Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Что такое деньги?"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Крылова Валентина Ивановна

Цели урока: • рассмотреть что такое деньги, функции денег, причины возникновения денег, познакомить с монетами, денежными единицами, сбережениями; • развивать речь детей, учить вырабатывать своё мнение, аргументировано его выражать и уважать мнение товарищей, учить применять полученные знания на примере конкретных жизненных ситуаций; • воспитывать бережливость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Что такое деньги"

Цели урока:

  • рассмотреть что такое деньги, функции денег, причины возникновения денег, познакомить с монетами, денежными единицами, сбережениями;
  • развивать речь детей, учить вырабатывать своё мнение, аргументировано его выражать и уважать мнение товарищей, учить применять полученные знания на примере конкретных жизненных ситуаций;
  • воспитывать бережливость.

Тип урока: объяснение нового материала.

Форма урока: комбинированный.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • телевизор;
  • учебник для 3 класса "Мир вокруг нас" часть 2;
  • рабочая тетрадь "Мир вокруг нас".

Раздаточный материал:

  • монеты достоинством 1 рубль, 5 рублей, 1 копейка;
  •  карточки с задачами.

Использование ИКТ: слайды, выполненные в компьютерной программе PowerPoint (см. Приложение).

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие обучающихся.

2. Эмоциональный настрой.

Необычный день у нас,

и гостями полон класс.

Что гостям сказать нам надо?

- Видеть вас мы очень рады!

Прозвенел звонок – начинается урок!

Обещаем не лениться-

- Добросовестно учиться!

II. Сообщение темы и целей урока.

Интеллектуальная разминка "Загадка". Слайд 1.

Презентация.

Ну, что сказать о первом слоге?
О нём известно, слава Богу,
Что он антоним слову "ночь"
И приведенья гонит прочь.

Второй же слог - спросите маму,
Француза, автора романов,
Усатого де Мопассана,
По имени все как зовут.

И что за слово вышло тут?
Что получают в день зарплаты?
Что прячут в сундуках пираты?
За что конфеты продают?

Ученики: деньги.

Показ отрывка из мультфильма "Незнайка на Луне" (часть 5, где Незнайка задаёт вопрос: что такое деньги?)

Учитель: Какое слово слышит впервые Незнайка?

Как вы понимаете, что такое деньги?

(Высказывания детей)

Учитель: На этот вопрос мы с вами должны ответить на уроке. Слайд 2.

Работа по теме урока.

Объяснение нового материала.

Учитель: Каждую минуту на Земле производится бесчисленное множество товаров. Причём разные люди и предприятия производят различные товары. Скажите, кто что производит? Слад 3.

Фермер

автомобили

Кондитерская фабрика

картофель

Молочный комбинат

конфеты

Автомобильный завод

творог

Учитель: Что же происходит с этими товарами дальше?

(Высказывания детей)

Учитель: Об этом прочитаем в учебнике (с. 68)

(Дети читают вслух 2 абзац)

Учитель: Итак, каждый товар должен попасть к тому, кто в нём нуждается. Для этого происходит : (обмен товарами).Слад 4.

Учитель: Назовите два способа обмена.

УченикиБартер и купля-продажа.

Учитель: Прочитаем, что такое бартер. Слад 5.

Учитель: Бартер - это прямой обмен одних товаров на другие. Предположим, один завод производит кирпич, а нужны ему трубы. Работники завода находят другое предприятие, которое производит трубы, а нуждается в кирпичах. И они меняются. Подобный обмен знаком каждому. Вы, наверное, тоже менялись с друзьями наклейками.

Кажется, всё просто и удобно. Но на самом деле сложно и неудобно! Представьте только, что вам придётся выменивать у кого-то всё, что требуется для жизни: и зубную пасту, и ботинки, и хлеб, и телевизор: Очень сложен бартер и для предприятий. Гораздо удобнее другой способ обмена - купля-продажа. Это такой обмен, в котором участвуют : (деньги) Слад 6.

Учитель: Как происходит купля-продажа?

(Высказывания детей)

Учитель: Купить или продать товар - это значит обменять его на какое-то количество денег. На какое именно - указывает : цена товара.

Учитель: Тот, кто производит нужный тебе товар, без всяких хлопот отдаст его за деньги. А сам на эти деньги в любое удобное для него время купит то, что ему необходимо. Так, что же такое деньги?

