Взаимосвязь между живой и неживой природой в лесном природном сообществе
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Взаимосвязь между живой и неживой природой в лесном природном сообществе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorozhnaya_karta_tsybulskaya_.docx23.58 КБ
Файл konspekt_zanyatiya.docx203.2 КБ

Предварительный просмотр:

Дорожная карта организации внеурочной проектной деятельности

ФИО участника: Цыбульская Мария Ивановна

Класс: 2

Предмет: Окружающий мир

Тема: «Невидимые нити»

Тема проекта: «Взаимосвязь живой и неживой природы в лесу»

Исследуемый объект: связь между живой и неживой природой леса

Цель проекта: ознакомление со связью между живой и неживой природой леса

Продукт проекта: схема «Живая и неживая природа леса – взаимосвязь»

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)

Предметные: учащиеся получат опыт проанализировать взаимосвязь между живой и неживой природой леса

Метапредметные:

Познавательные: учащиеся получат опыт осуществлять поиск нужной информации для составления схемы «Живая и неживая природа леса – взаимосвязь»

Коммуникативные: учащиеся получат опыт взаимодействия в группе при создании учебного продукта – схема «Живая и неживая природа леса – взаимосвязь»

Регулятивные: учащиеся получат опыт удерживать цель деятельности до получения её результата – схема «Живая и неживая природа леса – взаимосвязь», планировать пути достижения цели для создания схемы «Живая и неживая природа леса – взаимосвязь»

Личностные: формирование представления о невидимых взаимосвязях между живой и неживой природой, существующих в лесном природном сообществе

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Продукт

  1. Ориентировочный

Подготовка

Задачи:

Найти проблему исследования.

Определить тему исследовательской работы.

Сформулировать гипотезу.

Сформулировать цель и задачи работы.

Учитель включает презентацию.

Мотивация: 

-Ребята, я предлагаю Вам прочитать девиз нашего занятия: «Тот, кто хочет много знать, должен сам всё постигать!».

Воспитывает у младших школьников

активность, самостоятельность.

Учитель перелистывает слайд презентации.

Создает условия для: 

-формулирование темы проекта

 «Взаимосвязь между живой и неживой природы в лесу»

- выдвижения гипотезы

- для постановки цели перед учащимися на исследование

- Попробуем назвать задачи нашего проекта.

Учитель перелистывает слайд презентации.

Выдает шапочки исследователей.

Настраиваются на исследовательскую деятельность, отвечают на вопросы учителя

Поиск и анализ проблемы;

Выбор названия проекта;

 Постановка цели

Гипотеза: предположим, что всё в живой и неживой природе леса взаимосвязано

Цель: выяснить, всё ли взаимосвязано между живой и неживой природой леса

Задачи:

  1. Выяснить, может ли погибнуть лес, если нарушатся невидимые нити между живой и неживой природой леса
  2. Сделать выводы по проделанной работе.
  3. Создать продукт проекта.
  4. Защита продукта

Сформулирована тема

Определена цель

Определены задачи

Сформулирована гипотеза.

  1. Планируемо - подготовительный

Задачи: Определись, где планируется поиск информации.

Определить, каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию.

Выбрать способ представления результатов работы

Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе.

Методы:

  1. Анализ источников информации.
  2. Сравнение.
  3. Обобщение

-Ребята, вспомним, что относится к живой и неживой природе. Для этого выполним 2 задания на интерактивной платформе.

- Ребята, посмотрите на эту цепочку. Какие объекты здесь представлены?

- Заметили ли вы между лесными обитателями и объектами неживой природы связь? Или нет? Объясните.

- Что будет если исчезнет вода, солнце, почва? На размышление над этим вопросом даю вам 30секунд (или меньше)

- Какой же мы вывод можем сделать из всего сказанного?

Работа с информационными ресурсами

Замечают взаимную связь между объектами живой и неживой природой леса.

Объекты живой и неживой природы, в нашей природной системе, конкретно у нас лес, друг от друга отдельно существовать не могут.

Работа с информацией

  1. Информационно - операционный

Задачи:

Собор необходимой информацию для проведения исследования

Создание схемы.

