Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Средние века: время рыцарей и замков"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Лариса Николаевна Васильева

УМК "Школа России", 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл srednie_veka_vremya_rytsarey_i_zamkov_praktika.docx44.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

Тема урока: «Средние века: время рыцарей и замков»

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о Средневековье; религиях, возникших в Средние века; формирование знаний о книгопечатании; знакомство с эпохой Средних веков, достижениями, особенностями, нормами морали.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать понятия: Средние века, иудаизм, христианство, буддизм, ислам, рыцарь, замок;

уметь: пересказывать своими словами текст учебника и обсуждать его в классе; самостоятельно выделять и

формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, делать выводы.

Личностные:

уметь воспринимать новую информацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, работать в группе и паре.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: УМК «Школа России» А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова учебник «Окружающий мир», 4 класс. В 2-х частях. 2 часть, рабочая тетрадь А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова, презентация, раздаточный материал.

Этап урока Методы и приемы

Вр ем я

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределен ия к деятельности. Словесный:

беседа

30

сек

.

Фронтальная форма работы

-Прозвенел звонок, Начинаем наш урок. Подравнялись, подтянулись Сели тихо, улыбнулись.

Нам надо многое понять, Чтобы историками стать.

Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит нам открыть много нового и интересного.

Готовятся к уроку.

Настраиваются на работу.

Р: преодоление импульсивности, непроизвольности Л: самоопределение к учебной

деятельности

II.

Актуализация знаний и мотивация

Практический метод.

Словесный метод - опрос.

5м ин.

Фронтальная, парная форма работы

С какими историческими эпохами вы познакомились на предыдущих уроках?

– Чтобы узнать, как хорошо вы знаете эти эпохи ответим на вопросы (Приложение 2)

Возьмите лист и выполните задания.

Проверочный тест по теме «мир древности: далекий и близкий»

Работа в парах.

Проверим ваши ответы, сверив их с ответами на слайде. Исправьте ошибки соседа по парте, если они есть.

Первобытный мир, Древний мир.

П: выделение известной информации и

структурирование знаний

III. Постановка учебной задачи Словесный метод – стихотворение

диалог.

2

ми н

История не заканчивается, она продолжается. И мы сегодня продолжим путешествие по «ленте времени»

Добавьте в стихотворение нужное слово.

«На щите моем эмблема

И девиз «Любовь и честь!». Докажу я непременно,

Что они на свете есть. Я невинных защищаю,

Преступления отмщаю — Лишь за правду должен биться

Каждый благородный... (рыцарь).»

- Когда жили рыцари?

- рыцарь

Высказывают предположения

Р: Принятие учебной задачи к исполнению

Практический метод- филворд

-Средневековье

Вы сможете это узнать, решив задание, для этого вам нужно расположить буквы в нужном порядке

- узнаем о рыцарям и о времени в котором они жили Читают тему урока.

-Узнать о Средних веках.

Прочитайте, пожалуйста, слово, которое у вас получилось.

  • Сегодня мы с вами совершим путешествие в далёкое прошлое, когда жили короли и королевы - в таинственный мир

СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

  • Давайте с вами попытаемся сформулировать тему нашего урока.

-Проверьте правильно ли мы сформулировали тему, Прочитайте тему урока в учебнике на странице 15

  • Какую цель урока можем поставить?

Выполняют задание в группах.

- Тема нашего урока:

«Средние века: время рыцарей и замков».

-Узнать о Средних веках и рыцарях.

П: Самостоятельное определение темы и цели урока

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачи

IV. Открытие нового знания Словесный метод – вопросы, диалог

15

ми н

-Давайте пройдемся по ленте времени и посмотрим, когда это было. Это было тысячу лет назад, с 5 по 15 века, продолжалась эпоха, которую историки называют Средним веком или Средневековьем. Многие современные города возникли в Средневековье: Берлин, Копенгаген, Амстердам. Среди них и Москва.

-Что означает слово «средний»?

