Урок окружающего мира "Мир глазами эколога"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Герасимова Ольга Анатольевна

Урок разработан по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_glazami_ekologa.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Мир глазами эколога

Цели деятельности учителя:

Образовательные:создать условия для раскрытия необоснованности мотивов преследования людьми некоторых животных;формирования правил поведения на природе – при встрече с животными;ознакомления учащихся с системой экологических знаний.

Развивающие:способствовать развитию мышления через умение анализировать, обобщать, доказывать и опровергать; совершенствованию речи учащихся средствами художественного слова;эмоционально-чувственной сферы как одного из компонентов экологической культуры.

Воспитательные:содействовать воспитанию гуманных чувств к окружающей среде;формированию позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающими миром.

Оборудование: карточки, схемы.

Сценарий урока

I. Организация начала урока.

Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся).

– Дети, вам тепло? (Тепло.)

– В классе светло? (Светло.)

– Прозвенел уже звонок? (Да.)

– Уже закончился урок? (Нет.)

– Только начался урок? (Да.)

– Хотите учиться? (Да.)

– Значит, можно всем садиться!

II. Повторение изученного материала.

– Вспомните тему прошлого урока. Назовите части общества.

– Почему семья очень важная часть общества? Расскажите о своей семье.

– Сколько народов живёт на Земле?

– Сколько насчитывается государств?

– Перечислите, что имеет каждое государство.

– Расскажите подробнее о культуре и традициях некоторых государств.

III. Актуализация опорных знаний.

– Что такое природа?

– Какая бывает природа?

– Назовите царства живой природы.

– Окружающий мир – это окружающая среда. А что такое окружающая среда?

– Что составляет окружающую среду для растения, животного и человека?

– Как вы понимаете слово «эколог»?

– прочитайте тему урока.

IV. Практикум «Мы – экологи».

– Почему практикум? (Мы будем выполнять практические работы.)

– Тема сегодняшнего урока «Мир глазами эколога». Вместе мы попытаемся посмотреть на окружающий мир глазами учёного-эколога и подумаем над тем, почему каждый из нас должен беречь природу. Посмотрите, как она прекрасна!

– Что такое экология? Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.

– Слово «экология»образовалось из двух греческих слов: «экос» – дом и «логос» – наука, значит, экология – наука о нашем общем доме, о Земле, и о законах, по которым мы должны в нём жить.

Вы уже знаете, что любое живое существо множеством невидимых нитей связано с окружающим миром: с неживой природой, с живой природой и с тем, что создано руками человека. Все эти невидимые нити изучает наука экология.

– Чем занимаются экологи? (Экологи пытаются определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиваются взаимопонимания и сотрудничества между ними.)

– Как вы думаете, какие вопросы мы будем рассматривать на  уроке?  (Экологические проблемы и экологические ситуации.)

– Представьте, что вы экологи. Какие задачи вы поставите перед собой?

•  Выявить причины возникновения экологических ситуаций.

•  Каковы последствия этих ситуаций.

•  Как бороться с ними.

– Это главные задачи, которые стоят перед нами на уроке (открывает запись на доске).

Физкультминутка

Поднимайте плечики,        Прыг-скок, прыг-скок.

Прыгайте, кузнечики.        Сели, травушку покушали,

Прыг-скок, прыг-скок.        Тишину послушали.

V. Постановка проблемы.

– Представьте себе, что прошел сильный дождь. После этого пропали все цветы, погибли деревья, улетели насекомые, птицы, заболели коровы и т. д. Как вы думаете, почему это произошло?

– Дождь был кислотный из-за загрязнения атмосферы выхлопными газами, вредными химическими парами от различных фабрик и заводов.

VI. Работа со схемами.

– составим цепь загрязнения:

Земля → кислотный дождь → загрязнение атмосферы → гибель растений и животных.

– Назовите причины такого дождя.

– Каковы его последствия?

– Что вы предлагаете сделать, чтобы этого не случилось?

VII. Работа в группах.

1-я группа. Океан → нефтяное пятно → ... , → ... , → ...

2-я группа. Лес → пожар → ... , → ... , → ...

3-я группа. Вода → химические вещества → ... , .

4-я группа. Земля → нефтепродукты → ... , →.. , → ...

5-я группа. Воздух → вредные газы → ... , → ... , → ...

– Продолжите цепочку, обосновав ответ. Занесите свои ответы в карточку (лежат на столах).

Деятельность человека

Последствия

Меры по восстановлению

Океан → нефтяное пятно → танкер → авария

Погибают животные и растения

Не допускать аварий; быстро очистить поверхность воды; применять суда-«губки»

Лес → пожар → неосторожность с огнём

Гибнут растения и животные

Осторожно обращаться с огнём; знать правила поведения в лесу

Вода → химические вещества → сброс химических веществ заводами и фабриками

Отравляется всё живое

Не допускать сброса химических веществ в воду; строить очистные сооружения

Земля → нефтепродукты → перевернулась цистерна с нефтью

На отравленной земле ничего не растёт

Собрать разлившуюся нефть; не допускать аварии

Воздух → вредные газы → выброс химическими предприятиями

Отравление людей; болезни дыхательных путей; гибель людей

Не допускать аварий; ставить очистители воздуха

– Итак, уважаемые экологи, что вы предлагаете сделать, чтобы избежать таких экологических последствий? (Ответы детей, по одному человеку от группы.)

– Сформулируемвыводы:

1. Нанося ущерб природе, мы наносим вред себе.

2. Экологическая катастрофа – это потеря здоровья людьми.

3. Уничтожаются природные сообщества.

4. Растрачиваются материальные средства.

– Есть у русского народа такая пословица: «Как аукнется, так и откликнется». Она очень подходит к сегодняшнему уроку. Природа и люди неразрывно связаны между собой. И если по вине людей происходят экологические катастрофы, то это оборачивается против самих людей.

Известный норвежский путешественник Тур Хейердал сказал: «Если загрязнение природы будет продолжаться, то мы срубим ветвь, на которой сидим». Объясните эти слова.

VIII. Контроль знаний.

– Предлагаю вам различные экологические ситуации. Выберите тот вариант самостоятельной работы, который вы сможете выполнить на данном этапе.

1-я ситуация.

Идяна экскурсию в лес, дети увидели сон-траву. Гена хотел сорвать и принести в класс, а Ира предложила выкопать и посадить на пришкольном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто прав.

– Помогите ребятам решить спор.

2-я ситуация.

Серёжа рассказал о том, что когда они гуляли с папой в лесу, то развели костёр и пекли картошку. Потом папа залил костёр водой из ручья, а банки и пакеты закопал.

– Как убедить папу Серёжи, что разжигать костёр в лесу нельзя?

3-я ситуация.

Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.

– Что ты делаешь? – спросила бабушка.

– Пчёл прогоняю, они жалят цветы.

Бабушка улыбнулась и что-то рассказала ему. Олег выбросил прутик, удивлённо пожал плечами.

– А я этого не знал.

– Что рассказала ему бабушка?

4-я ситуация.

Телеграмма: «Мы – первая зелень, и поэтому нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес. Мы даже боимся распускаться в лесу первыми. А чего хорошего? Всё равно сломают.Помогите нам. Это очень больно, когда тебя ломают. Очень!

Ваши друзья: Ива, Черёмуха, Лесная Сирень».

– Какие ответы вы пошлёте на эту телеграмму?

– Какую помощь можете оказать?

Ответы к ситуациям:

1. Сон-траву рвать нельзя. Она взята под охрану. Пересаживать тоже нельзя. Осенью собрать семена и посадить в не слишком затенённом месте.

2. Кострище в лесу не зарастает 5–7 лет. До полного разложения консервной банки нужно 90 лет. Для разложения полиэтиленового пакета – 200 лет.

3. Пыльца и нектар – любимая пища насекомых. Перелетая с цветка на цветок, они переносят пыльцу. Происходит опыление растений.

4. Это очень красивые растения. Поэтому веточки их ломают для букетов. Но ведь жизнь букета недолговечна. Каждая сломанная ветка – это маленькая рана, нанесённая природе. А если каждый сломает по веточке – что станет с природой?

– Давайте вспомним золотое правило экологической этики:«Поступай по отношению к природе так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

– Давайте помнить об этом всегда.

IX. Итог урока.

– Что нового узнали?

– Что составляет окружающую среду для растения? животного? человека?

– Какие экологические связи вам известны?

– Как вы думаете, какое значение для людей имеет экология?

– Найдите подтверждение вашим словам в учебнике, прочитайте вывод (с. 28).

Домашнее задание: прочитать стихотворение С. В. Михалкова «Прогулка». Подумать о поведении ребят на природе, правильны ли их действия. Можете свои ответы выразить в рисунках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока + презентация "Настоящее глазами эколога".

Раскрыть экологическую проблему, воспитывать уважение и любовь к природе, углублять знания детей в области природоведения; развивать речь учащихся, повышать культуру, развивать познавательную активнос...

Урок-конференция по окружающему миру по теме: " Прошлое и настоящее глазами эколога"

На  планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего живого. Таких проблем,  очень много. Для их обсуждения  молодые экологи  объединились в гр...

Презентация урока "Мир глазами эколога" по предмету Окружающий мир, 4 класс по программе "Школа России"

Презентация урока предназначена для изучения материала по теме урока....

конспект урока по окружающему миру 4 класс "Прошлое и настоящее глазами эколога"

конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ технологий, проблемного метода обучения...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Мир глазами эколога" 4 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Мир глазами эколога" 4 класс УМК "Школа России", составлена в соответствии с ФГОС НОО, содержит подробное описание групповой р...