Конспект урока окружающий мир 4 класс «В пустынях Африки»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Журавлева Евгения Владимировна

Конспект урока окружающий мир 4 класс «В пустынях Африки»

Тема: В пустыне Африки.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: познакомить детей с природной зоной пустынь.

Задачи урока:

1.     Познакомить с природными условиями пустыни, ее растительным и животным миром.

2.     Показать приспособленность  организмов к условиям жизни в пустыне.

3.     Познакомить с занятиями населения.

4.     Расширить кругозор учащихся о животном и растительном мире Африки.

5.     Развивать речь, память, внимание, коммуникативные навыки.

6.     Воспитывать чувство товарищества, ответственности за свою микрогруппу.

Формируемые универсальные учебные действия.

Личностные:

1.     развитие мотивации учебной деятельности, интереса к новому;

2.     развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости;

Познавательные:

1.  осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя и словаря, из собственных наблюдений.

Регулятивные:

1.  развивать умения принимать и сохранять задачу урока, планируя свои действия в соответствии с ней.

Коммуникативные:

1.  учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Предметные:

1.  формировать представление о природной зоне пустынь; ознакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей; развивать умение работать с географической картой.

 

Оборудование:

Учебник «Окружающий мир», слайды, карта полушарий.

 

 

Ход урока.

1.     Орг.момент.

Приветствие гостей

Психологический настрой.

Поприветствуем гостей, улыбнемся им.

Улыбнемся друг другу.

2.     Актуализация знаний.

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

-Почему на экваторе всегда жарко? (На экватор падает больше солнечного света)

 -Почему  на Южном и Северном полюсе наоборот – всегда холодно? (недостаток солнечного света)

-В каком тепловом поясе находится наша страна? (в умеренном тепловом поясе)
-Что характерно для этого теплового пояса? (территория получает разное количество солнечного тепла)

3. Подготовка к изучению нового.

-А кто из вас путешествовал в местах холодного пояса? Жаркого пояса?

-Что понравилось?

-Куда бы вы хотели отправиться в путешествие?

-Кто хочет узнать о природе разных материков?

-Сколько материков на земном шаре? (6)

-Назовите и покажите их.

-Отгадайте, с какого материка мы начнем свое путешествие.

-Обширный континент, расположенный по обе стороны экватора. Здесь большое разнообразие природных ландшафтов: пустыни, саванны, тропические леса, где обитают животные, многих из которых нет на других материках.

(Если не отгадали, то загадка:

Самый теплый материк

Живописен и велик.

Тут живет среди саванн

Много львов и обезьян.)

-Да. Мы совершим путешествие в Африку.

4.Постановка цели урока.

-Сформулируем тему урока. (Пустыня Африки)

-Какие цели урока, как вы думаете? (расширить знания о растительности Африки, животном мире, занятиях людей, климате)

5.Изучение нового.

-Почему Африка – самый жаркий материк? (находится в жарком тепловом поясе)

-Что вы знаете об этом материке? Расскажите.

-Африка – второй по величине материк земного шара. Какой материк по площади стоит на первом месте?(Евразия)

-Очень жаркий материк.

-Как вы думаете, какая там бывает температура воздуха?

- Температура воздуха повышается до +50гр.Днем поверхность земли нагревается до +80гр., ночью быстро охлаждается .

-Покажите Африку на карте. (у доски и в учебниках работают)

-Какое море омывает Африку на севере?(Средиземное море)(показ на доске и в учебниках)

-На северо-востоке ? ( Красным морем.)

-На востоке? (Индийским океаном.)

-На западе ? ( Атлантическим океаном).

-Как делит экватор этот материк? Поэтому круглый год тепло, только

лето –засушливое, зима- влажная.

-Именно в Африке находится самое жаркое место на Земле — Даллол, и была зафиксирована самая высокая температура на Земле (+58,4 °C)..)

-Подходящие ли условия в Африке для существования живых организмов? (нет)

-Почему неподходящие условия? (жара и засуха)

-А каких-нибудь  животных Африки вы можете назвать (может из литературных произведений)? А растения?

-Так значит, в таких условиях живые организмы как-то живут?

-Почему же некоторые живые организмы могут существовать в таких условиях?(приспособления)

-Как растения смогли приспособиться к жарким условиям?(длинные  корни, мелкие листья)

-Для персиков, гранат подходящие условия?(нет)

-Тогда почему же они есть в пустыне?

-Они растут по всей пустыне?(нет)

-Растут такие растения в оазисах. Что это такое?

Словарная работа со словом «оазис».(по толковым словарям) – слайд(по группам)

-Как животные приспособились к жизни в пустыне? Выскажите свои предположения.

-После чтения отвечают на вопрос: Как же животные приспособились к условиям жизни в пустыне? (прячутся в норах или в тени, окраска, нетребовательны к воде)

-Прочитайте дальше самостоятельно про животных Африки на с.112, частично с.113.

