Технологическая карта урока окружающий мир по теме "Экологическая безопасность"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Галина Валерьевна Стратулат

Цель урока: формирование у младших школьников понятия «экологическая безопасность» посредством выполнения правил экологической безопасности в повседневной жизни

Задачи урока

Дидактические:

  • формировать знания о правилах экологической безопасности
  • формировать умение использовать правила экологической безопасности

Развивающие:

  • развивать логическое мышление младшего школьника
  • развивать наблюдательность младшего школьника

Воспитательные:

  • воспитывать уважение друг  к другу в процессе групповой работы
  • воспитывать доброжелательное отношение к одноклассникам

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(2 мин)

Включение в учебную

деятельность на личностно значимом уровне

Словестный: беседа

Форма организации: фронтальный

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2.Создание эмоционального настроя.

-Здравствуйте, меня зовут Галина Валерьевна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

-Проверим вашу готовность к уроку. 

-На ваших партах должны находиться: учебник, рабочая тетрадь и пенал с письменными принадлежностями.

-Кто готов к уроку – поднимите руку.

-Снова пришел долгожданный миг –

Снова пора в дорогу.

Миг нас зовет в загадочный мир,

Сказочный мир природы.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя.

Л:Самоопределение

К:Планирование учебного сотрудничества

с учителем и сверстниками

Актуализация знаний и мотивация

(5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Практический- работа в карточках

Форма организации: индивидуальная

1. Проверка знаний по предыдущей теме.

2. Умение использовать имеющиеся знания и умения

-Со многими опасностями подстерегающих нас в природе вы познакомились на предыдущих уроках.

-Давайте вспомним некоторые из них, разгадав загадки.

3. Загадки для проверки знаний по предыдущей теме

-Живет в туче, выскакивает стрелой жгучей.

-Чем опасно это явление природы?

-Как уберечься от удара молний?

-Посмотрите на слайд, что вы видите?

-Какие еще ядовитые растения и грибы вы знаете?

-Какие правила нужно соблюдать, чтобы избежать отравления растениями и грибами?

-Нет ни рук, ни ног у зверя,

 И не нужно, не потеря-

 Она легко в траве скользит,

 А приблизишься – шипит.

-Как избежать укуса змеи?

-Что же делать, если она все-таки укусила?

Вы замечательно справились с загадками, сумели рассказать о правилах безопасности в природе, это говорит, что вы были внимательны на предыдущих уроках.

-Молния

Молния может убить.

Нельзя прятаться во время грозы, под высокие деревья. Нельзя купаться во время грозы. Нельзя находиться вблизи металлических предметов и прикасаться к ним.

-Мухомор

Дурман, белена, бледная поганка.

Никогда не берите в рот плоды и другие части растений, если хотя бы немного сомневаетесь в том, что они съедобны.

-Змея

Чтобы змея не напала, ее не нужно пугать, так как она нападает только с целью самозащиты.

Если змея все-таки укусила, нужно немедленно обратиться к врачу.

П:

Осознанное

и

произвольное построение

речевого

высказывания

Работа с презентацией

Постановка учебной задачи 
(5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словестный- беседа

Форма организации- фронтальный

1.Мотивирование учащихся к проблемному учебному процессу.

-Перед вами ребус.

-Отгадайте его. 

-Как вы понимаете слово «экология»?

-Иногда в средствах массовой информации можно услышать фразы: «Плохая экология» или «В этой местности хорошая экология».

-А раз экология – наука, может ли она быть плохой?

-Правильно будет сказать: «Хорошая экологическая обстановка».

-А как вы думаете, влияет ли экологическая обстановка на наше здоровье?

-А что мы можем сделать для того, чтобы сохранить наше здоровье и здоровье окружающих?

-Верно.

-Над какой темой мы будем работать на уроке?

-Какие цели мы поставим перед собой?

1. Слушают и анализируют слова учителя.

Экология

Наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной среде обитания или окружающей среде

Нет

Да

Экологическая безопасность

Мы будем изучать экологические проблемы, искать решения некоторых из них.

К: Учет разных мнений

 

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Ребус, работа с презентацией

"Открытие" детьми нового знания
 (8 мин
)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесн.: беседа

Практич.: работа в группах

1. Изучение нового материала.

2.Использование приемов, способствующих активизация мысли учащихся в процессе освоения нового материала.

1. Работа по учебнику

- Откройте учебник на странице 31.

-Прочитайте, что называют целью экологической безопасности?

-Рассмотрите картинки.

-Что на них изображено?

-Проследите по рисунку цепь загрязнения.

-Приведите свой пример.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

-Откройте рабочую тетрадь на странице 17.

-В паре выполните задание №1

-Ваша задача – рассмотрев рисунки определить, какие цепи загрязнения могут возникнуть в этих случаях и объяснить схемы устно.

1. Слушают рассказ учителя.

2.Отвечают на вопросы.

(Ответы детей.)

(Самостоятельное выполнение.)

А) растения дышат. И, как любой дышащий организм, ощущают загрязнения выхлопными газами на себе. Мельчайшие частицы вредных веществ попадают в тело растения и отправляют его.

Собирать и употреблять в пищу плоды, созревшие возле дороги, нельзя. Это может привести к отравлению и болезни.

Б) заводы загрязняют воздух. А люди дышат этим воздухом. Загрязняющие вещества попадают в организм, могут оказывать токсическое воздействие на человека. Это может стать причиной различных заболеваний.

П: Установление причинно – следственны х связей П: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителем.

Первичное закрепление
(5 мин)

Усвоение нового способа действий

Практич: выполняют задание.)

1.Работа в группах. Выполнение задания «Правила бережного отношения в природе»

На ваших столах лежат карточки.

-Ваша задача – разделиться на группы выполнить задание.

-Задание: вам нужно соединить начало фразы с их окончанием, чтобы получились правила бережного отношения к природе.

1.  Выбирайте дорогу, где больше зелени.

2. Не останавливайся около машины с работающим двигателем.

3. Не  купайся в загрязненных водоемах.

4. Не пей воду из- под крана.

5. Очищай воду при помощи фильтра.

6.Всегда мой овощи и фрукты в кипяченой воде.

7. Не ешь продукты у которых истек срок хранения.

8. Не собирай грибы и ягоды около дороги.

ФИЗМИНУТКА

Пришло время размяться, все встаём и повторяем упражнения.

Видеофрагмент

Работа по учебнику стр. 32

- Откройте учебник на странице 32.

-Что такое экологическая безопасность?

-Расскажите друг другу определение «экологической безопасности»

Работа с рабочей тетрадью стр. 18

-Выполните задание №1 под цифрой 3 при помощи учебника.

- Кто сможет рассказать по памяти для всех?

Правила экологической безопасности.

-Предположите, как можно защититься от загрязненного воздуха?

-Какой прибор нужно использовать, чтобы обезопасить себя от загрязненной воды?

-Как мы можем уберечь себя от загрязненных веществ в продуктах питания?

1. Выполняют задание.

2. Отвечают на вопросы в группе

ЭБ – это защита человека от вредного воздействия загрязненной окружающей среды

Фильтр

П: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификац ия, сериация П: Установлени е причинно – следственны х связей

Самостоятельная работа с самопроверкой 
(5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практич:выполнение задания в рабочей тетради.

1.Выполнение самостоятельно задания.

2.Организация взаимопроверки выполненной работы.

Работа на индивидуальных карточках. ОПРОС.

 - Теперь проверим, как вы понимаете  правила экологической безопасности.

 - Если вы согласны с моим утверждением, ставьте на листочках, которые лежат у вас на парте  «+», если нет «-».

-Ответы записываем через запятую.

-Не забудьте подписать листочек.

1. Не стой вблизи автомобиля с работающим двигателем.

2. Не разводи растения, которые очищают воздух.

3.Стой рядом с курящими людьми.

4.Нельзя купаться в загрязненной воде.

5. Не собирай грибы и ягоды вблизи свалок, дорог, заводов.

6. Ешь продукты у которых истек срок годности.

-Сейчас я соберу у вас все листочки, проверю, и каждый получит оценку.

1. Выполняют самостоятельно задание.

2. Взаимопроверка.

Ответы: +, -, -, +, +, -

П: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителем

Включение

в систему знаний, повторение

(8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесн.: беседа

1.Вопросы на закрепление материала

-Что такое экологическая безопасность?

-Какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить свое здоровье?

-Какая была тема урока?

-Какие цели мы ставили в начале урока?

-Достигли мы этих целей?

1. Повторение пройденного.

2. Отвечают на вопросы.

ЭБ- это защита человека от вредного воздействия загрязненной окружающей среды.

-Перечисляют правила

-Экологическая безопасность

- Поиск решение экологических проблем

-Да

К: Выражение своих мыслей

с достаточной полнотой и точностью.

Рефлексия деятельности

(3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесн.: беседа

1.Создание ситуации для оценки учащимися своей деятельности.

 - Если вы знаете, что такое экологическая безопасность и сможете защитить себя от проблем экологической безопасности – поднимите зеленый карандаш.

-Если вы знаете о вреде загрязненной окружающей среды, но правила запомнили не все – поднимите желтый карандаш.

-Если сегодня вы смогли понять не все и вам требуется повторить материал – поднимите красный карандаш.

-Спасибо за работу! До свидания!

1. Анализ своей работы на уроке

Л: поведение итогов урока

П: Рефлексия способов и условий действий

Р:анализируют собственную работу.

Л: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира в разнотрансформируемом пространстве "Твоя безопасность на улице" 2 класс. УМК: Перспективная начальная школа

Технологическая карта урока окружающего мира в разнотрансформируемом пространстве "Твоя безопасность на улице" 2 класс. УМК: Перспективная начальная школа...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Природа и наша безопасность" (3 класс, УМК "Школа России")

Дети расширят свои представления о правилах безопасного поведения в природе и при общении с животными....

Технологическая карта урока окружающего мира, 3 класс, тема "Природа и наша безопасность"

Технологическая карта, презентация и карточки с материалом для урока окружающего мира по теме "Природа и наша безопасность", 3 класс, "Школа России"....

Технологическая карта урока окружающего мира "Обобщающий урок по разделу «Наша Безопасность»" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: закрепление знаний по разделу «Наша Безопасность».Задачи урока:Дидактические:Закрепить знания о безопасности;Закрепить знания о правилах поведения на природе, в городе, дома;Вы...

Технологическая карта урока окружающего мира грамоте 1 класс «Почему в самолёте и на корабле нужно соблюдать правила безопасности?»

Урок окружающего мира, разработан на тему:«Почему в самолёте и на корабле нужно соблюдать правила безопасности?»  для обучающихся 1 класса. Цель, задачи, планируемые результаты, задач...