Презентация и конспект урока по окружающему миру "Голубая планета земля". 2 класс ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс)

Александрова Татьяна Владимировна

Презентация и конспект урока по окружающему миру "Голубая планета земля". 2 класс ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация680.09 КБ
Файл Урок 93.01 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок Голубая планета Земля Выполнила Учитель начальных классов Александрова Т.В.

Слайд 2

Космический тест

Слайд 3

1.ЗВЕЗДА - ЭТО ... А. Маленькие сверкающие точки. Б . Огромные огненные шары. В. Каменные глыбы, прочные и плотные тела. 2. СОЛНЦЕ - ЭТО ... А. Звезда. Б. Планеты. В. Комета.

Слайд 4

3. ПУТЬ, ПО КОТОРОМУ ДВИЖЕТСЯ ПЛАНЕТА. А. Солнечная система. Б. Созвездие. В. Орбита. 4. СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА- ЭТО ... А. Солнце и восемь планет. Б. Восемь планет. В. Солнце.

Слайд 5

5. ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ПЛАНЕТ В СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЕ. А. Земля, меркурий, венера , марс, юпитер, сатурн , уран, нептун . Б. Меркурий, венера , земля, марс, юпитер, сатурн , уран, нептун . В. Меркурий, венера , марс, юпитер, сатурн , уран, нептун , земля.

Слайд 6

1. б; а; 3. в; 4. а; 5. б. + + + + + 5 + + + + 4 + + + 3 + + 2

Слайд 7

Голубая планета Земля

Слайд 8

Сегодня узнаем: 1) Какую форму имеет планета Земля ? 2) Почему Землю называют " голубой планетой" ? 3) Как древние люди представляли себе Землю?

Слайд 9

Земля – третья планета от Солнца, самая большая по плотности и массе среди планет Солнечной системы.

Слайд 10

Более 70 % поверхности Земли покрыто морями и океанами , остальную часть поверхности планеты занимают острова и континенты .

Слайд 11

Физкультминутка Раз, два, три, четыре, пять В космос мы летим опять Отрываюсь от земли Долетаю до луны. На орбите повисим И опять домой хотим.

Слайд 12

Люди в древности думали, что Земля плоская и имеет форму круга, который лежит на спинах огромных сильных китов.

Слайд 13

Древние греки считали, что Земля имеет форму выпуклого диска, который со всех сторон омывает река Океан. Над Землей раскинулся медный небосвод, по которому движется Солнце, поднимаясь и погружаясь ежедневно в воды Океана .

Слайд 14

А давным-давно, люди были уверены, что Земля — это плоский круг, который лежит посреди безграничного океана. В Древней Индии считалось, что Землю держат четыре слона, а слоны стоят на громаднейшей черепахе.

Слайд 15

Со временем люди стали много путешествовать. Вели торговлю в разных странах, то есть обменивали изделия и продукты, которых у них было много. Отправлялись в путешествие и по суше и по морю — на маленьких кораблях.

Слайд 16

Великий португальский путешественник Фернан Магеллан совершил первое в мире кругосветное путешествие, доказав тем самым, что Земля круглая

Слайд 17

Юрий Алексеевич Гагарин

Слайд 18

22 апреля – день ЗЕМЛИ!

Слайд 19

Сегодня я узнал… было интересно… мне захотелось… РЕФЛЕКСИЯ



Предварительный просмотр:

«Голубая планета Земля»

Класс 2 «А»

Учитель Александрова Татьяна Владимировна

Тип урока: решение учебной задачи 

Цель урока:  формирование представления о Земле как планете.

Задачи урока:

1.Формировать умение решать учебную задачу, работать по плану.

2. Создать условия для развития умений сравнивать, обобщать, делать выводы.  

3.Содействовать формированию представления о значении Солнца для жизни на Земле.

4.Организовать работу по осуществлению совместной деятельности.

5.Развивать внимание, наблюдательность, память, умение работать в парах.

6. Пробуждать чувство ответственности  за состояние нашей планеты.

Планируемые результаты.