(1) Обычно словом «средний» называют что-то посредственное, ничем не примечательное. Например, средние успехи в работе, учебе.

2) То, что находится в середине чего-либо, как среда в середине рабочей недели.)

  • Какое из этих значений больше подходит для определения эпохи? Почему?
  • Какая же эпоха в истории называется Средними веками?
  • Где мы можем найти ответ на этот вопрос?
  • Прочитаем текст на с. 15.

-Подходит второе значение, так как Средние века — это период между Древним миром и Новым временем

-В книге, в учебнике Ученики читают текст Отвечают на вопросы

П: использование операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

П: структурирование знаний

К: выражение своих мыслей с

достаточной полнотой и точностью

П: Ориентироваться в учебнике

— Что вы узнали о Средневековье?

-С развитием общества изменились и верования людей. Появились новые боги, старых забывали. Многобожие, или политеизм, уступало место единобожию — монотеизму. Это было связано с

экономическим развитием общества и изменениями в образе жизни людей. Немалую роль сыграли и географическое положение стран,

К: аргументация своего мнения

Практичес кий метод — чтение

учебника, заполнение таблицы

работа со словарем

Словесный метод – рассказ

их связи друг с другом. Все шире стали распространяться следующие мировые религии.

-Постараемся ответить на второй вопрос: какие религии возникли в Средневековье. Для этого прочитайте текст на странице 16-17 и

заполните таблицу.

Разделимся на 4 группы и найдем в учебнике информацию

-Проверим как вы справились с заданием.

Давайте на время представим эту эпоху и окажемся среди благородных воинов и увидим их жизненный уклад.

  • Кто скажет, а как по-другому, называли этих воинов? Вот так дается это слово в толковом словаре С.И.Ожегова.

РЫЦАРЬ - это смелый, благородный, безупречный человек. Чтобы стать рыцарем, нужно было пройти специальную подготовку. В 7 лет мальчиков отдавали учиться к опытным

воинам. Они обучали их скакать верхом, стрелять из лука, метать копьё, владеть мечом. Кроме этого пением и танцами. Мальчиков приучали держать данное слово, быть предупредительным и

вежливым, выручать друг друга в беде, заступаться за слабого человека, благородно и возвышенно относиться к женщинам. У каждого рыцаря был свой отличительный знак – это герб.

  • Для чего нужен был герб?

Герб рассказывает о своём хозяине. Что может быть на нем изображено?

А какими должен качествами обладать рыцарь?

Читают текст учебника. Заполняют таблицу.

Проверяют работу

Рыцарь

Отвечают на вопросы.

-На гербе могут быть изображены различные животные, растения, геометрические фигуры, девиз.

-Благородный, отзывчивый, культурный, аккуратный,

дисциплинированный, вежливый.)

П: извлечение необходимой информации из текстов

Л: осознание ответственности за общее дело

К: планирование учебного

сотрудничества со сверстниками

К: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

П: Ориентироваться в учебнике

Практичес кий метод — чтение

учебника.

Главным изобретением в Средневековье было книгопечатание. Прочитайте текст на с. 20 учебника

— Кто открыл способ, как можно быстрее и легче создавать книги?

-Этот способ открыл немец Иоганн Гутенберг

П: извлечение необходимой информации из текстов

Л: усвоение нового материала.

V. Первичное закрепление Практич.- кроссворд

2м ин

Мы с вами уже поговорили о том, кто такой рыцарь. Ребята, а

давайте вспомним, в чем же был одет он. Для этого, нам нужно с вами объединиться в три группы. Ваша задача, одеть на рыцаря все то, что он носил. На выполнение задания у вас есть 2 мин., можете приступать!

Работают в группе

К: умение работать в группе

П: качество выполнения задания

VI.

Самостоятельн ая работа с самопроверкой

10

ми н

Чтобы проверить Ваши знания предлагаю Вам решить кроссворд по теме «Рыцари»

Проверка в парах

Разгадывают кроссворд. Проверяют работу в парах.

