Технологическая карта урока окружающего мира "Транспорт" (УМК "Перспектива", 3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Кладова Анна Михайловна

Цель урока: расширение знаний об истории возникновения транспорта; формирование знаний о классификации транспорта в зависимости от места движения;

Задачи урока

Дидактические:

1.    Формировать умения различать виды транспорта: сухопутный, водный, воздушный;

2.    Формировать у учащихся знаний о влиянии транспорта на жизнь человека и окружающую среду.

Развивающие:

1.    Развивать логическое мышление при составлении плана работы;

2.    Развивать память, внимание при работе с текстом.

Воспитательные:

             1.    Иметь навык сотрудничества со сверстниками при работе в группах;

              2. Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Дата: 26.10.21г.

Школа: МАОУ «СОШ № 104 г. Челябинска»

Класс: 3 «Б»

Урок: 6

Время: 12:40-13:20 Кабинет: 202

Студент: Кладова Анна

Группа: 41

Учитель: Мицкевич А.С.

Руководитель практики: Горячёва С.Л.

Тема урока «Транспорт»

Тип урока: «открытие нового знания»

Цель урока: расширение знаний об истории возникновения транспорта; формирование знаний о классификации транспорта в зависимости от места движения;

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать умения различать виды транспорта: сухопутный, водный, воздушный;
  2. Формировать у учащихся знаний о влиянии транспорта на жизнь человека и окружающую среду.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление при составлении плана работы;
  2. Развивать память, внимание при работе с текстом.

Воспитательные:

  1. Иметь навык сотрудничества со сверстниками при работе в группах;
  2. Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде.

Оборудование: Учебник  «Окружающий мир» А.А. Плешаков, 3 класс 1 часть (УМК «Перспектива»), рабочая тетрадь «Окружающий мир» А.А. Плешаков, 3 класс 1 часть (УМК «Перспектива») учебная презентация, раздаточный материал, видеофрагмент.  

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне

Словесный: беседа, психологический настрой

Наглядный: презентация

Фронтальная

1. Проверяет готовность к уроку.

2. Создание эмоционального настроя.

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть, меня зовут, Анна Михайловна и сегодня я проведу у вас урок по окружающему миру.

-А начать сегодняшний урок я хочу с пословицы.

-Прочитайте, пожалуйста, её со слайда.

-Ребята, а как вы понимаете данные строки?

-Верно ребята, лес- это наше богатство, мы должны с вами его хранить и оберегать.

1. Приветствуют учителя и настраиваются на работу.

2. Читают высказывание.

3. Высказывают своё мнение.

-«Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади».

Р: личностное включение в учебную деятельность

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося

Учебная презентация

Пословица

 

Слайд

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа

Практический: кроссворд

Наглядный: задание на экране

Фронтальная, самостоятельная

1. Организация работы.

2. Повторение изученной темы.

-Ребята, скажите мне, пожалуйста, какой теме был посвящён прошлый урок?

-Ребята, давайте вспомним, что такое «путешествие»?

-Ребята, для того, чтобы узнать, как вы усвоили пройденный материал, я предлагаю вам в парах решить кроссворд.

Кроссворд:

1. Отвечают на вопросы.

2. Повторяют прошлую тему.

-«Путешествуя, познаём мир»

-Путешествие-это передвижение по какой-либо территории с целью её изучения.

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

Слайд

Слайд

По вертикали:

1. Всё то, что передаётся от поколения к поколению?

2. Путешествие по любой местности с целью узнать мир?

По горизонтали:

Задание

3. Как называется прибор, который определяет стороны горизонта?

4. Как называется человек, который путешествует по каким-нибудь местам?

5. На чём изображена земная поверхность в уменьшенном виде?

3. Организует проверку.

-Итак, ребята. На экране представлен эталон, проверьте, пожалуйста, как вы справились с тестом.

4. Организует оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию.

-На экране представлены критерии оценивания, поставьте, пожалуйста, тот знак, который соответствует успешности выполнения задания:

«+»- 0 ошибок. «?»- 1-2 ошибки. «-»- 3 и более ошибок.

 -Ребята, поднимите руку те, кто выполнил кроссворд  без ошибок.

