить правильность и осознанность изученного материала

Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся

Мы продолжаем своё путешествие и следующая наша остановка «Растительный мир». Здесь живёт фея цветов и растений. Она ждала нас и хотела рассказать нам о растительном мире Черноморского побережья, но случилась беда. Её похитили пираты. Злодеи согласились отпустить фею, если мы разгадаем их ребусы.

Мы эту работу будем выполнять в парах. У каждой пары свой ребус. Необходимо его разгадать.

Молодцы! У нас получилось разгадать ребусы и нашу фею пираты отпустили

Бук и дуб – эти красавцы деревья всегда ценились за высококачественную древесину.

В городе Сочи есть Дендрарий – уникальный парк, где собраны растения со всего мира. Их здесь более семи ста разных видов деревьев и кустарников.

зимнего парка.

На Черноморском побережье в полях и садах выращивают огромное количество овощей и фруктов: тыкву, перец, мандарины, яблоки, персики, виноград.

А мы с вами продолжаем наше увлекательное путешествие и следующая остановка «Животный мир»

Животный мир этой зоны разнообразен.

Прекрасны насекомые этих мест. Среди зелёных листьев трудно разглядеть Богомола, любителя мелких насекомых.

А это ящерица кавказская - ловкая, изящная, безобидная.

В горах Кавказа живут косули. Своим спокойствием эти грациозные животные как бы подчёркивают умиротворенность этих мест. Дельфины Афалина общительные и дружелюбные животные. Они обладают природной смекалкой и легко обучаемы.

Активное слушанье

Разгадывают ребус

Активное слушанье

Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные УУД:

наблюдать и делать выводы;

анализировать, сравнивать и выделять главное в предметах;

обсуждать проблемные вопросы;

Регулятивные УУД:

высказывать своё мнение.

Коммуникативные УУД:

слушать других участников урока.

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;

способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи;

эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

6

Закрепление изученного материала

(  5  мин)

Цель: закрепление полученных знаний

Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

Сейчас мы с вами побудем в роли ученых-ботаников, экологов, зоологов.

Но нам необходимо разделиться на 3 группы.

1 группа- Ботаники, пользуясь учебником стр.127-,130 расскажите о растении субтропиков по плану.

1.Название

2.Отличительная особенность растений субтропиков.

2 группа- зоологи, пользуясь учебником на стр. 128-130, расскажите о животном мире субтропиков.

1 обитатели суши

2 обитатели моря  

3 группа- экологи, пользуясь учебником стр. 132-133, об экологии зоны.

Экологическая проблема Черноморского побережья

Выполняют задания учителя

Познавательные УУД:

наблюдать и делать выводы;

анализировать, сравнивать и выделять главное в предметах;

обсуждать проблемные вопросы;

Регулятивные УУД:

определять и формулировать тему урока; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД:

слушать других участников урока.

7

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

(1 мин)

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях

Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Разбираются разноуровневые упражнения для домашней работы.

Базовый уровень:

Стр. 126-133 пересказ.

Повышенный уровень:

Ответить на вопросы рубрики “Проверь себя”.

Нарисуй, как ты представляешь себе Чёрное море и его берега.

Подготовить сообщение растительный и животный мир субтропиков

Слушают д/з

Коммуникативные УУД:

слушать других участников урока.

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;

   8

Рефлексия

( 1   мин)

Цель: соотнесение цели занятия и его результатов, самооценка работы на занятии.

Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психолого – эмоционального состояния.

-Возьмите чайку (если у вас возникли трудности при выполнении задания), парус (если у вас всё получилось и цели урока были достигнуты)

-Оцените себя.

-Молодцы! Наше путешествие подошло к концу.

-Спасибо за урок!

Подводят итоги, проводят рефлексию.

Регулятивные УУД:

высказывать своё мнение

Коммуникативные УУД:

слушать других участников урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "У Чёрного моря" 4 класс

Тип урока: урок открытия нового знания.Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. На данном уроке применялся деятельностный метод обучени...

Технологическая карта учебного занятия по окружающему миру в 1 классе "Звери-млекопитающие" (УМК "Начальная школа 21 века")

Технологическая карта учебного занятия по окружающему миру в 1 классе "Звери-млекопитающие" (УМК "Начальная школа 21 века")...

Технологическая карта учебного занятия по окружающему миру

          УМК «Планета знаний»      1 класс                     Тема урока: Твоя школа....

Технологическая карта урока/занятия по Окружающему миру «Животные разных материков. Кто где живет?».»

Данное занятие можно использовать для подготовки к ВПР по Окружающему миру....

Технологическая карта внеурочного занятия по окружающему миру во 2 классе.

Технологическая карта внеурочного занятия по окружающему миру во 2 классе "Мышь - дикое или домашнее животное?"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (4 КЛАСС).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (4 КЛАСС)....

Технологическая карта учебного занятия. Русский язык 3 класс. Однородные члены предложения

Представлена технологическая карта учебного занятия по требованиям аттестационной комиссии....