Конспект урока окружающего мира "в гости к зиме" ( класс 2 УМК "Школа России")
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Тема урока «В гости к зиме»

 

Тип урока: "открытие" нового знания

 

Цель урока:

-Формировать у детей представления о зимних изменениях в неживой и живой природе;

-Познакомить детей  с особенностями зимней жизни растений и животных;

-Учить распознавать деревья зимой, следы животных на снегу;

 

 

Задачи урока

 

Дидактические:

Иметь представления о понятиях «оттепель», «гололедица», «снегопад», «метель», «изморозь»

Устанавливать причинно-следственные связи между зимними явлениями в живой и неживой природе

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к окружающему миру путём        

привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций; Развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

Воспитательные:

Воспитывать уважение друг  к другу в процессе групповой работы

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе

Воспитывать аккуратность

Воспитывать бережное отношение к учебнику

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата:22.01.2021

Школа: МАОУ «Академический лицей № 95»

Класс: 2-2

Урок: 4

Время:10:50-11:30

Кабинет: 201

Студент: Меркасимова Алина

Группа: 33

Учитель: Кувалдина Е.В.

Методист: Ледебева Е.Ю.

Тема урока «В гости к зиме»

Тип урока: "открытие" нового знания

Цель урока:

-Формировать у детей представления о зимних изменениях в неживой и живой природе;

-Познакомить детей  с особенностями зимней жизни растений и животных;

-Учить распознавать деревья зимой, следы животных на снегу;

Задачи урока

Дидактические:

Иметь представления о понятиях «оттепель», «гололедица», «снегопад», «метель», «изморозь»

Устанавливать причинно-следственные связи между зимними явлениями в живой и неживой природе

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к окружающему миру путём        

привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций; Развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

Воспитательные:

Воспитывать уважение друг  к другу в процессе групповой работы

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе

Воспитывать аккуратность

Воспитывать бережное отношение к учебнику

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формы организации учебной деятельности
(Ф, И, П, Г)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку

2. Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения

Здравствуйте ребята! Меня зовут Алина Руслановна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Я хочу узнать какое у вас сейчас настроение. Поднимите смайлик который соответствует вашему настроению. Спасибо за вашу естность. Я думаю, у нас всё получится на уроке.

1. Показывают готовность к уроку.

И

Ф

Смайлики

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Предметные:
  • Метапредметные:
  • Р: выработать  учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
  • П:работать по предложенному плану, выдвигать свой план
  • К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса
  • Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ребята, сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года.

А какое это время года, вы скажете, отгадав загадку:

Наступили холода. Обернулась в лед вода. Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь: В спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает?

Все верно. Молодцы

 Теперь давайте подумаем, какая бывает природа?

Что относится к живой и не живой природе?

- Ребята, а скажите , какая температура воздуха бывает обычно зимой?

- А какие осадки выпадают зимой?

- Что происходит с реками, озёрами, прудами?


-Зимой

- Живая и неживая

- Солнце, звёзды, воздух, вода, камни - неживая природа.

-низкая

- снег

-замерзают

Ф

 Презентация

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Предметные:
  • Метапредметные:
  • Р: выработать  учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
  • П:работать по предложенному плану, выдвигать свой план
  • К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса
  • Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Дети, зима – самое холодное время года. Температура опускается ниже нуля градусов. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе, поэтому дни самые короткие, а ночи самые длинные. Замерзает почва и водоёмы. Осадки выпадают в основном в виде снега, поэтому земля покрывается снежным покровом.

Как Вы думаете, что мы узнаем на уроке? Сформулируйте цели, которые Вы должны достичь.

Хорошо, молодцы

- мы узнаем о зимних явлениях живой и  неживой природы. Будем учится рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края

Ф

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Предметные:
  • Метапредметные:
  • Р: выработать  учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
  • П:работать по предложенному плану, выдвигать свой план
  • К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса
  • Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Открываем учебник на стр.126-127. И по цепочке начнем читать текст, читаем и слушаем внимательно.

А сейчас мы поработаем по группам. Ребята у вас на столе лежат карточки с определениями. Давайте посмотрим на фотографии и расскажем, какие явления природы можно наблюдать зимой?

- Что это за явление?

Снегопад – выпадение снега из облаков. Сильные

снегопады зачастую приводят к заносам на дорогах, повреждению строений.

- Что это за явление?

Позёмка – самая слабая метель. Снег не поднимается.

Снежные струйки стелятся над поверхностью снежного покрова до высоты 30 см.

- Что это за явление?

Метель - перенос снега над поверхностью земли сильным

ветром. Метель, вьюга, буран, пурга – все эти понятия относятся к одному и тому же явлению.

- Что это за явление?

Бывает, что зимой температура поднимается выше нуля градусов, пригревает солнце, снег начинает подтаивать, становится влажным. Это оттепель.

- Что это за явление?

Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег затем замерзают. Так на дорогах образуется гололедица Гололёд – это лёд на проводах, ветках, заборах.

- Что это за явление?

Очень часто на деревьях, проводах образуется пушистая снежная бахрома. Это изморозь.

-Читают текст

-Отвечают на вопросы

Работа в парах

Ф

Г

И

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Предметные:
  • Метапредметные:
  • Р: выработать  учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
  • П:работать по предложенному плану, выдвигать свой план
  • К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса
  • Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф,Г,И

Ребята, теперь давайте ответим на вопросы после текста.

Читаем первый вопрос

  1. Расскажите, какие из перечисленных зимних явлений вы наблюдали в вашем городе?
  2. Вспомните и расскажите, какие опыты со снегом и льдом вы ставили в 1м классе?
  3. Сформулируйте правила безопасного поведения на улице зимой

 А теперь послушайте загадку:

Он летает белой стаей и сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.

Он на солнышке – румяный, под луной он – голубой.

Он за ворот и в карманы залезает нам с тобой.

Он и белый, и лохматый, и пушистый, как медведь.

Раскидай его лопатой, что же это, ты ответь!

- И сейчас мы поговорим о снеге.

- Ребята а можете ответить на вопрос, что такое снег?

- Кто из вас знает, как образуются снежинки?

- Маленькие льдинки образуются высоко в небе из пара. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой – в снежки.

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие снежинки. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в белые плотные шарики, и мы говорим, что с неба падает крупа.

Иногда они лепятся друг к другу и образуют хлопья.

- А почему хрустит снег под ногами?

- Это ломаются лучики и звездочки у снежинок.

- Что вы ещё знаете о снежинках? (они не похожи друг на друга) Снежинки состоят на 95% из воздуха, поэтому так медленно падают.

 А сейчас проведем физминутку

Отвечают на вопросы

Ф

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Предметные:
  • Метапредметные:
  • Р: выработать  учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
  • П:работать по предложенному плану, выдвигать свой план
  • К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса
  • Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

- А сейчас мы посмотрим, как зима отразилась на жизни растений.

Давайте ответим на вопрос как зимуют лиственные деревья, хвойные деревья?

- Как зимуют с кустарниками?

- Что происходит с травами?

Лиственные деревья сбросили листву, хвойные деревья остались зелёными, кустарники сбросили листву, .

Дети ,а вы любите тайны? Одну из тайн я вам и расскажу некоторые травы пожелтели вы правы, а вот некоторые зимуют под снегом зелёными -земляника, рожь озимая, пшеница озимая).

Сейчас откройте страницу 128 и посмотрите на 1 задание.

Как определить зимой, какое это дерево?

- В зимнем лесу очень красиво и тихо. Может показаться, что нет ни одной живой души, но это не так. На белом снежном покрывале можно увидеть следы зверей. Давайте и мы попробуем угадать кому принадлежат следы на снегу 

Посмотрите на фотографии следов разных животных. Попробуйте угадать, какие следы принадлежат , вороне, зайцу, лосю, белке, мышке?

Ну вот, ребята, мы и до леса добрались . А о каких секретах живого мира он поведает нам мы и узнаем. Дети,

зима – трудный период в жизни зверей.

- Сравните, как выглядят некоторые звери летом и зимой и ответьте на вопрос, как приспосабливаются звери к морозам; к снегу?

С октября у всех зверей вместо редкой летней шерсти отрастает новая – густая и пушистая. А у некоторых изменяется и её окраска. Такие изменения называются линькой.

- Зимой трудно найти корм. Рассмотрим, как по-разному животные приспосабливаются к жизни в тяжёлых зимних условиях.

А сейчас мы поработаем по группам. Каждая группа подготовит сообщение. Итак 1 группа подготовит сообщение на тему: «Звери, которые делают запасы».

2 группа«Звери, которые ищут корм».

3 группа . «Звери, которые зимой спят».

Перед вами лежат конверты. Прочитайте текст. вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова.

-выполните задание в парах

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Предметные:
  • Метапредметные:
  • Р: выработать  учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
  • П:работать по предложенному плану, выдвигать свой план
  • К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса
  • Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

О том, как зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами 1 группы. А о ком будет первое сообщение, вы догадаетесь сами, отгадав загадку.