-Молодцы, значит, вы хорошо усвоили пройденный материал.

-А те, кто совершили ошибки, вам необходимо будет дома ещё раз повторить прошлую тему.

5. Подводит к теме.

-Ребята, на прошлом уроке вы говорили про путешествие.

-Скажите, пожалуйста, с помощью чего человек можете путешествовать?

-Каким словом мы можем объединить все эти слова?

А) с выбора друга для поездки;

3. Решают кроссворд.

Эталон:

По вертикали:

1. Традиция;

2. Туризм.

По горизонтали:

Задание

3. Компас;

4. Турист;

5. Карта.

4.Проверяют тест по эталону.

5. Отвечают на вопросы.

-Машины, самолёта, поезда и т.д.

-Транспорт

П: Выделение известной информации и структурирование знаний;

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  выполнения;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа

Р: контроль; исправление ошибок; фиксация затруднений

Слайд

Кр

Слайд

Слайд

Слайд оссворд

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа

Наглядный: презентация

Фронтальная

1.Организует поисковую работу учащихся (постановка темы, цели и плана работы)

-Правильно, а как будет звучать тема нашего урока?

2. Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке.

-Сформулируйте цели урока при помощи опорных слов:

План урока:

1. Узнать…

2. Познакомиться…

3. Определить…

-Хорошо, молодцы, вы правильно составили все пункты плана.

1.Формулируют тему и цели урока.

2.Отвечают на вопросы.

3. Высказывают своё мнение.

-«Транспорт».

2. Составляют план урока.

-1. Узнать об истории возникновения транспорта;

2. Познакомиться с видами транспорта;

3. Определить влияние транспорта на человека и окружающую среду.

П:самостоятельное формулирование темы и цели урока;

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

Л: проявление активности в общей работе;

Слайд

Слайд

Слайд

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный: беседа

Наглядный: презентация, раздаточный материалом

Практический: составление альбома

Фронтальная, групповая

1. Определяет работу по плану.

-Ребята, скажите, пожалуйста, зачем человек изобрёл транспорт?

-Слово пришло к нам из греческого языка. В переводе оно означает «перемещать».

Сначала транспортом называли грузовые морские суда, которые перевозили из дальних стран различные продукты: кофе, чай, пряности; и увозили товары, которые продавали в дальних странах наши купцы, т. е. перемещали товары из одних стран в другие.

Позже слово «транспорт» стало означать «доставка чего-либо».

-На какие группы по месту передвижения  можем поделить транспорт?

- Как вы думаете, а с чего началась история видов транспортных средств?

- Вам интересно это узнать?

-Хорошо, сегодня мы с вами узнаем побольше о каждом виде транспорта. 

2. Организует работу в группах и объясняет задание.

-Работать вы будете по плану, который

представлен на экране. Прочитайте его.

Алгоритм работы:

1. Прочитать текст.

2. Вставить пропущенные слова.

3. Выбрать нужные картинки транспорта и приклеить их.

4. Представить свой результат.

-Но узнавать вы сегодня будете в группах. Я предлагаю вам создать собственный альбом под названием «Любознательный пассажир».

1. Отвечают на вопросы.

-Чтобы быстрее передвигаться, легче перевозить грузы.

2. Отвечают на вопросы.

-Воздушный, сухопутный, водный транспорт.

3. Высказывают своё мнение.

-Да.

4. Знакомятся с заданием.

5. Делятся на группы.

П:структурирование знания;

К:инициативность в общем поиске нового знания;

Р:саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов;

Слайд

Слайд

Слайд

                                                                         

1 ряд- воздушный транспорт.

2 ряд- сухопутный транспорт.

3 ряд- водный транспорт.

-А перед тем, как перейти к работе, я предлагаю вам вспомнить правила работы в группах.

-Ребята, вам необходимо выбрать из группы главного, который будет представлять ваш результат.

-На работу вам даётся 7 минут, затем каждая группа представит полученный результат. Во

время выступления одной группы, все остальные внимательно слушают.

Мы с вами разобрали 4 больших группы видов транспорта. Узнали к

какой группе, какой транспорт относится.  

6. Проговаривают правила работы в группах.

П: проводить анализ, синтез, сравнение; извлечение необходимой информации

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Слайд

Слайд

Динамическая пауза

(1 мин)

Предупреждение утомления

Наглядный: видеофрагмент Практический: физминутка

Самостоятельно

1. Проводит динамическую паузу.

-Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Сейчас на экране будут представлены движения, повторяйте за ними.

1. Динамическая пауза.

Р: саморегуляция

Видеофрагмент «Физминутка»

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный: беседа

Наглядный: представление работы

Фронтальная, групповая

1. Организует проверку работы.

-Ребята, время вышло, начнём проверять вашу работу.

Сейчас ответственный каждой группы выйдет к доске и представит страничку альбома о транспорте, которые они заполняли всей группой.

2. Показывает обложку книги.

-Сейчас я попрошу одного учащегося выйти к доске и представить, что у вас получилось по плану.

1. Наш альбом называется…

2. В нём представлено…

3. Он полезен …

-Ребята, я заранее подготовила для вашего альбома обложку, я предлагаю скрепить все листы вашей книги.

-Молодцы, вы также на последующих уроках окружающего мира сможете дополнять свою книгу новой информацией.

1. Представляют свой результат.

2. Отвечают на вопросы.

Л: понимание и выражение в речи цели задания;

Р: принятие учебной задачи к исполнению;

Р:саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов.

Слайд

Слайд

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Словесный: беседа

Практический: выполняют тест

Наглядный: презентация

Фронтальная, самостоятельная

1. Обеспечивает самостоятельную работу.

2. Объясняет новое задание.

-Сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно, для этого вам нужно будет решить тест по вариантам. На работу вам даётся 3 минуты.

Можете приступать к выполнению задания.

1 вариант:

1. Какое животное издавна больше всего помогала человеку в передвижении?

А) Лошадь;

Б) Олени.

2. К какому виду транспорта относятся: поезд, машина, автобус?

А) Наземный;

Б) Воздушный;

В) Сухопутный.

3. К какому виду транспорта относятся: самолёт, вертолёт?

А) Наземный;

Б) Воздушный;

В) Сухопутный.

4. Что стало одним из главных изобретений в истории сухопутного транспорта?

А) Самокат;

Б) Машина;

В) Колесо.

5. Какой транспорт является общественным?
А) Машина;

Б) Троллейбус;
В) Мотоцикл.

2 вариант:

1. Какой транспорт является общественным?
А) Машина;

Б) Троллейбус;
В) Мотоцикл.

5. 1. 200 лет назад произошёл переворот в наземном транспорте 

а) с появлением велосипеда       б) с  появлением паровоза     в) ничего не

произошло;

 

1.Слушают задание.

2. Выполняют задание.

3.Сверяют задание с эталоном.

Эталон:

1 вариант:

1-А;

2-А;

3-Б;

4-В;

5-Б.

2 вариант:

1-Б;

2-В;

3-А;

4-Б;

5-А.

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов выполнения;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа

Р: контроль; исправление ошибок; фиксация затруднений

Слайд

Тест

Слайд

2. Что стало одним из главных изобретений в истории сухопутного транспорта?

А) Самокат;

Б) Машина;

В) Колесо.

3. Какое животное издавна больше всего помогала человеку в передвижении?

А) Лошадь;

Б) Олени.

4. К какому виду транспорта относятся: самолёт, вертолёт?

А) Наземный;

Б) Воздушный;

В) Сухопутный.

5. К какому виду транспорта относятся: поезд, машина, автобус?

А) Наземный;

Б) Воздушный;

В) Сухопутный.

2. Организует оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию.

-Ребята, обменяйтесь своими работами с соседом по парте.

-Ребята, на экране представлен эталон, проверьте, пожалуйста, как ваш сосед справился с заданием.

4. Осуществляет контроль.

-Оцените, пожалуйста, работу, на экране представлены критерии оценивания.

Оценка «5»- выполнено задание без ошибок.

Оценка «4»- 1 ошибка.

Оценка «3»- 2 ошибки.

Оценка «2»- 3 и более ошибок.

4. Оценивают работу по критериям оценивания.

Р: контроль; исправление ошибок; фиксация затруднений

Слайд

Слайд

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

Наглядный: работа с рабочей тетрадей

Фронтальная, парная

1. Организует просмотр видео.

-Вы знаете, что любое изобретение имеет положительное и отрицательное действие на человека и окружающую среду.

-Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик о влиянии транспорта на окружающую среду и здоровье человека.

-Во время просмотра я попрошу вас для себя выделить положительные и отрицательные стороны транспорта.

-Итак, ребята, назовите для начала положительные стороны транспорта.

-Хорошо, а теперь отрицательные стороны.

2. Подводит к выводу.

-Какой вывод вы можете сделать после просмотра данного видео?

-Хорошо, молодцы!

3. Объясняет новое задание.

-Ребята, сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Откройте, пожалуйста, свои рабочие тетради на странице 28, упражнение номер 2.

-Прочитайте, пожалуйста, что вам нужно выполнить?

Задание: распределите средства передвижения по видам. Сухопутный транспорт отметь красным кружком, водный транспорт- синим кружком, воздушный транспорт- жёлтым кружком.

1. Смотрят видеоролик.

2. Выделяют положительные и отрицательные стороны транспорта.

-Быстрота передвижения, эконом времени, удобство.

-Загрязнение, угроза жизни при невыполнении ПДД.

3. Делают вывод.

-Транспорт имеет, как положительные и отрицательные стороны. Необходимо уменьшить количество пользования транспорта.

1. Слушают новое задание.

2. Выполняют задание в парах.

-Распределить средства передвижения по видам.

Эталон:

Корабль- синий кружок,

Самолёт- жёлтый кружок,

Ракета- жёлтый кружок,
Машина- красный кружок,

Катер- синий кружок,

Троллейбус- красный кружок.

П: обобщение и структурирование знаний в речи

К: умение полно и точно выражать своё мнение

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего темпа

Видеофрагмент «Транспорт и окружающая среда»

Рабочая тетрадь стр. 28, упр.2

Слайд

Слайд

-Хорошо, на работу вам даётся 3 минуты, можете приступать к выполнению задания.

4. Организует оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию.

-Ребята, время вышло, давайте проверим, что у вас получилось.

3. Проверяют задание.

Р: контроль; исправление ошибок; фиксация затруднений

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

Наглядный: презентация

Фронтальная

1.Обеспечивает подведение итогов.

-Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, как звучала тема урока?

- Все ли пункты плана достигнуты? 2.Организовывает оценивание деятельности учащихся на уроке.

-Ребята, сейчас я попрошу вас выбрать и продолжить одну из фраз, которые представлены на экране.

-Я научился…

-Я открыл для себя новое…

-Меня удивило…

-Меня огорчило…

-Мне хочется еще узнать…

3. Прощается с учащимися.

-Урок окончен, спасибо за активность и трудолюбие на уроке. До свидания.

1.Вспоминают тему  урока.

-«Транспорт».

2.Определяют, достигнут ли план урока.

-Да

3.Оценивают свою работу на уроке

5. Прощаются с учителем.

Р: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознании качества и уровня усвоения

К: умение полно и точно выражать своё мнение

Слайд

Слайд

Слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. Окружающий мир. 3 класс. УМК "Перспектива". Тема урока: "Кладовые земли"

Класс: 3                                          УМК «Перспектива» Авторы учебника: А.А.Плешак...

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

Технологическая карта урока Окружающий мир. 3 класс. Перспективная начальная школа. Тема урока: "Человек - защитник природы".

Духовно-нравственное воспитание учащихся, как средство формирования мировоззренческой культуры обучающихся в свете требований ФГОС второго поколения.Технологическая карта урока.Класс: 3 "Б".Учитель: К...

Технологическая карта урока. Окружающий мир. 2 класс. Тема урока "Я, ты, он, она...Все мы люди..."

Технологическая карта урока. Окружающий мир. 2 класс. Тема урока "Я, ты, он, она...Все мы люди..."...

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа России Тема урока: «Что окружает нас дома?»

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа РоссииТема урока: «Что окружает нас дома?»...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...