Конспект классного часа для младших школьников «Земля – наш общий дом»
классный час по окружающему миру

Кадигробова Анастасия Алексеевна

Формирование экологической культуры и воспитанности у младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект классного часа для младших школьников

Тема: «Земля – наш общий дом»

Класс: 4

Форма проведения внеурочного мероприятия: тематическое занятие.

Цель внеурочного мероприятия: формирование экологической культуры и воспитанности у младших школьников.

Данная форма работы направлена на решение следующих задач:

Образовательная:

  • формировать интерес к изучению Земли, как к дому, в котором мы живём.

Воспитательная:

  • воспитание чувства единства с природой, ответственности за сохранение и преумножение ее богатств;
  • воспитание любви к природе и родному краю и навыков правильного поведения человека в природе.

Развивающая:

  •  развивать навыки экологического мышления, умения применять полученные знания в жизни; развивать основы экологической грамотности, культуры поведения в окружающей среде.

Методы обучения и воспитания:

  • формирования сознания рассказ; объяснение; этическая беседа; инструктаж.
  • формирования новых знаний и способов действий: объяснительно-иллюстративный; проблемный.
  • Формирования личностных результатов: беседа; рефлексивные методы; воспитывающие ситуации.

Формы обучения и воспитания: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Средства обучения и воспитания:

  • визуальные: плакат с изображением деревьев.
  • аудиовизуальные: «Экология Земли».
  • средства автоматизации: мультимедийная презентация.

Используемые технологии: личностно-ориентированные; деятельностные; игровые; здоровьесберегающие; информационно-коммуникативные; рефлексивные.

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; электронная доска, карточки с пословицами.

Ход занятия

I.Организация класса

‒ Ребята, здравствуйте!
‒ Чтобы наше мероприятие прошло в тёплой дружеской атмосфере, подарим друг другу частичку тепла: потрите ладошки друг о дружку до тёплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг к другу согреет ваши сердца.

II.Сообщение темы и цели
На экране демонстрируется видеоролик «Экология Земли».

‒ Ни начала, ни конца.

Ни затылка, ни лица.

Но знают все – и млад и стар,

Что она – огромный шар.

‒ Земля! Удивительная голубая планета. Единственная в Солнечной системе, где существует жизнь!

- Очень часто мы слышим: «Планета Земля – наш большой дом». Посмотрите на глобус. Глобус – это не что иное, как уменьшенная модель огромной планеты Земля, где живёте вы, где живут все люди на свете. Вот и выходит, что Земля, земной шар – это действительно наш общий большой дом. Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Некоторые красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхаются от мусора лес, исчезают редкие виды животных и растений.

‒ Хотите ли вы спасти свою планету? А знаете ли вы главные беды Земли? Но проблемы нужно не только знать, их необходимо решать.

‒ Земля - наш общий дом, и её нужно охранять. Охрану природы, правила поведения в ней изучает целая наука - экология.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на классном часе?

III.Основная часть
1.Вступительная беседа

 – Сегодня речь пойдет о нашей планете, о ее природе, о нашем отношении к ней, об уважении ко всему живому. Чтобы понять природу, нужно ее хорошо знать и любить. Этой теме мы и посвящаем наш классный час.

– Ребята, вы любите праздники? Кто назовет названия некоторых из них?

– Сегодня вы узнаете еще об одном празднике – празднике нашей планеты. 22 апреля весь мир отмечает праздник «День Земли». Это день защиты наших рек, озер, лесов, животных, птиц, насекомых – это день защиты нашей природы. Но как вы считаете, только в один день нужно защищать нашу планету?

– Ребята, а что же такое общий дом. А общий дом – это наша планета Земля, на которой мы все с вами живем. Какой же прекрасный, удивительный мир нас окружает. Это и леса, и поля, и реки, и моря, и океаны, и горы, и небо. Солнце, животные и птицы. Как это все называется? 

- Это природа! Она нас кормит, поит, одевает, дает все для жизни.

- А для чего нам всем нужна природа? (любоваться, радоваться, отдыхать, дышать.)

- Мы все должны любить, беречь и украшать наш общий дом.

– Дети, у вас на столах лежат листочки с загадками, прочитай загадку, отгадай, и узнаешь название дерева. Найди его рисунок. С этих деревьев мы сделаем лес. (Дети выходят к доске и сажают деревца)

– А кого еще не хватает в нашем лесу? (Ответы детей: птичек, зверей и разных насекомых)

– Заселим его. (бабочки, стрекозы, птички и т.д.)

– Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках. Так стало красиво в нашем лесу! И эту красоту нам всем надо беречь!

- Все знают, что существуют определенные правила поведения в гостях: в гостях нельзя кричать, зайдя в квартиру, нужно вытереть ноги, поздороваться. Вежливый человек всегда приятен хозяевам, и они пригласят его еще раз.

– Есть же и свои правила вежливости, которые надо соблюдать, когда ты приходишь в гости к природе. Здесь нельзя вести себя, как на ум взбредет. - Внимательно послушайте, как вели себя туристы в лесу и подумайте, правильно ли они все делали.

- Сегодня мы пришли гулять,

Благо лес – рукой подать!

Закупили все подряд:

Пищу, спички, лимонад.

- Все, что взяли, – поедим,

На природу поглядим.

А пакеты, банки, склянки

Разбросаем на полянке.

- В речку скинем все бутылки –

В море пусть плывут посылки!

Урны нет – неси в кусты!

Мы с природою на «ты»!

Лес, он что, ничей? Ничей!

- Расположимся скорей!

Тут уж нам не помешают:

Жги и лей, руби и бей!

Мы цари! Молчи, Природа!

Все здесь наше – лес и воды!

– Что скажете, дети? Что было не правильно в поведении туристов?

- Чтобы сохранить природу, мы должны соблюдать простые правила. Какие? Первое: Не сори! Второе: Не шуми! Третье: Не губи!

2. Работа с пословицами

‒ Для следующего задания вы разделитесь на две команды.

‒ Каждой команде выдаются конверты с разрезанными карточками, на которых написаны пословицы. Участникам за отведенное время нужно правильно собрать карточки с пословицей.

Земля хоть и кормит, // но и сама есть просит.
Жизнь дана // на добрые дела.
Много леса - // не губи, мало леса - // береги, нет леса - // посади.
Не нужна соловью // золотая клетка, а нужна ему // земная ветка

- Как вы понимаете данные пословицы?

3.Игра «ДА-НЕТ»

 ‒ Давайте ещё раз закрепим правила экологического поведения, поиграв в игру «Да, Нет». 

Правила игры: если вы согласны с утверждением, то говорите «да», если – нет, то «нет».

‒ В космосе Планеты кружат,

Дети всей земли пусть дружат – да

Цветы, деревья звери, птицы –

Мне дома летом не сидится – да!

С друзьями я в поход пойду

Костер огромный разведу – нет.

Остались угли – ерунда !

Погаснет сам огонь всегда – нет!

Мусор тащить из леса стыдно?

Так спрячь в траве, ведь там не видно! нет

Нарву цветов большой букет,

Их много – и беды в том нет. – нет

Нам нужно приложить старанье,

Чтоб сохранить Земли очарованье. – да

Я человек вполне культурный,

Кидаю мусор только в урны. – да

Планеты лучшей не найдем.

Земля любимый общий дом – да

4. Сценка «Спасите речку».

Жёлтая рыбка: Среди полей, лесов, окружённая травами, да кустарниками, текла речка чистая и прозрачная со студёной водой.

Красная рыбка:

 Бежит она струится, 
Сверкает и журчит,
Зарю, встречая, птицы 
Кружатся у ракит. 
Щебечут над волною 
Их песенка звонка, 
Ой, небо голубое, 
Ой, реченька моя!

Фиолетовая рыбка: К реке спешат животные, чтобы напиться, дети, чтобы искупаться, рыбаки, наловить рыбу. Все любят эту реку. Но вот однажды река загрустила, потому что стала она разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной.

Чёрная рыбка:

 Плачет малая речонка, 
Одолел речонку страх. 
Стал речка тонкой-тонкой, 
Обмелела на глазах.

Ведущий: Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут. Жёлтая рыбка: «Соседка, почему ты такая красная?»

Красная рыбка: На берегу нашей речки построили завод и подвели к водоёму две трубы, вот я и стала от сточных вод красная. А ты, почему жёлтая как лимон?

Жёлтая рыбка: Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей принёс с берега мутный поток, пожелтела наша заводь. А ты, подружка, чего такая фиолетовая?

Фиолетовая рыбка: Видела бы ты, какой на мне груз лежал: банки, брёвна, даже колёса. От такой натуги я и краснела, и зеленела. Вот и стала фиолетовой, еле-еле выбралась из-под мусора.

Жёлтая рыбка: Ой, смотрите-ка, кто это?

Фиолетовая рыбка: Среди своих родичей я таких не видела.

Чёрная рыбка: Не пугайтесь, подружки, я такая же рыбка, как и вы. Только от нефти, которую разлили в нашей реке, я почернела.

Красная рыбка: Что же нам делать? Как дальше жить?

Хором: Помогите нам!

Дети:

 Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остаётся в них навеки
Студёная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной,
Тот берег, на котором я стою -
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните речку светлую мою!

Выводы:

  1. Не надо загрязнять водоёмы. От загрязнения воды страдает всё живое.
  2. Не расходуйте воду напрасно! Берегите её.

IV.Заключительная часть

– Ребята, все, что нас окружает – это часть живой и неживой природы, и всем нам это необходимо беречь и охранять. Чем меньше мусора будет на планете: в вашем дворе, на вашей улице, в вашем городе, тем зеленее станут деревья, тем чище воздух. Мы – спасители и хранители нашего огромного дома под названием «Земля». Все в наших руках. Давайте стараться жить так, чтобы земля оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, пели птицы.

1.Рефлексия

1. На классном часе я работал……

2. Своей работой на классном часе я……

3. Классный час для меня показался…..

4. За классный час я….

5. Мое настроение…..

6. Материал классного часа мне был…..

‒ Давайте будем беречь природу,

Другой такой на свете нет,

Развеем над нею и тучи и дым

В обиду ее никому не дадим.

Украсим всю землю садами, цветами

Такая планета нужна нам всем с вами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект классного часа "Это чудо земли"

Конспект классного часа "Это чудо земли"...

Конспект классного часа на тему "Закон на нашей Земле"

Этот конспект поможет учителю  интересно провести классный час по профилактике правонарушений. Участие самих детей в деловой игре поможет глубже вникнуть в суть разговора о законе, о необратимост...

Разработка классного часа для младших школьников «Здравствуй, лето!»

Данная разработка дает возможность обобщить представления детей о лете, расширить знания о лекарственных растениях; развивать внимание, мышление, воображение....

Конспект классного часа для младших классов «Как предостеречь себя от вредных привычек»

Рассказ учащимся о вреде курения, алкоголя, наркотиков и других токсических веществ; познакомить с правилами предостережения от вредных привычек....

Методическая разработка классного часа для младших школьников "Дружба"

Материал содержит методическую разработку классного часа для младших школьников по теме "Дружба"...

Конспект классного часа «Александр Невский. Защитник земли Русской»

Конспект классного часа «Александр Невский. Защитник земли Русской»Выполнила: Звездина Флера Харисовна, учитель начальных классов МБОУ «СОКШ № 4» г. Нефтеюганск.Сценарий в...