(Высказывания детей)

Учитель: Прочитаем определение. Деньги - особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. Слад 7.

- На какие товары можно обменять деньги? На какие услуги?

(Высказывания детей)

Учитель: Всегда ли существовали деньги?

(Высказывания детей)

Учитель: Послушаем сообщение ребят. Слад 8.

Ученик: Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы - наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы - зерно, растительное масло, скотоводы - быков, овец, шерсть и кожи. Воины-победители - своих пленников. Но обменивать товары очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина. Чтобы упростить обмен, люди придумали деньги. Правда, сначала деньгами служили различные предметы, например морские раковины, шкурки зверей и даже сушёная рыба. На смену им постепенно пришли монеты и бумажные деньги.

Учитель: В разных странах сейчас используются различные денежные единицы. Назовите денежные единицы России.

Ученики: Рубль, копейка.

Учитель: Кто знает, как образовались эти слова?

(Высказывания детей)

Учитель: Послушаем сообщение ребят "Из истории российских денег".

Ученик: Рубль на Руси появился не сразу. Долгое время денежными единицами служили шкурки животных, особенно куницы и белки. Были в ходу и серебряные слитки - гривны. Если нужно было заплатить половину гривны, её рубили топором пополам. Такую половину называли "рубль" (от слова "рубить"). Слад 9. Отсюда пошло хорошо нам известное название российских денег. Гораздо позже стали выпускать копейки - монеты, на которых был изображён всадник с копьём, а потом и рублёвые монеты. Слад 10.

Практическая работа.  (в парах)

Конверты.

Откройте конверты.

Рассмотрите монету. (1 рубль)

К какой стране она принадлежит?

Как догадались?

Вам предстоит исследовательская работа, после которой вы сможете больше рассказать о монете, лежащей перед вами. Вам поможет план исследования

План исследования.

  1. Рассмотрите монету. Найдите сторону, на которой указан ее НОМИНАЛ, то есть ее достоинство – 1 рубль, 5 рублей, … Это оборотная сторона монеты – “РЕВЕРС” или “решка”.
  2. Найдите сторону, на которой изображен герб, портрет или другой рисунок. Это лицевая сторона монеты – “АВЕРС” или “орел”.
  3. Рассмотрите внимательно надписи на монете. Все надписи на монете называются ЛЕГЕНДА.
  4. Рассмотрите ребро монеты. Ребро монеты называется “ГУРТ”.
  5. Выполните задание № 3 в тетради на странице 39.

Подведем итог нашего исследования.

Что же вы можете рассказать еще о монете?

Учитель: Сторона, на которой изображён герб (портрет или другой рисунок), - лицевая. Она называется "аверс" или "орёл". Другая сторона - оборотная. На ней указан её номинал, то есть достоинство (например, 1 рубль, 5 рублей). Эта сторона называется "реверс" или "решка". Надпись на монетах называется легенда, а ребро монеты - "гурт". Слад 11.

Учитель: Положите монеты перед собой так, чтобы вам была видна лицевая сторона. Как она называется? А теперь положите так, чтобы была видна оборотная сторона. Как она называется? Какой номинал на ней указан? А легенда?

Учитель: А сейчас откройте тетради и выполните задание №2. (Выполняется взаимопроверка)

Физминутка.

Объяснение нового материала.

Учитель: Посмотрите ещё один отрывок из мультфильма и назовите денежные единицы, которыми пользуются коротышки на Луне.

Показ отрывка из мультфильма "Незнайка на луне" (продолжение)

(Высказывания детей)

Учитель: А кто знает денежную единицу многих стран Европы? Слад 12.

Ученики: Евро.

Учитель: В качестве чего получают деньги большинство людей?

Ученики: В качестве заработной платы, то есть платы за работу (сокращённо - зарплата).

Учитель: Что покупает человек на заработанные деньги?

Ученики: Товары и услуги.

Учитель: Но всегда ли человек что-то покупает на деньги? Нет, он может часть денег отложить на будущее, сберечь. Как называются такие деньги?

Ученики: Сбережения. Слад 13.

Работа над пройденным материалом.

Работа в парах:      Раздаются 3 задачи  (по 1 задаче на парту)

Слад 14.

Задача 1: Пчела Майя, живущая в Цветочной стране, прилетев в магазин, купила 100 граммов меда и заплатила за это 2 зернышка арахиса. Продавец Муравей сдал сдачу - 2 лепестка розы. Какие деньги существуют в Цветочной стране? Какую функцию выполняют деньги в данном случае? (Выберите один из вариантов:

- средства накопления (сбережения);

-средства обмена на товары или услуги;

-мера стоимости (цена товара).)

Слад 15.

Задача 2. Цена телевизора - 15000 рублей. Цена плеера - 1600 рублей. Какой товар дороже? Какую функцию выполняют деньги в данном случае? (Выберите один из вариантов:

-средства накопления (сбережения);

-средства обмена на товары или услуги;

-мера стоимости (цена товара).)

Слад 16.

Задача 3. Бобер решил себе к зиме шубу купить. Нанялся он к Зайцу в работники дом строить. Когда дом построил и получил деньги, не стал их тратить, а спрятал их в свой сундучок. Какую функцию здесь выполняют деньги? (Выберите один из вариантов:

-средства накопления (сбережения);

-средства обмена на товары или услуги;

-мера стоимости (цена товара)).

2. Обобщение.

Учитель: Но есть люди, которые тоже откладывают деньги и их нельзя назвать сбережениями. С какой целью они это делают? Чтобы узнать правильно ли вы рассуждаете, для этого прочитаем материал из рубрики "Копилка интересных фактов".

(Чтение детьми материал из рубрики "Копилка интересных фактов" на странице 71 )

Учитель: А сейчас отправимся в магазин. Найдите в нашем магазине то, что можно купить за деньги. Все ли можно купить за деньги? Приведите свои примеры. Слад 17.

Ученики: Небо, море, здоровье, дружба, дождь, уважение людей, ветер и т.д.

Учитель: Послушайте стихотворение Владимира Орлова "Что нельзя купить".  (рассказывает ученик)

Я с утра брожу босой,
Весь обрызганный росой,
С птицей возле тополька
Воду пью из родника.

Где-то дома у метро -
Пепси-кола и ситро,
Карусели, зоосад,
Всюду вывески висят.

Если деньги накопить,
Можно многое купить -
Дом, одежду и завод,
Самолёт и пароход.

Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелёк
Родничок и тополёк.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, почему нельзя купить росу, пение птиц, родничок и тополёк?

(Высказывания детей)

Учитель: Как надо относиться к природе?

(Высказывания детей)

Итог урока.

Учитель: Давайте вспомним начало урока и вопрос, на который не мог ответить Незнайка: "Что такое деньги?" Слад 19, 20. 

Домашнее задание: 

1. Подготовить пересказ по учебнику с……

2. Подобрать пословицы о деньгах.

3. Нарисовать свою денежную единицу. Слайд: 

Рефлексия.

У вас на парте звезды разного цвета, поднимите вверх ту звезду, которая соответствует вашему настроению на уроке.

Красная – у меня получилось все отлично.

Зеленая - у меня получилось все хорошо.

Желтая - у меня получилось не все, но я старался.



Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого урока по окружающему миру в 3 «В» классе

МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»

Учитель: Крылова В.И

Урок  по теме «Что такое деньги» проходил в  3В классе согласно тематическому планированию, в разделе «Чему учит экономика».  На занятии присутствовало  __  учащихся.

Тип урока – урок изучения  нового материала.

Цель урока: формирование у учащихся основ экономических знаний о деньгах, истории их появления. 

Образовательные задачи урока:

  • рассмотреть что такое деньги, функции денег, причины возникновения денег, познакомить с монетами, денежными единицами, сбережениями.

Развивающие задачи урока:

  • развивать речь детей, учить вырабатывать своё мнение, аргументировано его выражать и уважать мнение товарищей, учить применять полученные знания на примере конкретных жизненных ситуаций.

Воспитательные задачи урока:

  • воспитывать бережливость.