Предметные: объясняют, почему Землю называют «голубой»  планетой; называют, какие планеты являются ее ближайшими соседями, какие планеты Солнечной системы больше Земли, а какие – меньше, какую форму имеет Земля, какое место занимает Земля в Солнечной системе, какое значение имеет Солнце для жизни на Земле, как устроена планета Земля; рассказывают движении Земли вокруг своей оси и Солнца, об изображении Земли на карте полушарий; характеризуют распределение воды и суши на Земле; отличают планету от звезды.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его, формирование границ  собственного знания и «незнания»,  адекватно воспринимают оценку учителя, проявляют способность ставить себя на место других в различных жизненных ситуациях; имеют способность к самооценке.

Метапредметные:

Регулятивные:  понимают цель выполняемых действий, ставят учебную задачу под руководством учителя; намечают план выполнения заданий на уроках; осмысляют, воспринимают, умеют ориентироваться в тексте, находят нужное; осуществляют контроль знаний.

Познавательные: пользуются справочной литературой; понимают информацию, представленную в таблицах и на страницах учебника; понимают и воспринимают на слух информацию одноклассников; умение обнаруживать ошибки и отклонения; анализируют информацию на основе имеющихся знаний.

Коммуникативные: распределяют обязанности при работе в парах; учитывают мнение партнера, аргументировано критикуют допущенные ошибки, обосновывают своё решение; обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.

Оборудование для учителя: физическая карта полушарий, глобус, презентация к уроку, видеоролик о планете Земля, фрагмент мультфильма «Фиксики. Земное притяжение», учебник.

Оборудование для ученика: учебник, рабочие листы, путеводители, распечатанный текст с пропущенными словами, карандаши цветные, ручка.

Формы работы: фронтальная, в парах, самостоятельная.  

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, ИЗО.

Методическая литература:

  • Учебник. Окружающий мир. 2 класс. Авторы Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов/ М.: Астрель, 2012 год.
  • Методические рекомендации. Обучение во 2 классе по учебнику "Окружающий мир" Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов/ М.: Астрель, 2012 год.

Интернет-ресурсы:

http://www.youtube.com/watch?v=7N5GqZee52k

http://www.youtube.com/watch?v=xOMfvlDtN5g

Ход урока.

1. Организационный момент.

Быстренько проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

2. Актуализация знаний.

- Что мы узнали на прошлом уроке?

- Как одним словом назвать звёзды, планеты, кометы, космическую пыль? (космос, вселенная)

- Подберите синоним к слову «космос» (Вселенная)

- Какая наука изучает вселенную? (астрономия, космология)

 Ребята, перед вами 2 корзинки. Первую мы сейчас наполним нашими знания о космосе, а во вторую корзинку соберём  все наши вопросы, т.е. всё то, что мы ещё не знаем, но очень хотим узнать.

Начнём наполнять первую корзинку. Я вам буду задавать вопросы. Кто знает ответ – поднимает руку. Если ответ будет правильным – берёт шарик и кладёт его в первую корзинку.

- Как называют небольшие камешки из космоса,  которые несутся с огромной скоростью и не долетая до поверхности Земли сгорают, оставляя за собой яркий светящийся след? (метеоры)

- Чем метеориты отличаются от метеоров? (метеориты - это которые упали, а метеоры – те, что не успели упасть и сгорели)

- Что такое астероиды? (малые планеты, которые движутся вокруг Солнца)

- С Земли звёзды кажутся нам маленькими сверкающими точками, а как на самом деле выглядят звёзды и из чего они состоят? (огромные огненные шары, состоящие из газов и пыли)

- Какая звезда самая близкая к нам? (Солнце)

- Можно ли планету Земля назвать звездой? (Нет)

- Почему нельзя? (потому что она не раскалена и не излучает собственного света)

- Что называют солнечной системой?( Солнце и 8 планет)

- Как можно иначе назвать солнечную систему? Подберите синоним (галактика)

- Как движутся планеты?(по орбитам, вокруг солнца)

- Назовём по порядку планеты в Солнечной системе. А для этого вспомним стихотворение с прошлого урока. Поднимите руку, кто помнит (называют по цепочке по одной планете).

Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним Нептун

3. Создание проблемной ситуации.

- Как называется планета, на которой существует жизнь?

- В учебниках на странице 48 найдите пальчиком нашу планету.