Практический метод (составление схемы)

- Ребята, сейчас мы с вами попробуем создать продукт нашей деятельности, предлагаю его оформить в виде схемы, работая все вместе. Помним правила работы в группе?

- Итак, я раздаю каждому объекты живой или неживой природы. Например, кому-то заяц или другой ЛЕСНОЙ ЖИТЕЛЬ достался, а кому-то солнышко или капелька.

ВАША ЗАДАЧА: с помощью стрелочек ПОКАЗАТЬ ВЗАИМОСВЯЗЬ между живой и неживой природой леса.

Также дайте название вашей схеме.

Советы по корректировке продукта

Создание схемы

Схема «Живая и неживая природа леса – взаимосвязь»

  1. Заключительный

Задачи: Оформи и подготовь представление результатов своей работы.

Провести защиту своей исследовательской работы

Выберите человека, который представит проект и скажет: ПОДТВЕРДИЛИ мы гипотезу или ОПРОВЕРГЛИ.

Подведение итогов

- Вы видите перед собой чек-лист. Поставьте галочки напротив тех пунктов, которые мы сегодня выполнили.

Проверка на документ-камере.

Представление продукта

Отмечают галочками выполненные пункты

Чек- лист

  1. Рефлексивно- оценочный

Задачи:

Оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.

Оценивание работы.

У вас в ученой шапочке я кое-что спрятала, посмотрите.

Аккуратно их (смайлики) отклейте.

Покажите УЛЫБАЮЩИЙСЯ смайлик - если вы активно и успешно работали, проявляли интерес к знаниям

И ГРУСТНЫЙ смайлик, если работать не хотелось, было скучно или очень трудно работать.

- Занятие окончено

Оценивание деятельности.

Смайлы



Предварительный просмотр:

ФИО участника: Цыбульская Мария Ивановна

Тема проекта: «Взаимосвязь живой и неживой природы в лесу»

Исследуемый объект: связь между живой и неживой природой леса

Цель проекта: ознакомление со связью между живой и неживой природой леса

Продукт проекта: схема «Живая и неживая природа леса – взаимосвязь»

ВРЕМЯ: 15 минут

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Ориентировочный 

Подготовка 

Учитель включает презентацию.

- ЗДРАВСТВУЙТЕ, РЕБЯТА! Меня зовут МАРИЯ ИВАНОВНА и сегодня я у вас проведу ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ. Напоминаю, что сидим мы ровно, ноги вместе, локти на столе.

Мотивация: 

-Ребята, я предлагаю вам прочитать девиз нашего занятия: ПОПРОСИТЬ КОГО-ТО ПРОЧИТАТЬ

 «Тот, кто хочет много знать, должен сам всё постигать!».

- А можно ли кого-то насильно заставить исследовать?  

-Вы бы хотели на сегодняшнем занятии самостоятельно изучить окружающий мир, побывать исследователями? 

Учитель перелистывает слайд презентации.

 - РЕБЯТА, сегодня мы с вами будем изучать природу. Людей, её изучающих, можно назвать учеными, исследователями. И я вас тоже посвящаю в юных исследователей природы. Для этого я специально для вас приготовила один из атрибутов ученых. Эти ученые шапочки наденьте на свою голову.

 - Отлично! Теперь вы являетесь ЮНЫМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ

- Чтобы узнать тему нашего занятия, предлагаю решить в паре ребус. ПРАВИЛА РАБОТЫ В ПАРЕ

- Отлично, назовите  тему занятия:


-
Какую цель мы поставим

- А какие задачи?

 -Также надо выдвинуть гипотезу для нашего исследованияДля этого поделитесь в группу по 3 человека (назвать, например, саша катя таня).

Вам нужно из предложенных фраз составить полноценную гипотезу.

- Итак, _____, назовите гипотезу

ЧИТАЮТ

НЕТ, потому что

ДА

Тема нашего занятия

«Взаимосвязь живой и неживой природы в лесу»

Цель: выяснить, всё ли взаимосвязано между живой и неживой природой леса

Задачи:

  1. Выяснить, может ли погибнуть лес, если нарушатся невидимые нити между живой и неживой природой леса
  2. Сделать выводы по проделанной работе.
  3. Создать продукт проекта.
  4. Защита продукта

Гипотеза: предположим, что всё в живой и неживой природе леса взаимосвязано

  1. Планируемо -подготовительный

-Ребята, вспомним, что относится к живой и неживой природе. Для этого выполним 2 задания на интерактивной платформе. По-очереди будем выходить к доске.

https://learningapps.org/8757681

https://learningapps.org/watch?v=pu472g1g321

- Ребята, посмотрите на эту цепочку. Какие объекты здесь представлены?

- Заметили ли вы между лесными обитателями и объектами неживой природы связь? Или нет? Объясните. Могут ли они отдельно существовать друг от друга, изолированно? Например -  Почва появилась благодаря растениям и животным, они умирали, появлялся перегной, например на камнях поселяются лишайники.

- Что будет если исчезнет вода, солнце, почва? На размышление над этим вопросом даю вам 30секунд (или меньше)

- Надо ли вам еще немножко времени? Или готовы?

- Какой же мы вывод можем сделать из всего сказанного?

Объекты живой и неживой природы, в нашей природной системе, конкретно у нас лес, друг от друга отдельно существовать не могут. Только вместе они создают эту прекрасную экосистему леса.

Живая и неживая природа

- солнце нужно растениям для питания, почва тоже нужна и растениям и животным, вода нужна и животным и растениям.

- если солнце исчезнет, то умрут растения, затем умрут животные, таким образом, все умрет.

- что все связаны

  1. Информационно - операционный

- Ребята, сейчас мы с вами попробуем создать продукт нашей деятельности, предлагаю его оформить в виде схемы, работая все вместе. Помним правила работы в группе? Отлично!

- Итак, я раздаю каждому объекты живой или неживой природы. Например, кому-то заяц или другой ЛЕСНОЙ ЖИТЕЛЬ достался, а кому-то солнышко или капелька.

ВАША ЗАДАЧА: с помощью стрелочек ПОКАЗАТЬ ВЗАИМОСВЯЗЬ между живой и неживой природой леса.

Также дайте название вашей схеме.

- Прекрасно! Выберите человека, который представит проект и скажет ПОДТВЕРДИЛИ мы гипотезу или ОПРОВЕРГЛИ.

- Замечательно! Времени у нас осталось немного, подведем итоги занятия

Живая и неживая природа леса – взаимосвязь

  1. Заключительный

- Вы видите перед собой чек-лист. Поставьте галочки напротив тех пунктов, которые мы сегодня выполнили –

  1. Определили тему занятия
  2. Цель
  3. Задачи
  4. Гипотеза (подтверждена/опровергнута)
  5. Проект и его защита

- ВЫЙДИ _____и покажи на документ-камере, что у тебя получилось, а остальные проверяют.

Проставляют галочки

В чек листе

  1. Рефлексивно- оценочный

- Напоследок, оценим свою деятельность на занятии.

- У вас в ученой шапочке я кое-что спрятала, посмотрите.

Аккуратно их отклейте.

Покажите УЛЫБАЮЩИЙСЯ смайлик - если вы активно и успешно работали, проявляли интерес к знаниям

И ГРУСТНЫЙ смайлик, если работать не хотелось, было скучно или очень трудно работать.

- На этом радостном моменте, наше занятие подошло к концу. Спасибо за дружную и плодотворную работу.

Я ЗАКОНЧИЛА

СМАЙЛИКИ показывают из шапочки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме: "Как связаны между собой живая и неживая природа"

Конспект урока по теме: "Как связаны между собой живая и неживая природа". В уроке сочетаются разные формы: работа в группах. парах. просмотр видефильма, тест по проверки знаний....

Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.

Тема:  Живая и неживая природа. Богатство живой  и неживой  природы. Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы...

Урок окружающего мира по программе ПНШ в 3 классе "Природное сообщество луг - единство живой и неживой природы"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО по программе ПНШ по учебникам  Федотовой О.Н....

Формирование представлений о взаимосвязях живой и неживой природы в процессе ознакомления второклассников с окружающим миром

С переходом на новые образовательные программы по природоведению актуализируются все вопросы, связанные с освоением их содержания и эффективным внедрением в учебный процесс начальной школы. Это касает...