Р: Принятие учебной задачи к исполнению К: Умение работать в парах

Р: контроль, коррекция, оценка

VII. Включение в систему

знаний

Словесный метод – опрос.

4

ми н.

  • В течение урока мы с вами смогли ответить на все поставленные вопросы и многое узнать о жизни в Средние века. Давайте проверим все ли вы запомнили.

Викторина.

  1. Как ученые узнают о жизни людей в Средневековье?
  2. Как изменился облик Европы за время эпохи Средневековья?

Отвечают на вопросы викторины

1.В Средневековье были напечатаны первые книги. 2.Было построено множество замков, церквей, соборов, мечетей, храмов. Некоторые сохранились до наших дней. 3.Христианские церкви и соборы, мусульманские мечети, буддистские храмы 4.Воин на коне, закованный в латы, в шлеме, с мечом и щитом

  1. Замки служили надежной защитой.
  2. Их воздвигали на высоком холме, обрывистом утесе, острове посреди реки
  3. Немец Иоганн Гутенберг 8.Разборный шрифт

К: аргументация своего мнения

П: обобщение и структурирование знаний

3. Как назывались здания для молитв?

4. Кто такой рыцарь Средневековья?

  1. Для чего строили замки?
  2. Где строили замки?

П: установление причинно-

следственных связей

7. Кто первым создал печатную книгу?

  1. Что он предложил использовать?
  2. Как назывались металлические буквы?
  3. Какой год считается годом рождения книгопечатания?
  4. Сколько лет длилось Средневековье?
  5. Какие современные государства и города возникли в этот период?

9.Литеры 10.1445 г

11.1000 лет, с 5 по 15 века

12. Россия, Франция, Англия, Москва, Амстердам, Берлин, Копенгаген, Осло.

Р: контроль, коррекция, оценка

Домашнее задание

1

ми н

Открывайте дневники, записывайте домашнее задание стр.15-21, ответы на вопросы, р.т. стр. 7,8.

С. 7.№ 1

  • Найдите в приложении картинки к данному заданию. Вырежьте их и наклейте. Рядом с рыцарем нарисуйте его замок.

С. 7-8, № 2

  • Одно из этих утверждений неверное.
  • Отметьте это утверждение знаком «-»:

С. 8, № 3

  • Рассмотрите фотографии. Найдите изображения христианского, мусульманского, буддистского храмов и подпишите их.

Записывают домашнее задание.

Р: контроль, коррекция, оценка;

Р: Принятие учебной задачи к исполнению

VIII.

Рефлексия деятель-ности Словесный метод – беседа

2

ми н

Что показалось на уроке наиболее интересным?

  • Где можно применить новые знания?
  • Что на уроке у вас хорошо получалось?
  • Над чем еще надо поработать? Какие трудности возникли в работе?

Спасибо за урок. Урок окончен

Выполнят рефлексию.

Высказывают свое мнение.

П: контроль и оценка процесса и результатов

деятельности Л: самооценка , адекватное

понимание причин успеха/ неуспеха в учебной

деятельности .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Средние века: время рыцарей и замков" (УМК "Школа России"). 4-й класс

Урок окружающего мира по теме"Средние века: время рыцарей и замков"(УМК "Школа России").4-й классс презентацией...

конспект урока по окружающему миру "Искусство 18 века"

урок 4 класса по окружающему миру по программе "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока по окружающему миру "Где и как жили рыцари" 4 класс

Тема: «Где и как жили рыцари?»Тип урока: комбинированныйЦель и задачи урока:• Создать условия для знакомства учащихся с Средневековьем, средневековыми рыцарями и их укладом жизни;&bul...

Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Во времена древней Руси"

Конспект урока и презентация по окружающему миру блок истории, 4 класс УМК "Школа России" по теме: "Во времена Древней Руси...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Средние века: время рыцарей и замков". (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о Средневековье; религиях, возникших в Средние  века;  формирование знаний о книгопечатании; знакомство с эпохой Средних веков,...