- А что вы знаете о нашей планете? (ответы детей)

- Ребята, учёные называют нашу планету «голубой». Почему, как вы думаете?(ответы).

4. Определение темы урока

- Мы видим, что наши мнения расходятся. Чтобы найти верный ответ на уроке мы будем говорить о планете Земля.

- Как вы думаете, как звучит тема урока? (на экране тема Голубая планета Земля)

5. Постановка учебной задачи

- Ребята, а что вам ещё хочется узнать про нашу планету?

- Сегодня мы обязательно найдём ответы на вопросы урока.

Все вопросы появляются на экране.

1) Почему землю называют «Голубой планетой»?

2) Какие планеты являются ее ближайшими соседями?

3) Какие планеты Солнечной системы больше Земли, а какие – меньше?

4) Какую форму имеет Земля?

5) Какое место занимает Земля в Солнечной системе?

6) Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?

7) Как устроена планета Земля?

- Какова наша задача на уроке? (найти ответы на все вопросы)

- Ребята, вопросы на экране - это наш план, по которому сейчас будем работать.

- Напомните, пожалуйста, если мы не знаем ответа на вопрос, то где мы можем его найти. Куда обращаться за помощью? (Учебник, справочная литература, взрослые, Интернет)

Физкультминутка

6.  «Открытие нового знания» (работа в парах)

"Открытие нового знания". (работа в парах)

  1. Используя рисунок-схему на стр . 48, определите :                                                               1) Какая по счёту Земля от Солнца ? (карточка: Третья планета от Солнца)                
  2.  Какие планеты являются соседями Земли ? (карточка: Соседи - Венера и Марс)  
  3. Какие планеты Солнечной системы больше Земли ? (карточка : Юпитер, Уран, Нептун, Сатурн больше Земли)
  4.  Какие планеты Солнечной системы меньше Земли ? (карточка : Меркурий, Венера, Марс, Плутон меньше Земли)

                                                             

Расстояние от Земли до Солнца так велико , что космическая ракета может преодолеть его лишь за 7-8 месяцев. Как и другие планеты Солнечной системы, Земля движется вокруг Солнца. Скорость движения Земли огромна - быстрее самых быстрых самолётов.

  1. - Какую форму имеет Земля ? (карточка : слегка сплюснутый шар)                                                          Для человека земной шар - огромное тело. Если обходить Землю вокруг и идти по 30 км в день, то понадобится почти 4 года.

6) - Что больше Земля или Солнце ? (карточка : меньше Солнца)                            Чтобы представить себе насколько Солнце больше Земли, сравни футбольный мяч и маленькую горошину.                                                                                                                        

-  Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле ? (работа в парах) Ответ на этот вопрос найдите в тексте.  

                                                                                 

Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле.

Во все стороны от Солнца распространяется свет и тепло. Если бы Солнце стало холодным, то Земля погрузилась бы в темноту. Только далёкие звёзды приносили бы ей тусклый свет. От сильнейшего холода на Земле погибли бы все растения и животные.

(карточка : Получает от Солнца тепло и свет)

           - Чем Земля отличается от других планет ? ( карточки : Есть вода и воздух. Есть жизнь . Температура на Земле не слишком высокая, не слишком низкая.)

  1. - Что я держу в руках?(глобус)                                                                                          - Чего на Земле больше воды или суши ? ( карточка : Большая часть поверхности покрыта водой морей и океанов.)                                                                      - А теперь ответьте на вопрос " Почему же  Землю называют "голубой планетой? воды больше, чем суши)                                                                              - Давайте в этом убедимся. (просмотр видеофильма "Вид Земли из космоса") Работа с физической картой полушарий.

Ребята, посмотрите, это изображение нашей планеты на плоскости. Синим и голубым цветом изображены моря и океаны, зелёным – леса, коричневым и жёлтым суша)

5.  Подумайте, что может помочь нам найти ответ на эти вопросы?

Обращаемся к учебнику с. 48-49.

Какие планеты Солнечной системы больше Земли готовят ответ девочки, а какие меньше – мальчики.

2 – Ребята, мы можем уже сейчас дать ответ на этот вопрос? Давайте подтвердим свой ответ предложением из учебника. Уточнить, что форма Земли шарообразная, слегка сплюснутого шара. У. с. 52  3 абзац.

