конспект урока по окружающему миру "Умеешь ты общаться?"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Гетьман Татьяна Владимировна

Конспект урока для 4 класса по программе "Школа 21 века" по окружающему миру. Тема урока "Умеешь ли ты общаться?". В конспект урока входит новый материал, игры, работа с карточкам, работа в парах, работа с учебником.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект урока по окружающему миру

в 4 классе по теме:

«Умеешь ли ты общаться »

Программа «Школа 21 века»

Цель:

- Формирование у учащихся красивой правильной речи, культуры общения.

- Развивать умения вежливо общаться друг с другом и взрослыми.

- Прививать желание стараться всегда делать приятное другим людям.

Форма проведения: практикум.

Оборудование: 2 команды, карточки, конверты с письмами, презентация

Ход урока

Умён ты или глуп,

Велик ты или мал,

Не знаем мы,

Пока ты слова не сказал.

Древний поэт Саад

  1. Орг.момент.
  2. Активация мыслительной деятельности.

- Прочитаем эпиграф

- О чём сегодня будем говорить?

- Мы уже знаем, что верно оценить человека с первого взгляда нельзя.

- А что нужно для этого? (Пообщаться)

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Попробуйте сформулировать тему урока. ( «Умеешь ли ты общаться?»)

-Да, как только человек заговорит, его речь сразу откроет все секреты: грамотен ли он, насколько культурен, как хорошо образован и т.д.

4. Введение в тему урока.

- О культуре речи мы говорим и в школе, и дома. (Думаю, и ваши родители

поправляют вас, когда неправильно говорите).

Культура речи тесно связана с такими понятиями, как этика, этикет- правила, установленный порядок поведения людей в обществе.

- Вспомним, что такое вежливость?

Вежливость - неотъемлемое качество общения.

5. Новая тема.

Давайте поиграем в "Речевой этикет"

  • Назовите слова приветствия. (Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Приветствую вас! Привет! Салют!)
  • Выскажите просьбу. (Вы можете мне сказать?.. Не могли бы вы мне?.. Скажите, пожалуйста... Разрешите попросить вас... Не могли бы вы?.. Будьте добры!)
  • Какими словами лучше всего начать знакомство? (Разрешите представить вам... Разрешите познакомить вас... Познакомьтесь... Как тебя зовут? Вы знакомы? Позвольте познакомиться.)
  • Как принято извиняться в культурном обществе? (Приношу вам свои глубокие извинения... Позвольте мне извиниться... Не могу не принести вам свои глубокие извинения... Простите за...)
  • Есть ли несколько слов утешения и ободрения у тебя в запасе? (Не огорчайтесь... Нет повода для беспокойства... Нет ничего плохого в том, что... Все будет хорошо... Успокойтесь...)
  • Слова благодарности. (Благодарю вас... Спасибо. Разрешите поблагодарить вас... Заранее благодарен... Признателен вам... Примите мою благодарность.)

6. Работа по учебнику.

 с. 129 – 130. Советы. Учащиеся подводят итог.

Учись слушать других

Не перебивай своих собеседников

Расположи собеседника к себе

Говорить по очереди

Следи за своей речью

- При общении очень часто возникают трудные ситуации – инсценировки найти выход из которых порой нелегко. Но нужно. Попытаемся это сделать.

Карточки с ситуациями.

  • Ира обижена: "Вчера ты, Витя, шел мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо". Витя удивлен: "А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась". Кто прав? (Кто культурнее, тот первым здоровается.)
  • Настя говорит: "Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне, притворяться?" Права ли Настя?

- Какими же качествами характера должен обладать человек, который достоин подражания, которому можно всегда и во всем довериться? 

Слова разделить на два столбика: положительные и отрицательные качества. Карточки у учащихся.

Раздели качества человека на 2 группы:

Доброжелательность, вежливость, грубость, честность, гостеприимность, скромность, раздражительность, жадность, равнодушие, справедливость, любовь к Родине, небрежность, обидчивость.

Положительные

Отрицательные

- Проверяем.

7. ФИЗМИНУТКА

Мирись, мирись,

Больше не дерись.

Если будешь драться,

Я буду кусаться.

А кусаться не при чем,

Буду драться кирпичом,

А кирпич ломается,

Дружба начинается.

8. Закрепление материала.

- Умеешь ли ты дружить? (  Разбор ситуаций в группах, каждой команде по 2 ситуации). Прочитать и объяснить ситуации.

       1. Маша поделилась с Леной своей тайной, и Лена узнала, что по секрету от своей мамы Маша вяжет шарф в подарок к маминому дню рождения. Очень хотелось Лене всем об этом рассказать. Но она сдержала слово, данное подруге.

        2. Витя хорошо учится, но сегодня за диктант получил «3». Вова засмеялся: «Тоже мне отличник! Так тебе и надо!»

        3. Лена пришла в новую школу. К ней подошла Ира и сказала: «У нас в классе все девчонки плохие: Оля плохо учится, Мила жадная, а Света не красивая... Будешь со мной дружить?»

       4.Алёша опрокинул компот на платье Милы. «Дурак», — крикнула девочка и выбежала из буфета.   Алёша  обиделся  и  перестал  дружить с Милой.         

- Когда человек далеко, как мы можем пообщаться?

- Речь бывает письменная и устная.

- Какие правила написания письма вы знаете?

-  Вам пришли письма от разных сказочных героев. Проверьте, они правильно составлены.

Письмо№1

Здравствуйте,  ребята!

Пишет Вам кот Матроскин из деревни Простоквашино. Читали про такого? Дело в том,  что у Вас скоро летние каникулы, и  я хотел бы пригласить Вас в свою деревню на отдых. Живем мы в уютном деревенском доме. Рядом лес, речка. Что еще надо для отдыха? (- Нет прощания. Жду вас.)

Письмо №2

Милые дети!

До свидания, до встречи в Африке, в пустыне Сахара!

Ваш любимый Бармалей. (Нет содержания письма. Что хотел рассказать.)

9. Рефлексия

Пословицы

  1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  2. Старый друг лучше новых двух.
  3. Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
  4. Один за всех и все за одного.

10. Итог урока. Оценивание.

- Какие правила общения вы запомнили?

- Какого человека можно назвать вежливым?

11. Домашнее задание.

Стр.128-137, прочитать. Написать письмо другу.

   

Резерв. Стр.135-136, разбор ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Что умеет компьютер?"(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Что умеет компьютер?"...

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...

Конспект урока по окружающему миру на тему; "Солнце, растения и мы с вами" ,УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях

Цель деятельности учителя: формирование представлений о взаимосвязи между растениями и Солнцем;ознакомление учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений....

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Семейный бюджет", УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях.

Цель деятельности учителя: - знакомство учащихся с понятием «семейный бюджет»;- формирование у учащихся экономного отношения к семейному бюджету, чувства милосердия;- развитие познава...