Отгадайте, что за зверь.

Кто соперничал красой с рыжей модницей лисой?

Хоть немного ниже ростом, прокормиться ей непросто.

Запасает впрок орешки, жёлуди и сыроежки. (белка)

- Как изменяется шерсть у белки с приходом зимы?

- Как белка готовится к зиме?

Белка летом готовится к зиме, несколько килограммов орехов и грибов запасает она, причём среди них не бывает ни одного гнилого.К зиме белка меняет рыжую шерсть на серую, незаметную среди стволов деревьев. Еловую шишку белка распотрошит за 3 минуты, а сосновую за минуту.

- Отгадайте, что за зверь.

Зверьки малы, шубки у них серы,

Хвосты длинны, глазки черны, зубки остры. (мыши)

- Где живут зимой мыши?

- Чем питаются?

Зимой мыши почти всё время проводят под снегом. Снег защищает их от врагов и от холода. Под снегом зверьки роют ходы, в которых отыскивают корм: жёлуди, орехи, зелёную траву, ветки.

Ребята, давайте оценим работу 1 группы с помощью смайликов.

 «Звери, которые ищут корм».

А о ком будет следующее сообщение вы догадаетесь, отгадав загадки

А теперь послушаем ребят 2 группы

- Отгадайте, что за зверь.

Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живёт, кур крадёт. (лиса)

- Как изменилась шерсть лисы зимой?

- Что зимой ест лиса?

Лиса охотится в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. К добыче подкрадывается незаметно, а потом бросается на неё неожиданно. Под снегом лиса выслеживает мышей. Во время сильных морозов и непогоды лиса ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

- Отгадайте, что за зверь.

Прыгун – трусишка, хвост – коротышка,

Глазки с косинкой, ушки вдоль спинки,

Одёжка в два цвета – на зиму, на лето.(заяц)

- Как меняется шерсть зайца зимой?

- Чем питается заяц зимой? Почему не делает запасы?

Зайцы питаются веточками осины, берёзы, клёна, дуба, орешника. С

толстых веток сгрызают кору. Могут есть и сухую траву. В сильные морозы зайцы роют в снегу глубокие норы. Спят, не закрывая глаза. От хищников их спасают

Ребята, давайте оценим работу 2 группы с помощью смайликов.

- Какие изменения в живой и неживой природе происходят зимой?

- О каких секретах животного и растительного мира узнали на уроке?

- Сегодня мы побывали в гостях у зимы, надеюсь,  вы узнали для себя что-то новое

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Предметные:
  • Метапредметные:
  • Р: выработать  учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
  • П:работать по предложенному плану, выдвигать свой план
  • К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса
  • Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ребята, давайте оценим работу 2 группы с помощью смайликов.

Слайд 11. «Звери, которые зимой спят».

- Отгадайте, что за зверь.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (медведь)

- Что можете рассказать о зимней жизни медведя?

Берлогу медведь устраивает в сухом месте. Лапу медведь не сосёт, а лижет.Если медведь летом плохо ел, то у него под кожей накапливается мало жира. Зимой он не может долго спать, начинает ходить, искать себе пищу. Таких медведей называют шатунами. Встреча с медведем-шатуном очень опасна для человека.

- Кто из зверей ещё спит?

В отличие от медведя барсук просыпается – поест своих запасов и снова засыпает. Нора у него в сухом месте, глубокая и широкая.

Ребята, давайте оценим работу 3 группы с помощью смайликов.

- Сейчас нам предстоит очень интересная работа

Необходимо расселить животных по домикам

1 группа .Домик №1 - животные, которые делают к зиме припасы.

2 группа. Домик №2 - животные, которые впадают в спячку.

3 группа. Домик №3 - животные, которые ищут пищу в природе.

- Что нового вы узнали?
- Что было особенно интересно?
 - Какое задание было самое интересное?

- Что вас удивило на уроке?

Оцените свою работу на уроке.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Предметные:
  • Метапредметные:
  • Р: выработать  учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
  • П:работать по предложенному плану, выдвигать свой план
  • К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса
  • Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира в 3»А» классе на тему: « Берегите воду.» УМК «Школа России»

Урок в 3 классе на тему "Берегите воду" с практической работой....

Конспект урока окружающего мира "В школе" 2 класс Школа России

Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: В школеЦели урока:- изучить правила поведения в школе, «опасные места» в школьном здании; учить определять положительные и отрицатель­ные качества поведения ...

Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов.

Цели: познакомить с растительным и животным миром тайги;развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру...