Технологическая карта урока окружающего мира «Природа в опасности!» 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Вишнякова Анастасия Александровна

 

Тема урока «Природа в опасности!»

 

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: ознакомление учащихся с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга.

Задачи урока

 

Дидактические:

  1. поспособствовать осознанию необходимости ответственного отношения к природе;
  2. знать о Красной книге и влиянии человека на природу.

Развивающие:

  1. способствовать формированию правильного поведения в природе;
  2. способствовать развитию коллективных навыков в работе.

Воспитательные:

  1. воспитывать чувство коллективизма при совместной работе;
  2. воспитывать бережное отношение к учебнику;
  3. воспитание патриотических чувств к своей Малой Родите, бережного отношения к природе.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 21.09.2021

Школа: №152

Класс: 3 «Д»

Урок: 5

Время: _______________   Кабинет: 220

Студент:  Вишнякова А.А.

Группа: 45

Учитель: Силантьева Т.В.

Методист: Пометун Н.Н.

Тема урока «Природа в опасности!»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: ознакомление учащихся с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга.

Задачи урока

Дидактические:

  1. поспособствовать осознанию необходимости ответственного отношения к природе;
  2. знать о Красной книге и влиянии человека на природу.

Развивающие:

  1. способствовать формированию правильного поведения в природе;
  2. способствовать развитию коллективных навыков в работе.

Воспитательные:

  1. воспитывать чувство коллективизма при совместной работе;
  2. воспитывать бережное отношение к учебнику;
  3. воспитание патриотических чувств к своей Малой Родите, бережного отношения к природе.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Формы: фронтальная

Словесный метод: беседа.

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создаёт эмоциональный настрой.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут –Анастасия Александровна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5». 

Показывают готовность к уроку.

П: знать правила русского языка при оформлении записи в тетради.

М: К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Л:проявляют мотивы к учебной деятельности

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Форма: фронт., индивид.

Словесный метод: беседа

Практический: работа в тетрадях

Проверяет знание предыдущей темы с помощью теста.

-А теперь мы с вами проверим, хорошо ли вы усвоили знания, которые получили на предыдущем уроке. От вас требуется выполнить задание из рабочей тетради, на это у вас есть 5 минут.

Показывают знания, полученные на предыдущих уроках.

М: Р: выработать учебную мотивацию, целеполагание

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Рабочие тетради.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения,

постановка цели урока

Форма: фронт. Словесный метод: беседа

Есть просто храм,  Он – свет в любое время суток,

Есть храм науки.  Открыт для нас в жару и стынь.

А есть ещё природы храм –  Входи сюда, будь сердцем чуток

С лесами, тянущими руки  И не губи его святынь.

Навстречу солнцу и ветрам.                                   (А. Смирнов.)

(Во  время  чтения  демонстрируются  картинки:  чистое  небо,  льющаяся вода,  родник,  леса,  животные  и  птицы;  играет  музыка:  аудиозапись  звуков природы. Музыку сменяет набатный колокольный звон. На  доске появляется

земной  шар  и  закрывающие  его  картинки:  изображения  дыма  труб  завода, выжженных лесов, загрязнённых рек, свалок, рыб в реке с нефтью.)

–  Но  что  это?  Почему  так  тревожно  бьёт  колокол  (слышен  набатный )

–  Во  все  времена  колокола  были  вестниками  тревоги.  Они  звучали  в  дни

людских бед, когда человеческому голосу не под силу было выкрикнуть боль.

Формулирует цель урока:

-Во все времена колокола были вестниками тревоги. Как вы думаете, что  случилось?  Кто  взывает  о  спасении  и  кричит  нам «SOS» – «помогите»? Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?

Внимательно слушают стихотворение.

-Природа просит нас о помощи.

Формулируют тему и задачи урока вместе с учителем.

М: Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: построение логической цепи рассуждений, доказательств

Проектор.

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование

способности к его выполнению

Формы: индивидуальная, фронтальная

Словесный метод: беседа, объяснение

-Почему эта тема так важна сегодня? По чьей вине страдает природа? А кто может её спасти?
-Верно, природа Земли больна, и спасти её можем только мы сами. Как, по-вашему, лично от вас зависит спасение природы? Какой вклад в охрану природы можете внести лично вы?

-Если умрет природа, что будет на Земле?

—  Итак, сейчас вы будете читать текст на с. 29 «О маленьких ранах...», а я буду проходить по классу и говорить, кто читает следующий, не отвлекайтесь от текста, потому что я могу в любой момент остановить вас и попросить прочесть следующего.

-Итак, что такое маленькая рана у природы? Приведите примеры таких маленьких ран, которые мы наносим природе.

—  Прочитайте на с. 29 текст «О ранах больших». Что такое большая рана? Приведите примеры больших ран природы.

-Сейчас я расскажу вам одну историю.

Пошли дети гулять в лес и решили сделать подарок своим мамам, насобирали охапки лесных цветов. Вроде бы дело доброе, а учительница сердится:

—  Зачем ландышей нарвали? Нельзя же. И большие лесные колокольчики нельзя! И вот эту душистую ночную фиалку, и эти желтые купальницы, и...

—  Но почему? — чуть не плачут ребята. — Они же такие красивые.

(Учитель по ходу рассказа выставляет на доску рисунки, фотографии цветов.)

—  Объясните, почему сердится учительница. Вот-вот, красота их и губит. Кто ни увидит — всякий сорвет.

Оттого цветов этих и стало так мало и чуть ли не каждый пришлось взять под защиту. И правильно, а то ведь вскоре ни ландышей, ни фиалок, ни многих других цветов вовсе не останется. Что можно сделать, чтобы у вас в доме были полевые цветы?

-Прочитайте в учебнике на с. 30—31 о животных, которые исчезли навсегда. Как называются эти исчезнувшие животные? 

— Расскажите, какие меры предпринимает человек, чтобы спасти природу. Прочитайте об этих мерах в учебнике на с. 31—32. Куда заносятся сведения о редких растениях и животных? Как называются охраняемые территории? Что такое заповедник? Что охраняется в заповеднике? Что такое национальный парк?

А сейчас мы с вами немного отдохнём.

Физминутка

Отвечают на вопросы учителя.

Читают текст, отвечают на вопросы.

Слушают историю, по необходимости отвечают на вопросы.

-Заповедники и национальные парки.

-Участок земли, вся территория которого находится под строгой охраной.

-Растения, животные, воды, почва, минеральные источники, горные породы.

-Участок земли, который находится под охраной. Но на территории национального парка есть места, предназначенные для отдыха, спортивных занятий, экскурсий.

М:Р: выработать учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план,

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки

Учебник.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Формы: индивидуальная, фронтальная

Словесный метод: беседа            

Практический метод: работа у доски, работа в тетрадях, упражнение

Организует работу в группах на закрепление первичных знаний:

—  Ребята, сейчас мы с вами поработаем в группах, составим памятку-правила поведения на природе, для этого я вам даю вот такие картинки, они помогут вам в работе. На выполнение задания у вас есть 7-10 минут.

—  Прочитайте правила, которые вы составили.

—  Ребята, все запомнили эти правила? Кто их будет выполнять?

Работают в группах.

Читают правила.

Р: выработать учебную  мотивацию

П: работать по предложенному плану

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности

Раздаточный материал.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Формы: индивидуальная

Практический метод: самостоятельная работа, взаимопроверка

Проводит самостоятельную работу:

Теперь выполним самостоятельную работу, я раздам вам небольшой кроссворд, а вопросы буду озвучивать, ваша задача - вспомнить и записать ответы.

Переверните ваш кроссворд, подпишите его. Теперь обменяйтесь кроссвордами с соседом и проверьте его работу, сравнивая её с примером на экране. А сейчас передайте с последних парт на первую.

Выполняют самостоятельную работу по вариантам.

М:Р: выработать учебную мотивацию, контроль, коррекция

П: работать по предложенному плану

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности,

Раздаточный материал в виде кроссворда.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Форма: фронтальная, в парах

Организует работу в парах

— Прочитайте первое задание в учебнике на с. 32. Обсудите и выполните его в парах.

— Почему люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины — словом, превратить Землю в один огромный заповедник?

Работают в парах.

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, анализ, обобщение

Доска. Учебник.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Форма: фронтальная

Словесный метод: беседа

Проводит рефлексию деятельности:

- Что мы сегодня составили на уроке?

- Расскажите несколько правил поведения на природе.

- Какие задания показались легкими? Какие сложными?

- Был ли понятен материал урока?

-Спасибо за урок, вы большие молодцы, можете быть свободны!

Отвечают на вопросы:

-памятку-правила

Метапредметные:

Р: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" 2 класс УМК "Школа России"

технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" 2 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Что такое хвоинки ?" . " Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Школа России"...

Технологическая карта урока окружающего мира проведенного в 4 классе.

Тема урока, место в общей теме.  Общество. Права человека в обществе. Цель урока Довести до сознания учащихся, что  общество – люди, которых соединяет общая культу...

Технологическая карта урока окружающего мира "В школе", 2 класс, УМК Школа России

Технологическая карта урока окружающего мира во втором классе. Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока окружающего мира в 3-м классе по теме " Наше питание. Пищеварительная система

Тип урока: : изучение новых знаний. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: Познакомить учащихся  с необходимыми организму питательными веществами.Да...

Технологическая карта урока окружающего мира в 3-м классе по теме «Опасные места».

Воронцова Ирина НиколаевнаМОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа»Волосовский районПедагогический стаж – 2 годаОбразование – высшееКвалификационная категория...

технологическая карта урока окружающего мира «Природа – волшебные двери к добру и доверию» (УМК "Школа России", 4 класс)

Тема урока: «Природа – волшебные двери к добру и доверию»Тип урока: урок «открытие» нового знанияЦель урока:  формирование представления учащихся о природе как ...