-Рассмотрим слайды с иллюстрациями животных. Что вы узнали об этих животных?

(показ слайдов с комментированием учащихся и учителя)

-Где мы с вами видели верблюда?

-Чем занимается местное население? Попробуйте ответить сами, посмотрев на слайды. (разведение скота: верблюдов, овец, коз; добыча полезных ископаемых)

 

 

 

 

Если останется время, то тест.

Тест:

 

Выбери верное утверждение. Пустыня – это….

                          а) бескрайнее поле;

                          б) небольшая равнина, покрытая лесом;

                          в) сухая территория, покрытая песком.

                                    Климат в пустыни:

                           а) жаркий и влажный;

                           б) жаркий и сухой;

                           в) холодный и сухой.

 

Зона пустыни Сахара расположена:

                             а) в жарком тепловом  поясе;

                             б) в умеренном тепловом  поясе;

               в) в холодном тепловом поясе.

                                       

                 С помощью чего растения приспособились к жизни в Африке?

                              а) длинные колючки;

                              б) длинные корни;

                              в) длинные листья.

 

     Выбери только животных пустыни:

                                а) пингвин;              б) сайгак;

                                в) антилопа;             г) кобра;      

                                д) верблюд;              е) ушан;

                               ж) тушканчик           з) жираф

 

 

7. Рефлексия.

Вот и закончилось наше путешествие по пустыне Африки.

- Что больше всего понравилось и запомнилось в путешествии?

-Что вы узнали нового?

-Где пригодятся вам эти знания?
 

 

Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответь на вопрос.

Наш урок) подошел к концу, и я хочу сказать…

Что я получил от этого урока?

Что приобрел?

Что меня удивило?

Для меня было открытием то, что…

Зачем нам был нужен этот урок?

Мне было интересно..

Мне было трудно…

Больше всего мне понравилось…

Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…


8. Домашнее задание. (запись на доске)
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_pustyni_afriki.docx40.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающий мир 4 класс «В пустыне Африки»

Тема: В пустыне Африки.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: познакомить детей с природной зоной пустынь.

Задачи урока:

  1. Познакомить с природными условиями пустыни, ее растительным и животным миром.
  2. Показать приспособленность  организмов к условиям жизни в пустыне.
  3. Познакомить с занятиями населения.
  4. Расширить кругозор учащихся о животном и растительном мире Африки.
  5. Развивать речь, память, внимание, коммуникативные навыки.
  6. Воспитывать чувство товарищества, ответственности за свою микрогруппу.

Формируемые универсальные учебные действия.

Личностные:

  1. развитие мотивации учебной деятельности, интереса к новому;
  2. развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости;

Познавательные:

  1. осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя и словаря, из собственных наблюдений.

Регулятивные:

  1. развивать умения принимать и сохранять задачу урока, планируя свои действия в соответствии с ней.

Коммуникативные:

  1. учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Предметные:

  1. формировать представление о природной зоне пустынь; ознакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей; развивать умение работать с географической картой.

Оборудование:

Учебник «Окружающий мир», слайды, карта полушарий.

 

Ход урока.

  1. Орг.момент.

Приветствие гостей

Психологический настрой.

Поприветствуем гостей, улыбнемся им.

Улыбнемся друг другу.

  1. Актуализация знаний.

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

-Почему на экваторе всегда жарко? (На экватор падает больше солнечного света)

 -Почему  на Южном и Северном полюсе наоборот – всегда холодно? (недостаток солнечного света)

-В каком тепловом поясе находится наша страна? (в умеренном тепловом поясе)
-Что характерно для этого теплового пояса? (территория получает разное количество солнечного тепла)

3. Подготовка к изучению нового.

-А кто из вас путешествовал в местах холодного пояса? Жаркого пояса?

-Что понравилось?

-Куда бы вы хотели отправиться в путешествие?

-Кто хочет узнать о природе разных материков?

-Сколько материков на земном шаре? (6)

-Назовите и покажите их.

-Отгадайте, с какого материка мы начнем свое путешествие.

-Обширный континент, расположенный по обе стороны экватора. Здесь большое разнообразие природных ландшафтов: пустыни, саванны, тропические леса, где обитают животные, многих из которых нет на других материках.

(Если не отгадали, то загадка:

Самый теплый материк

Живописен и велик.

Тут живет среди саванн

Много львов и обезьян.)

-Да. Мы совершим путешествие в Африку.

4.Постановка цели урока.

-Сформулируем тему урока. (Пустыня Африки)

-Какие цели урока, как вы думаете? (расширить знания о растительности Африки, животном мире, занятиях людей, климате)

5.Изучение нового.

-Почему Африка – самый жаркий материк? (находится в жарком тепловом поясе)

-Что вы знаете об этом материке? Расскажите.

-Африка – второй по величине материк земного шара. Какой материк по площади стоит на первом месте?(Евразия)

-Очень жаркий материк.

-Как вы думаете, какая там бывает температура воздуха?

- Температура воздуха повышается до +50гр.Днем поверхность земли нагревается до +80гр., ночью быстро охлаждается .

-Покажите Африку на карте. (у доски и в учебниках работают)

-Какое море омывает Африку на севере?(Средиземное море)(показ на доске и в учебниках)

-На северо-востоке ? ( Красным морем.)

-На востоке? (Индийским океаном.)

-На западе ? ( Атлантическим океаном).

-Как делит экватор этот материк? Поэтому круглый год тепло, только

лето –засушливое, зима- влажная.

-Именно в Африке находится самое жаркое место на Земле — Даллол, и была зафиксирована самая высокая температура на Земле (+58,4 °C)..)

-Подходящие ли условия в Африке для существования живых организмов? (нет)

-Почему неподходящие условия? (жара и засуха)

-А каких-нибудь  животных Африки вы можете назвать (может из литературных произведений)? А растения?

-Так значит, в таких условиях живые организмы как-то живут?

-Почему же некоторые живые организмы могут существовать в таких условиях?(приспособления)

-Как растения смогли приспособиться к жарким условиям?(длинные  корни, мелкие листья)

-Для персиков, гранат подходящие условия?(нет)

-Тогда почему же они есть в пустыне?

-Они растут по всей пустыне?(нет)

-Растут такие растения в оазисах. Что это такое?

Словарная работа со словом «оазис».(по толковым словарям) – слайд(по группам)

-Как животные приспособились к жизни в пустыне? Выскажите свои предположения.

-После чтения отвечают на вопрос: Как же животные приспособились к условиям жизни в пустыне? (прячутся в норах или в тени, окраска, нетребовательны к воде)

-Прочитайте дальше самостоятельно про животных Африки на с.112, частично с.113.

-Рассмотрим слайды с иллюстрациями животных. Что вы узнали об этих животных?

(показ слайдов с комментированием учащихся и учителя)

-Где мы с вами видели верблюда?

-Чем занимается местное население? Попробуйте ответить сами, посмотрев на слайды. (разведение скота: верблюдов, овец, коз; добыча полезных ископаемых)

Если останется время, то тест.

Тест:

Выбери верное утверждение. Пустыня – это….

                          а) бескрайнее поле;

                          б) небольшая равнина, покрытая лесом;

                          в) сухая территория, покрытая песком.

                                    Климат в пустыни:

                           а) жаркий и влажный;

                           б) жаркий и сухой;

                           в) холодный и сухой.

Зона пустыни Сахара расположена:

                             а) в жарком тепловом  поясе;

                             б) в умеренном тепловом  поясе;

               в) в холодном тепловом поясе.

        

                 С помощью чего растения приспособились к жизни в Африке?

                              а) длинные колючки;

                              б) длинные корни;

                              в) длинные листья.

     Выбери только животных пустыни:

                                а) пингвин;              б) сайгак;

                                в) антилопа;             г) кобра;      

                                д) верблюд;              е) ушан;

                               ж) тушканчик           з) жираф

7. Рефлексия.

Вот и закончилось наше путешествие по пустыне Африки.

- Что больше всего понравилось и запомнилось в путешествии?

-Что вы узнали нового?

-Где пригодятся вам эти знания?

Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответь на вопрос.

Наш урок) подошел к концу, и я хочу сказать…

Что я получил от этого урока?

Что приобрел?

Что меня удивило?

Для меня было открытием то, что…

Зачем нам был нужен этот урок?

Мне было интересно..

Мне было трудно…

Больше всего мне понравилось…

Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…


8. Домашнее задание. (запись на доске)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Урок окружающего мира по теме "Пустыни Африки" 4 класс

в состав входит технологическая карта, презентация...

Конспект урока окружающего мира на тему "Путешествие по материкам. Африка"

Цели: формирование знаний о материке Африка.Задачи:- познакомить с историей открытия Африки, её климатом, растительным и животным миром;- развивать умение получать информацию по карте, в учебнике, доп...

Технологическая карта и конспект урока окружающего мира в 4 классе. Тема: зона арктических пустынь

Технологическая карта и конспект урока окружающего мира в 4 классе. Тема: зона арктических пустынь...

Конспект урока окружающего мира по теме: «Зона Арктических пустынь» 4 класс.

В курсе окружающего мира одной из самых обширных и объёмных тем является изучение природных зон. Рассказывая об Арктике, учащиеся часто сравнивают её с ледяной снежной пустыней. Им очень сложно предст...

Урок окружающего мира 4 класс. В пустыне Африки.

Урок прохождение новой темы.  Сравнение природы и возможности проживания животных пустыни (верблюда) и северной части Евразии (оленей) в других противоположных частях Земли. Урок для учеников 4 к...

Конспект урока окружающего мира "Зона арктических пустынь"

Цель урока: формировать у учащихся понятие "Арктика", умение находить и показывать её на карте полушарий, воспитывать бережное отношение к природе....