Технологическая карта урока окружающего мира "Освоение Сибири" 4 класс УМК Школа России А. А. Плешаков
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Симакова Вероника Анатольевна

Тип урока: открытие «нового знания»

Цель урока: ознакомление учащихся с историей освоения Сибири

Задачи урока

Дидактические:

· формировать у учащихся представление о территории Сибири, её природе и фауне

· формировать у учащихся представление о народах, проживающих территории Сибири и их деятельности

Развивающие:

· развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

· развивать внимание при выполнении учебных заданий;

· развивать познавательный интерес.

Воспитательные:

· воспитывать любовь к Родине;

· воспитывать аккуратность и внимательность;

· воспитывать бережное отношение к учебнику;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osvoenie_sibiri.doc612.5 КБ
Файл dopolnitelnyy_material.docx14.61 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ

Дата: 02.03.21

Школа: МАОУ № 148

Класс: 4 «Б»

Урок: 4

Время: 15:40-16:20 Кабинет: 221

Студент: Симакова Вероника Анатольевна

Группа: 36

Учитель: Кожевникова Татьяна Ивановна

Методист: Мухина Ирина Григорьевна

Тема урока «Освоение Сибири»

Тип урока: открытие «нового знания»

Цель урока: ознакомление учащихся с историей освоения Сибири

Задачи урока

Дидактические:

  • формировать у учащихся представление о территории Сибири, её природе и фауне
  • формировать у учащихся представление о народах, проживающих территории Сибири и их деятельности

Развивающие:

  • развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • развивать внимание при выполнении учебных заданий;
  • развивать познавательный интерес.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к Родине;
  • воспитывать аккуратность и внимательность;
  • воспитывать бережное отношение к учебнику;

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты

(П М  Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Словесный: беседа

Проверяет готовность к уроку

Создание эмоционального настроя

Приветствует детей.

- Здравствуйте ребята! Меня зовут Вероника Анатольевна, и сегодня я проведу у Вас урок истории. Я рада видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Присаживайтесь, пожалуйста.

Встают, приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу

М: личностное

включение в учебную

деятельность (Р)

Учебная презентация

Актуализация знаний и мотивация

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация слайдов

Подводит учеников к формулировке темы, задач и цели урока

Показывает детям ребус, отгадка которого является темой урока

- Посмотрите внимательно на экран и попробуйте решить ребус.

- Кто догадался,что это за слово?

- Верно. Сейчас я буду задавать вопросы, если вы знакомы с тем или иным термином, то вы поднимаете правую руку, если не знакомы левую.

- Кто знает что такое Сибирь?

- Кто знает какие народы проживают на территории Сибири и какой у них образ жизни?

- Кто знает как просходило освоение Сибири и кто им руководил?

- Кто знает какие растения и жвотные есть на територию Сибири?

- Хорошо. Кто не знает давайте постараемся узнать и запомнить как можно больше. А те кто с чем-то уже знаком постарайтесь запомнить новую для вас информацию.

Отгадывают ребус

- Сибирь.

Поднимают руку в зависимости от знания материала

М:

личностное

включение в учебную

деятельность

Учебная презентация

Постановка учебной задачи

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный:

беседа

Помогает детям сформулировать цель, тему и план урока

Задает наводящие вопросы

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в прошлое. Но перед тем как отправится, давайте скорректируем наш маршрут.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- А какую цель мы перед собою поставим?

- Давайте попробуем составить план нашего урока.

-Какие задачи мы можем поставить перед собой?

- Совершенно верно. На сегодняшнем уроке мы будем работать по следующему плану:

Формулирую цель, тему, задачи и план урока, отвечая на вопросы учителя

- Освоение Сибири.

- Ознакомление с историей освоения Сибири.

1) Узнать о месте расположения Сибири

2) Узнать об освоение Сибири

3) Узнать о флоре и фауне Сибири

М: самостоятельное

выделение и

формулирование

познавательной цели

(П);

М: планирование (П)

Учебная презентация

«Открытие» нового знания

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Метод: Словесный: диалог, беседа

Фронтальная форма работы

Наглядный слайд

Подводит детей к первому пункту плана, рассказывает новый материал

- Итак для того чтобы определить куда мы отправимся я предлагаю вам посмотреть на карту.

- Посмотрите на физическую карту России. Сибирь - огромная территория, занимающая большую часть Азии от Урала на западе до Тихого океана на востоке; от берегов Северного Ледовитого океана на севере до холмистых степей на юге.

- Давайте используем наши волшебные часы, и переместившись в прошлое посмотрим какую территорию занимала Сибирь в 16 веке.

Раздаёт карточки

- Чтобы узнать об этом, я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент. Обратите внимание, у каждого на парте лежит карточка с заданием. Ваша задача внимательно просмотреть видеоролик и вписать в предложения пропущенные слова.

- Но прежде чем начать выполнять задание, давайте повторим правила работы в парах. Кто может их перечислить?

Слушают рассказ учителя

Слушают объяснение задания

Желающий рассказывает правила работы в парах

 1. Говори тихо и спокойно.

2. К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра.

3. Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца.

4. Делай замечания тактично, не груби.

М:

Понимание и выражение в речи цели задания (Л);

Принятие учебной задачи к исполнению (Р);

Принятие и освоение социальной роли обучающегося (Л);

Знание хода работы (П)

Учебная презентация

Карточки с парной работой

-Молодец всё верно.

Включает видеофрагмент, проводит работу в парах

- Итак кто готов прочитать полностью первое предложение?

- Верно. Кто выполнил второе предложение?

- Правильно. Кто может прочитать третье предложение?

- Отлично. Кто может прочитать четвёртое предложение?

- Молодцы. Кто хочет прочитать последнее предложение.

- Замечательно! Вы отлично справились с заданием. Кажется, у нас сломались наши часики. Но не переживайте, я знаю одного отличного мастера, который отлично справится с этой работой. А пока он занимается делом, я предлагаю вам отдохнуть.

Желающие отвечают на вопрос учителя

- В 1552 г. Иван Грозный взял город Казань, а в 1556 г. Взял город Астрахань.

- В 1555 г. Сибирский хан Едигир обратился к царю с просьбой прибрать Сибирь к рукам, при этом обещая платить ежегодную дань в 30 000 соболиных шкурок, по одной с каждого темноволосого мужчины.

- В 1558 г. Царь Иван IV пожаловал купцам Строгановым земли по рекам Кама и Чусовая.

- В 1563 г. Власть в бывшем Сибирском ханстве захватил сын бухарского мурзы хан Кучум.

- Сибирь влекла людей русских людей своим богатством. Среди них были: серебро, соль, шкурки соболей и лисиц.

Динамическая пауза

Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности

Практические: выполнение физических упражнений

Организует динамическую паузу

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарил и

Выполняют упражнения

М: умение соотносить свои действия с действиями учителя(Р)

Учебная презентация

Первичное

закрепление

во внешней

речи

Усвоение нового способа действий

Ф, П Практические: выполнение заданий Словесные: беседа, учебный диалог

Проводит работу с картой, рассказывает материал

- Для войны с Кучумом Строгановы наняли казачий отряд в 750 человек под предводительством атамана Василия Тимофеевича Аленина, прозванного Ермаком. Успешно прошли первые столкновения с татарскими отрядами. Сибирские татары почти не знали огнестрельного оружия и боялись его. Кучум выслал навстречу непрошеным гостям своего храброго племянника Маметкула с войском. У реки Тобол казаков атаковало до 10 тысяч татар, но казаки опять вышли победителями. Решающая битва произошла недалеко от ханской столицы Кашлыка. В сече полегло 107 казаков и много больше татарских воинов. Кучум с остатком верных ему людей бежал. Сибирское ханство пр5екратило свое существование.

- В это ханство входило, помимо татар, много народов и племен.  Притесняемые татарами и заинтересованные в торговле с Россией, они обязались платить ясак (дань) пушниной Ермаку, а не Кучуму.

Проводит работу в группе

- А для того чтобы узнать какие народы ещё жили в Сибири, давайте проведём небольшую работу в группах. Мы разделимся на 5 групп, в четырёх группах будет по 6 человек и в одной пять. Каждой группе я раздам по карточке, у каждой группы на карточке разная информация. Ваша задача прочитать текст на ней, обсудить и выбрать одного человека для того, чтобы он рассказал о том, что он прочитал.

- Но перед тем преступить к работе давайте повторим правила работы в группе.

- Молодцы, всё верно. Приступайте к заданию.

Проверяет первую группу

- Итак. Кто будет рассказывать из первой группы?

Слушают учителя, смотрят на карту

Рассказывают правила работы в группах

1. Работать дружно

2. Уважать мнение каждого участника.

3. Уважаем мнение каждого участника группы

4. Работаем тихо, чтобы не мешать другим.

Работают в группах

Отвечает ученик из первой группы

- Народы, которые встретили русские за Уралом говорили на разных языках. Эти народы воевали с друг другом за богатства земли, расселялись, покоряли

П: уметь работать с картой;

М: уметь работать в парах

Учебная презентация

Карточки

Проверяет вторую группу

- Молодцы! Кто будет рассказывать из второй группы?

Проверяет третью группу

- Замечательно! Кто готов рассказывать с третей группы?

- Всё верно! Четвёртая группа кто будет рассказывать у вас?

Проверяет пятую группу

друг друга, объединялись против общих врагов. Среди этих народов были: ханты, манси, ненцы, якуты, эвены, эвенки, чукчи.

Отвечает ученик из второй группы

- Кочевым народом были ненцы. Они кочевали по тундре. Их основным занятием было оленеводство. По обоим сторонам Оби и Иртыша жили ханты и манси. Основным их занятием были охота и рыболовство.

Отвечает ученик из третей группы

- По территории тайги расселились эвены и эвенки. Около Лены жили якуты, эвены и эвенки. Основным занятием было разведение мохнатых лошадок и коров. Расселяясь, якуты осваивали рыбную ловлю, оленеводство, охоту.

Отвечает ученик из четвёртой группы

- Чукчи и коряки расположились на территории побережья охотского моря. Они занимались разведением оленей. Одними из важных занятий у них была охота. Они охотились на моржей, тюленей и китов.

Отвечает ученик из пятой группы

- Отлично! Пятая группа кто у вас рассказывает?

- Вы большие молодцы, отлично справились с заданием.

- Самым многочисленным народом за Уралом были буряты. Русские называли их «братскими людьми». Они селились около озера Байкал, к югу и к западу от него. Буряты были тогда скотоводами и земледельцами. Они выплавляли железо и хорошо умели его обрабатывать.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф

Методы: словесный: беседа

Наглядный: слайд, наглядный материал для работы

Проводит самостоятельную работу

- Чтобы проверить как вы выполнили материал, проведем самостоятельную работу на оценку. Перед вами лежат листочки с тестом. Подпишите их. Можете приступать к решению задания.

Тест

1. Какие народы являются коренными народами Сибири. Обведите номера верных ответов.

А) Мордва   В) Манси     Д) Якуты       Ё) Татары

Б) Ханты      Г) Буряты    Е) Башкиры Ж) Украинцы

2. Перечисли 3 старинных занятия населения Дальнего Востока.

3. Какие реки есть в Сибири. Обведите номера верных ответов.

А) Иртыш  В) Уй   Д) Лена    Ё) Амур

Б) Волга     Г) Обь  Е)  Белая  Ж) Москва

4. Название ханской столицы, около которой произошла решающая битва казаков и татарской орды.

А) Кашлык   В) Троицк  Д) Москва

Б) Барсык     Г) Чингек   Е) Санкт-Петербург

5. Как звали атамана казаков, который сражался с татарской ордой. Запишите прозвище.

Проводит взаимопроверку, оценивает работу учащихся

- Я вижу вы уже закончили. Обменяйтесь пожалуйста листочками с соседом по парте. Посмотрите внимательно на экран и сверьте ответы на листочке.

1. Если верно 5 – 2 б., 3 – 1 б., меньше – 0 б.

2. Если верно 3 – 2 б., 2 – 1 б., меньше – 0 б.

3. Если верно 4 – 2 б., 2 – 1 б., меньше – 0 б.

Подписывают работу, решают тест

- Б, В, Г, Д, Ё

- Оленеводство, охота, скотоводство, разведение скота, рыболовство, кузнечное дело, земледелие.

- А, Г, Д, Ё

- А

- Ермак

Выполняют взаимопроверку

М: владение общим приемом решения учебных задач

Учебная презентация

4. Если верно – 2 б., неверно – 0 б.

5. Если верно – 2 б., неверно – 0 б.

Если 10-8 б., - оценка 5

Если 7-6 б., - оценка 4

Если 5-4 б, - оценка 3

- Сдайте пожалуйста листочки.

Сдают листочки

Включение

в систему

знаний,

повторение

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесные: учебный диалог Практический: упражнении

Показывает слайд с флорой Сибири

- Посмотрите внимательно на слайд. На нем представлены одни из самых распространённых на территории Сибири растений. Среди них клюква, боярышник, бадан, дельфиниум, Сибирская лиственница, Сибирская кедровая сосна.

Показывает слайд с фауной Сибири

- С многими представителями животного мира Сибири вы уже знакомы. Самыми распространёнными животными в Сибири являются белки, медведи, олени, лоси, горностаи, песцы и многие другие.

- Многие животные Сибири занесены в красную книгу. Одни из самых известных представителей уссурийский тигр, Даурский Ежик, Кабарга, Манул, Тувинский бобр, Баргузинский соболь.

Проводит работу с учебником

- К сожалению, одно из животных попало на чёрную страницу красной книги. Я предлагаю вам узнать об этом животном подробнее. Откройте ваши учебники на странице 84 – 85, прочитайте текст из рубрики «Из Энциклопедии» и слова А. В. Кутузова. После прочтения будьте готовы ответить на вопросы.

Проводит опрос по прочитанному тексту

- Итак, я вижу многие закончили. Внимательно слушайте вопросы, если готовы дать поднимите руку.

1. Назовите фамилию учёного, который занимался исследованием животных на которых велась охота.

2. О каком животном вы прочитали?

3. Для чего этим животным нужен был толстый слой кожи?

4. Чем питались морские коровы?

5. За сколько лет люди истребили этот вид?

6. Какого размера были эти животные?

7.Вдоль каких островов они жили?

8. Почему этот вид исчез?

Смотрят на слайды и слушают учителя

Смотрят на слайды и слушают учителя

Работают с учебником

Желающие отвечают на вопросы

- Стеллер.

- О морской корове.

- Для того, чтобы не пораниться об лёд и камни при сильных морских прибоях, а также он позволяет поддерживать постоянную температуру тела.

- Водорослями/Морской капустой.

- 25 лет.

- 8 метров.

-Вдоль Командорских островов.

- Люди истребили их из-за

П: знать страны и их столицы

М: контроль, коррекция, оценка (Р)

Учебная презентация

- Абсолютно верно. Вы большие молодцы! Ответили на все вопросы.

Вкусного мяса, кожи и жира.

Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный: беседа, диалог

Наглядный: критерии, работы учеников

Организует предметную рефлексию

- Наш урок подходит к концу.

- Давайте вспомним, тему нашего урока?

- Какая была цель нашего урока?

- Давайте вспомним задачи, которые мы ставили на урок.

- Какая задача была первой?

- Мы справились с этой задачей?

- Какая задача была второй?

- Мы справились с этой задачей?

- Что нового вы узнали об освоении Сибири?

- Молодцы! Какая задача была третей?

- Мы справились с этой задачей?

- Что вы можете мне рассказать о флоре и фауне Сибири?

- Верно. Вы большие молодцы, хорошо поработали на уроке.

Организует эмоциональную рефлексию

-Оцените свою работу на уроке.

- «Не понял(а) тему»

- «Понял(а), но не до конца»

 - «Всё понял»

 Наш урок закончен, всем спасибо.

Подводят итоги урока

Отвечают на вопросы

- Освоение Сибири.

- Ознакомление с историей освоения Сибири.

- Узнать о месте расположения Сибири.

- Да.

- Узнать об освоении Сибири.

- Да.

- …. (Ответы детей)

- Узнать о флоре и фауне Сибири.

- Да.

- … (Ответы детей)

Проводят эмоциональную рефлексию

М: рефлексия способов и условий действия (П); М: контроль и оценка процесса и результативность деятельности (П); Л: самооценка

Учебная презентация



Предварительный просмотр:

Работа в парах

В 1552 г. Иван Грозный взял город ___________, а в 1556 г. Взял город __________.

В 1555 г. Сибирский хан Едигир обратился к царю с просьбой прибрать Сибирь к рукам, при этом обещая платить ежегодную дань в _____   _________ шкурок, по одной с каждого _________ мужчины.

В 1558 г. Царь Иван IV пожаловал купцам Строгановым земли по рекам ____________ и ________.

В 1563 г. Власть в бывшем Сибирском ханстве захватил сын бухарского мурзы хан _______.

Сибирь влекла людей русских людей своим богатством. Среди них были: _____, ________, шкурки _______ и ________.

Работа в парах

В 1552 г. Иван Грозный взял город ___________, а в 1556 г. Взял город __________.

В 1555 г. Сибирский хан Едигир обратился к царю с просьбой прибрать Сибирь к рукам, при этом обещая платить ежегодную дань в _____   _________ шкурок, по одной с каждого _________ мужчины.

В 1558 г. Царь Иван IV пожаловал купцам Строгановым земли по рекам ____________ и ________.

В 1563 г. Власть в бывшем Сибирском ханстве захватил сын бухарского мурзы хан _______.

Сибирь влекла людей русских людей своим богатством. Среди них были: _____, ________, шкурки _______ и ________.

Работа в парах

В 1552 г. Иван Грозный взял город ___________, а в 1556 г. Взял город __________.

В 1555 г. Сибирский хан Едигир обратился к царю с просьбой прибрать Сибирь к рукам, при этом обещая платить ежегодную дань в _____   _________ шкурок, по одной с каждого _________ мужчины.

В 1558 г. Царь Иван IV пожаловал купцам Строгановым земли по рекам ____________ и ________.

В 1563 г. Власть в бывшем Сибирском ханстве захватил сын бухарского мурзы хан _______.

Сибирь влекла людей русских людей своим богатством. Среди них были: _____, ________, шкурки _______ и ________.


Карточка 1

Народы, которые встретили русские за Уралом говорили на разных языках. Эти народы воевали с друг другом за богатства земли, расселялись, покоряли друг друга, объединялись против общих врагов. Среди этих народов были: ханты, манси, ненцы, якуты, эвены, эвенки, чукчи.

Карточка 2

Кочевым народом были ненцы. Они кочевали по тундре. Их основным занятием было оленеводство. По обоим сторонам Оби и Иртыша жили ханты и манси. Основным их занятием были охота и рыболовство.

Карточка 3

По территории тайги расселились эвены и эвенки. Около Лены жили якуты, эвены и эвенки. Основным занятием было разведение мохнатых лошадок и коров. Расселяясь, якуты осваивали рыбную ловлю, оленеводство, охоту.

Карточка 4

Чукчи и коряки расположились на территории побережья охотского моря. Они занимались разведением оленей. Одними из важных занятий у них была охота. Они охотились на моржей, тюленей и китов.

Карточка 5

Самым многочисленным народом за Уралом были буряты. Русские называли их «братскими людьми». Они селились около озера Байкал, к югу и к западу от него. Буряты были тогда скотоводами и земледельцами. Они выплавляли железо и хорошо умели его обрабатывать.


Тест

1. Какие народы являются коренными народами Сибири. Обведите номера верных ответов.

А) Мордва   В) Манси     Д) Якуты       Ё) Татары

Б) Ханты      Г) Буряты    Е) Башкиры Ж) Украинцы

2. Перечисли 3 старинных занятия населения Дальнего Востока.

3. Какие реки есть в Сибири. Обведите номера верных ответов.

А) Иртыш  В) Уй   Д) Лена    Ё) Амур

Б) Волга     Г) Обь  Е)  Белая  Ж) Москва

4. Название ханской столицы, около которой произошла решающая битва казаков и татарской орды.

А) Кашлык   В) Троицк  Д) Москва

Б) Барсык     Г) Чингек   Е) Санкт-Петербург

5. Как звали атамана казаков, который сражался с татарской ордой. Запишите прозвище.

Тест

1. Какие народы являются коренными народами Сибири. Обведите номера верных ответов.

А) Мордва   В) Манси     Д) Якуты       Ё) Татары

Б) Ханты      Г) Буряты    Е) Башкиры Ж) Украинцы

2. Перечисли 3 старинных занятия населения Дальнего Востока.

3. Какие реки есть в Сибири. Обведите номера верных ответов.

А) Иртыш  В) Уй   Д) Лена    Ё) Амур

Б) Волга     Г) Обь  Е)  Белая  Ж) Москва

4. Название ханской столицы, около которой произошла решающая битва казаков и татарской орды.

А) Кашлык   В) Троицк  Д) Москва

Б) Барсык     Г) Чингек   Е) Санкт-Петербург

5. Как звали атамана казаков, который сражался с татарской ордой. Запишите прозвище.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа России Тема урока: «Что окружает нас дома?»

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа РоссииТема урока: «Что окружает нас дома?»...

Технологическая карта урока окружающий мир 2 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока окружающий мир 2 класс УМК "Школа России" по теме "Путешествие по Москве"....

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК "Школа России" Тема: "Будь природе другом. Проект "Красная книга, или Возьмём под защиту"

Обобщение представление о факторах, угрожающих живой природе. Знакомство с важнейшими правилами поведения в природе, направленных на её сбережение. Работа над проектом....

Технологическая карта урока окружающего мира(4 класс).УМК "Школа России"Тема: «Кто такие насекомые?».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: формирование представлений о насекомых; выделить их существенные и отличительные признаки.Планируемые результатыПредметные: -знать: отличительные признаки насекомых;-уметь: ...

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс (УМК Школа России) «Дикие и домашние животные»

Дать представление о диких и домашних животных, отработать умение безошибочно распределять животных на диких и домашних....

Технологическая карта урока. Окружающий мир, 2 класс, "Пожар"( "Школа России, ФГОС)

Технологическая карта  урока окружающего мира    во 2 классе по теме : «Пожар!»...

Технологическая карта урока окружающий мир 3 класс (УМК Школа России) " План местности"

Цель урока: формирование представлений о понятии «план местности», масштабЗадачи урока: Дидактические: 1. Познакомить учащихся с понятие «план местности»,»масштаб&ra...