- У меня  на столе уменьшенная в тысячи раз модель Земли. Как она называется? (глобус)

- Ребята, посмотрите, солдатика, который стоит у меня на столе, пробую поставить на глобус. Он падает. Мне не удаётся это сделать. Почему?

- Ребята, как так получается, что наша планета имеет форму шара, а мы ходим по ней и никуда не падаем, даже и не скатываемся? (ответы детей)

Просмотр видеоролика «Фиксики. Земное притяжение».

- Как мы сейчас можем ответить на этот вопрос?

5,6) Ребята, как вы думаете, какое место занимает Земля в Солнечной системе и какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?

Сообщение заранее подготовленного ученика

Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле.

Во все стороны от Солнца распространяется свет и тепло. Если бы Солнце стало холодным, то Земля погрузилась бы в темноту. Только далёкие звёзды приносили бы ей тусклый свет. От сильнейшего холода на Земле погибли бы все растения и животные.

- Я предлагаю просмотреть видеоролик о планете Земля и сравнить наши ответы с истинным ответом (место идеальное, третье; солнце даёт свет и тепло).

7) -  Мы с вами рассмотрели, как выглядит Земля из Космоса. Сверху. А кто знает, что внутри? Что мы увидим там? (предположения детей)

- А давайте заглянем внутрь Земли… (раскрываю глобус и показываю внутренне строение).

- Теперь мы знаем, что же внутри земного шара?

Выполнение задания в РТ с. 33 з. 5. (на экране внутреннее строение Земли)

- Ребята, мы с вами сейчас создадим свою модель земли (из пластилина лепим модель и разрез)

- Молодцы, отлично получилось.

Ребята, у нас всё получилось. Вы постарались, ответили на все вопросы.                                            

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Сейчас мы вспомним, ответы на все вопросы и составим текст о планете Земля (на доске схема – рисунок планеты Земля). Переверните голубые листы на своих столах. У вас полминуты, чтобы вставить в текст пропущенные слова.

По предложению проверяем на экране.

- Ребята, прореагируйте на ответ (хлопают в ладоши или машут головой)

- Ребята, мы теперь знаем, что наша планета называется голубой. Есть планета, которую называют красной. Найдите в справочнике, какая планета Солнечной системы называется «красной планетой»?

Работа со справочником У с.79.

Древнегреческий мудрец Пифагор считал, что шар – самая красивая, идеальная геометрическая фигура.

 Другого древнегреческого философа Аристотеля  волновал вопрос : «Отчего случаются лунные затмения?»

« А может быть, тёмное пятно на лунном боку – это просто тень, которую отбрасывает Земля, когда становится между Луной и Солнцем?» - подумал философ  и тут же задал себе другой вопрос: - «Но почему эта тень всегда круглая?»

Он взял кубик: тень от него – квадрат.

Взял лепёшку: тень – круг или полоска.

Взял половинку апельсина: тень – круг или неполный круг.

От целого апельсина – круг.

«Значит, и Земля наша должна быть шаром!» - сказал Аристотель.

Вывод: Земля – шар.

Были ещё кругосветные путешествия, которые доказывали, что Земля – шар.

Но насколько наша планета ещё и красива первым увидел первый человек, который оказался в космосе – Ю.А. Гагарин.

Показ презентации: слайд 11 – Ю.А. Гагарин

Рассказ про полёт Ю.А. Гагарина

Вижу землю!

   Он долго смотрел в иллюминатор. Как всё переменилось! Неба не стало. Кругом простиралась чёрная темнота космоса. Лишь выпуклый бок Земли был обведён тоненьким ободком атмосферы, тёмным металлом поблёскивали океаны, хорошо различались земные материки. Такой Землю до Гагарина не видел ещё никто.

   - Красота-то  какая! – воскликнул Юрий. Его услышали на космодроме. – Наблюдаю звезду в правый иллюминатор. Ушла звёздочка…

   Мир необычайно расширился. Гагарин чувствовал его первооткрывателем. Его глазами смотрело на Вселенную всё человечество.

