Ориентирование на местности с помощью компаса 2 класс окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Жукова Алина Александровна

урок предназначен для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_2_klass_2.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Межпредметные связи: изобразительное искусство.

Учебно-методический комплекс урока: УМК «Перспектива» 

Дидактические сопровождение:

1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. М.: «Просвещение», 2011.

2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь: В 2 ч. М.: «Просвещение», 2012.

3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 2 класса начальной школы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.

Оборудование: индивидуальные компасы,  рабочие тетради, таблички с названием основных сторон горизонта,

Материалы для познавательной деятельности обучающихся: Словарь русского языка: Ок. 53000 слов / С.И. Ожегов; Под общ.  ред. Проф. Л.И. Скворцова. -  «Издательство «Мир и Образование», 2005.

Технологическая карта урока

Тема: Ориентирование на местности с помощью компаса

Тип: изучение нового материала

Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задачи: развития

универсальных учебных действий

I.

 Мотивация.

Самоопределение к учебной деятельности учащихся

Цель: выработать на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

- С каким настроением вы пришли на урок? Покажите одну из «мордашек», соответственно своему настроению.

Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. Устное сообщение учителя.

Корректирует настроение одной - двумя фразами, дополнительно настроев на работу

Подготовка класса к работе

Сигнализируют о своём эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Р.: целеполагание;

Л.: самоопределение

II.

 Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности  к построению учебных действий

Выявление уровня знаний.

1. Фронтальная беседа

- Кто помнит русскую народную сказку «Маша и Медведь»? Что произошло в этой сказке с Машей?

- А почему Маша самостоятельно не смогла выйти из леса?

- Что такое ориентирование на местности?   (Приложение №2)

У. -Что такое горизонт?

О. - Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя.

У. – Что такое линия горизонта?

О. – Это граница горизонта, где небо как бы сходится с земной поверхностью.

У. - Назовите основные стороны горизонта. Как они расположены по отношению друг к другу?

У. – Назовите промежуточные стороны горизонта.

2. Индивидуальная работа

- Ученица определяет  по репродукции картины Шишкина И.И. «Рожь» стороны горизонта. 

3. Самостоятельная индивидуальная работа.  (Приложение № 3)

1.Организовывает повторение знаний и умений, для погружения в проблему.

2. Активизирует соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы.

3. Организовывает самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов.

Дети отгадывают загадку и запоминают отгадку.

Выполняют самостоятельную работу  по карточкам.

П.: развитие логического мышления;

П.:- подведение под понятие;

К.: - использование критериев для обоснования своего суждения;

К.:- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Р.:- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

 Р.:- с помощью учителя формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

III. Выявление места и причин затруднения

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

У. – Определите направление окон в классе?

Достаточно ли нам тех знаний, которыми мы владеем? Итак, что мы знаем и что умеем?

На доске появляется таблица (Приложение № 4).

О. – Нет, здесь нет мхов, нет деревьев.

Организует погружение в проблему, создаёт ситуацию разрыва.

Пытаются решить проблему, опираясь на личный опыт и на свои уже имеющиеся знания и умения.

Фиксируют проблему.

Составляют таблицу «Что я знаю? И Что я умею?»

К.: - использование критериев для обоснования своего суждения; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Р.:- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

Р.: - принимать и сохранять учебную задачу.

IV.

Этап построения проекта выхода из затруднения

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

У. - Что нам делать? Откуда мы можем узнать, что нам может помочь, кто нам может помочь?

- Обратимся в толковый словарь (Приложение №2)

О. Читают и  подчёркивают.

Ориентирование –

Нам нужен, какой - то прибор….

Найти из разных источников прибор, изучить его, и научится  им пользоваться.

У. - Найти, прибор, для определения сторон горизонта.

У. – Мы нашли прибор, можем мы отправляться в путешествие?

О. – Нет, мы не знаем, как им пользоваться.

У. – Наша задача: научатся пользоваться компасом и ориентироваться на местности с помощью компаса. Куда нам обратиться за помощью?

О. – В учебник.

Изучение компаса

По учебнику с. 75.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи.

Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Работают со словарями и  карандашом, отмечают «что я знаю ..» и «что я нового узнал …»

Совместно с учителем формулируют понятия и способы действий, которые  им нужно уточнить и научиться правильно их применять.

П.: - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

К.: постановка вопросов; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

 Р.: принимать и сохранять учебную цель и задачу;

Р.:- волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

Р.: умение слушать в соответствии с целевой установкой и чётко выполнять указания.

V.

Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: построения учащимися нового способа действий и формирований умений его применять

Работа по учебнику с.75

Изучение памятки «Как пользоваться компасом» и применение  действий на практике.

Организует учебное исследование, для выделения понятия.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Совместно с учителем проводят коллективное исследование с опорой на схему.

Читают каждый этап и выполняют задания с комментированием во внешней речи в группе.

Р.:- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

Р.: - контроль, коррекция, оценка;

К. - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках,

 доступных для изготовления изделиях;

П.: - выполнение действий по алгоритму;

VI.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: усвоение учащимися нового способа действий при решении типовых задач

 Выполнение задания в рабочей тетради № 1, №2, №3, с.29- 30.

Организует самостоятельную коррекционную работу.

Самостоятельно выполняют задание небольшого объёма на новый способ действий.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

П.: - контроль и оценка процесса и результата деятельности;

Л.: - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

К.: - использование критериев для обоснования своего суждения; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Л.: оценка результатов учебной деятельности используя знаково-символические средства.

VII.

Этап включения в систему знаний и повторений.

Цель: выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний

Практическая работа по освоению приёмов ориентирования по компасу

Организует деятельность по применению новых знаний.

Организует коррекционную работу, практическую работу,

Решают задания на включение нового знания в систему знаний.

Р.: контроль, коррекция, оценка; самооценка.

П.: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

П.: планирование работы по устранению неуспеха;

Р.: планировать работу по устранению ошибок.

VIII.

Этап рефлексии деятельности на уроке.

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

Оцените свои достижения на уроке.

- Что получилось?

- Что не получилось?

- Почему не получилось?

- Оцените своё настроение по результатам работы.

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, деятельности на уроке, проговаривают способ «открытия» нового знания. Сигнализируют о своём эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками.

П.: - контроль и оценка процесса и результата деятельности;

Л.: - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

К.: - использование критериев для обоснования своего суждения; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Л.: оценка результатов учебной деятельности используя знаково-символические средства.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Справились ли мы с учебными задачами, которые поставили в начале урока?

-Что было интересным?

- Над чем надо поработать?

 

Контрольно-оценивающая деятельность.

Определяют типичные недочёты, причины неудач, отмечают положительное в работе, обращают внимание на индивидуальное творчество.

Р.: контроль, коррекция, оценка; самооценка.

П.: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

П.: планирование работы по устранению неуспеха;

Р.: планировать работу по устранению ошибок.

1 уровень – учебник: прочитать текст на с.74-75, запомнить определение слова «компас», его устройство и правила пользования им.

2 уровень -  рабочая тетрадь № 6, с.31-32.

3 уровень – подготовить сообщение об  истории компаса.

Скоро мы услышим звонок,

Пора заканчивать урок.

Объясняет сущность домашнего задания.

Задают вопросы по выполнению домашнего задания.

П.: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную разных источниках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру. 2 класс. Компас. Ориентирование на местности.

Ознакомиться с презентацией и дополнительными материалами Вы можете, скачав файл по ссылке http://files.mail.ru/816BBD85B01041228E190F6EC95B6374...

Урок по окружающему миру. 2 класс. Компас. Ориентирование на местности.

УМК "Школа России". Окружающий мир.2 класс (Плешаков А.А.) Урок на основе системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС....

Окружающий мир. Урок во 2 классе по теме "Ориентирование на местности. Компас".

Окружающий мир. Урок во 2 классе по теме "Ориентирование на местности. Компас". УМК Школа России по учебнику А.А.Плешакова....

Видео-урок окружающего мира на тему "Ориентирование на местности. Компас."(УМК "Перспективная начальная школа") 3 класс

Видео-урок окружающего мира на тему "Ориентирование на местности. Компас."(УМК "Перспективная начальная школа") 3 класс...

Урок окружающего мира "Ориентирование на местности. Компас" 2 класс система Л.В. Занкова

Урок окружающего мира "Ориентирование на местности. Компас" 2 класс система Л.В. Занкова. Авторы учебника: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.Цели урока: Формировать первоначальные представления о  ком...

Конспект урока 2 класс "Ориентирование на местности с помощью компаса"

Конспект урока окружающего мира 2 класс "Ориентирование на местности с помощью компаса"...

Конспект урока по окружающему миру (2 класс). Тема: «Ориентирование на местности Практическая работа №6.«Ориентирование по компасу»». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о горизонте и линии горизонта; знакомство со сторонами горизонта (основными и промежуточными), развитие умения обозначать их на схеме, давать пред...