Планируемые результаты формирования УУД

Личностные универсальные учебные действия

1. Личностные УУД, отражающие отношение к социальным ценностям:

  - идентифицировать свою принадлежность к народу, стране, государству;

  - проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;

  - проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

 2. Личностные УУД, отражающие отношение к учебной деятельности:

  - воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращённую к   учащемуся;

  - выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание,  - удивление, желание больше узнать;

  - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность,  

  - инициативу, ответственность, причины неудач;

  - применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с                - мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии),   - доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

1. Регулятивные УУД, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности:

  - удерживать цель деятельности до получения её результата;

 планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых  

 - операций (алгоритм действий);

 2. Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности:

  -  итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперациональный контроль («как  выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

  - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

  - анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;

  - оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Познавательные универсальные учебные действия

1. Познавательные УУД, отражающие методы познания окружающего мира:

  - различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение)  

 выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

  - анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты;

 - воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

 2. Познавательные УУД, формирующие умственные операции:

  - сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять их характеристики по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия;

  - выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;

  - классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

 приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

 3. Познавательные УУД, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность:

  - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, составлять план простого эксперимента;

  - выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);

   - преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

1. Коммуникативные УУД, отражающие умения работать с текстом:

  - воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

 2. Коммуникативные УУД, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания:

  - оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

   - описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства язык.

 Место урока в разделе школьной программы.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • учебник для 3 класса "Мир вокруг нас" часть 2;
  • рабочая тетрадь "Мир вокруг нас".

Раздаточный материал:

  • конверты с монетами достоинством 1 рубль, 5 рублей, 1 копейка;
  • конверты с частями разных купюр;
  • карточки с тестами;
  • карточки с задачами.

Использование ИКТ: слайды, выполненные в компьютерной программе PowerPoint, видеоролик мультфильма «Незнайка на Луне».

По времени урок занимает 40 минут.

Структура урока состояла из 3 этапов:

1 этап – мотивационно-ориентационный.

2 этап – процессуально-содержательный.

3этап – рефлексивно-оценочный.

Представленная разработка ориентируется на учебно-методический комплект А.А. Плешакова «Мир вокруг нас», 3 класс. Результативность при изучении темы урока достигается благодаря системно - деятельностному подходу, учащиеся вовлечены в разные виды деятельности (слушание, беседу, рассматривание иллюстраций, исследовательскую, работу в парах.). Активные методы обучения формируют у учащихся умения самостоятельно приобретать знания, а не получать их в готовом виде. На уроке дети работают с разными источниками (текстовыми, иллюстративными). Кроме предметных умений у учащихся формируются и общеучебные компетенции: работа с текстом, умение сравнивать, обобщать, приводить аргументы, примеры. Развивается внимание, память, мышление, речь, кругозор учащихся. Данная разработка позволяет осуществлять дифференцированный подход к учащимся, организовать посильную и эффективную деятельность для всех детей. Для каждого ученика на уроке есть возможность создать ситуацию успеха, почувствовать свою значимость. 

Учебно-познавательная атмосфера на уроке была хорошей, школьники проявили активность в целеполагании на основе определения личностного смысла на 1 этапе.

На 2 этапе ребята проявили активность и самостоятельность.

На 3 этапе ребята происходило оценивание результатов работы.

Все что было  запланировано на уроке было реализовано. Задания, имеющие региональное содержание с интересом были восприняты и выполнены учащимися.  Результаты, на мой взгляд, оптимальны.

Спасибо за внимание, я готова ответить на ваши вопросы…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 1 кл. по теме "Кто такие насекомые?"

Урок изучения нового материала в 1 кл. по окружающему миру  "Кто такие насекомые?" УМК "Школа России"...

Урок окружающего мира в 1-ом классе "Кто такие птицы извери"

Презентация для урока окружающего мира в 1-ом классе по теме "Кто такие птицы и звери" (по учебнику А.А.Плешакова)...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Что такое хвоинки ?" . " Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Школа России"...

Открытый урок окружающего мира в 1 б классе на тему : «Что такое хвоинки?»

Открытый урок по предмету окружающий мир на тему " Что такое хвоинки?"...

Урок окружающего мира в 4-м классе по теме: Что такое природное сообщество. Луг

Формируется целостное представление о природном сообществе, в частности о луге.Воспитывается экологическая  культура младшего школьника....

Урок окружающего мира в 4-м классе по теме: Что такое природное сообщество. Луг

Формируется целостное представление о природном сообществе, в частности о луге. Воспитывается экологическая  культура младшего школьника....

Урок окружающего мира в 1-ом классе «Кто такие звери?»

На данном уроке дети знакомятся с группой животных «звери» и учатся определять принадлежность животного к своей группе....