   …Ракета огибала бледно-синий шар Земли.  Минуты утекали одна за другой. Полёт приближался к концу. И тут Юрия покинули напряжение и деловитость. На минуту он стал тем, кем и надлежало ему быть сейчас – самым счастливым человеком на свете! Он громко запел…

(Лидия Обухова   «Как мальчик стал космонавтом»)

Показ презентации: слайд 12 – Планета Земля

Стихотворение:

Давайте будем беречь планету –

Во всей Вселенной похожей нету:

Во всей Вселенной только одна,

Для жизни и дружбы она нам дана!

 8. Самостоятельная работа с проверкой по образцу.

Выполняют работу индивидуально с последующей взаимопроверкой в парах, самооценка.

9. Рефлексия деятельности.

- Какую задачу ставили на уроке?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Что для вас было открытием?

- За что вы можете себя похвалить?

- Что не совсем получилось?

- Где можно применить новые знания?

10. Итог урока

- А в заключение урока я приготовила для вас стихотворение. Послушайте, пожалуйста, и подготовьте ответ на вопрос «какую главную мысль хотел донести до нас автор?». (Наша планета уникальна, неповторима. Земля наш общий дом. Мы должны охранять и беречь его. Другого такого дома нам не найти.)

И только милая Земля
Во всем пригодна для жилья.
Так и летим на шарике
Без крыльев и руля.
На нашем теплом шарике
По имени Земля.
Искали астрономы
Подобие Земли
В огромном черном небе,
Но так и не нашли.

- Сейчас мы создадим свою мини- Вселенную. Помните, что самые раскалённые звёзды (какого цвета?) жёлтого цвета, а самые холодные (?) – красные. Кому было на уроке комфортно работать, тепло в переносном значении, конечно же, возьмите жёлтую звёздочку и наклейте ей рядом с нашей голубой планетой. Кому было неуютно, «холодно»  выберите красную звёздочку.

- Посмотрите, как красиво получилось! Планета освещается звёздами, а человек знаниями! Представьте, что все эти звёздочки – это ваши частички знаний. Я очень хочу, чтобы ваши знания как можно ярче освещали нашу Землю!  

11. Домашнее задание и отметки за урок

- Ребята, при подготовке к следующему уроку вы представите себя древними людьми и расскажите нам как раньше думали о том как выглядит наша планета.  Кому сложно будет это сделать -  прочтёт информацию в У с. 54 и подготовит ответ на вопрос после текста.

Выставление      отметок.

- Спасибо за урок.

ВЕНЕРА

МЕРКУРИЙ

ЗЕМЛЯ

МАРС

ЮПИТЕР

САТУРН

НЕПТУН

УРАН



желт зв.pngжелт зв.pngжелт зв.pngжелт зв.pngжелт зв.png

желт зв.png


желт зв.pngжелт зв.pngжелт зв.pngжелт зв.pngжелт зв.pngжелт зв.png

СПУТНИКОМ

ТРЕТЬЕЙ

ВРАЩАЕТСЯ

ШАРА

ЕДИНСТВЕННОЙ

ЖИЗНЬ

ПОКРЫТА

ЦВЕТА

БЕРЕЧЬ

ВРАЩЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Государственная символика".

Конспект урока разработан по программе Дмитриевой, Казакова (система Л. В. Занкова). К уроку несколько учеников готовят сообщения по теме. Презентацию можно использовать для любой программы....

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Планеты Солнечной системы"

В данном конспекте содержится материал для проведения урока по окружающему миру по теме "Планеты Солнечной системы". В конспекте использовано много дополнительного материала, стихов, загадок....

Презентация и конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Лесные опасности". Программа "Школа России".

Урок разработан согласно принципам и требованиям развивающего обучения с применением ИКТ и направлен на расширение и обогащение знаний учащихся об окружающем мире. На уроке дети знакомятся с лесными о...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Земля как планета"

ТемаЗемля как планетаЦельсистематизировать знания детей о Земле как планете Солнечной системы;формировать представления о причинах смены дня и ночи, времён года;развивать умение анализировать, сравнив...

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Условия жизни на планете Земля"

Урок был составлен для участие в Муниципальном конкурсе "Педагогика цифрового века"...

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе:"Земля- планета"

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе....